Урок русского языка в 6 классе по УМК С.И.Львовой. Урок разработала:Чижик Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ №10Тема: «Как работает имя существительное в тексте»Цели (для учителя):1. Обучающие – закрепить знания учащихся о роли существительного в художественной речи, в речевом высказывании.2. Развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.3. Воспитательные – формирование эмоциональную культуру учащихся и целостное отношения к искусству через выразительное чтение стихов.^ Цели (для учащихся):Знать – знать выразительные средства языка, в основе которых лежат существительные.Уметь – определять роль имен существительных в тексте.^ Тип урока: объяснение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.Ход урока.Организационный момент. Работа по теме урока.Подготовка к восприятию - Совсем недавно за окном мы наблюдали первый снег, и я помню чувства радости, которые вас переполняли. И чтобы наполнить их, я предлагаю вам отрывок из стихотворения Валерия Брюсова (русский поэт) «Первый снег». (слайд № 1) Серебро, огни и блестки, - Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, читает учитель Чёрно – белые вчера.- К какой теме обращается автор в данном тексте («Первый снег»)- Как автор относится к изображаемому? Каким настроением проникнуты строки? (восхищается первым снегом)- Слова какой части речи использует автор, чтобы изобразить мир природы, выразить восхищение? (существительное)- Мы знаем, что существительное обозначает предмет. Прочитать стихотворение еще раз про себя и скажите: можно ли считать, что мир, изображает автор, находится в состоянии покоя? (это стихотворение полно движения: сверкает, искрит, горит, переливается)- Как же удалось автору, используя преимущественно существительное, показать состояние природы, передать и движение и настроение? Наверно в использовании существительных в текстах есть какие-то особенности, которые нам нужно знать?Вот мы и приблизились к теме нашего урока. Попробуйте её сформулировать. (имя существительное в тексте) слайд № 2-Как вы думаете какова цель нашего урока? (дети формулирует цели, открываем на доске) - Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока.^ Актуализация знаний (слайд № 3)- Перед вами «Орфографический минимум». Прочитайте про себя записанные слова. Назовите тропы. (Эпитет, метафора, риторическое восклицание, лексический повтор, уменьшительно-ласкательный суффикс, олицетворение, ряды односторонних членов, сравнение).- Игра «Узнай – ка» (два ученика по пять тропов, класс угадывает. Сравнение последнее.)- А вот о сравнении мы поговорим на этом уроке подробнее, так как в основе этого тропа лежит имя существительное, а целью нашего урока уметь определять роль существительного в тексте.3. ^ Анализ текста (слайд № 4)- Вспомните стих А.С. Пушкина «Зимний вечер»Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.- Найдите тропы, в которых используются существительные. (олицетворение – буря, как живое существо; сравнение – изменчивый характер бури)- Объясните постановку запятых в третьей и четвертой строке. (сравнительный оборот). - Ребята, здесь сравнение выражено сравнительным оборотом. - Прокомментируйте орфограммы в глаголах. - Но существуют и другие формы выражения сравнений. Какие, вы узнаете из лингвистического текста на стр. 157 учебника. (Читают, самостоятельно). - Итак, какие ещё существуют способы выражения сравнений? - А вам легко было читать этот текст? Почему? (Жирный шрифт). - Зачем автор выделяет жирным шрифтом? (Главные, ключевые слова).5. Наблюдение над языком. (творческое задание) - А теперь задание по группам: - Индивидуальное (для слабых) определите способ выражения сравнении. (работа по парам). Можно использовать учебники.Продолжи ряды сравнений 1 гр. Снег, как … 2 гр. Снежинка, как… 3 гр. Ветер, как … 4 гр. Зимние деревья, как… - Проверка - Какое сравнение больше всего понравилось? - Как изменится текст, если включить в него подобные сравнения? Так какую роль играют существительные в тексте? (дети отвечают)Слайд № 5Сравнение Выразительность Точность Эмоциональность Яркость Красоту- Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. И сегодня я построила нашу физминутку тоже на сравнениях. 1 - Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы. - Задерживаем дыхание. - Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи. 2 - Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем спинки.- Ребята, те кому интересно анализировать язык выполняют упр. 360 (1,2 предложение), а те кто хочет попробовать себя в роли мастеров слова, выполняют творческое задание, упр. 361 Да, это задание тяжёлое, надо быть действительно мастерами и умельцами. - Проверяем.О метафоре.- И вновь обратимся к тексту В. Брюсова. Скажите, какой образ представляется вам, когда вы читаете строчку «В жемчугах горят березки» ? (Березы в инее, ледяные капли воды, переливаются на солнце, горят, пылают). - В таком случае говорят о скрытом сравнении, которое называется метафорой. - На некоторых уроках я иногда говорила, что есть такой троп, может кто-то из вас напишет его определение?Слайд № 61. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость. 2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло. - Найдите в текстах имена существительные, употреблены в переносном значении. - Молодцы! Но о роли метафоры мы продолжим говорить на следующем уроке. III Подведение итогов - Ребята, давайте вернемся к нашим целям урока и посмотрим удалось нам их выполнить. - Объявление оценок. IV Домашнее задание. Слайд № 7.^ Самоанализ урока русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой Провела: Чижик Елена Викторовна Тема урока: «Как работает имя существительное в тексте» Тип урока: объяснение нового материала Урок был построен с использованием элементов технологии дифференцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени. Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся. Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи: - углубить знания, полученные при изучении темы (имя существительное в художественных средствах языка), - развивать мыслительно – речевую деятельность, память; - воспитывать интерес к русскому языку через творческие задания и компьютерные технологи. Содержание вполне соответствует теме и цели урока. На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении. Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску. На уроке были использованы парная, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся. Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.^ Урок русского языка в 6 классе по УМК С.И.Львовой Урок разработала: Хаустова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ №10^ Тема: Синтаксическая роль имени существительного.Цели : 1) знать сведения о синтаксической роли имен существительных в предложении; 2)знать условие постановки тире в предложениях с главными членами подлежащими сказуемым , выраженными существительным в Им .п. 3)уметь проводить синтаксический разбор предложения.^ Ход урока:Орг.момент. - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока. Давайте оформим тетради и приступим к работе ( число, классная работа). -На следующей строке мы должны записать тему урока ,но чтобы справиться с этой задачей , давайте вспомним ,что мы делали на предыдущих уроках по имени существительному? ( выяснили грам-е значение и морфологические признаки существительного). -Что мы еще не повторили? (синтаксическую роль). - Это и есть тема нашего урока. Запишите ее ( слайд №1). -Определите цели нашего урока. -Давайте вспомним какими членами предложения может быть имя существительное? Приведите примеры.^ 2. Работа с правилом на странице 150-151. -Прочитайте текст и определите , все ли синтаксические функции существительного в предложении вы назвали. -Почему некоторые слова выделены другим шрифтом? (так как они ключевые). -Давайте выполним Упр.342 устно. -Определите ,подлежащим или дополнением являются выделенные слова. -Что значит одолевает? -Обратите внимание ,что подлежащее стоит на первом месте. -Скажите, от какого члена предложения мы будем задавать вопрос к слову « мороз»?^ 3. Синтаксический разбор предложения. -Давайте запишем предложение №3 из Упр.342 и сделаем его синтаксический разбор. На зиму ежи устраивают под корнями деревьев маленькие берлоги( у доски).^ 4.Физ. минутка (слайд №2). - Вижу вы немного устали, проведем разминку. Я буду читать предложение, если в нем есть : Дополнение - приседаем; Подлежащее - встаем; Обстоятельство - хлопаем. А) Учебная четверть заканчивается. Б) Я очень жду каникулы. В) Завтра поеду в деревню. Г) Находиться в темном лесу. Д) Весело щебечут птицы.^ 5.Работа с Упр. 344. -ОткройтеУпр.344 и назовите мне грамматическую основу первого предложения. -Объясните, почему здесь стоит тире? -Остальные предложения точно также доделают ребята, которые претендуют на оценку «3» дома. Это будет их домашнее задание. -Попробуйте сами составить предложения с тире между подлежащим и сказуемым.^ 6. Работа с тестом . - А теперь выполним тестовые задания по этому правилу , так как оно встречается в ЕГЭ 11кл. в части А 23. ( слайд №3) -У кого правильно поставьте +, а у кого нет - (слайд №4). -Потом я учту эти правильные ответы при выставлении оценок за урок .^ 7.Работа с текстом (слайд №5). -Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите , чем существительные являются у вас в предложениях.^ 8. Итог урока. -Что же мы узнали о синтаксической роли имени существительного? -Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? -Все ли цели урока выполнили?^ Домашнее задание: Задание по выбору: упр.344 ,упр.345, написать сочинение- миниатюру на лингвистическую тему: « Какими членами предложения может быть существительное в тексте».Самоанализ урока русского языка по теме «Синтаксическая роль имени существительного» в 6 классе «Б», разработанный и проведённый учителем русского языка и литературы МБОУ РСОШ №10 Хаустовой Светланой Николаевной.При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 6 «Б» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.В данной теме «Синтаксическая роль имени существительного» урок последний. С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Тип урока – обобщение изученного.На уроке решались следующие задачи: Образовательные - повторить и обобщить сведения о синтаксической роли имен существительных в предложении; совершенствовать умение проводить синтаксический разбор предложения; отработать пунктуационный навык постановки тире в предложениях с главными членами подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в Им. п. Развития - мышление, памяти. Воспитания - воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка. В целях учтены особенности как всего класса ( невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей ( с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).4. Выбранная структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.5. Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные и частично-поисковые.6. Для закрепления материала использовались следующие формы работы:индивидуальная и групповая,самостоятельная работасамооценка и самоанализрефлексияобобщениеработа по учебникуБыл использован дифференцированный подход ( разно - уровневое задание)7. Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса .Были подобраны тестовые задания с выбором ответа, которые позволяют готовить учеников к ГИА и ЕГЭ. В 9 классе отдельного задания такого нет ,а в ЕГЭ это задание А23, в котором нужно объяснить постановку тире в предложении.8. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения. 9. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физ . минутка, упражнения на релаксацию зрения)10. Все поставленные задачи удалось реализовать.