Реферат по предмету "Разное"


«Интерэкомс»

Н а правах рукописи Сафонова Лариса АлександровнаРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОТРАСЛИ СВЯЗИ Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – связь и информатизация)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наукМосква 2010 Работа выполнена в Научно-исследовательском институте экономики связи и информатики «Интерэкомс». Научный консультант доктор экономических наук Мхитарян Юрий ИвановичОфициальные оппоненты доктор экономических наук, профессор Голубицкая Елена Александровна доктор экономических наук, профессор Новосёлов Александр Сергеевич доктор технических наук, профессор Богданов Сергей ВасильевичВедущая организация ОАО «Сибирский институт по изысканиям и проектированию сооружений связи» («Гипросвязь-4»)Защита состоится ___ __________ 2010 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 219.001.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском техническом университете связи и информатики по адресу: 123995, Москва, ул. Народного Ополчения, д. 32, аудитория 412а. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского технического университета связи и информатики.Автореферат разослан ___ __________ 2010 годаУчёный секретарь диссертационного совета Чвилёва В.В.^ Актуальность темы исследования. Начало ХХI века характеризуется новым этапом развития человеческой цивилизации – процессом формирования Глобального Информационного Общества (ГИО). В современных условиях информация и знания выступают как непосредственная производительная сила, стратегический ресурс государства, ресурс социально-экономического, технологического и культурного развития. Обеспечение доступа к информации – первоочередная задача, решение которой невозможно без развитой инфокоммуникационной инфраструктуры, одним из основных элементов которой является отрасль связи. Инфокоммуникации – это относительно новое понятие, введённое в научный оборот Международным Союзом Электросвязи. Сфера инфокоммуникаций объединяет в себе две области, длительное время считавшиеся обособленными, – связь и информатику. Инфокоммуникационная инфраструктура является фундаментом, основой ГИО, а уровень её развития – определяющим критерием возможности интеграции той или иной страны в мировое информационное пространство. К сожалению, необходимо признать, что состояние российской инфокоммуникационной инфраструктуры (РИИ) существенно отстаёт от мирового уровня. Именно поэтому одной из важнейших задач на современном этапе является её ускоренная модернизация и дальнейшее развитие с учётом общемировых тенденций. Процесс модернизации отрасли связи на основе инфокоммуникационных технологий с целью устранения имеющего место информационного неравенства требует значительного объёма инвестиций, значительно превышающего реальные возможности национальной администрации и региональных операторов. Таким образом, целенаправленная задача привлечения инвестиций в телекоммуникационный комплекс России является весьма актуальной. В связи с этим, использование методов инвестиционного анализа, позволяющих выработать основные стратегические направления модернизации материально-технической базы отрасли и оценить эффективность предлагаемых инвестиционных проектов (ИП) с учётом происходящих технологических изменений, представляется весьма своевременным и необходимым. Существующие подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей, во-первых, не учитывают специфические особенности отрасли связи (например, неравномерность регионального развития, необходимость обеспечения информационно-экономической сбалансированности, высокую подвижность лояльности клиентов относительно потребляемых услуг и др.); во-вторых, не позволяют определить приоритеты инвестиционной деятельности, что особенно важно в условиях дефицита финансовых ресурсов операторов связи. Официальные методики, регламентирующие инвестиционные расчёты и основанные на дисконтировании денежных потоков, не учитывают ряд факторов, от которых зависит выбор направлений модернизации и объективная оценка эффективности инвестиционных проектов (ИП). ^ Степень научной разработанности темы. Проблеме оценки инвестиционной привлекательности отраслей и регионов, а также эффективности инвестиционных проектов посвящены многочисленные исследования как российских, так и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей особо следует отметить В.М. Аньшина, И.А. Бланка, П.Л. Виленского, М.В. Грачёву, Б.А. Колтынюка, В.В. Ковалёва, В.В. Коссова, В.Н. Лившица, М.А. Лимитовского, И.В. Липсица, С.А. Смоляка, Т.С. Хачатурова, А.Д. Шеремета, А.Г. Шахназарова, В.А. Булавского и других учёных. В отрасли связи отметим труды таких учёных как Г.С. Артемьева, Е.А. Голубицкая, М.А. Горелик, А.С. Добронравов, Т.А. Кузовкова, Л.Ю. Красикова, О.