Всеукраинская кампания«Милиция под контролем»«Сделаем милицию лучше!»рекомендации органам государственной власти2011Всеукраинская кампания «Милиция под контролем»В период с 7 по 21 ноября 2011 года сеть неправительственных организаций Украины провела всеукраинскую кампанию «Милиция под контролем», в ходе которой представители общественных организаций и волонтеры осуществляли мониторинг состояния соблюдения прав граждан работниками милиции в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей. Координатором кампании выступила Всеукраинская общественная организация "Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов" (Ассоциация УМДПЛ), экспертами которой в течение сентября-октября 2011 г. был разработан инструментарий общественного мониторинга - алгоритмы оценки действий должностных лиц служб и подразделений ОВД Украины. Указанные алгоритмы составили основу мониторинга соблюдения прав человека в деятельности милиции и были предоставлены активистам и региональным координаторам запланированной кампании для практического применения. Экспертами Ассоциации УМДПЛ также было проведено 6 учебных тренингов с представителями неправительственных организаций и работниками СМИ, в ходе которых было подготовлено более 120 активистов из всех областей Украины. На тренингах участники получили необходимые специальные знания, которые предоставляют им возможность компетентно проводить мониторинг соблюдения законности в деятельности милиции и давать правовую оценку действиям правоохранителей, прежде всего - опираясь на знание действующей нормативной базы ГОД Украины. Подготовка и проведение тренингов состоялись при поддержке посольств Германии и США в Украине, а также Международного фонда "Возрождение". В проведении тренинга приняли участие работники Департамента внутренней безопасности и Инспекции по личноГУ составу ГОД Украины. Всеукраинская кампания проводилась с целью отработки форм общественного контроля за государственными органами, повышения уровня доверия общества к милиции путем обеспечения прозрачности ее деятельности, налаживания конструктивного диалога активистов неправительственных организаций с руководителями территориальных подразделений милиции, определения реальной ситуации по соблюдению прав граждан персоналом органов внутренних дел, проверки готовности и способности ГОД реагировать на конструктивные замечания общественности. Общественный мониторинг, к котороГУ присоединились 62 общественных организации и 356 активистов из всех регионов Украины, проводился на принципах объективности и компетентности. Предметом изучения, в первую очередь, стали службы и подразделения милиции, которые в силу специфики служебной деятельности непосредственно контактируют с населением - патрульная служба, служба участковых инспекторов милиции, ГАИ, дежурные части. Мониторинг предусматривал получение информации о деятельности этих служб и предоставления правовой оценки действиям правоохранителей, в том числе - соблюдению ими требований нормативных актов ГОД Украины.Правовыми основаниями для проведения всеукраинской кампании стали нормативно-правовые акты Украины, которыми закрепляется принцип подконтрольности государственных институтов обществу, в том числе законы Украины «Об объединении граждан», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства», «О информации», «О доступе к публичной информации", "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", "О милиции", постановления Кабинета министров "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики" (от 03.11.10 № 996), "Порядок содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти" (от 05.11.08 № 976), "Концепция содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества" (от 21.11.2007 № 1035). Проведение мониторинга не касалось оперативно-розыскных аспектов деятельности органов внутренних дел, не нарушало определенный нормативными актами режим секретности и никоим образом не мешало сотрудникам милиции выполнять свои служебные обязанности. Мониторинг был проведен с использованием следующих методов:анализ материалов СМИ о деятельности правоохранительных органов;посещение служебных помещений ОВД со свободным режимом доступа;проведение бесед с гражданами и работниками милиции в рамках выполнения последними служебных полномочий;прием от граждан сообщений о противоправных действиях (бездействии) сотрудников органов внутренних дел, правовая оценка таких действий и оказание помощи пострадавшим в подготовке соответствующих жалоб;визуальное наблюдение за действиями работников милиции во время публичного исполнения ими своих обязанностей и приема граждан;фиксация выявленных нарушений со стороны работников милиции с помощью видео-, фотосъемки и аудиозаписи.