Реферат по предмету "Разное"


«Культура»: многообразие философских и научных подходов к определению

«Культура»: многообразие философских и научных подходов к определению.Термин «культура» имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и воспитанности человека. Одним из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры является определение известного культуролога Э.С.Маркаряна: "культура – это способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом понятии зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Существует множество научных подходов и определений культуры: ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др. Философией культура понимается как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства — мира культуры. Культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными. Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали. Эстетический подход к культуре развивал немецкий философ и писатель Ф. Шиллер (1759—1805). По его мнению, к высшим человеческим ценностям, свободе, добру, справедливости путь пролегает только через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики и искусства культуру можно рассматривать как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности. С позиций морали и этики культуре уделяли больше всего внимание И. Кант и немецко-французский протестантский теолог и этик А. Швейцер (1875—1968). Культура с позиций морали и этики предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мироздании, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной составляющих.«Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис.В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. В этой мо­дели человек — субъект культуры — выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры. Классическая модель характеризуется жестким разделением объ­екта и субъекта познания, предметом которого выступает надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Классическая модель в философ­ском отношении идеалистична, так как главной сферой развития человека является духов­ное творчество. Культура выступает чисто духовным обра­зованием, обусловленным актами трансцендирующего из самого себя сознания. Классический идеализм как в его субъ­ективной (Кант: культура есть субъективное состояние и устремление личности), так и объективной (Гегель: культу­ра — этап развития абсолютного духа) интерпретациях не есть вульгарное неприятие предметных форм человеческой деятельности, это своего рода замещение данных форм духовной предметностью. Отождествление культуры с духовными образованиями в дальнейшем привело к неудовлетворенности классической моделью, к ее критике за умозрительность, неспособность дать объяснение фактическому материалу, получаемому в эмпирических исследованиях конкретных форм культуры. Но накопление эмпирического материала о различных культурах вновь поставило исследователей перед необходи­мостью его теоретического осмысления, восприятия этого материала как принадлежащего именно культуре. Кризис классической модели был вызван не только ее недостаточной методологической эф­фективностью, но и тем обстоятельством, что данная модель воплощала идеологию европоцентризма: неевропейские фор­мы культуры воспринимались как недоразвитые, неполноцен­ные, уступающие западноевропейской вследствие отсутствия в них многих традиционных ценностей.3. Науки о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.Существует ряд дисциплин, сосредоточивающихся на описании и анализе культуры и культур. История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. Культурная антропология - исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Междисциплинарный характер культуры выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культура входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности. Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.4. Эволюционизм как парадигма изучения культуры.Парадигма представляет собой какую-либо классическую научную разработку, которая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой целой научной традиции. Концепция представителей эволюционистской парадигмы основывается на следующих принципах: идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида. Совокупность психических свойств индивида понимается как постоянная и равная себе во всех обществах и культурах, то есть фактически речь идет о природе человека как такового. Не всегда и не всеми природа человека понималась и понимается только как совокупность психических качеств индивида. 5. Теория модернизации о социокультурной динамике.Модернизация – переход от традиционного общества к современному (от аграрного к индустриальному). Достижения современности связаны с такими чертами общества, как индустриализация, развитие науки и техники, базирующееся на научных знаниях, социальная дифференциация, демократическая система власти, создание системы юридических законов, массовое образование, урбанизация, рационализация общественного сознания и др. До недавнего времени теория модернизации рассматривалась как концепция социального развития, основанная на следующих принципах:рассмотрение модернизации как общечеловеческого, единого и единственного пути развития всех стран мира независимо от их исторической и культурной специфики;признание универсальности законов, принципов, институтов, определяющих достижение современности разными странами;рассмотрение Запада в качестве «идеального образца», цели развития, по степени приближения к которому может быть оценен успех любой модернизации;выделение главного фактора модернизации, который рассматривается как двигатель общественного прогресса, преобразующий все другие сферы общественной жизни (например, экономика, технология) и т.