С. Срапионов, Л.Е Варакин, В.Б. Булгак, В.О. Тихвинский, Е.Г. Китченко, Г.Н. Смоловик. Исследования показали, что одним из перспективных направлений совершенствования оценки эффективности инвестиционных проектов модернизации в условиях риска является использование методического аппарата реальных опционов. К классическим трудам, посвящённым анализу реальных опционов, можно отнести работы Ф. Блека, Р. Брейли, М. Бреннана, Ю. Бригхема, Л. Гапенски, А. Дамодарана, А. Диксита, Д. Ингерсолла, Дж. Кокса, Н. Кулатилака, С. Майерса, Р. Мертона, Д. Муна, Р. Пиндайка, С. Росса, М. Рубинштейна, Л. Тригеоргиса, М. Шоулза и ряда других зарубежных исследователей. Работы этих авторов внесли значительный вклад в развитие исследуемой предметной области, но, вместе с тем, вопросы оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционных приоритетов модернизации отрасли, эффективности инвестиционных проектов требуют дальнейшего исследования.Целью диссертационной работы является совершенствование методологии и инструментария оценки инвестиционной привлекательности и обоснования инвестиционных приоритетов модернизации отрасли с учётом региональных особенностей деятельности операторов связи, экономической эффективности отраслевых проектов модернизации. Достижение поставленной цели требует постановки и решения ряда взаимосвязанных задач: – исследование текущего состояния и перспектив развития инфокоммуникационного комплекса РФ с учётом мировых тенденций, обоснование необходимости модернизации и дальнейшего развития отрасли связи; – выявление особенностей инвестиционной деятельности по модернизации материально-технической базы отрасли; – разработка методологического подхода и методов оценки инвестиционной привлекательности и обоснования инвестиционных приоритетов отрасли как объекта модернизации с учетом региональных особенностей; – оценка отраслевого рыночного потенциала регионов и классификация регионов с целью оценки их инвестиционной привлекательности; – выявление инвестиционных приоритетов модернизации материально-технической базы отрасли; – разработка методики оценки экономической эффективности отраслевых инвестиционных проектов модернизации на основе опционного подхода и её практическая реализация.^ Объектом исследования являются процессы и проекты модернизации материально-технической базы отрасли связи. Предметом исследования является методология и инструментарий оценки инвестиционной привлекательности и приоритетов модернизации отрасли, экономической эффективности проектов. Решение поставленных в диссертационной работе задач проведено с использованием системного подхода, методов экономико-статистического анализа, кластерного анализа, имитационного моделирования, анализа реальных опционов и экспертного оценивания. В качестве информационной базы при решении задач, поставленных в диссертации, была использована официальная статистика Международного союза электросвязи (ITU), Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы государственной статистики, данные компаний связи, результаты экспертных оценок, а также специальная литература по теме исследования.^ Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке методологии и инструментария оценки экономической эффективности модернизации материально-технической базы отрасли связи на основе обеспечения информационно-экономической сбалансированности с учётом региональных аспектов, предусматривающих оценку эффективности работы отраслевых ресурсов, рыночного потенциала и рисков, представляющих собой совокупность организационно-экономических решений, способствующих повышению отраслевой эффективности. Научная новизна диссертационной работы включает в себя: – обоснованную на многомерном анализе состояния инфокоммуникационного комплекса России необходимость обеспечения сбалансированного развития телекоммуникаций; – выявленные системные и региональные проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли и эффективности проектов модернизации; обоснование целесообразности использования опционного подхода при оценке экономической эффективности проектов модернизации материально-технической базы отрасли; – разработанную концептуальную модель оценки инвестиционной привлекательности отрасли с учётом региональных особенностей, учитывающую отраслевой рыночный потенциал, риски и эффективность работы отраслевых ресурсов; – концептуальную модель оценки отраслевого рыночного потенциала на основе учёта мировых тенденций развития; – предложенную модель выбора инвестиционных приоритетов модернизации отрасли, модифицированный подход и алгоритм оценки эффективности работы отраслевых ресурсов, включающий сравнительную оценку регионов по производственным характеристикам и эффективности использования инвестиций, интервальную группировку и ранжирование с целью