В процессе осуществления мониторинга были посещены дежурные части в 55 подразделениях милиции, 2 подразделения ГАИ, осуществлен мониторинг деятельности участковых инспекторов милиции на 30 участковых пунктах милиции, проконтролировано несение дорожно-патрульной службы 12 нарядами и 2 стационарными постами ДПС ГАИ (34 работниками), осуществлено наблюдение за деятельностью 72 сотрудников патрульной службы. Во время проведения кампании круглосуточно работала "горячая линия" по фактам незаконного насилия со стороны милиции: (066) 665 33 88 - для абонентов сети MTC (067) 840 75 40 - для абонентов сети "Киевстар" Для получения жалоб на действия сотрудников милиции была создана специальная анкета в режиме онлайн на сайте Ассоциации УМДПЛ www.umdpl.info, а также проводилось рассмотрение электронных писем, направленных на адрес monitoring.mvs @ gmail.com.Учитывая повышенный общественный интерес к проблемам построения взаимоотношений «общественность-милиция», Ассоциацией УМДПЛ накануне всеукраинской кампании было направлено письмо министру внутренних дел Украины с обращением о поддержке инициативы общественности и рекомендациями по:1. Размещению на сайте ГОД Украины информации об учреждении кампании «Милиция под контролем» и запланированные руководством ГОД Украины меры по налаживанию сотрудничества с общественностью в ходе ее проведения. 2. Направлению руководителям управлений ГОД в областях указания о содействии работе общественных активистов кампании «Милиция под контролем», проведение разъяснительной работы среди персонала органов внутренних дел о цели кампании и создании условий, которые сделают невозможным возникновение конфликтных ситуаций между работниками милиции и представителями общественности. Особое внимание при этом предлагалось обратить на предотвращение следующих ситуаций:агрессивное реагирование сотрудников милиции на фото- или видеосъемку публичного исполнения ими своих служебных обязанностей в общественных местах или процесса общения с гражданами. При проведении подобных действий были отмечены неединичные случаи, когда работники патрульной службы, спецподразделения «Беркут» и участковые инспекторы милиции утверждали, что съемка возможна только при условии предоставления их личного разрешения на это, хотя, согласно действующеГУ законодательству, такое согласие требуется только на съемку частного или семейного характера;требование милиционеров к активистам общественного мониторинга о предъявлении паспортов и, в случае их отсутствия, угрозы задержать и доставить активистов в подразделение милиции для установления личности, хотя проверка документов у граждан предусмотрено только при подозрении в совершении ими правонарушений;препятствование в посещении служебных помещений органов внутренних дел (вестибюль, общественная приемная, комната для приема граждан, участковый пункт милиции и др.), вход в которые, согласно требованиям нормативных документов ГОД, является свободным и не требует дополнительных пояснений относительно цели посещения;отказ общественным наблюдателям в праве знакомиться со служебной документацией, доступ к которой должен быть свободным (книга жалоб и предложений, стенды с информационным наполнением и т.п.).Со стороны ГОД Украины был направлен документ в областные управления, в котором излагалась позиция министерства к проведению мероприятий общественного контроля, а также отмечена необходимость беспрепятственного доступа участников мониторинга в нережимные служебные помещения органов внутренних дел (вестибюли, общественные приемные, комнаты для приема граждан, участковые пункты милиции и т.д.), а также к открытой служебной документации (книге жалоб и предложений, информационным стендам и т.п.).