Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптикиРеферат По истории информатики на тему«На пути к информационному обществу: история, основные направления развития, актуальные проблемы» Аспирант: Варзунов А. В. Кафедра: ПЭиМ Специальность: 08.00.05 Санкт-Петербург 2009 г. Содержание Содержание 2 Введение 3 1. Понятие информационного общества 4 2. История становления информационного общества 6 3. Характеристика информационного общества 7 4. Современные направления информатизации общества 12 5. Актуальные проблемы информатизации общества 16 6. «Открытое общество» Дж. Сороса 19 Заключение 20 Список литературы 22 Введение Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой лидерами G8 22 июля 2000 г., «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [5]. Наступает новый этап в развитии процессов обмена информацией. Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество трансграничного информационного обмена и инструментария воздействия на массовое сознание, усиливая значение социально-психологических и культурно-информационных аспектов глобализации. Информационно-технологическая революция, разворачивающаяся на наших глазах, определяет движение к совершенно новому типу общества — информационному, или, как его еще называют, обществу знания. Одной из основополагающих характеристик этого общества является его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним — одним из основных факторов социально-экономического развития. В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику. Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы, среди которых наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства, соблюдение свободы слова, защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях, противостояние культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях. Актуальность проблем, связанных с формированием глобального информационного общества, привлекла к ним закономерный интерес ученых. В последнее десятилетие значительно выросло количество международных и отечественных конференций, круглых столов, коллоквиумов, а также монографий, статей и других публикаций, посвященных исследованию его различных аспектов. Об информационном секторе экономики к началу 1980-х гг. уже было написано св. 15 тыс. статей, причем во второй половине 1970-х гг. этим проблемам было посвящено около одной седьмой всех статей по общественным наукам. Нетрудно в связи с этим представить и современный интерес ученых различных стран к данной проблематике. В настоящей работе автор предпринимает попытку собрать воедино различные литературные источники и представить обзор процесса формирования глобального информационного общества, охватывающего все новые страны и регионы мира, в т. ч. и Россию. Таким образом, установим следующие задачи написания данного реферата:определить понятия информатизации и информационного общества и описать его основные характеристики;описать исторически этапы на пути к становлению информационного общества;определить актуальные проблемы информатизации общества;^ 1. Понятие информационного общества В новое тысячелетие человечество вошло под знаком новой экономики — экономики знаний и информационного общества. Происходят революционные процессы в сфере информации и связи. Мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Все чаще используются понятия «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные ресурсы», «общество знаний», «постиндустриальное общество» и т. п. Термин «информационное общество» и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе в 1980-е в связи с широко развернувшейся микроэлектронной революцией. Очевидно, что выделение какого-либо направления в отдельную отрасль связано, как правило, с числом занятых прямо или косвенно в производстве и распространении информации. В 1962 г. Ф. Махлуп на основании переписи населения и данных о развитии торговли, сделал вывод о том, что в США производством и распространением информации занято более 35% работающих, и ввел понятие «работник отрасли знаний». В 1970-х гг. более 50% рабочей силы США уже было вовлечено в сферу информационной деятельности [3]. Наиболее часто используется термин «информационное общество». Информационное общество — социологическая и футорологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Впервые этот термин был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В нем утверждалось, что информационное общество предполагает изобилие высокой по качеству информации и все необходимые средства для ее распространения. В 1973 г. Д. Белл, профессор Гарвардского университета, выдвинул концепцию постиндустриального общества и отметил, что оно характеризуется преимущественно информационным производством в форме образования, фундаментальной и прикладной науки, мастерства управления или информационных машин. В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает американский социолог и публицист Дэниэл Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Таким образом, западная общественно-социальная мысль выдвинула идею так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, развитием в области компьютерной техники и информатики, а, учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, его нередко называют компьютерной или информационной революцией. Это понятие имеет не менее сотни различных толкований. «Сегодня мы являемся свидетелями революции, которая трансформирует нас из индустриального общества в общество знаний», — отметил президент и основатель Давосского форума Клаус Шваб. «Революция знаний» — это фактически конгломерат трех революций, затрагивающих три сферы: «с кем мы взаимодействуем», «как мы взаимодействуем» и «кто мы есть». Это влияние на нашу жизнь процессов глобализации, электронных средств связи и биогенетики. По мнению Шваба, эта революция носит в большой степени всеобщий характер и сильно «сжата» во времени. Человечеству необходимо определить приоритеты XXI в., поскольку движение в новый мир не позволит вновь прибегнуть к «традиционным рецептам» и положиться на «изношенные институты» [3].