установления групп однородных регионов со схожим уровнем эффективности использования отраслевых ресурсов; – методику оценки отраслевого рыночного потенциала региона, основанную на использовании информационно-экономического закона и на применении кластерного и корреляционно-регрессионного анализа; – сформированное позиционирование регионов в трёхмерной матрице «региональный риск – потенциальная ёмкость рынка – эффективность работы ресурсов» с целью обоснования основных стратегических направлений инвестиционной деятельности по модернизации материально-технической базы; – разработанный алгоритм анализа экономической эффективности проектов модернизации, реализуемых в условиях неопределённости, на основе опционного подхода, предусматривающий оценку риска ИП посредством имитационного моделирования, идентификацию, проектирование и расчёт стоимости заложенных в проект реальных опционов; – предложенную классификацию реальных опционов с выделением наиболее ценных для отраслевых инвестиционных проектов и разработанные динамические модели их оценки.^ Практическая значимость проведённых в диссертации исследований заключается в возможности их использования при разработке стратегических программ модернизации отрасли, выявлении регионов, нуждающихся в государственной поддержке, оценке экономической эффективности отраслевых инвестиционных проектов модернизации. Практическое применение предлагаемой методики анализа позволит повысить обоснованность принимаемых инвестиционных решений, обеспечить их успешную реализацию. Результаты работы использовались организациями ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», о чём имеются соответствующие акты внедрения. Кроме того, результаты исследований нашли отражение в учебном процессе СибГУТИ.^ Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на международных и российских научно-технических и научно-практических конгрессах, конференциях и семинарах. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 42 научные работы, в том числе две монографии и 8 статей в журналах, включённых в перечень ВАК. Основные публикации представлены по тексту автореферата.^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 225 наименований. ^ Краткое содержание работыВо введении раскрывается актуальность темы диссертационной работы, указывается цель и задачи исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.^ В первой главе представлен анализ текущего состояния и перспектив развития телекоммуникационной инфраструктуры России с учётом мировых тенденций, выявлены особенности инвестиционного проектирования в сфере телекоммуникаций. В настоящее время информация и знания являются основой развития экономики любой страны, определяющим источником долговременного устойчивого развития. Остальные факторы конкурентоспособности, важные в прошлые периоды, такие как наличие в стране естественных ресурсов, доступность капитала, в современных условиях приобретают второстепенное значение. Рождающееся новое информационное общество изменяет приоритеты мирового хозяйства, определяет новые принципы взаимозависимости разных секторов. Для развития Информационного Общества (ИО) необходима Глобальная Информационная Инфраструктура (ГИИ), требующая адекватного технологического, экономического, организационно-производственного и структурного развития инфокоммуникаций. Глобализация охватывает все страны, однако различие в уровне экономики и образования между странами «золотого миллиарда» и «третьего мира» приводит к возникновению цифровой пропасти (т.е. неравных возможностей в развитии цифровых технологий). Инфокоммуникационный комплекс России развивается довольно динамично, однако, несмотря на высокие темпы роста, степень готовности России к ИО оценивается как недостаточная. Степень распространённости идей информатизации ещё не достигла такого состояния, при котором народ признавал бы необходимость информатизации – состояние, так называемое Tipping Point. Именно этим определяется нынешнее состояние проектов информатизации в стране в целом – они инициируются силами, уже воспринявшими новые веяния. К их числу в первую очередь относятся поставщики технологий, операторы связи и провайдеры инфокоммуникационных услуг. Проведённое исследование показало, что для определения уровня развития инфокоммуникационной инфраструктуры страны и определения её места в «мировых координатах» использование какого-либо одного показателя развития является не вполне корректным, поскольку страна может иметь низкий уровень фиксированной электросвязи и высокое проникновение мобильных сетей. Поэтому для проведения анализа уровня развития инфокоммуникационного комплекса страны целесообразно использовать методы многомерной классификации, в частности, кластерный анализ. Расчёты показали, что наиболее достоверные результаты