Реферат по предмету "Разное"


«Литургия св. Иоанна Златоуста» и«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова: жанровая мобильность и проблемы исполнения

На правах рукописиЛапенко Анна Владимировна«Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение»С. В. Рахманинова: жанровая мобильность и проблемы исполненияСпециальность 17.00.02 – музыкальное искусствоАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияРостов-на-Дону – 2010 Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. РахманиноваНаучный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор^ Тараева Галина РубеновнаОфициальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессорДемченко Александр Ивановичкандидат искусствоведения, доцент^ Топилина Ирина ИвановнаВедущая организация: Астраханская государственная консерваторияЗащита состоится 6 мая в 18 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу: 344002 г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23, ауд. 314С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. РахманиноваАвтореферат разослан 6 апреля 2010 г.Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения Дабаева И. П.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Произведения С. В. Рахманинова «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» были созданы в начале XX века, в период, который в истории культуры называют Русским Возрождением. После революции и эмиграции композитора они не исполнялись долгие годы – в СССР на духовную музыку в концертах существовал негласный запрет; в российской церкви они практически тоже не звучали. 90-е годы прошлого столетия ознаменованы восстановлением разрушенных и строением новых храмов, возрастанием роли церкви в обществе. В этой обстановке обрели актуальное звучание дискуссии, начавшиеся без малого 100 лет назад: является ли музыка Рахманинова исключительно культовой или она адресована концертному залу, и как в связи с этим ее следует интерпретировать. Новый виток противостояния церковной и светской традиции в вопросе звучания этих сочинений С. Рахманинова вновь высветил проблему их жанровой принадлежности. При первых исключительно успешных исполнениях «Литургии» и «Всенощного бдения» церковная общественность не признавала возможным их звучания в церкви, и сегодня такая точка зрения является весьма распространенной. Композитор В. Мартынов, автор духовных сочинений высказывается сравнительно недавно: «это произведение невозможно исполнить при богослужении, его музыка совсем не подходит для молитвы, она не приспособлена для молитвенного процесса, не учитывает его особенности»1. Однако в современной церкви существуют и противоположные точки зрения: регент молодого поколения А. Пузаков считает, что труд Рахманинова «девальвировали» частым несоответственным исполнением: «Ведь мы слышим то, что слышим, и, к сожалению, обычно нецерковность исполнения приписываем самому произведению То, что эта музыка по своей сути подлинно церковная, у меня сомнений нет, но адаптация ее к современной церковно-певческой среде, где господствует эстетика XIX века, остается вопросом»2. Пузаков исполняет «Всенощное бдение» Рахманинова и в храме за богослужением, и в концертах, записал компакт диск. На вопрос, есть ли разница в исполнении, отвечает, что практически нет, разве только воздействие на него и на хор самой атмосферы храма или зала. И считает, что в идеале различий и не должно быть: «Любое исполнение духовной музыки – исполнение в первую очередь для Бога, где бы ни находился сам исполнитель»3. В концертной среде распространена иная позиция жанровой трактовки этих сочинений С. В. Рахманинова. Известный дирижер В. Минин совершенно определенно формулирует отношение к спорам вокруг «норм» исполнения песнопений на церковные тексты: «Петь их надо, с моей точки зрения, подчиняясь в первую очередь законам эстрады, а не законам Церкви»4. Музыковед А. Тевосян в рецензии на исполнение «Литургии» Московским камерным хором под управлением Минина5 утверждает: «это уже не сама Литургия, но ее обобщенный музыкально-поэтический образ Трактовка, как и у самого композитора, диктовалась не канонами первичного жанра, но философским, музыкально-эстетическим содержанием сочинения, его концертным исполнением»6. Напряженная «тональность» подобных противостояний в различные исторические периоды обусловлена отношением к рахманиновским сочинениям как циклам богослужебных песнопений. Православное богослужение во всем комплексе составляющих его структур трактует пение как одну из важных, но только часть чинопоследования. Вопрос о месте, которое должны занимать песнопения, и, особенно, вопрос об их характере, музыкальном существе всегда сопутствовал церковной практике и не имел