Сайт ГОД Украины обратил внимание личного состава, что Министерство внутренних дел "... поддерживает мониторинговые мероприятия, проводимые неправительственными организациями и имеющие своей целью определить реальную ситуацию по соблюдению прав человека в деятельности милиции. Проведение сетью неправительственных организаций с 7 по 21 ноября этого года всеукраинской кампании «Милиция под контролем» - одно из важных мероприятий по обеспечению повышения культуры прав человека в Украине". В случае обнаружения представителями мониторинговых групп нарушений в деятельности органов внутренних дел ГОД Украины предложило активистам неправительственных организаций предоставлять информацию по телефону (044) 254-76-43.И хотя указанный телефон в большинстве своем не отвечал на протяжении всего периода всеукраинской кампании, а реакция подразделений, в частности ГУГОД в Днепропетровской области, иногда приобретала гротескные формы в попытке руководства предоставить общественным активистам охранное сопровождение из бойцов "Беркута", можно констатировать - ГОД Украины в целом продемонстрировало готовность к открытоГУ и беспристрастноГУ контролю со стороны гражданского общества, что заслуживает исключительно положительной оценки.В рамках всеукраинской кампании "Милиция под контролем" Ассоциацией УМДПЛ также был объявлен конкурс на лучшую работу в области тематической фотографии, любительского видео и публицистического сообщения, посвященный соблюдению работниками милиции прав человека. Конкурс был ориентирован на такие целевые аудитории, как студенческая молодежь, молодые специалисты, активисты неправительственных организаций, работники СМИ. Для работ, поданных к рассмотрению в конкурсе, были основаны следующие номинации: "Украинская милиция - шаг в Европу"^ "Ржавчина милицейского ГУндира" "Народ и милиция – пора найти взаимопонимание" Большинство представленных работ были размещены на сайте Ассоциации УМДПЛ по мере их поступления. По результатам конкурса будет организована выставка работ, сопровождаемая пресс-конференцией по освещению результатов всеукраинской кампании. Конкурсные работы в дальнейшем будут использоваться Путешествующим фестивалем документального кино о правах человека "Docudays UA-2011" в качестве тематического выставочного материала. По результатам всеукраинской кампании "Милиция под контролем" экспертами Ассоциации УМДПЛ вместе с представителями правозащитных организаций Украины была разработана Концепция общественного мониторинга соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Предлагая ее вниманию правительственных организаций и органам исполнительной власти, мы надеемся, что результаты постоянного общественного мониторинга встретят заинтересованное отношение со стороны государства (приложение 1).^ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ Были посещены дежурные части в 55 подразделениях милиции. Наиболее активно работали мониторы в АР Крым, Донецкой, Днепропетровской и Житомирской областях.^ Общий вывод: мониторинг показал низкий уровень готовности украинской милиции к выполнению одной из важных функций - качественного и доступного обслуживания граждан в дежурных частях. Среди наиболее распространенных недостатков приведем следующие.^ 1. Пандусы для въезда инвалидных колясок.Ситуация катастрофическая. Вероятно, руководители горрайотделов больше заботятся о внешнем виде входа в административные здания милиции, нежели о потребностях отдельной категории людей, не понимая, что пандус - это не архитектурное украшение. Так, при посещении установлено отсутствие пандусов в подразделениях:Винницкая область: Ленинский РОДнепропетровская область: Бабушкинский РО, Красногвардейский РО, Бабушкинское городское отделение № 7, отдел ГАИ по обслуживанию г. Днепропетровска, линейный отдел на станции Днепропетровск;Донецкая область: Горняцкий ГО, Енакиевский ГО, 1-е отделение Енакиевского ГО, Кировский РО, Советский РО и Центрально-городской РО Макеевского ГУ, Великоновоселовский РО, Ленинский РО, Угледарский ГО, Кураховский ГО;Житомирская область: Королевский РО (но есть кнопка вызова дежурного), Богунский РО, Житомирское УГАИ;Закарпатская область: Ужгородское ГУ;Киев: Деснянское и Шевченковское РУ;Киевская область: Ирпеньский ГО;АР Крым: Алуштинский ГО, Симферопольский РО и Центральный РО Симферопольского ГУ, линейный отдел милиции на станции Симферополь;Львовская область: Железнодорожный РО;Город Севастополь: Гагаринское РУ:Харьковская область: Киевский РО;Херсонская область: Суворовский РО и Каховский РО;Хмельницкая область: Заречанский, Хмельницкий и Центральный отделы милиции;Черкасская область: Золотоношенский ГРО. В Соломенском РУ (г. Киев), Ворошиловском РО (Донецкая область), Житомирском РО (Житомирская область), Кировском РО и Ленинском РО (Кировоградская область), Железнодорожном РО (г. Симферополь) пандусы не соответствуют строительным требованиям и практически не пригодны для использования через большой угол подъема, недостаточную ширину, отсутствие ограничивающих бортиков, перил и т.