обеспечиваются при выполнении иерархического кластерного анализа методом межгрупповых связей, где в качестве меры сходства выбран квадрат евклидова расстояния. Значения интегральных характеристик и ранги заполненных кластеров представлены на рис. 1. Для получения качественной характеристики уровня развития в работе предложена шкала, в соответствии с которой Россия относится к группе Рис.1. Интегральные характеристики и ранги заполненных кластеровстран с развивающейся инфокоммуникационной инфраструктурой (кластер 4-го ранга). Для российского телекоммуникационного сектора характерна региональная дифференциация. Различие в потреблении одноимённых видов услуг объясняется не только объективными факторами, формирующими спрос в конкретном регионе, но и несбалансированностью между развитием телекоммуникаций и производственно-экономическим потенциалом обслуживаемых территорий. «Цифровой разрыв» внутрироссийского масштаба – между центром и провинцией, между городом и деревней – сравним в масштабах мировых с дистанцией между государствами-лидерами в производстве информационных технологий и традиционными государствами Африки. С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы. В настоящее время в России действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента России и около 200 актов правительства Российской Федерации. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед отраслью связи, является её ускоренная модернизация и дальнейшее динамичное развитие. В задаче модернизации материально-технической базы отрасли можно выделить два аспекта – количественный и качественный. В рамках количественного аспекта модернизация предусматривает доведение основных показателей развития телекоммуникационного комплекса до уровня среднемировых значений. Основными факторами, определяющими динамику движения в этом направлении, являются требования отечественного рынка и мировые тенденции развития в направлении создания ГИО. Не менее важным является и качественный аспект модернизации, предполагающий внедрение новейших технологий, позволяющих предоставлять качественно новые услуги с широкими возможностями по обмену информацией. Система основных факторов, оказывающих влияние на процесс модернизации материально-технической базы отрасли, представлена на рис. 2. Модернизация материально-технической базы отрасли связи с целью преодоления имеющего место отставания в области построения информационного общества сопряжено со значительными инвестиционными затратами, объёмы которых превышают реальные возможности национальной администрации и региональных операторов. Именно поэтому задача оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационного комплекса РФ с учётом региональных особенностей является весьма актуальной. Её успешное решение позволит обеспечить приток дополнительных инвестиционных ресурсов в телекоммуникационную отрасль РФ и ликвидировать имеющееся отставание в данной области. Одной из причин, останавливающих потенциальных инвесторов, является то, что представляемые им инвестиционные предложения не содержат убедительных обоснований эффективности. В связи с этим, использование современных методов инвестиционного анализа, учитывающих основные особенности ин- вестиционного проектирования в отрасли связи, представляется весьма акту- альным и необходимым. Государственная политика в области построения ГИО и регулирования телекоммуникационного рынка Требования потребителей к объёму, номенклатуре и качеству услуг Научно-технический прогрессПлатежеспособный спросУровень конкуренцииПостановка целей и задач модернизации Разработка стратегии Разработка инвестиционного проектаОценка эффективности инвестиционного проектаРеализация проекта^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫОрганизация процесса предоставления услугФинансовые ресурсы оператораИмидж организации Рис.2. Система факторов, оказывающих влияние на процесс модернизации материально-технической базы отрасли Деятельность, связанная с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов в сфере телекоммуникаций, имеет ряд особенностей. Наиболее важными из них являются: капиталоёмкость инфокоммуникационных проектов; наличие значительного лага между моментом вложения средств в инвестиционный проект и отдачей от них; стремительный рост требований к качеству услуг; сокращение времени жизненного цикла технологий; большой срок окупаемости проектов; необходимость выполнения работ по индивидуальному проектированию с учётом технических характеристик действующей сети, ёмкости и структуры рынка и т.