Реферат по предмету "Разное"


«использование возможностей раз – вивающего обучения на уроках био – логии для повышения учебных дости- жений школьников»

ГОУ ДПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ « ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» Межрегиональная педагогическая мастерскаяД О К Л А Дна тему:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗ – ВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИО – ЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИ-ЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ»Подготовила: Прохорова С.В., учительбиологии и химии МОУ«Красногвардейская СОШ»г.Тула - 2009Как помочь растущему человеку проделать «неимоверно трудную работу возделывания в себе человека»? Это цитата из статьи профессора В.Л.Бенина, который утверждает, что в «современных условиях следует исходить не из прекраснодушных мечтаний об улучшении человека, а из идеи глобального выживания человечества» . Любое педагогическое явление, с одной стороны, необходимо рассматривать в широком социокультурном аспекте, а с другой стороны – искать конкретные пути решения проблем. Мне кажется, автором очень точно выражена суть изменений во взглядах на школьника: традиционная школа воспринимает ребенка как ученика, усваивающего знания, умения и навыки, в то время как необходимо видеть в нем человека, самостоятельно познающего истину. Новое понимание человека как «меры всех вещей» кардинально меняет представления о назначении образования в современную эпоху. «Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации» . Возможно ли решение столь глобальных задач учителем, итак обремененным множеством ежедневных забот и проблем? Я считаю, что изменение профессионального мышления учителя, приобретение им нового взгляда на ученика не столько усложнит, сколько облегчит его труд, сделает процесс обучения осознанным, личностно значимым. Спор о том, что важнее, знание или воспитание, не имеет смысла, так как одинаково опасен и безнравственный профессионал, и добродушный незнайка. Ключевая идея личностно-ориентированного образования – развитие субъектности школьника. Гораздо важнее показать ученику нормы социальной жизни, помочь сформировать собственное отношение к себе, другим людям, явлениям природного и социального мира.. Получая право выбора, школьник тем самым вынужден брать на себя ответственность за результат своего поведения. Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, раскрыть мир собственного «Я» и научиться управлять им, быть готовым решать и личностные и социально значимые проблемы,. Это и есть одна из основных идей развивающей системы Л.В. Занкова: развитие надпредметных (универсальных) общеучебных умений и навыков. В ходе работы творческой лаборатории учителей биологии России уже накоплен определенный опыт реализации преемственности развивающего обучения предмету. Задача учителя основной школы состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов. Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал свои собственные гипотезы. Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи и проблемы, совместного творчества учителя и учащихся. Переход от нейтрального знания к личностно значимому можно изобразить схемой: знание постижение смысла формирование ценностей. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие высоким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас мы выбираем школу, учителя, систему обучения. Наш ребенок должен выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для ребенка, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым. Целью обучения школьников Л.В.Занков назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья. Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками, и между самими учениками. Учитель должен быть предельно внимателен к личности каждого ребенка, его мнению. Он должен правильно реагировать на ошибки, на поступки ученика, не допускать при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л.В.Занкова «Ребенок – это тот же человек, только маленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе. Процесс обучения я стараюсь строить так, чтобы учащиеся самостоятельно определяли тему и цель урока. Приведу пример самостоятельного выхода учащихся на формулировку темы «Предпосылки возникновения Ч.Дарвина». Первое условие: не задавать вопросов, содержащих явно скрытый ответ (наводящие вопросы). Можно сформулировать общий вопрос: «Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об истории развития эволюционных идей. Что вы можете сказать сегодня по этому поводу?» К этому уроку у детей уже есть достаточная информация о взглядах на эволюцию античных философов, ученых эпохи возрождения. Ребята начинают отвечать, например: «В античной философии господствовало метафизическое мировоззрение»..Далее моя задача состоит в том, чтобы наш диалог с учеником перевести в полилог, чтобы дети задавали вопросы друг другу: «Что ты можешь сказать по этому поводу? Как ты оцениваешь взгляды Аристотеля (Линнея, Ламарка)? А какие исторические факты ты можешь привести в подтверждение данного суждения.? Что еще можно дополнить по данному вопросу? И так далее. Полилог – зто второе необходимое условие проблемной беседы. Здесь дети не только выстраивают свои знания в систему, корректируя их с помощью друг друга, активно их переживая и тем самым присваивая их себе, но и учатся общаться. В ходе этой беседы учащиеся сами делают вывод о том, что вопрос о движущих силах эволюции остался открытым. Проблема. Но кто-нибудь обязательно вспомнит про Ч.Дарвина, т.к. имя этого ученого на слуху у детей с начальной школы ( в курсе природоведения или естествознания). Учащиеся 11 класса как правило знают, что именно Ч.Дарвин создал теорию эволюции, так как эти вопросы рассматриваются в курсе истории и обществознания. И на помощь опять приходит проблемная беседа: «Кто такой Ч.Дарвин? Что вы знаете о нем? Кто еще может что-нибудь добавить? А почему именно Ч.Дарвин создал теорию эволюции?» Ответ, который я слышу чаще всего : «Он был умнее». Учитель: Что способствовало ему стать умнее (иметь больше знаний)? И опять проблема. Дети начинают обсуждать. Кто из учащихся говорит, что Дарвин родился через 102 года после рождения Линнея и через 65 лет после рождения Ламарка. Дарвин родился в эпоху развития капитализма. Из курса истории дети хорошо помнят (11 класс) общественно-экономическую ситуацию. Они сами выдвигают мысль о том, что только экономических предпосылок недостаточно. В ходе беседы, дети выясняют, что имеющихся знаний для ответа на вопрос (почему именно Ч.