Реферат по предмету "Психология"


Роль математико-статистических методов в деятельности практического психолога

Роль математико-статистических методов в деятельности практического психолога Деятельность педагога-психолога имеет исследовательский характер, так как психологическое исследование – это основной вид его деятельности. Один из главных этапов психологического исследования – количественный и содержательный анализ полученных результатов. Содержательный анализ результатов исследования – наиболее значимый, сложный и творческий этап. Использование статистики в психологии – это необходимый компонент

в процессе обработки и анализа данных. Он предлагает лишь количественные аргументы, которые требуют содержательного обоснования и интерпретации. Применение статистических методов практическим психологом тесно связано с содержанием его непосредственной деятельности: диагностической, коррекционно-развивающей, консультационной, психотерапевтической, исследовательской и т.д. Проанализируем, какую роль играет математическая статистика в каждом отдельном виде профессиональной

деятельности практического психолога. 1. Психодиагностика Психодиагностика занимает одно из центральных мест в работе практического психолога. Задача психодиагностики, по мнению К. М. Гуревич [3] состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях испытуемых, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает. Профессиональное применение психодиагностики подразумевает твердые знания психометрии, в основе которой

– математическая статистика. Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения. 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях. 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа [5, с.10]. Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная

область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки (в том числе математической). Наиболее важным по нашему мнению, в психодиагностической работе психолога является понятие нормы. Психическая норма является отправной точкой для оказания психологической помощи человеку. Понятие нормы в психологии многозначно. Норма понимается как норматив, т.е. как эталон, на который необходимо равняться, оценивая по нему свое индивидуальное поведение (нормы питания, спортивные нормы

и т.д.). Такие нормы (нормативы) являются условными и имеют значение только в определенной системе отсчета. Норма также понимается как функциональный оптимум, подразумевающий протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, эффективностью и экономичностью. Функциональная норма всегда индивидуальна, в ней лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, и ее нарушение определяется функциональными последствиями.

Третьей системой отсчета является норма, понимаемая как статистически среднее, наиболее часто встречающееся, массовое в явлениях. «Нормальное» в статистическом смысле включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от нее в известном диапазоне [4, с.23]. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важно на этапе пер¬вичной диагностики психического состояния испытуемых при опре¬делении характера выраженности какого-

либо свойства. 2. Психокоррекция Коррекция в буквальном переводе с латинского языка означает «изменение, исправление»; развитие – это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему [2, с.1109]. Для того, чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности психолога.

В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы. Л. М. Фридман писал, что «оценка результатов диагностики того или иного ученика производится не только путем сравнения этих результатов с какими-то нормами или средними показателями, но главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических срезов того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии – т.е. динамики развития» [6, с.101].

Судить об эффективности коррекционного воздействия позволяет следующая схема: 1 этап – проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. 2 этап – осуществляется коррекционное воздействие на экспериментальную группу. 3 этап – проведение диагностического замера в экспериментальной группе и контрольной группе. Отследить эффективность коррекционной работы психолога в групповой форме можно с использованием статистических

методов. Сравнивая результаты «до» и «после» воздействия (внедрения развивающей или коррекционной программы) психолог видит тенденции повторного измерения, большинство показателей может увеличиваться или уменьшаться. Делать какие-либо выводы их экспериментального материала возможно только на основе статистических процедур специально сконструированных, так что на их основе можно определить уровень достоверности различий. Поэтому для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия необходимо выявить статистически

значимую тенденцию в смещении показателей. Эффективность коррекционной работы при многократных замерах или при лонгитюдном исследовании может быть проверена с помощью более сложных методов математической статистики (например, дисперсионный анализ). 3. Психотерапия В качестве критериев эффективности психотерапевтической помощи Г. С. Абрамова [1] выделяет следующие статистические закономерности:

1. Число пациентов, к которым применялся метод должно быть статистически значимым. В практике чаще всего речь идет о длительной терапии одного или нескольких клиентов. 2. Группа пациентов должна формироваться как случайная выборка. С этической точки зрения это реально только в том случае, если число пациентов заведомо превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

3. Число повторно обследованных клиентов должно быть репрезентативным по отношению к числу больных (90% общего числа) [1, с.226]. Необходимо отметить, что в настоящее время исследователями разрабатывается методология анализа групповой и индивидуальной психотерапии, используется компьютерная техника и многомерные статистические методы. Наличие компьютера также во многом решает проблему, связанную с хранением и переработкой информации, ее систематизацией, обеспечивает психологу быструю статистическую обработку результатов

массового наблюдения и способствует возможности постановки новых профессиональных задач. 4. Научно-методическая деятельность Деятельность педагога-психолога носит не только прикладной характер. Педагог-психолог постоянно использует в своей профессиональной деятельности научные сведения из других научных областей: педагогики, физиологии и т.д. Не составляет исключение и математика, ведь любое заключение о личности и поведении человека или группы лиц оправданно как на качественном, так и количественном

уровне, только если оно имеет под собой строгую научно обоснованную базу. В математике этой базой являются математико-статистические закономерности (репрезентативность, нормальное распределение и т.д.). Педагог-психолог в процессе непрерывной профессиональной деятельности развивает исследовательскую компетентность, и как следствие приходит к необходимости проведения собственной научной или методической работы. Научная работа педагога-психолога с использованием количественных методов заключается

в создании собственных диагностических и коррекционно-развивающих методик и методов, обобщении результатов своей работы. Методическая работа с использованием количественных методов заключается в разработке методик, ведущих к совершенствованию навыков в различных областях деятельности, в фиксировании результатов развивающей и коррекционной деятельности, в статистической обработке полученных результатов. Научный подход в профессиональной деятельности педагога-психолога, т.е. подход с применением качественных

и количественных методов, является основой научно-методической работы специалиста. Однако исследовательская компетентность педагога-психолога, развивающаяся в системе его профессиональной деятельности, опирается на уровень сформированности его вузовской математической подготовки, на уровень математической компетентности. Таким образом, количественный анализ результатов исследования занимает важное место в профессиональной деятельности практического психолога, имеет свои границы и осуществляется

с помощью определенной группы математико-статистических методов. Эти особенности обязательно должны учитываться в процессе профессиональной подготовки будущих психологов-практиков. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное. [Текст] / Г.С. Абрамова – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368 с. 2. Большой советский энциклопедический словарь [Текст]

/ Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 1600 с. 3. Гуревич, К.М. Современная психологическая диагностика: Пути развития // Вопросы психологии. [Текст] / К.М. Гуревич. – 1982. – №1. 4. Кон, И.С. Введение в сексологию. [Текст] / И.С.Кон. –

М.: Медицина, 1989. – 336 с. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. [Текст] / Р.С.Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. 6. Фридман, Л.М. О концепции школьной психологической службы //

Вопросы психологии. [Текст] / Л.М. Фридман. – №1. – 2001. – С.97-106.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методики расчета аудиторского риска
Реферат Имидж — что это такое?
Реферат Документационное обеспечение деятельности организаций
Реферат What Was OedipusS Crime Essay Research Paper
Реферат Инвестиции резидентов РФ в экономику зарубежных стран
Реферат Выбор материала для изготовления куртки мужской летней прогулочной
Реферат Как мужчине выглядеть стильно
Реферат Понятия и термины аналитической философии
Реферат Стратегическое управление организацией
Реферат Социально-психологический климат в коллективе
Реферат Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова
Реферат Правовой статус общества с ограниченной ответственностью
Реферат Синхронные машины. Машины постоянного тока
Реферат Product Life Cycle Essay Research Paper Every
Реферат І. Наукові основи використання інформаційно-комунікаційних технологій в освіті Інформація. Інформаційне суспільство й інформаційна культура