д.; высокий уровень неопределённости и, следовательно, риска. Инвестиционные проекты по модернизации материально-технической базы отрасли носят стратегический характер и являются по своему содержанию инновационными. Именно инновационные проекты характеризуются высокой степенью неопределённости и подвержены влиянию различного рода рисков. Поэтому возникает объективная необходимость при расчёте экономических показателей эффективности подобного рода проектов учитывать возможные риски и оценивать экономические последствия их проявления. В отличие от новых операторов связи традиционные операторы в соответствии с действующим законодательством несут риск универсального оператора, выполняя оказание нерентабельных услуг. Если новые операторы принимают к реализации только экономически эффективные проектные решения, то традиционные операторы обязаны оказывать универсальные услуги независимо от эффективности их предоставления. Реализация основной части инвестиционных проектов развития отрасли, не обеспечивающих требуемого уровня экономической эффективности, осуществляется традиционными операторами связи. Именно поэтому необходимо выявление проектов, имеющих стратегическое значение с точки зрения ликвидации имеющего место цифрового неравенства, с целью подключения механизмов государственной поддержки.^ Во второй главе представлена характеристика инвестиционной ситуации телекоммуникационного комплекса России, проведён анализ современных подходов к оценке инвестиционной привлекательности отрасли и оценке экономической эффективности инвестиционных проектов. Сегодня отрасль связи – одна из наиболее эффективных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Отрасль воспринимается инвесторами как высоко кредитоспособная и инвестиционно привлекательная, о чём свидетельствует положительная динамика привлекаемых в отрасль инвестиций, а проводимые в отрасли реформы, постепенный рост тарифов на фоне повышения благосостояния населения и спроса на услуги связи позволяют сделать вывод, что инвестиционный потенциал привлекательности отрасли не исчерпан. Оценка инвестиционной привлекательности отрасли актуальна не только на макроуровне при разработке правительственных программ стимулирования различных видов экономической деятельности, но и на микроуровне для конкретного стратегического или портфельного инвестора, при решении вопросов привлечения инвесторов для реализации конкретного инвестиционного проекта. В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки инвестиционной привлекательности отрасли, но, вместе с тем, следует отметить разнообразие предлагаемых подходов и методов к решению этой задачи, которые можно разбить на рейтинговые и экономико-математические. Рейтинговый метод, основанный на процедуре ранжирования по принятому перечню критериев, имеет недостатки, состоящие в отсутствии ясности проведения процедуры ранжирования с точки зрения включённых в рассмотрение критериев, методики их определения, характеристик привлекаемых экспертов, периодичности расчёта рейтинговых оценок. Экономико-математические методы отличаются широким перечнем включаемых в рассмотрение факторов и, как следствие, сложностью и трудоёмкостью выполнения расчётов. К сказанному следует добавить и наличие разночтения в трактовке используемых терминов. Бесспорным является рассмотрение инвестиционной привлекательности как взаимосвязанной оценки её основных составляющих: риска и доходности. Однако конкретное содержание этих категорий, выбор методики и инструментария выполнения расчётов должен учитывать специфику отрасли и определяться целями производимой оценки инвестиционной привлекательности. Существующий в настоящее время в отрасли связи методический инструментарий оценки эффективности инвестиционных проектов модернизации предусматривает использование динамических показателей, базирующихся на принципе дисконтирования денежных потоков (NPV, IRR, PI, DPBP). Данный подход не учитывает особенность инвестиционных проектов отрасли как высокорискованных, недооценивает реальную стоимость инвестиционных проектов и не учитывает возможность гибкой реакции менеджеров на изменение конкурентных условий. В рамках существующей методики неопределённость рассматривается как негативный фактор. Наиболее приемлемым и целесообразным в данной ситуации является использование опционного подхода, популярного в зарубежной практике принятия управленческого решения. Применение теории реальных опционов позволяет более полно учитывать риск проектов модернизации, использовать заложенную в проекты гибкость управленческого решения, страховать стратегический риск, связанный с реализацией проектов. В третьей главе изложена концептуальная модель оценки инвестиционной привлекательности и приоритетов модернизации отрасли связи, разработаны методические подходы по оценке потенциальной ёмкости рассматриваемого рынка, эффективности работы отраслевых ресурсов с учётом специфики российских регионов. С позиций системного подхода к решению рассматриваемой в диссертационной работе проблемы необходимо выделить