Русский язык. 5 класс.Учитель русского языка и литературы, города Прохладного, КБРПевнева Г.А.Урок-путешествие в сказочную страну.Урок 57. Тема. Правописание приставок пре-, при-.Тип урока - изучение нового материала.Цели:1) изучать написание приставок пре-, при-; 2) развивать языковое чутьё, память, орфографическую зоркость; 3) способствовать сплочению классного коллектива, взаимопомощи и взаимопонимания в процессе работы.Средства обучения: учебник «Русский язык» Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец. С.,2001г. По системе развивающего обучения Л.В.Занкова, таблица «Значение приставки при-» (необходима для исследовательской работы), карточки (для исследования), сказочный персонаж (король).^ Ход урока.I Организационный момент.II Цели и задачи урока.Учитель – Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочную страну, преодолевая трудности знаниями орфограмм, умением определять значения приставок, помогая друг другу в трудных ситуациях. Запишем в тетрадях время отправления в путешествие (Дата) и место отправления (Классная работа). Как называется сказочная страна, мы узнаем, когда выполним ряд заданий.^ III Проверка выполнения домашней работы.Учитель – Сначала проверим, как вы готовы к путешествию. Упражнение 128 на стр.68.Задание: объяснить правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с. Орфографическая диктовка «По следам ошибок домашнего задания». Задание: записать под диктовку, устно и графически объяснить написание -з, -с в приставках. Сгоряча, сжигает, расписаться, раздать, бесчеловечный, беспредельный, восходить, разделить, воспеть, сделать, изгнать, разгадать, расстелить, разгладить, безграничный. ^ IV Актуализация знаний учащихся.Учитель – Пора отправляться в сказочный путь. Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. А вот и первое задание, которое поможет нам узнать название сказочной страны.Морфемный разбор слов. Принимаю, пришкольный, приближение, пресильный.Учитель – Найдите лишнее слово.Ученик – Лишнее слово «пресильный», потому что оно пишется с приставкой пре-.Учитель – А теперь,ребята, поиграем!Игра «Собери слова». ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.Учитель. - Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. Учитель. – Выделим в словах приставки. С заданиями справились хорошо. В стране каких приставок мы окажемся, произнеся волшебное заклинание?Ученик – В стране приставок пре- и при-!Учитель – Запишем тему нашего урока.Учитель – Чему мы должны научиться в сказочной стране?Ученик – Мы должны научиться правильно писать приставки пре- и при-.^ V Изучение новой темы. Исследование.Учитель – Перед нами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, нужно заполнить таблицу. По группам раздаются карточки с заданиями. Ученики должны подчеркнуть слова с приставками при- и определить значение приставки. Таблица вывешивается на доску и заполняется примерами из карточек. Приближение Присоединение ^ Нахождение около Неполнота действия I группаПр…был ли поезд, пр…плыл пароход, Космонавт пр…летел из Вселенной –Обо всех, кто пр…дёт, пр…летит, пр… плывётПишется пр…-, несомненно.^ II группаВинт пр…винтил, пр…крутил колесоПр…клеил, пр…шил умело –Помни, что пр…- говорят обо всём,Что добрые руки пр…делали…^ III группаНа пр…горке пр…дорожномВ пр…городе пр…морском…На пр…школьном участке пр…гожемДаже пр…вередливому – пр…волье.^ IV группаЯзык пр…кусил – не совсем откусил.Пр…грело – не значит горит.Помни, что сделано, но не совсем.Пишут с приставкой пр…-.Учитель – В каких случаях пишем приставку при-? Ученики делают вывод: приставка при- пишется со значениями «приближения», «присоединение», «нахождение недалеко чего-то», «неполное действие».Учитель – Какое значение имеет приставка пре- мы узнаем выполняя упражнение 136 на стр.73.(Ученики выписывают слова с приставками при- и пре- в два столбика, определяя лексическое значение приставок.)Учитель – Какие значения имеют приставки пре-? Ученики делают вывод: в словах пишем приставки при , если значение «очень», «весьма», «через», «по-иному».^ VI Физминутка. А теперь всем нужно встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку.^ VII Закрепление материала.Упр.138 на стр.74 Задание: выписать слова с приставками при-, пре- в два столбика.Упр.141 на стр.75 Задание: заменить словосочетания одним словом с приставками пре-, при-.Упр.1444 на стр.76 выполнить устно. Задание: заменить слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере-.Письменно ответить на вопросы. - Как можно сказать о человеке, если он очень добрый? (предобрый) - Как можно назвать участок около школы? (пришкольный) - Как можно сказать о книге, если она очень интересная? Очень хорошая (преинтересная, прехорошая) - Как можно сказать о котёнке, если он очень забавный? (презабавный)5. Разгадаем загадки. Выпишем из загадок слова с пропущенными буквами. 1)Пр…шёл во двор, хозяина унёс.2)Имеет гребень, но сам не пр…чёсывается. 3)Железные избушки пр…цеплены друг к дружке.VIII Домашнее задание.Учитель – Запишем домашнее задание, которое дал нам король.Выучить правило на стр.74По выбору учащихся. Упр.141 (списать, вставляя пропущенные буквы, выделить приставки.) или упр.142(Сочинить рассказ-диалог «Кто кого перехвастает»)Учитель – Пора возвращаться домой. Произнесём волшебное заклинание.IX Подведение итогов урока.Учитель – Вот мы и дома. Что нового мы узнали в сказочной стране?Ученик – В сказочной стране мы узнали, как правильно писать приставки пре- и при-.Учитель – Какие значения имеют приставки пре- ? при-?Ученик – Приставка при- означает «приближение», «присоединение», «нахождение вблизи чего-то», «неполное действие». Приставка пре- имеет значение качества или действия, близкое к значению приставки пере -.