ВЕСТНИК РОИИ Информационное издание Межрегиональной общественной организации содействия научно-исследовательской и преподавательской деятельности «Общество интеллектуальной истории» № 24, 2011Электронную версию всех номеров «Вестника РОИИ» можно найти на сайте РОИИпо адресу: http://roii.ruПоздравляем!Мягкова Германа Пантелеймоновича(Казанское отделение РОИИ)с 65-летием!Одному из самых активных членов РОИИ от всей души желаем здоровья, новых книг, идей и проектов! Новых встреч! ^ Золотова Всеволода Ивановича (Брянское отделение)С 65-летием!Мы поздравляем юбиляра с праздником и желаем дальнейших научных свершений. ^ Артамошина Сергея Викторовича (Брянское отделение)С успешной защитой докторской диссертации по теме«Интеллектуальное течение «консервативной революции»в политической жизни Веймарской республики» по специальности 07.00.03 – всеобщая историяЗащита состоялась в Брянском государственном университете имени акад. И.Г. Петровского 24 июня 2011 г.Желаем дальнейших успехов в научной деятельности!В Н И М А Н И Е ! Глубокоуважаемые коллеги! Подписка на журнал «Диалог со временем» производится в почтовых отделениях всех регионов РФ по каталогу Агентства «Роспечать». Подписной индекс издания – 36030. В год выходит в свет четыре выпуска нашего журнала, из них один-два тематических (объем каждого номера – 400 стр.). Центральное Правление РОИИ обращается к председателям региональных отделений с призывом организовать подписку на журнал для библиотек своих вузов.Членские взносы в 2012 г. не изменятся и составят:300 рублей 00 коп. –без подписки на «Диалог со временем»;1200 руб. 00 коп. –с подпиской на «Диалог со временем».Просим председателей отделений обеспечить своевременный сбор взносовдо 31 января 2011 г.Обращаем ваше внимание на то, чторедколлегия не гарантирует выполнение своих обязательств перед подписчиками, подписавшимися после 31 января 2011 г.;в связи со значительным увеличением издательских и типографских расходов на публикацию «Диалога со временем», редколлегия не будет иметь возможности выделять авторские экземпляры и осуществлять рассылку. Убедительно просим Вас забирать подписные экземпляры из редакции.Взносы следует перечислять на банковский счет РОИИ. Копию платежной квитанции и список подписчиков просим Вас выслать в адрес Общества.Банковские реквизиты: ^ МБО «ОРГБАНК» (ООО).К/с № 30101810800000000815 в отделении № 4 Московского ГТУ Банка России, БИК 044579815, ИНН 7736176542, КПП 775001001, ОГРН 1027739267896. Адрес банка: 115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр. 44.Получатель: МООСНИПД «Общество интеллектуальной истории». Р/с:40703810509070000002,ИНН 7728246549, КПП 772801001, ОГРН 1037746010950.ВНИМАНИЕ!!!1. В связи с изменением требований ВАК к публикациям в ВАКовских изданиях убедительно просим вас обратить внимание на новый порядок оформления статей, представляемых к публикации в «Диалоге со временем»: каждая статья должна содержать аннотацию, ключевые слова и сведения об авторе (все на англ. и рус. яз.), подробную библиографию в конце статьи и краткий вариант оформления постраничных сносок.2. В 2011 года создано Отделение РОИИ в г. Елабуга. Председатель: Маслова Инга Владимировна, saveli3@yandex.ru^ СПИСОК ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙРЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РОИИ1. Брянск – Артамошин Сергей Викторович,artamoshinsv@mail.ru; kale1436@bk.ru^ 2. Волгоград – Макаров Андрей Иванович,andre_mak@mail.ru3. Воронеж – Тимофеева Наталья Петровна,timnp@mail.ru4. Дагестан – Сефербеков Руслан Ибрагимович,ruslan-seferbekov@rambler.ru^ 5. Екатеринбург – Высокова Вероника Витальевна,uroroii@gmail.com6. Елабуга – Маслова Инга Владимировнаsaveli3@yandex.ru7. Ижевск – Черниенко Денис Аркадьевич,denis_chernienko@mail.ru^ 8. Казань – Мягков Герман Пантелеймонович,gmyagkov@yandex.ru9. Краснодар – Улезко Борис Васильевичbulezko@yandex.ru, npku@mail.ru^ 10. Липецк – Будюкин Дмитрий Анатольевичboudukin@yandex.ru11. Москва (МПГУ) – Аксенова Галина Владимировна, galax@dubki.ru12. Москва (РГГУ) – Румянцева Марина Федоровна,mf-r@yandex.ru^ 13. Нижневартовск – Степанова Вероника Владимировна, volodja@intramail.ru14. Нижний Новгород – Хазина