макроэкономический и микроэкономический аспекты. В рамках первого следует оценить инвестиционную привлекательность отрасли на уровне региона, в рамках второго –инвестиционную привлекательность конкретного инвестиционного проекта. Принимая во внимание тот факт, что выполнение подобных оценок осуществляется с целью выработки конкретных инвестиционных решений для устранения имеющего места информационного неравенства регионов России, разрабатываемая модель должна позволять не только производить оценку на конкретный момент времени, но и осуществлять оперативный мониторинг инвестиционной деятельности. В соответствии с поставленной целью предлагается концептуальная модель оценки инвестиционных приоритетов, представленная на рис.3, а конфигурация элементов модели регулирования инвестиционной деятельности – на рис.4. Согласно одной из основных парадигм финансового менеджмента при принятии решения инвестор оценивает приемлемое для себя соотношение между ожидаемой доходностью инвестиций и риском. В зависимости от причин возникновения и возможностей устранения, следует выделить две составляющие инвестиционного риска: специфический (коммерческий) и неспецифический (региональный, отраслевой). Специфический инвестиционный риск является разновидностью предпринимательского риска, связанного с инвестиционной деятельностью и вызванного специфическими для каждого инвестиционного проекта или отдельного предприятия особенностями коммерческой (рыночной) деятельности. Спектр рисков, связанных с осуществлением отраслевых инвестицион- ных проектов, достаточно широк. Основными из них являются: риск стратегии технического развития, рыночный риск, риск маркетинговой политики, технический риск, риск трудовых ресурсов, финансовый риск. Неспецифический, или некоммерческий инвестиционный риск обусловлен внешними по отношению к инвестору обстоятельствами. Страновые и отраслевые инвестиционные риски воздействуют в одинаковой степени на вероятные результаты осуществления всех инвестиционных проектов соответственно в данной стране и в данной отрасли, следовательно, на результаты проводимой оценки сравнительной инвестиционной привлекательности влияния не оказывают и поэтому могут быть исключены из рассмотрения как постоянные факторы воздействия. Региональные риски и риски конкретного проекта должны учитываться при выборе методики оценки экономичес- кой эффективности. В частности, при оценке высокорискованных и нестандартных проектов предлагается использование опционного подхода. Доходность инвестиций, с позиций решаемых в работе проблем, опре-Разработка типологии регионов^ Анализ на микроуровне Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов Определение источников финансирования Расчёт динамических показателей эффективности проекта (NPV, IRR, PI, DPBP)Проектирование реальных опционов Расчёт ценности реальных опционов (Real Options Value) Интегральная оценка инвестиционного проекта (NPV expended) Рис.3. Концептуальная модель оценки инвестиционной привлекательности Рис.4. Конфигурация элементов модели регулирования инвестиционной деятельности по модернизации материально-технической базы отраслиделяется эффективностью работы отраслевых ресурсов и потенциальной ёмкостью рынка. Следует отметить, что существует определённый временной разрыв между моментом оценки эффективности работы отраслевых ресурсов и моментом принятия решения об инвестировании. Сложившийся уровень эффективности работы ресурсов отрасли определяется, прежде всего, её спецификой, состоянием отраслевого менеджмента, потенциальной ёмкостью рынка. В свою очередь, ёмкость рынка имеет постоянную тенденцию к изменению, и недооценка влияния этого изменения на эффективность работы отраслевых ресурсов, а следовательно, и эффективности работы операторов связи может привести к принятию ошибочных стратегических решений. Оценка рыночного потенциала позволит скорректировать сложившуюся эффективность работы отраслевых ресурсов с учётом стратегических перспектив. В данном случае под рыночным потенциалом рынка следует понимать тот необходимый объём увеличения числа точек доступа к информационным сетям, который позволит обеспечить экономически сбалансированное развитие российского телекоммуникационного комплекса. Потенциальная ёмкость отраслевого рынка является интегральной характеристикой, величина которой зависит как от достигнутого уровня развития телекоммуникационной инфраструктуры, его соответствия имеющимся в регионе потребностям, так и от экономического потенциала региона. В телекоммуникационном секторе можно отметить определённые эмпирические закономерности его развития. Поэтому для оценки потенциальной ёмкости рынка и выбора приоритетных направлений инвестиций в работе было выдвинуто предположение о возможности использования выявленных мировых тенденций. Концептуальная модель оценки отраслевого рыночного потенциала региона представлена на рис.5. Оценку эффективности работы каждого ресурса предлагается проводить на основе модифицированной методики В.