^ 2. История становления информационного общества Если рассматривать процесс информатизации общества в историческом аспекте, следует выделить несколько открытий и изобретений, которые можно назвать информационными революциями, поскольку каждое из них носило глобальный характер и изменяло облик цивилизации. Эти революции кардинально меняли сферу производства, обработки и обращения информации и приводили к радикальным преобразованиям общественных отношений.^ Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному изменению в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на каком-либо носителе, обмениваться этими носителями и передавать их от поколения к поколению. ^ Вторая революция, безусловно, связана с именем Иоганна Гутенберга, который в 1448 г. благодаря изобретению книгопечатания издал Библию. Человечество получило возможность массово распространять информацию. Печатное слово приобрело реальный статус средства массовой информации. Знания и накопленный опыт стало возможным передавать в компактной, сохраняемой длительное время и общедоступной форме. Именно доступность сделала информацию грозным политическим и экономическим оружием. Сейчас, спустя пять с половиной веков, именно благодаря все большей доступности, благодаря новым технологиям информация превращается в мощный инструмент власти.^ Третья революция связана с технологическими изобретениями, резко изменившими способы передачи информации. Телефон. 10 марта 1876 г. Александр Белл запатентовал свое изобретение, и оно стало стремительно распространяться по всему миру. Сегодня жизнь миллионов людей связана с телефонией, они общаются, когда хотят и с кем хотят, образуя пространство личных (неформальных) информационных обменов. Радио. Генрих Герц, Николай Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов — первооткрыватели радио. Спустя несколько десятилетий спутниковая радиосвязь преобразовала межконтинентальный информационный обмен. Спутник заменил дорогостоящий трансатлантический телефонный кабель. Это привело к существенному расширению коммуникационной сети, телефонной системы и информационного пространства.^ Четвертая информационная революция связана с изобретением компьютера. Компьютеры позволили кардинально преобразовать способ обработки, организации и распространения данных, помогли массе людей приобщиться к профессиональным знаниям, общественному информационному богатству. Возникла необходимость соединить компьютеры, то есть изобрести соответствующие средства связи.^ Пятая информационная революция — революция в телекоммуникациях. Ее называют по разному: глобальная информационная инфраструктура, информационная супермагистраль, «информация на кончиках пальцев». Все эти метафоры означают, что новые технологии уничтожают понятие расстояния как такового. Именно благодаря информационно-телекоммуникационным технологиям мир пришел к разработке и созданию национальных и глобальных информационных инфраструктур и стоит на пороге Глобального Информационного Общества (ГИО). ^ 3. Характеристика информационного общества Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. Итак, что такое глобальное информационное общество? Согласно концепции 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, информационное общество — это разновидность постиндустриального общества. Сторонники этой концепции, рассматривая общественное развитие как последовательную смену стадий развития, связывают информационное общество с доминированием информационного сектора экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд, составляющие основу индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. На первой Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в 1994 г. в Буэнос-Айресе вице-президент США Альберт Гор сформулировал основную цель ГИО так: «...создать глобальное сообщество, в котором население соседних стран рассматривает друг друга не как потенциальных врагов, а как потенциальных партнеров, как членов одной семьи в огромной, все в большей степени взаимосвязанной человеческой семье» [3]. Понятие «информационное общество» возникло как попытка определить те процессы, которые наблюдаются сегодня в обществе и которые не связаны непосредственно с изменением производительных сил, а используют влияние знаний (информации) на все сферы общественных отношений. И относятся эти изменения к информатизации всех сфер общественного производства. Движение к информационному обществу отличают три основных признака: постиндустриальная трансформация, доминирующая роль теоретического знания, расширение сектора услуг по отношению к материальному производству. Информатизация — это не только и не столько оснащение компьютерами, средствами связи и обработки информации, сколько создание новых интеллектуальных технологий, позволяющих находить рациональные подходы к экономическим, техническим и даже социальным проблемам. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется также решением вопросов, связанных с производством и предоставлением благ, в первую очередь, с реализацией производимой продукции. В результате применения информационных технологий для потребителей экономическая среда может быть представлена как пространство выбора из многообразия образов, стилей, стандартов, марок, товарных знаков, то есть стилевого многообразия. При этом под информатизацией можно понимать организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Информатизация — это процесс частичной замены традиционных видов ресурсов общества (материалов, энергии) информацией, процесс превращения информации в важный ресурс общества. Дать точное определение понятию «информационное общество» пока достаточно трудно, ведь оно только зарождается. Разные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл. Н. Винер считает, что это социальный организм, устроенный на кибернетических принципах. Н. Моисеев связывает становление информационного общества с формированием планетарного Коллективного Разума как необходимого условия принятия человечеством рациональных решений. Приведем одно из удачных определений этого понятия: «Информационное общество / Information society — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах» [7]. О точности определений информационного общества можно спорить, но его особенности и отличительные черты становятся все более четкими. Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления общества; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем остальные [3].В. А. Копылов приводит следующие характеристики информационного общества: наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; массовое применение компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям; подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; новые формы и виды деятельности в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях или в виртуальном пространстве, включая куплю-продажу товаров и услуг, связь и коммуникации, отдых и развлечения, медицинские услуги и т. д.; возможность каждому члену общества практически мгновенно получить из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей полную, точную и достоверную информацию; возможность коммуникации каждого члена общества с каждым (электронная почта, «чаты»); трансформация деятельности средств массовой информации и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа; нивелирование географических и геополитических границ между государствами, становление нового информационного права и законодательства, обусловленного взаимодействием членов мирового сообщества в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях [9]. Профессор У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:Технологический: ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. К таким изменениям относят:структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; возросшее осознание важности информации; растущее осознание необходимости компьютерной грамотности; широкое распространение информационной технологии; поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». Таким образом, дать определение информационного общества достаточно трудно, но мы сформулируем его основные обобщающие характеристики:наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей (ТИТС) и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; массовое применение персональных компьютеров, подключенных к ТИТС; подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в ТИТС; новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве; возможность практически каждому члену общества получать из ТИТС оперативную, полную, точную и достоверную информацию; практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым; трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа; отсутствие географических и геополитических границ государств-участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового информационного права и законодательства.^ 4. Современные направления информатизации общества Следует понимать, что информационный сектор экономики или индустрия информации в широком смысле не является и не может рассматриваться как основа жизнедеятельности общества даже на современном этапе. Однако вовлеченные в сферу этого вида деятельности ресурсы велики, информационная индустрия развивается быстрыми темпами и стала ведущим сектором экономики. Именно поэтому страны оценивают свой информационный потенциал и разрабатывают программы информатизации. Это обеспечивает сегодня устойчивость экономики в целом. Информатика буквально на глазах одного поколения превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но также и в обществе. Информационные технологии, повышая эффективность использования информационных ресурсов, выступают не только как важнейший инструмент деятельности в информационной сфере, но и как мощный катализатор развития научно-технического прогресса. Информатизация общества в полной мере зависит от развитости системы информации. Среднегодовые темпы роста объема продаж на информационном рынке составляли 16-25%. Информационные ресурсы стали приобретать стратегическое значение. Не случайно уже на период 1990—1994 гг. Советом Европейского сообщества был принят план создания рынка информационных продуктов и услуг, предусматривающий формирование внутреннего рынка информационных услуг к началу 1993 г. Мировое сообщество приступило к созданию глобальной информационной инфраструктуры, гуманитарная цель которой — обеспечение гражданам доступа к информационным ресурсам мира. Глобализация — это долгосрочный процесс, и это не только рост интернационализации, предполагающий возрастающее взаимодействие суверенных национальных экономик. Это значительно большее, означающее рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни. Часто глобализацию представляют только как экономический фактор, который проявляется в тесной связи рынков, валют и корпоративных организаций. Но это и социальный, культурный и политический фактор, призванный ответить на угрозы и вызовы выживанию человечества. Начало масштабной информатизации в США тесно связано с именем Альберта Гора, который видел в этом процессе способ избавления государства от хронических болезней: несвязности в управлении, организационной неразберихи и кризиса финансовой системы. Администрация Б. Клинтона приоритетным направлением своей деятельности сделала развитие национальной информационной инфраструктуры, считая, что США вступили в период перехода от постиндустриального к информационному обществу. В 1993 г. правительство США подготовило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры, были предложены девять руководящих принципов: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшение управления сектором радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. С этого времени правительство США стало считать развитие национальной и глобальной информационных инфраструктур приоритетным направлением своей политики. Государству рекомендовалось действовать по следующим направлениям. поощрять частные инвестиции: устранять барьеры на пути частных инвестиций, способствовать инвестиционным инициативам в телекоммуникационном и информационном рынках; принимать законы и правила регулирования, которые не дискриминационны относительно этих процессов; поддерживать конкуренцию в сфере формирования новых технологий, услуг связи, коммуникаций; обеспечивать всем поставщикам информационных услуг доступ к оборудованию, сетям