Дорогие, коллеги, друзья и, надеюсь, единомышленники. Мои размышления на тему «Моё педагогическое кредо», наверняка не будут очень оригинальными, но, уверяю вас, они будут искренними, потому что это мысли, пропущенные через сердце. Готовясь к выступлению, я поняла, что не так-то просто выразить своё педагогическое кредо потому, что оно не однозначно, потому, что его определяют дети, которых просто нужно любить. В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие надпредметные понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками. Мои ученики с удовольствием участвуют во всех этих мероприятиях: составление древа жизни семьи, шефство над ветеранами ВОВ Шаровой Тамарой Георгиевной и Гулевичем Николаем Павловичем. Проводя эти мероприятия, я руководствуюсь правилом: нацелить своих учеников на планомерную работу над собой, воспитывать ребёнка, не только поучая, но и личным примером без навязывания своего мнения. Ведь воспитанный человек это не тот, который ведёт себя правильно, когда за ним наблюдают, а тот, который поступает честно, когда родителей и учителей нет рядом. Моё педагогическое кредо – Быть союзником и другом ученика, чтобы учить его жизни. Учитель – это тот, который способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение к вершине мудрости. В философии процесс познания наглядно изображается в виде расширяющегося круга знаний: чем большим объёмом знаний обладает человек, тем больше он ощущает недостаток знаний. Этой технологии тысячи лет, но она и сейчас актуальна. Эта мысль была сформулирована в Древней Греции так: «Истинный учитель знает, чем мы больше знаем, тем больше мы не знаем, потому всякий учитель навсегда остаётся учеником». И это тоже моё педагогическое кредо: учиться всегда и учиться везде. И я счастлива, что я училась у таких замечательных людей, как моя первая учительница Мельник Валентина Степановна. Низкий ей поклон и огромное спасибо. Вообще я очень благодарна своей родной 19-й школе, Булаевой Галине Ивановне, где меня научили учиться, Кабардино-Балкарскому госуниверситету, который я закончила с красным дипломом, где меня научили учить и направили на годичную стажировку в Московский государственный университет им. Ломоносова. Безмерно благодарна теперь уже родной 6-й школе, где я научилась жить и стала учителем. Вот уже 22 года я работаю в школе и ни разу не пожалела о своём выборе профессии, о возможности учить и постоянно учиться: на курсах в Нальчике, Москве и дистанционно по Интернету, на Всероссийском съезде учителей, на различных конференциях в различных городах. Стремление учиться привело меня в науку. В 2007 г., я сдала кандидатский минимум по философии и английскому языку и работаю над кандидатской диссертацией. Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Годы работы в школе меня «закалили» и многому научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе. Это ли не педагогическое кредо? Я благодарна Галине Юсуповне Соттаевой, которая принимала меня на работу 22 года назад. Она всегда говорила: «Не приходите ко мне жаловаться на поведение детей, я всегда буду на стороне ребёнка». И эта позиция стала моим педагогическим кредо. Никогда не перестану удивляться компетентности, обязательности и уважительности Шарданова Анатолия Назировича. Когда мне понадобилось срочно сдать характеристику-представление, я сказала ему об этом вечером, и каково же было моё удивление, когда утром следующего дня нужный документ был готов. Это человек, настоящий профессионал, обладающий высоким интеллектом, порядочностью и мы, естественно, стараемся подражать ему во всём. Мастерство педагога не может основываться на случайной удаче, это систематический кропотливый поиск и труд, наполненный раздумьями и переживаниями: правильно ли ты поступил в той или иной ситуации, как исправить положение, если ты неправ. И для меня нет ничего зазорного в том, чтобы сказать ученику: «Знаешь, вчера я что-то не совсем разобралась в ситуации. Ты меня уж извини и давай обсудим всё сначала». Это тоже моё педагогическое кредо. В работе с детьми я стараюсь создать атмосферу добра, тепла и юмора. Весёлые случаи на уроках я записываю, а потом размещаю на доске под рубрикой «Говорят дети» и может быть, выпущу книгу о весёлых случаях на уроке. После выпускного вечера ученики забирают с собой на память эти весёлые странички нашего общения. Вот некоторые из них: 1. На уроке весной. Русик зевает. Я: «Руслан, ты спишь? Уже даже медведи проснулись от зимней спячки». Русик: «А я тогда не спал, когда они спали». 2. На уроке математики решаем задачу: Земля вращается вокруг Солнца со скоростью…, я говорю: «Дети вам же рассказывали на уроке географии, что Земля вращается вокруг Солнца и происходит смена дня и ночи». Максим: «Знаем, знаем, если земля повернётся лицом, значит день, а если спиной, то ночь» Я: «А где у Земли лицо, а где спина?» Максим: «Там где мы – лицо». Я: «Представляете, ребята за одну секунду Земля проходит 29,8 км». Русик: «Если бы я был планетой, то меня бы уже стошнило». И вот ещё одно, после которого я поняла, что жизнь в профессии удалась. Помните, в 90-х годах в Республике была серия очень сильных землетрясений. И один ученик Серёжа Чихрадзе, узнав, что я живу на 8-ом этаже, сказал: «Если что случиться, приходите к нам мы с отцом только что дом построили, будете у нас жить». Когда ученики пишут сочинения о любимом учителе, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость, да ещё и посвящают тебе стихи:«Свет Елена ПетровнаЧудеса здесь творит Математике учит, радость жизни дарит…» Ради этого тоже стоит быть учителем! Полностью это стихотворение Хакулова Тимура было напечатано в республиканской газете «Советская молодёжь» и опубликовано на школьном сайте. У нас великолепный коллектив. Пять лет назад я стала победителем конкурса лучших учителей России. Так вот поучаствовать в нём нужно было хотя бы ради того, чтобы увидеть отношение коллег к себе. Все предлагали свою помощь, старались хоть чем-нибудь поддержать меня. А завершая свои размышления, хочу сказать о себе белым стихом, может быть, не очень совершенным: В четвёртый раз и снова я в шестом Ученики мои – отличные ребята И думаю, вы знать хотите Чем дышит и живёт их руководитель. Под вечер прихожу домой, тетрадки, планы – всё горой, Но время я найду опять журнал любимый полистать Найти красивую картинку, и вышить крестиком её Мамуле показать шитьё, За чаем с папой поболтать, над шутками его похохотать, А завтра всё опять: будильник, звон Пора вставать, полить цветы, их у меня десяток Красивых и капризных ребяток А дальше завтрак, плащ сумка, туфли, путь И времени совсем чуть-чуть. И вот стою я у доски, А судьи маленькие так строги. Жизнь в классе - дивное кино, К примеру, мой Ильяс разбил окно И для приёма мер, вот я уже милиционер И надо помнить атрибут: сто профессий в моей живут Совсем не для прикола, я ещё и хореограф Пою, учу, играю и времени не замечаю, То не учительский каприз – у нас в душе живёт артист. Но вот проходит день, опять: тетрадки, планы, дальше спать. А завтра – учи, лечи, пляши.В заключение я хочу похвастаться своими работами по вышивке, в которые вложено столько, что они для меня тоже как дети.