д. Таким образом, модернизация рассматривалась как линейное движение общества от «отсталости» к современности. В конце 20-го века теория модернизации претерпела существенные изменения и дополнилась идеями нелинейности, многовариантности, альтернативности путей социального развития, зависимости этих путей от культурной специфики той или иной страны.6. Структурный функционализм в социологии и культурологии.Особенностью функционального подхода в культурологии является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача — разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного образования, а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Отдельный элемент играет не только присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится. В процессе культурологических исследований понятие "функция" получило два основных значения. Первое — указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому, и второе — обозначение зависимости между частями, компонентами культуры. Структурный функционализм в социологии – это такое направление, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом». Другим выражением сути функционализма может служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.7. Структурализм и постструктурализм: от лингвистики к культурологии.Структурализм - направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. Де Соссюра, который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы, а в дальнейшем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки. Для структурализма характерно перенесение внимания с элементов и их собственных природных свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства. Выделенная таким образом структура позволяла использовать методы формальной логики и математики, возможности электронно-вычислительной техники. Одним из основных положений является принцип синхронии, который заключается в том, что для выявления структуры объекта надо отвлечься от его развития и рассматривать его составные части и элементы как существующие в один момент, т.е. синхронически. Для структурализма характерен способ мышления посредством оппозиций, четкое разграничение разных уровней и форм культуры. Постструктурализм формируется в середине 70-х гг. 20 века в рамках французской философской школы. Основные положения постструктурализма: 1) Внимание к проблемам текстологического плана. 2) Негативизм. 3) Отказ от способа мышления посредством оппозиции, характерного для структурализма. 4) Стираются пространственные и временные границы, происходит обращение к прошлому, подражание старым стилям. 5) В постмодернизме отсутствуют ведущие художественные стили и школы, стремящиеся подчинить себе всю область художественного творчества. 8. Принципы семиотического анализа культуры. Информационно-семиотическая теория культуры Ю.М.Лотмана.Семиотический анализ возник как анализ вербального языка. Ф. де Соссюр предложил использовать лингвистические модели и концепции не только для анализа вербального языка, но и для исследования других феноменов. Такой анализ возможен в связи с тем, что: 1) социальные и культурные явления представляют собой не просто материальные объекты или события, а связаны со значением и, следовательно, со знаком; 2) эти объекты определяются через систему или сеть отношений с другими. Семиотический анализ раскрывает все явления культуры как знаковые системы, которые также являются феноменами коммуникации и в которых отдельные сообщения организуются и становятся понятными в соотнесении с кодом. Наименьшим элементом коммуникации является знак. В семиотическом анализе независимо от сферы его использования выделяются три уровня исследования знаковых систем: 1. Синтактика изучает сочетания знаков и способы их сочетания; 2. Семантика исследует знаковые системы как средства выражения смысла – основным ее предметом является интерпретация знаков и сообщений; 3. Прагматика связана с изучением отношения между знаковыми системами и теми, кто использует и интерпретирует содержащиеся в них сообщения. Методология семиотического анализа включает:знаки как единицы семиотического анализа: иконические; идексальные; символические;уровни знаковых систем: синтактика; семантика; прагматика;уровни структурных отношений знаков: синтагматический; парадигматический;коды как основная категория семиотического анализа: обязательные (денотативный и коннотативный коды); универсальные (социальный, идеологический, культурный); специальные (кинематографический, иконографический, монтажный и др.);функции кодов: а) универсальные: идеологическая; социальная; коммуникативная; б) специфические: референтивная; эмотивная; повелительная; фатическая; металингвистическая; эстетическая. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как открытую знаковую систему и структуру, включающую помимо основного “штампующего” компонента - естественного языка - множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды искусства. Одновременно культура для Лотмана - это и “текст”, всегда существующий в определенном “контексте”, и механизм, создающий бесконечное многообразие культурных “текстов”, и долгосрочная коллективная память, избирательно передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию. 9. Культурная антропология Э.Б.Тайлора.Э.Б. Тайлор в своем основополагающем труде «Первобытная культура» так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на деле превосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в целом. Тайлор понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство. Э.Б. Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как и они развиваются один из других (выработка эволюционистского метода расположения культурных явлений по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет проследить их прогресс). Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных. Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры. Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования и обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны.10. Идея «прогресса» и ее значение для философии культуры и науки о культуре.