однозначных решений даже во времена строгой регламентации певческого материала. В приведенных выше и многочисленных подобных высказываниях фактически отражается неоднозначная трактовка жанра рахманиновских сочинений. По-разному называются они в различных источниках – исследовательской и критической литературе, методической литературе по хороведению, в богословии и регентоведении, в средствах массовой информации. Их определяют как «духовные сочинения», «литургические циклы», «литургийные циклы», «хоровые произведения культовой музыки», «сочинения на канонические православные тексты», «богослужебные песнопения», «неизменяемые песнопения православного богослужения», «богослужебно-певческие циклы» и т.д. Разнообразие жанровых определений свидетельствует о неоднозначности трактовки подобного рода и вида музыки. Но различия наименований связывают не с жанровыми признаками в тексте произведений (как обычно определяют жанр в научных исследованиях), а с пониманием природы их «звуковой формы», реального интонирования, исполнительского воплощения. Многообразие исполнительских трактовок, историческая динамика требований к исполнению музыкального произведения любого жанра и стиля – общий закон его жизни, его существования. История и эволюция взглядов на звуковое воплощение богослужебных песнопений С. В. Рахманинова, а также сами исполнительские интерпретации представляются актуальной темой для исследования мобильной природы жанра, подвижности его содержания, функции и назначения.^ Проблема исследования Научную проблему жанровой идентичности принято ставить как сугубо теоретическую, музыкально-языковую: насколько музыкальные средства, звуковая ткань сочинений соответствуют жанру, в данном случае – светской концертной композиции или православного богослужения. Но жанровые регламенты не устанавливаются жестко; и функции, и назначение, и содержание определенных видов музыки, которые можно называть жанром, изменяются вместе с регламентами культуры, коммуникативными установками общества. Это явление наука определяет как мобильность жанра. Выбор темы диссертационного исследования продиктован тем, что наука пока не обращается к исследованию жанровой мобильности, подвижности исторической модели жанра на примере конкретных сочинений. Идеи «открытости» жанра в музыковедческой литературе излагаются как сугубо теоретические, не опираются на материал звуковых реализаций конкретных текстов или взглядов на их воплощение. Анализ исполнительских интерпретаций, в свою очередь, занимает существенное место в музыковедческих исследованиях, но в них не находит отражения тема интерпретации одного произведения на значительном историческом отрезке. Жанр как порождение культуры не является «застывшей» раз и навсегда схемой средств и приемов техники сочинения, а «вбирает» в себя все множество истолкований смысла структур музыкального языка и в зависимости от этого множество «пониманий» содержания произведения. Такой подход излагает Г. Тараева в статье «Интерпретации музыкального содержания: конвенции культуры и модификации». Отрицая какую-либо «научную объективность» содержательной интерпретации музыки учеными, она отмечает: «Дефиниции музыкального содержания – это продукты саморефлексии музыкантов-ученых, рожденных определенным, конкретным слоем культуры. Строй чувств и модели поведения, система оценок искусства и продуктов художественной деятельности, идеологические доктрины и многие иные факторы сокрыты за научным текстом как культурный контекст бытия (становления, развития) личности человека – исследователя содержательного пласта музыки. Этот контекст – тоже научный объект»7. Освещение историко-культурного контекста отношений к назначению сочинений Рахманинова, их теоретической интерпретации и звуковой реализации в культурной ретроспективе на протяжении почти столетнего существования позволяет рассматривать проблему жанровой мобильности и, как следствие, невозможность однозначного определения жанра «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения». ^ Цель исследования Цель настоящей работы видится автору в том, чтобы привлечь внимание и исследователей, и исполнителей к мобильной природе жанра, к широкому изучению материалов, связанных с исполнением, традициями исполнительской трактовки, восприятием текста одного произведения. В современной действительности тотального обеспечения информацией, в том числе из глобальных сетей, доступ к огромному количеству источников позволяет изучать историко-культурный контекст произведения в масштабах, ранее недоступных. В диссертации привлекается множество материалов из электронных ресурсов, в частности, связанных с трактовкой структур богослужения, требованиями к богослужебному пению современных деятелей церкви, информация о записях, концертах, рецензии на исполнение, высказывания выдающихся интерпретаторов «Литургии» и «Всенощного бдения» Рахманинова. Введение в научный обиход электронных источников информации, демонстрация путей поиска информации – важная составная часть цели диссертации.^ Задачи исследования Современный исполнитель, обращающийся к воплощению богослужебных певческих циклов С. Рахманинова на концертной эстраде, руководствуется различными критериями, среди которых самый распространенный – некритическое следование какой-либо традиции звуковой реализации. Многие студенты училищ, консерваторий сегодня поют в храмах и «понаслышке» знакомы с проблемой отнесения «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения» С. Рахманинова к ветви церковных либо концертных композиций и спорами о «правильных» принципах исполнения. В связи с этими реалиями современной музыкальной культуры задачи данного исследования видятся в том, чтобы: раскрыть явление мобильности музыкального жанра на примерах сочинений «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» как историю существования жанра в культуре; акцентировать внимание исследователей на метаморфозах его восприятия в историко-культурной динамике; привлечь документальные свидетельства отношения к содержанию, назначению и функции церковных произведений Рахманинова деятелей церковной и нецерковной (концертной) сфер; рассмотреть в качестве аргумента жанровой мобильности примеры звукового воплощения этих сочинений в записи концертных исполнений; обозначить некоторые важные концепции исполнительской интерпретации широко известными артистами и хоровыми коллективами. ^ Материалом исследования для раскрытия данной темы служат мнения профессиональных концертных исполнителей, музыкантов, деятелей культуры о богослужебных песнопениях Рахманинова, воззрения на нормативы их исполнения, суждения служителей церкви о пении в богослужении и о возможности включения в службу рахманиновских песнопений. Динамика восприятия жанра особенно наглядно проступает в конкретных исполнительских версиях, которые тоже становятся материалом для наблюдения за модификациями жанровой модели. Исполнения различных коллективов, зафиксированные в долговечной форме (в аудио и видеоформате), позволяют сегодня сравнительный анализ сделать более объективным и аргументированным. В последнем разделе третьей главы он выполняется на примерах сопоставления четырех версий исполнения разными хоровыми коллективами (под управлением Е. Светланова, В. Чернушенко, В. Полянского и Р. Шоу).^ Степень научной разработанности проблемы Литература, посвященная рахманиновским циклам богослужебных песнопений, достаточно обширна. Те источники, которые имеют отношение к различным аспектам проблемы, рассматриваются подробно в отдельных главах работы. Специальной теоретической литературы об исполнении сочинений Рахманинова в жанре богослужебных песнопений нет; нет и специальных исследований, посвященных проблеме мобильности этого жанра. В музыкальной науке достаточно подробно разработана общая теория, основные положения которой связаны с пониманием жанра как целостной системы, в которой «кристаллизуется и закрепляется практика не только композиторского творчества, но и общественного бытования музыки и ее восприятия».Эта точка зрения была сформулирована в исследованиях музыковеда А. Сохора в начале 70-х годов прошлого века8. В смежных научных дисциплинах (философии, филологии, эстетике) к этому времени существовали противоположные точки зрения на стабильную и мобильную природу жанра. Р. Ингарден, например, считал жанром «завершенный автором текст, не имеющий в виду никакую его “доработку” восприятием исполнителя или слушателя»9. У. Эко, напротив, декларировал мобильность, «досказываемость» текста музыкального сочинения. Вопрос исторического контекста поднимался отечественными учеными в плоскости определения жанра как кристаллизованной в знаке исторической памяти «перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов». Известный филолог и культуролог М. Бахтин рассматривал жанр в литературе и искусствах как репрезентант «культурно-исторической памяти в процессе всей идеологической деятельности»10. А. Васильев с позиций коммуникации определяет жанр как метаязык, систему художественных кодов, управляющую процессами созидания и потребления художественных ценностей11. Е. Назайкинский предлагает следующее определение: «жанры - это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения».12 Л. Березовчук определяет музыкальный жанр как систему функций, обеспечивающую музыкальную коммуникацию и передачу социального опыта. Она считает, что «социологический подход к изучению музыкальных