Анна Васильевна, annh1@yandex.ru^ 15. Новгород Великий – Григорьева Инна Львовна, salonikov@list.ru16. Новокузнецк – Худолеев Алексей Николаевич, khudoleev73@mail.ru17. Омск – Рыженко Валентина Георгиевна,valentina948@mail.ru18. Орел – Гелла Тамара Николаевна,gellat@mail.ru^ 19. Пермь – Лаптева Мария Петровна,modhist@yandex.ru20. Ростов-на-Дону – Савчук Вячеслав Сергеевич,v.s.savchuk@mail.ru^ 21. Рязань – Соколов Алесандр Станиславович,falcon140770@yandex.ru22. Санкт–Петербург – Ермаченко Игорь Олегович,igerm@yandex.ru^ 23. Санкт–Петербург – Чумакова Татьяна Витаутасовна, chumakovatv@yahoo.co.uk4 Самара – Кутявин Владимир Владимировичzansamara@mail.ru, oleontieva@yandex.ru^ 25. Саратов – Чернова Лариса Николаевнаlarisachernova@mail.ru; lara.chernova25@yandex.ru26. Саратов – Девятайкина Нина Ивановна,devyatay@yandex.ru^ 27. Сочи – Сидорова Тамара Анатольевна,sidorova-05@mail.ru28. Ставрополь – Крючков Игорь Владимирович,igory5@yandex.ru29. Сыктывкар – Котылев Александр Юрьевич,kotylev@rambler.ru30. Тамбов – Айрапетов Арутюн Гургенович, airahist@mail.ru^ 31. Тверь – Воробьева Ирина Геннадиевнаdubrobnik@mail.ru232. Томск –Карначук Наталья Викторовнаkarnach2005@yandex.ru^ 33. Ульяновск – Зубова Ирина Львовна,seamaid63@gmail.com34. Чебоксары – Иванова Татьяна Николаевнаtivanovan@mail.ru^ 35. Челябинск – Нарский Игорь Владимирович,kulthist@fino.ru36. Череповец – Солодянкина Ольга Юрьевна,olga_solodiankin@mail.ru* * *^ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!Институт филологии и истории РГГУ Историко-филологический факультеКафедра теории и истории гуманитарного знания^ ПРОВОДЯТ НАБОР В МАГИСТРАТУРУпо направлению 030600.68 – «История»на магистерскую программу«ИСТОРИЯ ИДЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»Магистерская программа реализуется Кафедрой теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета (сайт РГГУ: http://rsuh.ru)^ Руководитель программы: зав. кафедрой Теории и истории гуманитарного знания ИФИ РГГУ, президент Общества интеллектуальной истории, руководитель Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН, главный редактор журнала «Диалог со временем» Лорина Петровна РЕПИНА.Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста о высшем профессиональном образовании^ Форма обучения: очная (бюджетная и договорная) Срок обучения: 2 годаИтоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации ^ Квалификация (степень): магистр истории Поступающие на бюджетные места сдают экзамены по истории и иностранному языку. Поступающие на договорную форму обучения проходят собеседование по профилю магистратуры и тест по иностранному языку. Выпускник магистратуры получает преимущественное право при поступлении в аспирантуру.На Ваши вопросы ответят:Отдел магистерских программ: тел: 8 (499) 250-62-98e-mail: otdelmagprog@rggu.ruПриемная комиссия (служба информации): тел: 8 (499) 973-40-16; 8 (499) 973-40-17Кафедра теории и истории гуманитарного знания:тел.: 8 (499) 250-63-22; e-mail: thhk-rggu@mail.ru; tigz.ifi@gmail.comСроки приема документов: с 20 июня по 20 июля.Структура программы включаеттри основных направления:– история идей; – история интеллектуальной культуры – теория и история гуманитарного знания Кардинальные перемены, произошедшие в мировой политике и экономике за последние десятилетия, преобразовали и современное социокультурное пространство. Интеллектуальные последствия глобализации и информатизации, в том числе для современного гуманитарного знания, заметны уже не в меньшей степени, чем последствия социальные. Устойчиво растет интерес к истории, ориентированной на изучение культурно-интеллектуальных процессов, задействованных развитием глобальных взаимосвязей за последние полтысячелетия. Не остаются незамеченными и те изменения, которые происходят в области исторического сознания, исторической эпистемологии и концептуализации самого исторического знания, оценке познавательных возможностей исторической науки. По сути, речь идет о формировании нового исторического сознания, способного адекватно осмыслить свершившиеся и совершающиеся в мире перемены, о создании в этом свете нового образа прошлого и новой исторической культуры. В этом же контексте происходит