А. Булавского в соответствии со следующим алгоритмом (рис.6). В используемом подходе в качестве ресурсов выступают производственные фонды и трудовые ресурсы, а в качестве результата использования этих ресурсов – произведённая продукция (объём предоставленных услуг) и инвестиции. Процедура выполнения расчётов разбивается на четыре задачи. В двух задачах определяются производственные характеристики регионов, включающие сравнительную эффективность производственных фондов и трудовых ресурсов в процессе производства услуг. Аналогично в двух других задачах выясняется сравнительная эффективность привлечённых инвестиций. В рамках решения каждой задачи ресурс получает коэффициент перевода в балл эффективности. В регионе, где ресурс используется эффективнее, чем в среднем по системе, балл эффективности окажется больше единицы, и наоборот. Интервальная группировка и ранжирование позволяют выявить группы однородных регионов со схожим уровнем эффективности использования отраслевых ресурсов.нетдаРис.5. Концептуальная модель оценки отраслевого рыночного потенциала регионаРис.6. Алгоритм оценки эффективности работы инвестиционных ресурсов регионаНа основе полученных результатов расчёта строится матрица «Региональный риск – Потенциальная емкость рынка – Эффективность работы ресурсов». Позиционирование регионов в построенной матрице позволяет определить основное направление стратегии инвестиционной деятельности. Регионы, имеющие низкую потенциальную ёмкость рынка и риск, но высокую эффективность работы ресурсов, не нуждаются в государственной поддержке и способны сами обеспечить соответствие основных количественных показателей развития телекоммуникационного комплекса до уровня необходимого. Напротив, при высоком уровне риска и потенциальной ёмкости и низкой эффективности работы ресурсов для прорыва в области цифрового неравенства региону требуется государственные инвестиции, нацеленные не на получение эффекта, а для решения задач в области строительства информационного общества. Систематизация регионов на основе интегральной оценки их инвестиционной привлекательности позволит, во-первых, выявить проблемные регионы, нуждающиеся в государственной поддержке с целью ликвидации существующего информационного неравенства, и, во-вторых, выбрать адекватную условиям реализации методику оценки экономической эффективности конкретных инвестиционных проектов. Анализ мировой практики показывает, что прямая поддержка государством уровня и интенсивности инвестиционных процессов приносит конкретные результаты. При использовании системы координационного управления, предусматривающей согласованность действия всех участников, государство может обеспечить создание эффективного механизма реализации стратегии развития регионального телекоммуникационного комплекса путём, например, финансовой поддержки, обеспечения соответствующего правового и налогового регулирования. Существенным моментом в предложенной модели является то, что полученные количественные оценки необходимо дополнять проведением постоянного мониторинга, анализом динамики их изменения. Поэтому при выборе методики выполнения расчётов по предложенной модели необходимо учитывать доступность получения исходной информации, её оперативность, трудоёмкость выполнения расчётов. Актуальность задачи определения инвестиционных приоритетов в современных условиях не вызывает сомнений. Финансовые ресурсы любого экономического субъекта ограничены, следовательно, свободные денежные средства необходимо инвестировать в наиболее эффективные объекты для получения максимальной отдачи. Оценка инвестиционных приоритетов является сложной задачей и требует многокритериального подхода к её решению (рис.7). Набор факторов и степень их значимости в значительной степени зависит от типа объекта инвестирования, поставленных целей расстановки приоритетов. При оценке инвестиционных приоритетов на региональном или отраслевом уровне особо велико влияние макроэкономических детерминант. При анализе на микроэкономическом уровне наиболее сильное влияние приобретают факторы, определяющие уровень платёжеспособности населения, стабильность внутриполитической и экономической ситуации, экономические интересы предприятия. Общий вектор государственной стратегии развития телекоммуникационного комплекса России – выбор приоритетов в широком смысле – продиктован господствующей в мировом сообществе идеологией построения Глобального информационного общества. Следует отметить, что критерии выбора инвестиционных приоритетов меняются в зависимости от уровня реш


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :