Информационно – методический центр Алексеевского муниципального районаВыступление на тему:« Использование народных традиций в содержании преподавания предмета» (секция учителей начальных классов)Работу выполнила учитель начальных классов МОУ Верхнетатарскомайнская основная общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Шагиева Гузелия Ильдусовнас. Верхняя Татарская Майна 2009г.На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Академик Д.С.Лихачев в свое время отмечал «…Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому задачей современной школы является « передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме», воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, язык, культуру. Ибо чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма гуманизма. Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовно-нравственного (эмоционально-ценностного и творческого) отношения к миру. В этой связи крайне важным видится вопрос об эстетическом воспитании детей, где значительное место всегда отводилось фольклору. Цель данного выступления – показать воспитательное значение и возможности использования некоторых видов фольклора в предметном обучении, а именно на уроках математики, изобразительного искусства, музыки и физкультуры. Фольклор во все времена органично вписывался в народную педагогику. С его помощью испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, морально-этические, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к традициям, творчеству, искусству родного края. Именно поэтому знание фольклора воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений. Педагогическая направленность всех видов и жанров фольклора очевидна, поэтому обращение к сокровищам, сохраненным в фольклоре, является насущной необходимостью. Младший школьный возраст по праву определяется психологами как период становления первооснов личности, как этап подготовки ребенка к эре социальной зрелости (А.В. Петровский). Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания в восприимчивой детской души начал духовности, гуманизма, творческого отношения к миру, стремление к деятельности. Приобщение детей младшего школьного возраста к фольклорной культуре можно осуществлять не только на уроках русского, татарского языков, но и на уроках математики. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Педагогическая ценность загадок состоит в том, что она знакомит ребенка с радостью открытия, направляет внимание на предметы, явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувства собственного достоинства. Если же загадка не разгадана, то это вызывает в нем жажду познания, неслучайно этот жанр фольклора широко применяли в обучении младших школьников К.Д.Ушинский И Л.Н.Толстой.. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, величина и т.д.). Например, при знакомстве цифрой и числом 2 можно использовать такую загадку: ^ Вид ее – как запятая.Хвост крючком и не секрет:Любит всех она лентяев,А лентяи ее – нет. Понимание внутренней структуры загадки позволяет учителю обучать детей отгадывать их (понимать содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки), а также составлять загадки самостоятельно. Иногда для отгадывания загадки ученикам достаточно одного признака, догадки, а для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, развернутое логическое рассуждение. Без доказательства процесс отгадывания не закончен. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует выяснить, каким путем он шел: «Как ты догадался? Почему ты так решил?». Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе, приучает к четкой логике, рассуждению и доказательству. Скороговорки и считалки – ещё один вид фольклора, который можно активно использовать на уроках математики. Употребление скороговорок содействует преодолению косноязычия, развивает артикуляцию речевого аппарата. Например, при знакомстве с цифрой и числом 2 можно предложить такие скороговорки:^ Возле грядки – две лопатки,Возле кадки – два ведра.Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба считалок. По силе эстетического воздействия, аспространенности и количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. Соревнование в произнесении считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, учиться артистизму, добиваться права вести пересчет. Таким образом, использование считалки способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувство товарищества. Следовательно, она несет познавательную, эстетическую, этическую функции и способствует физическому развитию детей. Пословицы и поговорки также полезно предлагать детям на уроках математики. Пословицы с понятиями один, много, мало, большой, маленький щироко используются на уроках. Например, маленькое дело лучше большого безделья. Все за одного, один за всех. Две сестрицы – мастерицы, друг дружке помощницы. Следующий вид фольклора – сказки расширяют границы познавательных и воспитательных возможностей обучения. Вносят в методику проведения урока захватывающее, живое. Страстное чувство, бурную динамику. Персонажи сказок часто попадают в затруднительные ситуации, в которых им надо решить. Как поступить. Какой сделать выбор. В эти моменты учитель может предложить детям выполнять учебные задания, тексты которых и результаты выполнения связаны с композицией произведения. Приобщение школьников к народному декоративному прикладному искусству представляется в наши дни очень важным. Татарское изобразительное искусство, являясь одной из форм народного мышления и выражая художественно – эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет большую воспитательную силу. Как и в искусстве любого народа, в татарском народном искусстве проявляются особенности национального своеобразия, вытекающие из условий развития быта, религии, культуры данного народа. Оно выражает мировосприятие народа и несет в себе типичное в понимании им природы и жизни. Татарскому искусству присущи свой колорит, своя цветовая гамма пейзажей, портретов, картин. На уроках учащиеся знакомятся с изобразительным искусством русского и татарского народов, с атрибутами татарских праздников, предметами материальной культуры, художественными особенностями повседневного и праздничного национального костюма. В программу включено изучение таких тем, как «Калфак и читек для красавицы», «Каляпуш для батыра», иллюстрирование татарских народных и литературных сказок, стихов татарских поэтов, национальных музыкальных произведений. Музыкальное оформление урока будит чувство и фантазию. Оно тщательно подбирается и включает в себя как классические, так и современные музыкальные произведения. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра. Игры, отличающиеся определенным колоритом национальных красок, называются народными. В процессе проведения народных игр на уроках физической культуры радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны. Особую значимость на уроках физической культуры имеют подвижные народные игры. В них ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, стремление к победе. Как и в русских народных играх, в татарских играх можно выделить и игры-забавы. В них также выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение то же – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют воспитанию воли. Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь ребенка как основа татарской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты татарского песенного народного творчества. Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей Таким образом, обогащение учебно-воспитательной работы. Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка. Нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как они дают возможность им самореализоваться. Подводя заключительные итоги о проделанной работе, хочется еще раз отметить актуальность данной темы, так как она играет важную роль в сохранении национальной культуры. Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу. Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которые разработаны для младших школьников.