п.^ 2. Беспрепятственный доступ в подразделения райотделов милиции.В соответствии с пунктом 3.5. приказа ГОД Украины от 14.04.2002 №400, гражданам обеспечивается свободный доступ в вестибюли органов внутренних дел. Однако, в отдельных гор-,райотделах это требование не выполняется - сразу у входа в подразделение установлены «проходные-вертушки» или посетителей встречает милиционер, который по своеГУ усмотрению регулирует возможность входа граждан в здание милиции. При этом, как правило, сотрудники не считают достаточным основанием для посещения гор,-райотдела желание граждан самостоятельно ознакомиться с размещенной на стендах информацией или сделать запись в книге жалоб и предложений. В отдельных случаях общественные наблюдатели допускались в вестибюль только с разрешения оперативного дежурного или ответственного от руководства органа внутренних дел. Во время общения последние соглашались с тем, что ведомственные документы ГОД Украины позволяют гражданам беспрепятственно входить в вестибюли подразделений милиции, но на замечание, почеГУ в их райотделе не выполняется такое требование, обычно отвечали: «У нас так принято». Затруднена возможность свободного доступа гражданам в вестибюли:Волынская область: Луцкое ГУ, Ковельский ГО;Донецкая область: Енакиевский ГО, 1-е отделение Енакиевского ГО, Горняцкий ГО и Центрально-городской РО Макеевского ГУ, Ворошиловский РО Донецкого ГУ;Житомирская область: Житомирское УГАИ;Киев: Соломенское, Деснянское, Святошинское и Шевченковское РУ, ТУМ Шевченковского района;Киевская область: Ирпеньский РО;Луганская область: Кременской РО;Черкасская область: из-за особенностей строения райотдела, вестибюль отсутствует, разговор с дежурным ведется с помощью переговорного устройства.Херсонская область: Каховский РО;Хмельницкая область: Центральный и Юго-Западный отделы милиции. Следует обратить внимание руководителей правоохранительного ведомства - милиционер должен регулировать доступ граждан к служебным кабинетам и помещениям горрайотделов, а не к вестибюлям подразделений милиции.^ 3. Наличие личной карточки на форменной одежде сотрудников дежурной части.4.22. Члены суточного наряда несут службу в форменной одежде установленного образца. Запрещается использовать членов следственно-оперативной группы для выполнения задач, не связанных с несением службы в суточном наряде. (Пункт 4.22 приказа ГОД Украины от 13.08.2010 г. №382)Как стало известно, в 2011 г. по непонятным причинам в пункт 4.22. Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины были внесены изменения, которыми пока не предусматривается наличие на одежде членов суточного наряда личных карточек с фотографией и указанием должности, фамилии, имени и отчества. Такое положение дел не отвечает требованиям по обеспечению прозрачности в деятельности органов внутренних дел, поскольку посетители всегда должны знать, с кем они общаются и такое знание не должно зависеть от желания милиционера представиться. Понимая это, персонал многих дежурных частей продолжает носить на форменной одежде личные карточки. Одновременно следует сказать, что такая удобная для граждан необходимость игнорировалась в:Винницкая область: Ленинском РО;Волынская область: Луцком ГУ;Днепропетровская область: Бабушкинском РО, Красногвардейском РО, Бабушкинском городском отделении № 7 в городе Днепропетровск, отделе ГАИ по обслуживанию города Днепропетровск, линейном отделе на станции Днепропетровск;Донецкая область: Горняцком ГО Макеевского ГУ, Ворошиловском РО, Киевском РО, 1-е отделении Енакиевского ГО;Житомирская область: Королевском РО, Житомирском УГАИ, Житомирском РО;Закарпатская область: Ужгородском ГУ;Кировоградская область: Ленинском РО;Киев: Святошинском, Шевченковском, Деснянском РУ на картах отсутствовала фотография сотрудника;АР Крым: Железнодорожном РО Симферопольского ГУ, Киевском РО, Симферопольском РО, линейном отделе милиции на станции Симферополь;Львовская область: Железнодорожном РО;Луганская область: Артемовском РО;Хмельницкая область: Заречанском, Хмельницком, Юго-Западном и Центральном отделах милиции города Хмельницкий; Черкасская область: Черкасском РО, Золотоношенском ГРО.