изменение векторов кооперации истории с другими областями знания. Изучение истории идей и интеллектуальной культуры имеет, по своей природе и предмету исследования, подлинно междисциплинарный характер, вбирая в себя методы разных наук, совершенствующих и обогащающих свой познавательный инструментарий, укрепляя сотрудничество с расширяющимся кругом социально-гуманитарных и естественных дисциплин, оказывая возрастающее влияние на складывание современной картины мира и на понимание отдельными науками своего генезиса и самого своего предмета. В задачи методологической подготовки магистров входит осмысление в формате долгого времени развития интеллектуальной культуры и трансформации образа науки, являющегося в каждую эпоху квинтэссенцией доминирующих в обществе представлений о ее социальном статусе. Обращение к теоретико-методологическим основаниям интеллектуальной истории дает возможность прояснить формирование и смену господствующих в обществе представлений об истории, о развитии научной мысли и творческой деятельности, о природе и характере гуманитарного знания. Магистерская программа преимущественно сосредоточена на многовековом развитии интеллектуальной культуры и движении исторической мысли в России и в странах Западной Европы (от Античности до Современности), раскрывая на репрезентативном материале как разрывы в этом процессе, так и преемственность, составляющую его основу. Программа соответствует современной модели гуманитарного образования и имеет целью формирование у магистрантов общекультурных компетенций, свойственных современному интеллектуалу-гуманитарию и профессиональных компетенций историка-исследователя, занимающего активную жизненную позицию, воплощающего в своей деятельности органическую связь прошлого, настоящего и будущего, вносящего в эту деятельность этическое начало. Специфика программы заключается в том, что приоритетное место отводится индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в которой стимулируется творческий поиск и развиваются способности ставить познавательные задачи, определять пути их решения (включая альтернативные), самостоятельно добывать новые знания, критически оценивать полученные результаты и применять адекватные способы их презентации (в том числе с помощью информационных технологий) и обсуждения, формируются необходимые качества будущего исследователя и активного члена научно-экспертного сообщества. Задавая четкий алгоритм усвоения профессиональных компетенций, овладения системой специальных знаний, умений и навыков, программа готовит магистра к эффективному решению профессиональных задач в соответствии с ее профильной направленностью и в более широком плане – в таких видах деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, культурно-просветительская, экспертно-аналитическая, организационно-управленческая. Магистерская программа обеспечивает переход бакалавра, освоившего первый уровень профессиональной подготовки, на второй уровень, создавая возможности для практической работы в качестве исследователя в профильных творческих лабораториях и спецсеминарах. Магистры истории, специализирующиеся по Программе «история идей и интеллектуальной культуры» могут вести научно-исследовательскую работу в институтах Российской академии наук и в научных структурах РГГУ. Научно-педагогическая практика проводится в РГГУ и других высших учебных заведениях.Учебные дисциплины Философия и методология науки; Правоведение; Методология современного гуманитарного знания Теория коммуникаций; История гуманитарных наук; Информационные технологии в исторических исследованиях; Информационные технологии в образовании; Диалог культур и цивилизаций; Компаративное изучение культур; Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Актуальные проблемы исторических исследований; Введение в историю идей; Историческая компаративистика; История исторического знания; Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании; Интеллектуальная история и историческая теория; Глобальная история современной историографии; Исторический дискурс-анализ; Когнитивные схемы исторического исследования; Методика и дидактика исторического образования; Коммуникативные стратегии историографии; Компаративная