Все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является наука. Это, также, и необратимое движение от бесконечного разнообразия особенностей к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее разумной организации. Это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию. Человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит универсальные этапы. Мир разнообразен, потому что разные общества находятся на разных стадиях развития. Изменение общества – это неизбежное прохождение его через все многообразие существующих общественных форм. Задача общественной теории - дать понимание естественной последовательности этапов общественного развития, представленных многообразием форм, от прошлого к будущему. Долг просвещенного правителя - использовать открытия ученых, чтобы ускорить естественное движение вперед, подавляя силы регресса, которые стремятся это движение затормозить. Теория прогресса несла в себе надежду и оптимизм, веру в то, что будучи понятым, мир может быть реформирован  на научной основе, то есть с учетом его объективных закономерностей. Говоря о воздействии идеи прогресса необходимо представлять три важнейших аспекта этого воздействия: общетеоретический, мобилизующий и идеологический. Идея прогресса как общая теория общественного устройства, вносящая классификацию и порядок в осмысление всей сложности социального бытия, выдерживала бесконечное накапливание все новой и новой информации о жизни человечества. Она также в значительной степени способствовала познанию, сосредотачивая внимание на важных общественных взаимосвязях и причинах социальных изменений. Она делала возможной такую сферу общественной деятельности, как социальное планирование, базирующееся на том представлении, что все образцы исторического прогресса могут быть поняты, описаны, экстраполированы, математизированы и смоделированы учеными и специалистами. Идея прогресса превратилась в мощнейший стимул политики (равно как и контрполитики), мобилизуя преданность и готовность своих приверженцев беззаветно, вплоть до самопожертвования, служить скорейшему наступлению неотвратимого светлого будущего. 11. Просветительская концепция культуры и цивилизации.Европейские мыслители рассматривали культуру как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим. Просветительское понимание культуры было гуманистическим по содержанию, но выражалось прежде всего в огромном внимании к этической и эстетической проблематике. Разум и красота должны преобразить мир. Просветители отвергали религиозную схоластику, разоблачали нетерпимость, фанатизм церкви, косность феодальных порядков. Они последовательно выявляли несостоятельность богословских и метафизических систем прошлого, безусловного авторитета церкви, традиционных моральных установок, героического эпоса, культа сословного аристократизма, отвергали государственный абсолютизм и т.д. Просветительское отношение к культуре обогатило духовную жизнь, способствовало развитию народного образования. Главным слоем, производящим культурные ценности, просветители считали образованную элиту, независимую от системы материального производства. Поэтому за этим слоем оставалась привилегия наставлять общество во всем, что касалось смыслов и ценностей бытия. Народная масса мыслилась просветителями как носительница предрассудков, однако вполне преодолимых — через образование, с помощью логического убеждения, наглядной демонстрации изящных образцов красоты и добродетельных нравов. Отсюда и присущее им ожидание того, что рост грамотности народных масс, увеличение досуга, распространение книг и доступных произведений искусства обеспечат приобщение широких слоев народа к культурным ценностям. В широком смысле просветительство — неотъемлемая характеристика всякой сложной культуры, поскольку для ее поддержания необходим как длительный процесс приобщения новых поколений, так и распространение культуры на более широкие слои города и деревни, внедрение тех нормативных принципов и идей, через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции. Просветительство в значительной степени формировало те установки, которые служили основой развития системы образования и науки. Просветительство — это и этап созревания общественной мысли каждой нации Запада, а затем и других регионов, означавший расширенное знакомство с достижениями мировой культуры, прежде всего в ее наиболее высоких гуманистических проявлениях. В ходе увлечения просветительством незападные общества (в Азии, Африке и Латинской Америке) перенимали те идеи прогресса, гражданских свобод, принципы политической саморегуляции, научного мировоззрения и распространения светского образования, которые было принято считать основой благосостояния широких слоев населения. 12. Культура в классической немецкой философии.И.Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии. Наряду с Кантом представителями классической немецкой философии являются И.Г.Фихте (1762-1814), Ф.В.Шеллинг (1775-1854), Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) и др. Принципы классической немецкой философии: 1) Философия — критическая совесть культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию. 2) Философия - дифференцированная система дисциплин, идей и понятий, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. 3) Немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. 4) Историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". 5) В своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.13. Философия культуры И.Канта.И.Кант внес значительный вклад в философию культуры. Он писал о науках и искусствах как о культуре общения в ее проявлениях, трактовал культуру как средство реализации всего спектра задатков и склонностей человека, включая технические (для пользования вещами), прагматические (для воздействия на других людей и на себя) и моральные. Культура воспитания преследует цель освободить волю человека от чувственности, от природных влечений и вожделений, от партикулярного и возвысить до “всеобщего”. Культура умений охватывает средства достижимости поставленных человеком целей безотносительно к самим целям. Науки, искусства, культура общения делают человека более цивилизованным. И.