^ 4. Общение с гражданами. Пунктом 6.1.2. Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украине предполагается, что сотрудники дежурной части обязаны начинать общение с гражданами фразой: "Внимательно слушаю Вас" или "Готовы помочь", а затем - четко и разборчиво назвать свою фамилию, имя, отчество, должность. К сожалению, эта элементарное, на первый взгляд, требование милицейской инструкции сразу настраивающее сотрудника на корректное поведение с посетителем, в милиции вообще не выполняется. Дежурные обращаются к гражданам в любой форме, от «Добрый день» до «Чего Вам нужно?», но только не так, как это предусмотрено нормативными документами. Интересно, но при обращении в дежурную часть по телефону, сотрудники в 50% случаев отвечали уже так, как предусмотрено приказом.Следует отметить, что члены суточных нарядов дежурных частей, за которыми наблюдали общественные активисты, как правило, общались с гражданами вежливо и спокойно, однако были и досадные исключения. Так, работники дежурной части Луцкого ГУ (Волынская область), Ленинского РО (Кировоградская область), Ужгородского ГУ (Закарпатская область), Черкасского РО (Черкасская область) и линейного отдела милиции на станции Симферополь (АР Крым) вели себя с гражданами нетактично, на их вопросы отвечали с нескрываемым раздражением. В Краснодонском ГО (Луганская область) при значительном количестве посетителей их прием осуществлял лишь один работник дежурной части. 12.11.2011 в дежурной части Королевского РО (Житомирская область), в нарушение требований нормативных документов ГОД, находился только один представитель суточного наряда, который вел частные разговоры по мобильному телефону. Присутствие в дежурной части только одного сотрудника общественные активисты зафиксировали также и в Ленинском РО (Кировоградская область), в этом же райотделе члены суточного наряда отвлекались на посторонние дела - смотрели телевизор.В Красногвардейском РО города Днепропетровска прием граждан осуществлял лишь один работник дежурной части, другие отвлекались на разговоры и принятие пищи непосредственно в зале оперативного управления. В общении с посетителями милиционеры вели себя грубо и высокомерно, игнорируя потребности граждан. Общественные наблюдатели отметили, что по мнению опрошенных ими людей, в указанном подразделении это - обычная практика. В Святошинском РУ г.Киева мониторов вообще не пустили в вестибюль управления, отказали в возможности получить Книгу жалоб и предложений и начали проверять документы, выясняя принадлежность к гражданству Украины. По заключению мониторов, худшую готовность к общению с гражданами продемонстрировали сотрудники в Красногвардейском РО (г. Днепропетровск), Святошинском РУ (г. Киев) и линейном отделе милиции на станции Симферополь. Однако наиболее возмутительный случай имел место в линейном отделе милиции на станции Днепропетровск. Работники уголовного розыска, которые находились в подразделении, не только вели себя грубо и необоснованно требовали от активиста кампании «Милиция под контролем» предъявить паспорт, но и угрожали ему задержанием, заявляя, что если он «уже зашел в подразделение милиции, то с ним можно делать все что заблагорассудится - требовать документы, обыскивать и задерживать». Общественный наблюдатель был вынужден предоставить милиционерам свой паспорт без всяких законных на то оснований, после чего его демонстративно течение 25 минут проверяли по базам данных правонарушителей и только потом отпустили, без извинений и объяснений причин для подобной агрессии.^ 5. Нарушения в порядке регистрации заявлений граждан.