поэтика (теория и практика); Национальная картина мира в категориях и концептах; Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков; Интеллектуальная культура раннего Нового времени; Интеллектуальная культура эпохи романтизма; История идей и идеологий XIX–XX вв.; Интеллектуальные сообщества и научные школы; Память и история в общественном сознании и интеллектуальной культуре России; Образ ученого и академическая культура XVIII – начала XX в.; Социальная память и историческая культура Западной Европы от эпохи Возрождения до «Века империй»; Теория и практика концептуальной истории; Когнитивные теории метафоры; Иностранный язык; Перевод научных текстов гуманитарной тематики. Магистерская программа реализуется профессорско-преподавательским составом Кафедры теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории РГГУ с привлечением преподавателей других кафедр, институтов, факультетов, научных центров РГГУ. К чтению лекций, проведению семинаров и практических занятий привлечены ведущие специалисты Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ и др. Подготовленные по профилю магистерской программы специалисты смогут вести успешную научно-исследовательскую работу в институтах Российской академии наук; в экспертно-аналитических центрах; в государственных и общественных организациях и их структурах информационно-аналитического профиля; в архивах, музеях, библиотеках, издательствах и других организациях и учреждениях науки и культуры; образовательную деятельность в высших учебных заведениях, средних и средних специальных учебных заведениях; организационную и управленческую деятельность в органах государственного управления и местного самоуправления; в туристическо-экскурсионных организациях.* * *Н А Ш И И З Д А Н И Я«Диалог со временем» № 36Специальный выпуск: Интеллектуальная культура и ученые сообщества Европы в Новое времяСОДЕРЖАНИЕВместо ПредисловияРепина Л. П. Интеллектуальная культура как предмет исследованияИнтеллектуальные сообществараннего Нового времениЗверева В. В. «Изобретение» естественной истории в интеллектуальных сообществах натуралистов XVI в.Ванина Е. Ю. «Просвещенные философы» и «сотоварищи Иисуса»: первый контакт интеллектуальных сообществ Индии и ЗападаСтогова А. В. Respublica Literaria XVII века как сообщество корреспондентов (по письмам Ги Патена)Кулакова И. П. Российское «просвещенное дворянство» в контексте идей Нового времени: специфика форм интеллектуальной деятельности (XVIII – первая треть XIX вв.Савицкий Е. Е. Дискуссии о сообществах в современной историографии и история раннего Нового времениУниверситетская культура РоссииПосохов С. И. Университетский город в Российской империи второй половины XVIII – первой половины XIX вв. (К вопросу о роли, степени и каналах немецкого культурного влияния)Костина Т. В. Риторика профессоров русских университетов в аргументации увольнения сочленов корпорации (первая треть XIX века)Беляева О. М. Э. Д. Гримм в Петербургском университете: путь к профессорскому званиюАлеврас Н. Н., Гришина Н. В. Российская диссертационная культура XIX – начала XX вв. в восприятии современников (К вопросу о национальных особенностях)Бушуева Л. А. Профессорская корпорация Казани в эпоху перемен: межличностные коммуникации университетских людей (начало XX века)Коммуникативное пространство наукиМамонтова М. А. Коммуникативное пространство отечественной исторической науки на рубеже XIX–XX вв.Серых А. А. «Связь/разрыв» поколений в сообществе российских историков конца XIX – первой трети XX вв.Мягков Г. П., Недашковская Н. И. Провинциальные научные школы: разрывы традиции как схолярные практики (на материале истории медиевистики и славяноведения в Казани)Чикалова И. Р. Англоведение в России: зарубежные труды по истории и государственному строю Англии в интеллектуальном пространстве империи (1860-е – 1917 гг.)