Дарвин создал стройную теорию эволюции) у них не хватает. Назревает потребность в дополнительной информации по биографии Ч.Дарвина, которую ребята могут самостоятельно найти в учебнике или других источниках. Таким образом, ребята самостоятельно подошли к формулировке темы урока . Я только помогла им вопросами, направляя на нужный путь. Очень важно строить процесс познания так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не только не согласиться с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Большим достоинством системы Л.В.Занкова является то, что учащимся предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, даже если она не соответствует общепринятой. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, и, чтобы это не каралось отметкой. Скорее, наоборот, необходимо поощрять активность ребенка. Тем самым реализация системы Л.В.Занкова в данном случае позволяет избежать появления двойственной морали, лицемерия. Кроме того, иногда именно ошибка может подвести ученика к правильному решению проблемы, к самостоятельному осознанному выводу. В таких случаях Л.В.Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!». Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, Ш. А.Амонашвили, Л.В.Занков, В.В.Сухомлинский, Б.Д.Эльконин и В.В.Давыдов, прежде всего, отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. В системе Л.В.Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе и установленным государственным стандартам (относительная и абсолютная успешность). Это очень важное условие для создания в классе развивающей среды. Развивающее обучение предполагает разнообразие форм, методов и приемов. Эффективность которых обусловлена только активной самостоятельной работой учащихся. Степень самостоятельности зависит от уровня возможностей (зоны ближайшего развития) каждого ребенка. На уроках биологии, занятиях экологического кружка отдаю приоритет проблемному обучению. Так при выполнении исследовательских работ детям предоставляется полная самостоятельность выбора темы исследования, целей и задач, составление планов и проектов. Дети делятся на исследовательские группы по интересам: экологов, флористов, географов, корреспондентов. Результаты работы каждой группы коллективно обсуждаются, , корректируются и оформляются в виде проектов, презентаций. Здесь дети учатся работать в коллективе, сотрудничать и помогать товарищам, брать на себя ответственность при выполнении того или иного задания. Различные формы выполнения учащимися домашних заданий способствуют не только продуктивному усвоению знаний, но и развитию творческих способностей. Одни учащиеся сами готовят контролирующие задания разного уровня сложности(в форме тестов, схем, рисунков, таблиц). Им предоставляется право провести подготовленную самостоятельную работу и проверить ее. Здесь ребенок пробует себя в роли настоящего учителя: проводит оценивание одноклассников, соотносит ее с самооценкой, обсуждает результаты с товарищами. Он не только готовит текст заданий, но и критерии его оценивания. Ребята ощущают высокую степень ответственности за порученное дело. Другим учащимся предлагается приготовить дополнительную информацию по данной теме с привлечением дополнительных источников, в которых, по их мнению, содержится занимательный (эвристический) материал по изучаемой теме. Третьи могут приготовить презентацию, стихи, загадки, рисунки, которые потом помещаются на стенде «Сегодня мы узнали…», так, что результаты творческих работ могут увидеть учащиеся из других классов. Как приятно видеть светящиеся глаза детей, испытывающих ситуацию успеха, положительные эмоции, ощутивших «внутренний рост», «загоревшихся» новыми идеями, готовым к новым «подвигам и свершениям» и т.д. И рядом с ними, а не над ними их друг и наставник – учитель, который искренне радуется их победам и переживает с ними неудачи, не обидит, не осудит, а постарается их понять и помочь. Правильно построенные развивающие уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных мер – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Отсюда следует, что развивающее обучение является еще и здоровьесберегающим.. Я думаю, что постоянно пребывая в «позитивной эмоциональной атмосфере», ребенок присваивает ее как норму жизни, которая в последствие становится потребностью. Наверное, именно такие дети спасут весь мир и человечество. В основную школу дети приходят из начальной. И если они четыре года занимались по системе Л.В.занкова, то у них уже сформированы определенные способы умственных действий, приемы и навыки многих видов учебной деятельности, на которые могут и должны опираться учителя основной школы. А, что греха таить, многие из нас начинают учить их «по- своему», исходя из собственного стиля деятельности, переучивая ребенка, неизвестно зачем, вводя его в состояние эмоционального стресса. Еще вчера уверенный в себе четвероклассник начинает сомневаться в своих силах, а отсюда и снижение успеваемости, и другие издержки наших «благих педагогических намерений». А на самом деле все очень просто: нужно работать в тесном сотрудничестве с педагогами начальной школы и дошкольного образования: практиковать взаимо- посещение уроков, да и вообще учиться у педагогов начальной школы. Именно такое сотрудничество позволит нам развивать необходимые сейчас и востребованные новой информационной средой общепредметные умения и навыки, а не зацикливаться в рамках узкопредметных знаний, значительная часть из которых объективно окажется невостребованной после завершения школьного обучения. В занковских классах должны вести уроки только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить – здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке, потому что появилась целостная дидактическая система , призванная обеспечить условия для оптимального развития каждого ребенка. Современной социальной средой и общественно-экономическими условиями востребована именно такая система, удовлетворяющая запросам современного общества. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но учителям-предметникам, решившимся работать по системе общего развития, необходима методическая помощь на всех уровнях (курсовая подготовка, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские на всех уровнях ( от муниципальных до федеральных), чтобы с интуитивного уровня перейти на научный .уровень педагогической деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.