Наблюдателями были зафиксированы отдельные случаи, когда сотрудники дежурной части нарушали установленный порядок приема и регистрации заявлений от граждан. Заявителям не всегда выдавались талоны-уведомления о регистрации заявления о совершении преступления в Хмельницком ГРО (Винницкая область), Артемовском ГО, Енакиевском ГО и 1-м отделении Енакиевского ГО (Донецкая область), Святошинском РУ, ТУМ № 4 Шевченковского РУ (г. Киев ), Киевском РО (г. Харьков), Суворовском РО (Херсонская область), Заречанском, Юго-Западном и Хмельницком отделах милиции (г. Хмельницкий). В Бабушкинском РО (Днепропетровская область) сотрудники дежурной части вообще отказывались принимать заявление от гражданина на бездействие милиции.^ 6. Осведомленность и готовность оказать гражданам помощь.Каждый из сотрудников дежурной части, в соответствии с пунктами 1.1., 1.4.9., 12.1. Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, обязан предоставлять полный и компетентный ответ на вопросы граждан о работе органа внутренних дел и быть готовым предоставить посетителям помощь. Однако общественными наблюдателями были установлены отдельные факты недостаточной подготовки дежурных к выполнению такой функции. Так, 12.11.2011 г. сотрудник суточного наряда дежурной части Кураховского городского отделения милиции (Донецкая область) не смог или не захотел сообщить адрес расположения и номер телефона общественной приемной областного управления милиции, а на просьбу предоставить возможность срочно воспользоваться медицинской аптечкой порекомендовал обратиться в больницу. Сотрудник дежурной части Ужгородского ГУ (Закарпатская область) не мог дать объяснения о днях и времени приема граждан руководителем управления. Дежурный Бабушкинского РО (Днепропетровская область) предоставил по телефону неверную информацию о графике приема граждан руководством. Сотрудники дежурных частей Святошинского РУ, Шевченковского РО г.Киева с удивлением встречали просьбу о предоставлении простейшей медицинской помощи (возможность воспользоваться аптечкой, получить таблетку валидола и др.) и рекомендовали обратиться в больницу или идти в аптеку.^ 7. Наличие в вестибюлях подразделений милиции необходимой для граждан информации.Вестибюль каждого подразделения милиции - это не просто помещение, в котором граждане ожидают возможности обратиться к дежурноГУ или пообщаться с милиционером. Вестибюли выполняют еще одну важную функцию - в них должны быть вывешены правила приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях (совершенных или готовящихся) с номерами телефонов (адресами) руководителей милиции и работников прокуратуры, осуществляющих надзор за этим направлением. И каждый из посетителей должен иметь возможность визуально ознакомиться с этой информацией, не отвлекая сотрудников дежурной части лишними вопросами.Общественные наблюдатели отметили, что в большинстве подразделений милиции стенды с необходимой для граждан информации присутствуют, однако имели место и исключения:Кировский РО (Кировоградская область), Бабушкинский РО и Красногвардейский РО (Днепропетровская область), 1-е отделение Енакиевского ГО (Донецкая область), Алуштинский ГО и линейный отдел милиции на станции Симферополь (АР Крым) - надлежащим образом оформленные информационные стенды вообще отсутствуют; Луцкое ГУ (Волынская область), Железнодорожный РО Симферопольского ГУ, Киевский РО Симферопольского ГУ, Симферопольский РО (все - АР Крым), отдел ГАИ по обслуживанию г. Днепропетровска, Киевский РО (г. Донецк), Ужгородское ГУ (Закарпатская область), Суворовский РО (Херсонская область), Киевский РО (г. Харьков), Железнодорожный РО (Львовская область), Золотоношенский ГРО (Черкасская область), ТУМ № 4 Шевченковского РУ и Днепровский РУ (г. Киев) - отсутствуют примерные правила приема и регистрации заявлений в органах внутренних дел.^ 8. Фиксирование факта пребывания граждан в служебных помещениях милиции.В соответствии с пунктом 10.1. Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, работник милиции, который осуществляет допуск граждан в горрайотдел, обязан записать в Журнал учета посетителей и приглашенных время прибытия в милицию и установочные данные каждого гражданина, который вошел в служебное помещение подразделения. При этом фиксация производится независимо от того, пришел он по личным или служебным вопросам, прибыл по собственной инициативе или был вызван в милицию для проведения процессуальных или следственных действий. Этот является особенно важным, поскольку именно лицо, незаписанное в такой журнал, особенно часто рискует стать жертвой противоправных действий правоохранителей, в том числе - и пострадать от незаконного насилия. Время выхода из горрайотдела также четко фиксируется в этом журнале, ведь в некоторых случаях важно знать - какой период времени посетитель находился в подразделении милиции. Понимая важность этих вопросов, непосредственно связанных с правами человека, гражданскими активистами было проконтролировано, насколько добросовестно работники милиции придерживаются этих требований. К сожалению, результаты оказались неутешительными, поскольку время пребывания граждан должным образом не фиксировалось в следующих горрайотделах милиции:Винницкая область: Ленинский РО;Днепропетровская область: Бабушкинское городское отделение №7 (Днепропетровск);Донецкая область: Кураховская городское отделение милиции, Киевский РО, 1-е отделение Енакиевского ГО;Житомирская область: Королевский РО, Житомирское УГАИ, Житомирский РО;Закарпатская область: Ужгородское ГУ;г. Киев: ТУМ № 4 Шевченковского РУ;Киевская область: Ирпеньский ГО;Луганская область: Краснодонский ГО;Полтавская область: Лохвицкий РО;АР Крым: Железнодорожный, Центральный РО Симферопольского ГУ;Черкасская область: Золотоношский ГРО. Согласно этой же Инструкции, приглашенное в ОВД лицо должно сопровождаться в служебные помещения работником милиции, который его пригласил. Это положение также откровенно игнорировалось в большинстве подразделений, которые посетили активисты кампании «Милиция под контролем».^ 9. Доступ к Книге жалоб и предложений.В соответствии с пунктом 6.2. Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, гражданам обеспечивается свободный доступ к Книге жалоб и предложений, каждый желающий должен иметь возможность сделать запись в книге, не спрашивая разрешения на это у работников милиции. К сожалению, во многих горрайотделах работники дежурных частей, а именно на них возложен контроль за беспрепятственным доступом граждан к Книге жалоб и предложений, этого не понимают. В отдельных случаях по просьбе предоставить Книгу жалоб и предложений, дежурные требовали предварительных объяснений: «Зачем она Вам?» или «А что Вы будете в ней писать?». Иногда милиционеры объясняли отсутствие этой книги довольно своеобразно: «Чтобы не ... изнашивалась и была в приличном виде». Учитывая это, руководителям милицейских подразделений необходимо понять, что Книга жалоб и предложений - это не элемент декора дежурной части, а средство общения граждан с милицией.Как результат, следует констатировать, что Книга жалоб и предложений отсутствует в вестибюлях следующих подразделений милиции:Волынская область: Луцкое ГУ;Донецкая область: Артемовский ГО, Ворошиловский РО, Киевский РО, Великоновоселовский РО, Кураховское городское отделение милиции, 1-е отделение Енакиевского ГО, линейный отдел на станции Донецк УГОД Украины на Донецкой железной дороге;Днепропетровская область: Ленинский и Красногвардейский РО в г.Днепропетровск;Житомирская область: Королевский РО, Житомирское УГАИ;г. Киев: Соломенское, Днепровское РУ;Киевская область: Ирпеньский ГО;Кировоградская область: Кировский РО;Луганская область: Краснодонский ГО, Артемовский РО, 2 городской отдел Артемовского района в г. Луганске;г. Харьков: Киевский РО;Хмельницкая область: Юго-Западный отдел милиции. Было невозможно получить Книгу жалоб и предложений без разрешения сотрудников милиции в следующих подразделениях милиции:Донецкая область: Центрально-городской РО Макеевского ГУ, Енакиевский ГО;г. Киев: Святошинское РУ, ТУМ № 4 Шевченковского РУ;г. Севастополь: Гагаринское РУ;АР Крым: Алуштинский ГО;Хмельницкая область: Центральный и Хмельницкий отделы милиции;Черкасская область: Черкасский РО.О том, насколько эффективно Книга жалоб и предложений используется руководителями милицейских подразделений для выяснения общественного мнения о работе их подчиненных, могут свидетельствовать и даты написания последних сообщений в таких книгах:Алуштинский ГО и линейный отдел милиции на ст. Симферополь (АР Крым) - ни одной записи за 2011 год;Королевский РО (Житомирская область) - последняя запись 14.01.2011 года;Киевский РО Симферопольского РО (АР Крым) - последняя запись от 06.06.2011;Ленинский РО (Винницкая область) - последняя запись от 12.06.2011;Отдел ГАИ по обслуживанию г. Днепропетровск - последняя запись 17.06.11;Ленинский РО (Кировоградская область), Суворовский РО (Херсонская область), Бабушкинское городское отделение № 7 (Днепропетровск) - последние записи в августе 2011 года. В Горняцком ГО Макеевского ГУ (Донецкая область) в Книге жалоб и предложений отсутствовала отметка о рассмотрении жалобы, написанной еще 11.02.2011 года.