Интеллектуальные биографииМелешко Е. И., Нечухрин А. Н. Павел Осипович Бобровский: ученый, реформатор, педагогВоробьева И. Г., Кузнецов А. А. Историк Запада в российском провинциальном вузе: Сергей Васильевич Фрязинов (1891 – 1971)Селунская Н. А. Пройденный путь идей: век Джоаккино Вольпе«Диалог со временем» № 37СОДЕРЖАНИЕК 300-летию Дэвида ЮмаВ. Ю. Апрыщенко. Дэвид Юм и британская юнионистская традиция эпохи ПросвещенияИсториография и история науки В. П. Корзун, В. Г. Рыженко. Коммуникативное поле современной исторической науки: от размышлений историографов к опытам описания О. В. Воробьева. Истории историографии конца XVIII – начала XXI века в свете книги Г. Иггерса и Э. Вана «Глобальная история современной историографии»История образов и представленийВ. П. Богданов. «Крапивенное семя»: чиновничество и российская саморефлексияМ. М. Сиротинская. Молодые американцы в нью-йоркской жанровой живописи середины XIX в.О. Н. Шанина. Германский вопрос в контексте проблемы европейской безопасности середины 1950-х гг.: сравнительный анализ советской и английской прессыИстория культуры, религии, образованияД. Н. Копелев. Искусство навигации и образовательные традиции на французском королевском флоте в раннее Новое времяА. Н. Птицын. «Религия из канцелярии»: создание чешско-гуситской церкви в России в конце XIX в.И. Ю. Заринов. Социально-культурный и политический аспекты в истории русского драматического театраИстория через личностьВ. С. Савчук. Анатолий Москаленко и другие: личные воспоминания историка как источник по проблеме групповой идентичностиИсторические заметкиН. Ю. Старкова. Литературный текст и исторические контексты в «Описании Эллады» Павсания: Спарта и Пелопоннесский союзА. А. Войтенко. Оазис Ианния и Иамврия в агиографической традиции IV вД. А. Будюкин. Коровы графа Феррерса: конструирование легенды^ Ж. В. Петрунина, А. А. Шунейко. «Воевода Пальмерстон»: образ английского политика в России XIX в.А. О. Печников. Исследование Ананьинского могильника И. Р. Аспелиным во второй половине XIX векаПубликацииА. В. Антощенко. «Когда любишь, тогда понимаешь все»: предисловие к публикацииА. Ю. Серегина. История глазами проигравших? Роберт Паркин и его повествование о Реформации в Англии (1550 гг.)^ Роберт Паркин. Повествование о Реформации в АнглииЧитая книгиФ. В. Николаи. Два тела короля и два лица президента Дж. Буша: интеллектуальная история как топология политического^ О. Нагорная, И. Нарский. Страх в Холодной войнеА. И Клюев. Неизвестный известный медиевист: размышления над страницами книги «Николай Оттокар – историк-медиевист»В. П. Смирнов. Британская ойкумена российской новистики^ ХроникаБеда Досточтимый – ученый, философ, богослов (круглый стол) (М. С. Петрова)* * *В Ы Ш Л И В С В Е ТВышла в свет монография Лорины Петровны Репиной, д.и.н., профессора, заместителя директора, зав. Отделом историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН, президента Общества интеллектуальной истории, главного редактора журнала "Диалог со временем" (Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с. (Образы истории))В книге рассмотрены условия и последствия методологических поворотов в историографии второй половины XX – начала XXI века, породивших новые варианты изучения прошлого, призванные преодолеть противопоставление индивидуального и социального, микро- и макроистории. Показано становление и развитие новейших версий макроистории, современных концепций всеобщей, всемирной, глобальной истории, региональной и локальной истории. Анализ смены парадигм в исторической биографии, социальной, гендерной, культурной и интеллектуальной истории, истории памяти и исторического сознания позволил продемонстрировать эвристический потенциал предложенных моделей междисциплинарного синтеза в историческом исследовании.Оглавление От автора Введение. Историческая наука и современное общество Глава 1. Концепции интердисциплинарности и место истории в мире наук о человеке и обществе^ Глава 2. От истории социальной к истории социокультурной 2.1. Научные традиции и их трансформации 2.2 Структуры и люди в парадигме «другой социальной истории»^ Глава 3. Теоретические основания исторического знания «после постмодерна» 3.1 «Вызов постмодернизма» и его последствия 3.2. От «средней позиции» к новым исследовательским моделям^ Глава 4. Локальная история: поиски интегративных подходов 4.1. Комбинация микро- и макро-подходов в локальной истории 4.2 Региональная история: преимущества и перспективы^ Глава 5. Перспективы глобальной истории 5.1. Глобальная и компаративная история 5.2. Всеобщая история как история глобальная Глава 6. Диалог культур в контексте истории и в историческом познании Глава 7. «Персональная история»: биография как средство исторического познания^ Глава 8. Интеллектуальная история на рубеже веков Глава 9. Интеллектуальная культура и история историографии 9.1. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи 9.2. Проблемное поле и когнитивный потенциал современного историографического исследования Глава 10. от теорий памяти к практике историописания 10.1. Теория памяти и историческое познание 10.2. Память и историописание^ Глава 11. Историческое сознание и проблема идентичности 11.1. Исторические мифы и национальная идентичность 11.2 Историческая культура и историческое сознание 11.3. Связь времен: «мост из прошлого в будущее»^ Глава 12. Гендерная история: итоги и перспективы Заключение. Перспективы исторической науки в начале нового тысячелетияВ Саратовском (СГУ) отделении РОИИвышли в свет книги:Чернова Л. Н. Правящая элита Лондона XIV–XVI веков: Механизм властвования, социальная идентичность, частная жизнь. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 500 s.Монография доктора исторических наук, профессора кафедры истории средних веков, заместителя директора Института истории и международных отношений СГУ Ларисы Николаевны Черновой посвящена политической истории английского города эпохи Средневековья и раннего Нового времени, становлению и осуществлению городской власти, практике муниципальных учреждений, взаимоотношению с властными структурами разного уровня. На основе разнообразных источников, с применением методов макро- и микро-истории в исследовании определяется место и роль представителей правящей элиты города (олдерменов) в структуре городской общины и во властных отношениях в Лондоне и королевстве; выявляется специфика формирования, функционирования и удержания ими власти и ее социо-экономические основы; анализируются некоторые модели социального взаимодействия, характеризуется повседневность и частная жизнь олдерменов, прослеживаются тенденции эволюции правящей элиты Лондона на протяжении XIV–XVI столетий и индивидуальные судьбы отдельных ее представителей. Монография может быть интересна урбанистам, специалистам в области политической истории, преподавателям, студентам и всем, кто интересуется проблемами истории Средних веков и Раннего нового времени.Эльфонд И. Я. Образ власти: pro et contra. Политическая мифология, пропаганда и культура во Франции XVI в. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011. 244 с. В монографии доктора исторических наук, профессора Ирины Яковлевны Эльфонд исследуются принципы конструирования образа государя и становления политической пропаганды в Европе Раннего нового времени. В книге рассматриваются вопросы зарождения новой властной идеологии, формирования политической мифологии, изучаются специфические приемы обработки массового сознания, особенности трансляции политических идей в массовую и художественную культуру эпохи на примере Франции в период гугенотских войн. В центре внимания автора оказывается главный вопрос – трактовка образа верховной власти, воплощенной в лице монарха, в культуре позднего Возрождения во Франции.^ Королева О. В. Восточный город в восприятии английских путешественников (конец XVI – первая треть XVII вв.). Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 250 s.Тематика монографии кандидата исторических наук, доцента кафедры туризма и культурного наследия Института истории и международных отношений СГУ Оксаны Владиславовны Королевой связана с изучением важной и востребованной сегодня проблемы восприятия «Другого» в период становления современной западной цивилизации. Автор исследует механизмы формирования представлений англичан о Востоке в конце XVI – первой трети XVII вв. через изучение наблюдений, комментариев, оценочных суждений путешественников в отношении городов стран, расположенных к востоку от Персии. Восточный город в восприятии путешественников исследуется как комплексная имагологическая система, включающая образы носителей власти, обитателей города, представления о морфологии городского пространства и т. д. Такой подход позволяет избежать фрагментарности в изучении механизмов восприятия «чужого» и глубже проникнуть в процессы описания «иной» действительности. Книга должна стать интересным и полезным чтением для тех, кто интересуется воображаемой историей, образом Востока, созданным Западом для своих нужд, или просто задумывается о способах понимания и принятии другой реальности.^ Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Н. Галямичев. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 9. 160 с. Предлагаемый вниманию читателей сборник продолжает традицию историко-славистического издания, основанного в саратовском университете в 1972 году. На его страницах, как обычно, публикуются труды работников Института истории и международных отношений СГУ, научные интересы которых связаны с изучением истории славянских стран и межславянских связей. Сборник открывается традиционной рубрикой «Из истории славяноведения в Саратовском университете», в которой представлен краткий очерк жизни и научной деятельности известного исследователя русско-польских отношений XVII века Ивана Васильевича Галактионова (1921-1995), на протяжении нескольких десятилетий работавшего на историческом факультете СГУ и в 1981-1988 гг. являвшегося его деканом. Особенностью содержания 9-го выпуска является публикация нескольких статей историков университета имени Т. Г. Масарика в Брно (Чешская Республика). Тематика исследований такова, что позволяет не только дополнить наши знания о многих важных событиях и явлениях чешской истории, но и составить представление о методологических поисках современной чешской историографии. Завершающий раздел сборника составляют материалы Пятых научных чтений памяти профессора Артура Ивановича Озолина, состоявшихся 4 февраля 2011 года в Институте истории и международных отношений СГУ. Чтения проводятся с 2007 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения видного историка-слависта, крупнейшего специалиста в области изучения гуситского движения. ^ В Брянском отделении РОИИ:Опубликована монография Артамошина С.В. «Понятия и позиции консервативной революции: интеллектуальное течение «консервативной революции» в политической жизни Веймарской республики». – Брянск: изд-во БГУ, 2011. – 312 с.В исследовании рассматриваются проблемы интеллектуального течения “консервативной революции” в политической жизни Веймарской республики. Исследуются взаимосвязь развития германской консервативной мысли с ростом германского националистического движения в годы веймарской демократии. По вопросам приобретения книги обращаться по адресу artamoshinsv@mail.ru ^ В Ставропольском отделении РОИИ:1.Ставропольское отделение РОИИ совместно с Волгоградским государственным педагогическим университет, Институтом славяноведения РАН издали «Российско-польский исторический альманах. Вып. V. Ставрополь-Волгоград-Москва: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2011. 240 с.СОДЕРЖАНИЕРаздел 1. Польша и Россия в интеллектуальном пространстве ЕвропыМакарова Г.В. Участие поляков в реформировании системы образования в России в начале XIX в.Матвеев О.В. Семейная история через призму империологииКрючков И.В. «Русская мысль» и польский антисемитизм в 1913 г. Ким И.К. Отражение в прессе правых и центристских партий Майского переворота 1926 года в ПольшеХорев В.А. Значение ХХ съезда КПСС для развития польской литературы.Волобуев В.В. Антисионистская кампания 1967-1968 гг. в Польше, ее предпосылки и последствияГавриловец Л.В. Польские инициативы в области ответственности за гитлеровские преступления (1958-1970 гг.)Стыкалин А.С. Польский кризис 1980-1981 гг. и позиция руководства Венгрии. Опыт событий 1956 г. в 25-летней ретроспективе^ Раздел 2. Поляки и русские по обе стороны границыИльин А.Л. Деятельность «Содружества польского народа» на Брестско-Пинском ПолесьеАнаньев С.А. Политическая борьба в правящих кругах Российской империи в связи с польским восстанием 1863-1864 гг. Птицын А.Н. Чешская колонизация Волыни в контексте «польского вопроса» (60-70-е гг. XIX в.)Маркс П.Б. Угледобывающая промышленность Петроковской губернии Царства Польского в период экономического кризиса на рубеже XIX-XX вв.Ёлкин А.И. Трудоустройство русских эмигрантов в Польше в 20-30-е годы ХХ векаВасильева Н.В. СССР и Варшавское восстание 1944 г.: некоторые актуальные вопросыЧернявский Л.С. Политика внедрения советской модели профсоюзного движения в Польше (1945-1970 гг.)Таращук И. Фестиваль советской песни в Зелёной Гуре 1977 г. как пример позитивных отношений между поляками и советскими гражданамиПамяти Эмиля Нидерхаузера (1923 – 2010)2.Ставропольское отделение РОИИ опубликовало «Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Вып. 12. Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2011. 300 с.СодержаниеРаздел 1. Из истории идей и представленийШепко Л.Г. Античное наследие в романе Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша»Артамошин С.В. Проблема нации в интеллектуальном поле консерватизма Мёллера Ван Ден Брука^ Смагина С.М. П.Н.Милюков об эмигрантском перепутье, Родине и её судьбеРаздел 2. Образ «Другого»Крючкова Н.Д. Образ «индейца» в текстах британских эмигранток (расовый и гендерный дискурс)Гладышев А.В. Маленькая мушка в паутинеКрючков И.В. Образ Австро-Венгрии на страницах «Вестника Европы» в последней трети XIX в (1877 – 1897 гг.)^ Раздел 3. В пространстве социальной историиПантюхина Т.В. «Американская мечта» через призму иммигрантского опыта ирландцев XVII – XIX вв. Птицын А.Н. Возрождение гуситской церкви в России в 70-80-е гг. XIX в.: проект и реализация^ Морозов П.М. Процесс по делу «нечаевцев»: различные оценкиСтыкалин А.С. Пресса и журналистское сообщество в венгерских событиях 1956 г. Раздел 4. Историописание: теория и историяНефёдкин А.К. Классификация греко-македонской конницы в трудах военных теоретиков античности и нового времени^ Ганус С.А. Историк и его «ремесло» в эпоху национально-государственного объединения Германии в середине XIX в. Стренковский С.П. Дореволюционная российская историография городского самоуправления Беларуси в конце XIV – XVIII вв. ^ Филимонов В.А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н.И. КарееваЕгоров А.Б. Юлий Цезарь, полководец или политический деятель? (перечитывая С.Л. Утченко)^ Раздел 5. Историческая память и колективная идентичностьФалькович С.М. Историческая память, как фактор формирования национального самосознания и патриотизма (на примере польской истории)^ Булыгина Т.А., Клопихина В.С. Воспоминания как источник в процессе формирования «нового» исторического сознания в советском обществеРаздел 6. ДокументыКузнецов А.А. «За малейшее проявление протеста следовала ругань…, ответ, что нужно смотреть на нас как на арестованных, лишенцев» (документ о высылке из Пятигорска в 1933 г.)Раздел 7. РецензияБеликов А.П. Был ли Филипп V «Миротворцем»?3.Ставропольское отделение РОИИ, Пятигорский государственный лингвистический университет, Саратовский государственный университет, Российский государственный аграрный университет 22-24 апреля 2011 г. в г. Пятигорске провели международную научную конференцию «Образ Другого» в поликультурных обществах. По итогам конференции издан сборник. Пятигорск-Ставрополь-Москва: Изд-во ПГЛУ, 2011. 486 с.4.Ставропольское отделение РОИИ совместно с Российским государственным гуманитарным университетом, Институтом славяноведения РАН, Институтом экономики РАН, Южным федеральным университетом издали «Российско-австрийский альманах: исторические и культурные параллели. Вып. IV. Австро-Венгрия: Центральная Европа и Балканы (Х-ХХ вв.). Памяти В.И.Фрейдзона. СПб.: Алетейя, 2011. 488 с.СОДЕРЖАНИЕПамяти историка-слависта Владимира Израильевича Фрейдзона…Романенко С.А., Стыкалин А.С. Портрет историка на фоне эпохи. Владимир Израилевич Фрейдзон (1922-2004)Ненашева З.С. В.И. Фрейдзон и развитие отечественной богемистики (личные впечатления)^ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОРГАФИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙГросс М. Некоторые особенности развития мировой историографии последнего тридцатилетияПавленко О.В. Экономические мировые кризисы XIX века и их влияние на европейскую дипломатиюМилосавлевич О. Методологические предпосылки исследования национальных стереотипов. 1918 год: «освободители» и «побежденные»Кузьмичева Л.В. Преподавание истории нового и новейшего времени в Сербии и ХорватииДойчман П. Сопоставляя две империи^ РАЗДЕЛ II. СЛАВЯНЕ В ИСТ