Реферат по предмету "Разное"


«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей». Воспитатель: Васильченко М. Д. Цель

Мастер – класс «Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей».Воспитатель: Васильченко М.Д.Цель: 1.Донести до осознания педагогов необходимости работы с блоками Дьенеша. 2.Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.I. Теоретическое содержание Уважаемые коллеги ! 12 лет назад на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно- ориентированная модель, основанная на бережном, чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала идея индивидуально - дифференцированного обучения, что нашло отражение в программе «Детство». Поэтому в практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кьизенера - являются необходимой частью обучения. Блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями: анализ, сравнение, классификация обобщение, кодирование, декодирование информации, а также использование в речи частицы «не» «и», что становится мостиком к словесно- логическому мышлению. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.) «логические кубики» (Ко­пьтов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логи­ческими блоками, плоскостной - логическими фигурами. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разно­образных предметных действий. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным сред­ством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством пред­метов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала ос­ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и тол­щине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от из­бушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова­ние одним свойством), другой - чтобы не было рядом бло­ков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий - чтобы рядом не было одинако­вых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно­временно тремя свойствами). Для работы с детьми одной· группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один- два набора объемных логических блоков и 5-8 наборов плоских логических фигур. В комплект блоков входят, как уже отмечалось, 48 фигур: 12 кругов - по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треуголь­ников. (В детских садах США используются наборы ло­гических блоков из 60 штук. В эти наборы включены фигуры еще одной формы - шестиугольной.) Логические блоки изготавливаются из дерева или плас­тика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см.) следующие: Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов - одинаковая толщина всех фигур. Размеры фигур примерно такие (в см.) Если невозможно изготовить набор объемных логичес­ких фигур-блоков, то можно во фронтальных и подгруп­повых упражнениях пользоваться более крупными плос­кими логическими фигурами. Однако их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина). - синий, - красный, - желтый, - круглый, - квадратный, -треугольный, - прямоугольный, - большой,  - маленький,  - толстый,  - тонкий. Понадобятся и карточки с отрицанием свойств: - не синий, - не красный, - не желтый, -не круглый, - не квадратный, - не треугольный, - не прямоугольный,  - небольшой,  - немаленький,  - нетолстый,  - нетонкий. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно­образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - ­логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал ­игрушки - персонажи, обручи, веревочки и пр. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифици­ровать, и обобщать. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эта­лоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других разви­вающих задач. ^ II. Практическая часть Педагог демонстрирует необходимые карточки, которыми надо пользоваться при работе с блоками и которые можно приготовить вручную. Всего 22 карточки. А теперь начнем рассматривать, как можно использовать блоки Дьенеша в каждой возрастной группе.^ 1 младшая группа – блоки используют в середине и в конце учебного года как материал для игр – дети знакомятся, трогают, рассматривают, к концу года педагог работает с блоками и карточками к ним, развивая у малышей умение оперировать одним свойством. А также применять эти умения не только с блоками, но и со сказочными героями, например, используя приложение№1, выполните задание: «Кто должен прийти в гости к медведю и зайцу?» (обращать внимание на размер пеньков).Приложение №12 младшая группа – у детей развивают умение работать с 2 свойствами предметов и карточки используются с опорой на 2 свойства.Например, используя приложение №2, выполните задание: «К какому сказочному герою придет девочка, если будет шагать: а) только по большим камням; б) по большим квадратным камням; в) и по большим и по маленьким камням.Приложение №2^ Средняя группа - уже к концу года учат детей оперировать 3 свойствами. Воспитатель вводит в объяснительную речь детей частичку «не».На- пример, используя Приложение №3, решите задание: «Кто и в каком домике живет?». Или используя мелкие игрушки, можно давать детям задание, построить дорожку, по которой будет ходить или бегать данная игрушка. В этом случае каждому ребенку дается карточка с символами, кодирующая 2 – 3 свойства предмета, дети должны из общей массы (блоки Дьенеша, кубики) выбрать для постройки ему необходимые. Приложение №3^ Старший дошкольный возраст – весь год используют карточки, позволяющие развивать умение оперировать 3 свойствами , и концу года 4 свойствами. С помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. Педагог предлагает коллегам, используя Приложение №4, выполнить задание по типу «Лото». Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3 – 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится ведущим. Приложение №4 СсСписок литературы:1.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».2.Финкельтшейн Б., Лабутина Л. «Праздник в стране Блоков».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационное обеспечение системы управления организации на примере ИФНС г. Магнитогорска по
Реферат Магазин бытовой техники "Вымпел"
Реферат Изучение новых гибридов F1 томата с геном “rin” в зимних теплицах
Реферат Організація і аналіз іпотечного житлового кредитування в ЗАТ КБ ПриватБанк
Реферат Tritts View Of Young Goodman Brown Essay
Реферат Amazon Essay Research Paper Amazon By Ellen
Реферат А место для фотографии фотография нкета соискателя на именную стипендию ОАО «ак барс» банк для студентов государственных образовательных учтреждений высшего профессионального образовнаия
Реферат Естетичний світ педагога
Реферат Постструктурализм
Реферат История развития рынка консалтинговых услуг в России
Реферат Анализ численности населения 2
Реферат "Фалуньгун": зло или добро?
Реферат Анализ и практика применения ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав)
Реферат Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности
Реферат Who Is I Essay Research Paper Who