^ 10. Соблюдение прав задержанных граждан.Опрос лиц, которое проводили общественные активисты, показало, что правоохранители не всегда выполняют требования относительно неуклонного соблюдения прав задержанных. Граждане чаще указывали на превышение установленных законодательством максимальных сроков своего пребывания в подразделениях милиции и содержания в комнатах для задержанных и доставленных в отсутствие создания в них соответствующих условий. Согласно свидетельств граждан, такие случаи имели место в Хмельницком ГРО Винницкой области. Во время собеседования опрашиваемый сообщил, что он содержался в комнате для задержанных и доставленных более 3 часов, сведения о его задержании в Книгу учета лиц, доставленных в дежурную часть, не вносились, Памятка о правах задержанного не вручалась, а в комнате для задержанных и доставленных указанного милицейского подразделения отсутствуют санузел, кровать, вентиляция. На вопрос, предоставлялось ему горячее питание, мужчина ответил (дословно): «Ага, давали ... Еще в« бобике», когда ехали. Так давали, что я босой домой потом пришел ... Горячих.». В Бабушкинском РО (Днепропетровская область) доставленный рассказал, что находится в подразделении милиции более 3 часов, из которых почти 2 часа просто ожидал в вестибюле, когда правоохранители начнут разбираться в обстоятельствах его дела. В линейном отделе на станции Днепропетровск мужчина, задержанный за употребление алкоголя, не был записан ни в Книге лиц, доставленных в дежурную часть, ни в Журнале учета посетителей и приглашенных. Мужчина, который был опрошен в ходе мониторинга, сообщил, что он был доставлен патрульной службой в Артемовский ГО (Донецкая область) в связи с отсутствием документов. После доставления к указанному подразделению, он был помещен в комнату для доставленных и задержанных, где находился более 3 часов. К беседе с задержанным сотрудники милиции приступили лишь через 1 час после доставления, протокол об административном задержании на него не был составлен, о задержании родственники не сообщались, со своими правами он ознакомлен не был. Указанный гражданин также отметил, что в Артемовском ГО не созданы предусмотренные нормативными документами условия для содержания задержанных - в комнате для задержанных и доставленных отсутствует санузел (клозетная чаша, умывальник) и вентиляция, а вместо кроватей в наличии только скамейка. Нарушения прав задержанных были зафиксированы в ходе опроса граждан, которые доставлялись в: - Енакиевское ГО и 1-е отделение Енакиевского ГО (Донецкая область) - милиционеры вели себя грубо, не оповещались родственники задержанного, личный досмотр проводился в отсутствие понятых, задержанный содержался в служебном кабинете более 3 часов, не составлялся протокол о задержании; - Лохвицком РО (Полтавская область) - мужчина, доставленный в подразделение за совершение ДТП 14.11.2011, не был записан в Книгу лиц доставленных в дежурную часть, милиционеры вели себя с доставленным грубо, с правами не ознакомили, о задержании родственников не сообщили. На телефонное обращение активиста кампании по этому поводу, оперативный дежурный должным образом не реагировал, отказывался представиться, лишь назвав себя Олегом Николаевичем, отказывался давать номера телефонов руководителей УМВД Украины в Полтавской области. Подобным образом вел себя и помощник дежурного Захарченко (другие установочные данные отсутствуют). Вопросы обеспечения прав доставленного было решено лишь после обращения активиста кампании к ответственному от руководства.^ 11. Факты надлежащего реагирования на предложения мониторов. Приятно отметить, что отдельные руководители подразделений милиции адекватно реагировали на проведенный общественностью мониторинг. В качестве примера можно привести руководство УГАИ УМВД Украины в Житомирской области.12.11.2011 общественными мониторами было установлено отсутствие Книги жалоб и предл