жанров предполагает возможности для моделирования коммуникативных стереотипов жанра, таких как ситуация исполнения, социальный статус аудитории, её ценностные ориентиры, уровень образованности, целевая установка музыки и др.»13. Для всех приведенных высказываний характерно акцентирование именно общественной функции жанра в рамках бытования музыки как специфического вида искусства. Музыкальный жанр рассматривается отечественной наукой в коммуникативном аспекте – как некое сообщение, как носитель информации, что сглаживает границы между понятиями произведения и жанра. Учитывая это, исследователи акцентируют типовые признаки, рассматривают музыкальный жанр как репрезентант ощущения жизни общества в конкретное историческое время, подчеркивая, что его судьба всегда находится в атмосфере определённого социального контекста. А. Соколов, уделяет внимание в музыкальной коммуникации трём субъектам: адресанту (автору) – интерпретанту (исполнителю) – адресату (слушателю) и называет обязательным связующим звеном текст сочинения. Он является зашифрованным специальным кодом (нотной записью), специфическим коммуникативным документом. Необходимо, однако, методологически разграничить текст и жанр: оба они имеют сходные признаки, так как жанр овеществлен текстом14. В подобных точках зрения «за скобками» находится признаваемый, но не раскрываемый в самих исследованиях историко-культурный контекст изменений отношения к жанру в тех частях коммуникативной триады, которые стоят за пределами текста, закодированного композитором в художественное сообщение. Интерпретация его содержания, смысла и назначения культурой, обществом, исполнителями и слушателями рассматривается в данной диссертационной работе в самостоятельном научно-исследовательском ракурсе. ^ Методологическую основу исследования составили основные положения теории стиля и жанра, историко-культурные концепции исследователей творчества С. В. Рахманинова, а также подходы к анализу исполнительства в современной отечественной музыкальной науке, в частности, теоретическая разработка принципов анализа исполнения Г. Тараевой15.^ Научная новизна Впервые проблема исторической подвижности жанра, историко-культурной динамики его метаморфоз в коммуникативной проекции освещена на примере отдельных произведений Рахманинова. Признаки мобильности, подвижности структуры жанра рассматриваются в плоскости звучащего текста, по-разному интерпретируемого в исполнении и восприятии на разных отрезках исторической жизни произведений Рахманинова. Впервые анализируются исполнительские версии различных коллективов «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения» как «овеществление» теоретических взглядов на текст жанра и делается вывод о зависимости восприятия жанра этих сочинений Рахманинова от культурных конвенций. ^ Положения, выносимые на защиту: Мобильность жанра может быть прослежена на примере отдельных сочинений в историко-культурном контексте. Его составляют личные установки композитора и факты его творческой судьбы, творческие декларации современников, политические события и идеологические концепции эпохи создания произведения и всего последующего существования произведения в культурном пространстве, а также множественность интерпретаций его «звуковой формы». Жанровая амбивалентность сочинений Рахманинова «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» по-разному выглядит на разных этапах исторической жизни произведения и в различных слоях музыкальной культуры. В разные периоды (возникновения сочинений, в советское время и в постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI вв.) установки на звучание сочинений диктуются конкретикой соотношения церковной и светской традиций, дискуссиями представителей этих ветвей (светскими дирижерами и регентами, учеными и критиками, журналистами и слушателями) в пространстве культуры. Историческая жизнь рахманиновских богослужебных циклов в теоретических и исполнительских интерпретациях доказывает мобильную сущность их жанра и невозможность его однозначного определения. Концепции исполнения определяются принятыми в обществе регламентами жанровой практики, нормы которой подвижны и многообразны – вплоть до взаимоисключающих.^ Теоретическая и практическая значимость исследования Разработка теоретических идей мобильности жанра, его подвижного содержания, функции, назначения в коммуникативной проекции на текстах одного сочинения представляется перспективной для дальнейших научных исследований, как в традиционных областях музыковедения, так и в теории исполнительства. Приемы теоретического описания исполнения, в том числе привлечение методов компьютерного исследования динамики, демонстрируют возможность аргументированного анализа исполнительской интерпретации музыкального произведения. Спектр изучения жизни богослужебных песнопений Рахманинова может служить образцом подхода исполнителя к пониманию глубинных закономерностей трактовки средств и приемов композиции, выходящих за пределы замысла композитора. Широкая панорама исторических обстоятельств рубежа XIX-XX веков – времени возникновения «Литургии» и «Всенощного бдения» Рахманинова – в сопоставлении с творческими манифестами и деятельностью композиторов, исполнителей, деятелей церкви может служить более углубленному пониманию исполнителем произведений в контексте художественной культуры. Освещение обстоятельств, сопутствующих жизни жанров богослужебных песнопений Рахманинова в советское и постсоветское время, может составить основу для создания методических пособий и курсов в музыкальных училищах и вузах. Анализ взглядов современных регентов, совмещающих работу с хором за богослужением и светскую концертную деятельность, возможно, представит интерес для специализированных учебных заведений.^ Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова. Основные гипотезы и идеи работы фигурировали в реферате по курсу аспирантуры «История и теория исполнительства» и в докладах на международных и всероссийских конференциях, интернет-конференциях. Главные положения и выводы диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях и нашли непосредственное отражение в исполнительском опыте автора, в работе с хоровыми коллективами.^ Структура диссертации обусловлена ее основной идеей – последовательно раскрыть культурные слои и исторические этапы восприятия содержания, функции и назначения жанра циклов богослужебных песнопений Рахманинова. В работе три главы, разбитые по два раздела, заключение, список литературы и приложения.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулирована проблематика, обозначены предмет, цель и задачи диссертационной работы. Раскрыты также степень научной разработанности проблемы и методологические основы в обзоре литературы, посвященной теории жанра и жанровой мобильности, историко-культурной интерпретации сочинений Рахманинова и теоретическим подходам к анализу исполнения. Во введении рассмотрены теоретическая значимость и практическое значение диссертации. ^ Первая глава носит название «Проблемы богослужебных песнопений на рубеже XIX-XX вв.» и состоит из двух разделов. В первом разделе – «Музыка православной церкви на рубеже XIX-XX вв. как историко-культурный фон рахманиновских сочинений» – освещаются исторические обстоятельства интереса композиторов и музыкальных деятелей к обновлению церковного пения. Корни нового интереса к религии, к церкви во второй половине XIX столетия российского общества обнаруживаются в процессах политического определения этнических групп, нерусских народов Российской империи. В ситуации формирования их своеобразного «национализма» возникло ответное движение за укрепление православия как фактора национального единства. Оно во многом определяло развитие нового русского национального самосознания, которое принимало формы и политических, и художественных движений за самобытность русской культуры. В Москве, в противостоянии имперской столице аккумулируются творческие идеи преобразования европеизированного по стилю богослужения путем возврата к древнему мелодическому фонду. Развитие церковно-певческого дела в 1880-е годы инициировалось устными директивами Александра III и организационной деятельностью Синода. Обер-прокурор Синода Победоносцев, недовольный столичной Придворной певческой капеллой, решил перенести эксперимент в Москву, в Синодальное училище, официально учрежденное при Синодальном хоре в 1857 году. Синодальный хор пел за службами в Успенском соборе Кремля, где хранился свод одноголосных роспевов. Таким образом, расцвет Синодального хора и училища в последней трети века был не просто творческим событием, но и следствием политических властных директив. И самым важным для понимания творческого расцвета Синодального хора было требование Победоносцева об образцовом исполнении церковных песнопений публично для развития в народе вкуса к художественному исполнению строгого стиля. Это явилось в определенной степени стимулом для концертов духовной музыки и, особенно, концертной деятельности Синодального хора. Движение за обновление стиля церковного пения отличала и солидная исследовательская база, основные достижения которой освещены в разделе. Это, прежде всего, деятельность Д. Разумовского, первого профессора кафедры истории русского церковного пения в Московской консерватории, открытой в 1866 году16. Историк церковного пения, протоиерей, он является автором капитального труда «Церковное пение в России» (1867-1869) и