и сетевым услугам на недискриминационной основе. При этом процесс принятия единых стандартов должен быть открытым и происходить с участием заинтересованных производителей; осуществлять оптимальное административное и законодательное регулирование процессов информатизации. Европейское сообщество в 1994 г. поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Был подготовлен план действий, который определил стратегию движения Европы к информационному обществу: либерализация телекоммуникационного сектора экономики; обеспечение социальной ориентации общества, поддержка региональных инициатив с целью достижения согласованного развития; новые действия в области образования; поддержка европейской индустрии производства содержания (контента); поддержка научных программ. Как уже описывалось выше, новые информационные технологии расширяют права граждан путем предоставления оперативного доступа к разнообразным информационным ресурсам, увеличивают возможности граждан участвовать в процессах принятия политических решений и следить за действиями правительства (электронное правительство), предоставляют возможность активно производить, искать, доставлять и использовать информацию. Однако эти потенциальные возможности не становятся реальными сами по себе. Здесь нужна активная позиция государства. В 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, главной целью которой является ликвидация международного неравенства в области информации, а в апреле 2002 г. на сессии Исполнительного совета был представлен доклад «О сохранении цифрового наследия». Масштабность и глобальный характер информатизации сформировали новый современный инструмент государственного управления — государственную информационную политику, направленную на управление процессами трансформации общественных отношений в условиях информатизации. Предметом регулирования государственной информационной политики выступает процесс формирования и развития информационной сферы и ее системообразующих факторов. Государственное участие в социальном регулировании процессов информатизации находит выражение в следующих направлениях: в законодательных инициативах; определении и регулировании позиций информационной индустрии в социальной структуре; в формировании информационной культуры населения, «информационном» просвещении; в финансовой поддержке и координации усилий по информатизации базовых социальных институтов, функционирующих в некоммерческом секторе экономики. Информационное общество влечет за собой не только прогрессивные начала, но и порождает ряд социальных проблем. Наиболее сложными из них являются проблемы сохранения электронной информации и информационного неравенства людей, отдельных регионов и целых стран в новой телекоммуникационной среде и проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества. Угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.^ 5. Актуальные проблемы информатизации общества Информатизация принесла как прогрессивные социальные трансформации, так и сопутствующие им негативные и деструктивные последствия неготовности общества к интенсивным изменениям. Это обусловило необходимость целенаправленного влияния на данный процесс, получения прогнозируемых социальных результатов, поиск более эффективных и актуальных методов освоения социального пространства. Большинство государств вывели управление информатизации на уровень приоритетных национальных проектов, аккумулирующих административные, финансовые и кадровые ресурсы. Круг причин, стимулирующих эти решения весьма широк:уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из главных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности государства на мировой экономической и политической арене;информатизация обуславливает эффективность социально-экономического и политического развития государства, создает новые форматы взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса; содействует социальной интеграции и мирному сосуществованию различных социальных институтов и групп внутри государства;стихийная информатизация чревата непредсказуемыми следствиями и неконтролируемыми негативными эффектами (например, цифровым неравенством и его следствиями) и способные нанести весомый ущерб гуманистическому развитию общества. Современные достижения в сфере информационного оперирования амбивалентны и могут быть использованы как во благо цивилизованному прогрессу общества, так и во вред, что заметно на примере бурного количественного роста сетевых ресурсов экстремистской направленности; трансформации представлений об информационной безопасности и т.д.в условиях российских реформ, трансформации стратификационных систем российского общества, становления нового российского среднего класса цифровое неравенство на уровне как отдельных социальных групп, так и отдельных регионов внутри государства выступают фактором усложнения социального диалога, усиления различий в качестве жизни и благосостоянии граждан России. Это создает новые барьеры для развития эффективного рынка и бизнеса в России. Проблемы цифрового неравенства как проблемы распространенности достижений информатизации во все слои общества в разной степени характерны большинству стран, однако, в российских условиях она приобретает специфическую окраску. В данном контексте следует говорить о неравномерности экономического развития регионов и его отражении на региональной информатизации; о пауперизме российской интеллигенции (в том числе пенсионеров, имеющих высшее образование), совпавшем с начальными этапами информатизации и, как следствие, их деактивации как участников информатизации и т. д. Социологическое исследование «Общественные предпосылки становления информационного общества в России» (2003)1 демонстрирует неравномерность распространения информационных технологий как в географическом плане (региональный срез и различные типы поселений), так и по основным социально-демографическим группам. «Значительная часть общества лишена возможности даже «заочного знакомства» с большинством информационных технологий, не говоря уже о непосредственном использовании их в работе и частной жизни», отмечается в результатах данного исс