Кант предпочитал писать о культуре “чего-то” в большей степени, чем о культуре как некоей реальности, области (культуре самой по себе). Культура — это искусственное, созданное людьми, результат их действий и поступков, но она остается внутри “природы”. Культура, по Канту, остается последней целью природы, она существует внутри нее как явление в пространстве и во времени. Цели, реализуемые культурой, — это цели природы (а не цели свободы) и вовсе не наши (как писал Кант) цели, хотя при определенных условиях могут стать и нашими. Нет никаких оснований искать в истории и в культуре (если следовать Канту) чего-то промежуточного между природой и свободой или же соединения в них природы и свободы. Кант допускал, что в способности суждения может осуществляться связь мышления по законам природы и мышления по законам свободы, но таковая возможна только в субъекте; реально же существующего специфического объекта, в котором бы объединялись и совмещались “природа” и “свобода”, нет и быть не может. Философия истории и культуры включена Кантом в телеологию природы. 14. Марксистская концепция культуры.Марксистская концепция культуры оказала огромное идейное и методологическое влияние на развитие европейской философской, экономической, общественно-политической и культурологической мысли. В марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение условий материального бытия человека. Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. С точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит в лоне культуры.      Марксистская трактовка культуры исходит из понимания труда как процесса обмена между природой и человеком, в результате которого изменяются не только условия жизни человека, но и сам человек. Общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека.      С точки зрения марксизма, материальное и духовное производство связаны друг с другом, частью марксистской концепции культуры является положение о двух формах культуры - материальной и духовной. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты. С точки зрения марксизма, культура есть особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства. Многообразие ее форм и видов детерминируется существующим материальным базисом и прямо зависит от форм собственности и типа политической власти. Глубокий анализ социальной детерминированности культурных явлений и процессов является важным вкладом марксизма в мировую культурологическую мысль. Марксизм стал методологической базой, теоретической основой анализа многообразных явлений культуры, в том числе и современной. Но, пожалуй, самым ценным в марксистской концепции культуры является ее антропоцентризм и гуманизм.      Сущностью культуры, в ее марксистском понимании, является подлинное развитие человека, а процесс создания культуры есть прежде всего процесс человекотворчества, выражение идей полной гуманизации человека, становления и развития такого типа человека, для которого цель существования - не обладание (мертвое накопление), а живое Бытие, понимаемое как самореализация личности. 15. Становление и развитие философской герменевтики.Герменевтика — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии, филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Ф.Шлейермахером (1768-1834). Главную функцию герменевтики он видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. В.Дильтей (1833-1911) противопоставляет метод понимания, применяемый в исследовании истории, методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры. Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии. Х.Г.Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.16. Специфика метода «наук о культуре» в неокантианстве (Г.Риккерт, В.Виндельбанд).Для “наук о культуре” или исторических наук характерен идиографический (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление данных во времени и неповторимых в своей индивидуальности событий действительности. Интерес историка всегда направлен на единичное, историка никогда не интересуют законы, поэтому метод историка не генерализирующий, а индивидуализирующий. Действительность и знание о ней отличаются коренным образом. Познание состоит не в отражении действительности, а в преобразовании и упрощении ее. Действительность хаотична, а наука дает некоторое упорядоченное знание. Научное познание вносит в мир порядок, поэтому наука есть противоположность хаотичной действительности. Наука не отражает действительность, а, наоборот, противостоит ей. Философия Г.Риккерта исходит из противопоставления естественного и гуманитарного знания, “наук о природе” и “наук о культуре” как познающих, соответственно, общие законы явлений и единичные явления в их индивидуальной неповторимости. В науках о культуре, в частности в истории, осмыслительная работа состоит в том, что все явления связываются с определенными ценностями (истина, красота, святость и т. д.); некоторые из них трактуются в духе платонизма как образующие особое “царство ценностей по ту сторону субъекта и объекта”. Г.Риккерт писал: “Будем понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей”. В.Виндельбанд философию рассматривал как критическую науку об общепринятых ценностях. Различал науки о культуре (индивидуализирующие или идиохрафические), которые стремятся понять единичные факты, и науки о природе. Трактовал культуру как процесс осознания и воплощения ценностей. Он ставил задачу раскрыть общезначимые предпосылки разумной деятельности, на которых самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации жизни, сознания, мышления”. Она возможна лишь в диалоге, который базируется на трех смыслах: диалог - все


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.