А.А.Черепкова, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чечеульская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория.Урок литературного чтения в 3 классе(1 – 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения.Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Цели: обучающие: продолжить знакомство обучающихся с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить со средствами выразительности: (тон, темп, ритм, рифма); обогащать словарный запас учащихся; развивающая: развивать у обучающихся поэтический вкус и образное мышление, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию школьников; воспитывающая: прививать бережное отношение к природе, к животным.Оборудование. Учебник «Родная речъ-2»(ч.1), (авт. М. В. Голованова. В. Г. Горецкий. Л. Ф. Климанова М., Просвещение); портрет Н.А.Некрасова; грамзапись стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в исполнении Виктора Хохрякова; раздаточный материал - карточки с вопросами; учебное пособие-плакат «Лесник спасает зайцев»;выставка детской литературы «Произведения Н.А. Некрасова».^ Ход урока. I.Организационный момент.Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу.^ II. Знакомство с темой урока. Повторение ранее изученного. 1) Беседа по вопросам.Учитель. Ребята вспомните, кто сказал эти слова? «Я лиру посвятил народу своему».(запись на доске).^ Дети. Николай Алексеевич Некрасов. (Показ портрета).Учитель. Как вы их понимаете? Дети. Вырос среди простого народа и в своих стихах отражает его жизнь. Учитель. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Н.А.Некрасова и прочитаем отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»^ 2) Сообщения школьников с элементами эвристической беседы.Дети. В стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много стихов написал о крестьянах и их детях. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» и др. Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях - так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу. Учитель. Только ли о народе писал Н. А. Некрасов?^ Дети. Писал стихи о природе в разные времена года.Учитель. Какие стихи вы читали?Дети. «Перед дождём». «Славная осень!...» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). «Мороз-воевода» или «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»),Учитель. Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?Дети. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы.Учитель. Мороз-богатырь, Морозко - любимый герой русских народных сказок, которые рассказывала ему его няня, крепостная крестьянка. Сказки полюбились маленькому Николаю, и он запомнил их на всю жизнь. Стал поэтом и в своих стихах изображал этого богатыря весёлым, озорным и могучим чародеем.^ III. Конкурс чтецов. Цель: развитие поэтического вкуса и образного мышления.1) Слово учителя. А сейчас проведём конкурс выразительного чтения двух отрывков из стихотворения «Мороз-воевода». Жюри конкурса: Гузова Г. С.- завуч по УВР в начальной школе, Нечипурук Н. Н. - учитель начальных классов, Кудинова Н. М. -учитель русского языка и литературы. ^ 2) Игра-предположение. Вы герои стихотворения: Мороз-сила, Мороз- хвастун. Ваша задача постараться при чтении показать сначала могущество и силу Мороза, а затем весёлого хвастуна - Мороза.3) Чтение отрывков из стихотворения (4 человека).^ IV. Физкультминутка. Имитация движениями рук и ног начала отрывка из стихотворения «Не ветер бушует над бором...» На слова «…бушует над бором»- движение рук вверху; «…побежали ручьи» - бег на месте; «…обходит владенья свои»-ходьба на месте.^ V. Изучение нового материала. 1) Сообщение учителя. Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Это мы видим на фотографии, сделанной с рисунка Д. Шмаринова (показ фото). «Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... говорит его сестра А. Л. Буткевич. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Эту историю Н. Л. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Я предлагаю послушать это стихотворение в грамзаписи в исполнении Виктора Хохрякова. Во время прослушивания представьте картину происходившего; словесно попробуйте нарисовать то, что подсказывает вам ваше воображение. 2) Прослушивание грамзаписи стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 3) ^ Беседа по вопросам. О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай? Когда этот случай произошёл? 4)Творческое задание. Словесно, нарисуйте то, что вы представили во время прослушивания.^ VI. Чтение учителем отрывка из стихотворения.1) Слово учителя. Мы на уроке прочитаем только отрывок из этого стихотворения. В данном отрывке встретятся некоторые слова, которые требуют объяснения. Будьте внимательны и карандашом пометьте те слова, которые вам не понятны.^ 2) Чтение. 3) Лексико-словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса. Запись на доске: «половодье»- весенний разлив реки от таяния снега (показ картин); «силки»- петля для ловли птиц; «гинут»- гибнут; «багры»- деревянные шесты с металлическими крюками и остриями; «аршин»- мера, длины, равная 71см; «сажень»- мера длины, равная 2м 13см; «гурьба»- шумливая группа; «гуторя»- говоря; «горемыки»- несчастливый, злополучный; «тягота не велика»- тяжесть небольшая; «зипуном»- крестьянская верхняя одежда; «озимь»- всходы озимого посева (засеянные осенью); «лёжа пластом»- плотным слоем; «дали стречка»- стремительно убежали.^ VII. Чтение отрывка из стихотворения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися в полголоса. 2) Беседа по вопросам в парах.(Раздаточный материал- карточка с вопросами). - Когда же бьёт зайцев Мазай? (Никогда). - Каким вы представили себе деда Мазая? Опишите его внешний вид. - Нравится ли вам его речь? - Как он говорит? - Как старый Мазай относится к бедным зверькам? - Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему? ^ 3) Беседа – обобщение.Учитель. Какой же это был человек?Дети. Добрый, весёлый, не боится показаться кому-то смешным.Учитель. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.Учитель. Посмотрите на плакат «Лесник спасает зайцев» и скажите, можно ли его соотнести с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».^ VIII.Чтение стихотворения по цепочке. Чтение.Беседа.Учитель. Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев?Дети. Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверишки. Учитель. О чём это говорит?Дети. Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде. Учитель. - Все ли зайцы разбежались? - Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать?^ Дети. Отогрел, накормил. Учитель. Только ли потому Мазай не бьёт зайцев весной и летом, что «шкура плохая»?IХ.Обобщение изученного материала. Слово учителя с элементами беседы. Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н. А. Некрасова, сумевшего сохранить выразительную речь, её эмоциональность. Смена ритма, тона в стихотворении: «И во весь дух Пошли зайчишки ...» помогают понять, как старый Мазай «подгоняет» зайчиков. Так же мы видим крестьянскую хозяйственность Мазая, беспокойство о своей жизни. Ведь не просто поехал Мазай в лодке кататься, а за чем?^ Дети. За дровами.Учитель. Зайцы зайцами, а про дрова тоже не забывает. -Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая? - А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте?^ Вывод: стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе.Х. Домашнее задание: с. 242-244, выразительное чтение; сделать рисунки к особо понравившемуся отрывку; с. 252, задание № 2.ХI. Рефлексия урока. Комфортно ли вам было на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это. Лесник спасает зайцев «Старый Мазай разболтался в сарае…»