множества других работ. Последователями Д. Разумовского в этой области были С. Смоленский, В Металлов и ряд других, имена которых сегодня практически забыты (Ю. Арнольд, Н. Потулов, И. Вознесенский). Не только политические обстоятельства, но общий подъем музыкальной культуры в России способствовал стремлению к национальным достижениям в музыке. Самой специфической чертой российской музыкальной истории этого периода оказывается единство целей светского и церковного искусства – поиск национальной идентичности, ощущения нераздельности музыкальной культуры и ее высокой духовности. Совершенно уникальным явлением в этом плане оказывается московское Синодальное училище с его знаменитым хором, первым исполнителем сочинений Рахманинова. Его деятельность подробно характеризуется в заключении первого раздела первой главы. Второй раздел – «Русские композиторы конца XIX – начала XX вв. в поисках национального стиля православного пения» – посвящён изложению творческих манифестов и взглядов композиторов, современников Рахманинова, и выборочным характеристикам их творчества в жанрах богослужебного пения. Задача создания национальной русской школы в XIX веке, конечно, ставилась в сфере светских жанров, достигших в Западной Европе убедительных высот в эпоху венских классиков. Россия отставала от этого процесса, и интенсивные поиски осуществлялись в опере, симфонии, инструментальном концерте, романсе, в камерных инструментальных ансамблях и фортепианной, камерной сонате. Музыку же для церкви создавали, преимущественно, регенты – Г. Ломакин, П. Воротников, Н. Потулов, Н. Бахметев и другие. Это были профессионально выполненные песнопения, их авторы обладали необходимыми знаниями теории многоголосия, в основном, классической гармонии, умножая традицию, чуждую русскому мелосу. В разделе освещены материалы, связанные с критикой Чайковским Бортнянского и резко негативным отношением к пению в современной церкви, использованы недавно опубликованные исследования Н. Тальберга. Они свидетельствуют о том, что творчество Чайковского в этой области не было простым осуществлением директив власти по поводу содержания церковной службы или манифестов художников по созданию национального стиля, а глубоко личным актом. Огромным для интересующего автора диссертации периода было значение Глинки. Исследователь П. Левандо, например, условно обозначает место партитуры «Херувимской» Глинки в панораме развития отечественной хоровой музыки где-то между «Литургией» Чайковского (1878) и «Всенощной» Рахманинова (1915), хотя, как известно, она была создана в 1837 году. Фигура Глинки и его позиция вдумчивого профессионального поиска решения в жанрах и технике церковного пения, действительно, «осеняет» Чайковского и Рахманинова и время между их литургиями, хотя время это очень пестрое и насыщенное разными событиями и творениями. В последней трети XIX века характерен всплеск интереса к реформе пения в церкви именно у композиторов, работающих, преимущественно в системе светских жанров (Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Гречанинов). И здесь же разворачивается творчество композиторов-регентов – А. Кастальского, П. Чеснокова, Н. Данилина, позднее А. Никольского, протоиерея Г. Извекова, К. Шведова, Н. Голованова и др. В разделе подробно анализируется деятельность знаковой фигуры для понимания С. Рахманинова – А. Кастальского, который оказался самым творчески убедительным реформатором православной музыки рубежа XIX – XX веков. Его наследие в этой области многочисленно: в начале XX века в каталоге Юргенсона были указаны 73 духовных хора, на сегодня он считается автором 136 произведений. Кастальский (1856-1926) являет собой пример совершенно новой фигуры музыканта для российской музыкальной культуры. Получивший светское музыкальное образование, хотя и из семьи священнослужителей, он достаточно неожиданно для себя становится регентом. Кастальский работает над отдельными песнопениями, так как очень хорошо представляет себе нужды церковных хоров самого разного ранга, и заботится об обычных неискушенных коллективах певчих. Поэтому его не занимала идея цикла богослужебных песнопений, обладающего единством драматургического развития, необходимым в концертном исполнении, как у Рахманинова. Кастальский – практик хорового дела; помимо обработок мелодий он пишет «Руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций» – рекомендации для регента, как при помощи простейших музыкальных средств можно согласовать настроение текста с его музыкальным сопровождением. К рубежу веков образованность для русских композиторов, пишущих в церковных жанрах, становится естественной нормой. Среди композиторов, обычно причисляемых к новому направлению в русской церковной музыке, в первую очередь, стоит назвать А. Гречанинова (1864 – 1956). Он прожил долгую жизнь – 92 года, последние тридцать лет в эмиграции (покинул Россию в 1925 году), страдая и тоскуя по родине. Во всем творчестве Гречанинова и в России, и за границей можно видеть гармоничный интерес к светским и церковным жанрам. В отличие от Рахманинова, который в эмиграции не возвращался к идее жанра литургии17, он писал православные сочинения, католические мессы, мотеты и – что самое необычное – произведения, где соединялись традиции мелоса различных конфессий, в том числе синагогального пения. Кастальский и Гречанинов – знаменательное сопоставление. Это – композиторы в сфере церковной музыки, хотя и совершенно разного ранга. В разделе также рассматривается деятельность П. Чеснокова, А. Никольского, С. Танеева. Единство или различие между композиторами – их судьбами, практической деятельностью, жанровым составом творчества – вообще вопрос немаловажный для истории и теории церковной музыки конца XIX – начала XX века и, конечно, для данного раздела диссертации. В литературе это явление называют по-разному: «новым направлением», «новой русской школой» церковной музыки, Московской школой церковной музыки, школой Синодального училища и относят к нему нередко, в первую очередь, С. Рахманинова. В общий список имен входят А. Гречанинов, Вик. Калинников, Н. Черепнин, М. Ипполитов-Иванов, В. Ребиков – композиторы, писавшие преимущественно в сфере светских жанров и недвусмысленно вращающиеся в этой среде. И вместе с ними фигурируют имена регентов, практических деятелей хорового исполнительства – А. Кастальского, П. и А. Чесноковых, А. Никольского, С. Панченко, К. Шведова, Н. Голованова, Н. и П. Толстяковых, о. Д. Аллеманова, протоиерея М. Лисицына и др. Были ли они все единой школой, можно ли вести речь о едином стиле эпохи – ответа сегодня нет; мотивы, побуждения, установки были очень разными. Определения единства, наверное, и не может быть в таком разнородном по жанровому составу творчестве столь различных композиторов. Важно, что их объединяли поиски и желание преобразовать музыкальное содержание православной службы, бережное отношение к аутентичному наследию православной церкви, насчитывающему более шести столетий монодийного пения. Все с разной степенью горячности осуждали, возмущались или не принимали утвердившийся стиль церковного пения и даже самого богослужения, допускающего психологически враждебную установку на концертирование, музыкальное «развлечение», наслаждение пением, как таковым. И в этом всем проявлялось не только единство московского направления, «освященного» деятельностью Синодального училища, но и общая направленность русской композиторской школы, увлеченной идеей создания национального музыкального искусства. В этом смысле они все творческие единомышленники. Набросок общей картины в данном разделе позволяет сложить первые фрагменты той мозаики, которая представляет мобильную сущность жанров православных песнопений в творчестве русских композиторов рубежа XIX-XX веков. Здесь уделено внимание таким важным моментам коммуникативной среды жанра, как личностные побуждения и творческие установки на сочинение, исполнительская среда и ее реакции, восприятие публикой и критикой. Частично в этой картине фигурирует следующий послереволюционный период, обозначая резкие изгибы исторической жизни жанра. ^ Во второй главе – «Богослужебные певческие циклы Рахманинова: жанр и стиль» – представлена панорама сочинений композитора на фоне биографии и трактовки стиля.Первый раздел – «”Литургия” и “Всенощное бдение” в контексте личной и творческой биографии» – содержит изложение различных обстоятельств в судьбе композитора, связанных с возникновением произведений. Многие ученые и деятели церкви стремились понять и объяснить место этих сочинений в творчестве Рахманинова, столь отличное практически от всех его современников. Е. Светозарова, задаваясь вопросами, какие нити культуры привели его к этому поиску, сравнивала Рахманинова с Чесноковым и Кастальским, справедливо не видя сходства творческих позиций. Сопоставляла с Гречаниновым, который пошёл дальше своих современников, внеся большую свободу в область церковной музыки, стремясь «для богослужебных целей использовать все средства музыкальной выразительности, выработанные не только в духовных, но и в светских жанрах»18. В наше время, придавая такое значение циклам богослужебных песнопений композитора, многие пытаются реконструировать вопрос веры, религиозности Рахманинова. В разделе изложены позиции отечественных музыковедов по этому вопросу (Е. Светозаровой, В. Брянцевой, О. Соколовой, А. Кандинс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.