«Знаток русской литературы»Этот тест В.И.Мильдон предложил участникам фестиваля. Оргкомитет сократил количество вопросов до 20, понимая, что на такие вопросы за полчаса вряд ли кто ответит... Но на сайте мы решили разместить полную авторскую версию теста. Можете проверить свою эрудицию. А если будут проблемы - в конце есть ответы… Редакция сайта. 1) Сравним фрагменты двух сонетов и попробуем установить, какой из эпох (XVIII– ХХ в.) принадлежит каждое четверостишие.Златых кудрей приятная небрежность, Небесных глаз мечтательный привет, Звук сладких уст при слове даже нет Во мне родят любовь и безнадежность.Пусть месяц молодой мне слева светит, Пускай цветок последним лепестком Мне «нет» твердит на языке немом - Я знаю, что твой взор меня приветит.2) «Paul! – закричала графиня из-за ширмов, – пришли мне какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних. – Как это…? – То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери, и где бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников! – Таких романов нынче нет»^ Название произведения, кто с кем говорит?3) «Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и, конечно, о теперешних их отцах, в теперешнем взаимном их соотношении. А пока я написал лишь – эту первую пробу моей мысли» (13, 7-8).^ Кто говорит, о каком написанном романе речь?4) «[………….] крепость находилась в сорока верстах от [………….]. Дорога шла по крутому берегу […..]. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные». ^ Вставить пропущенные названия, откуда отрывок?5) А] «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Б] «Каждый человек,– говорит Гейне,– есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история». ^ Может быть, узнаете авторов и произведения.6) А] «Двумя грязными двориками, имевшими вид какого-то дна не вовсе просохнувшего озера, надобно было дойти до маленькой двери, едва заметной в колоссальной стене; оттуда вела сырая, темная, каменная, с изломанными ступенями, бесконечная лестница, на которую отворялись, при каждой площадке, две, три двери; в самом верху, на финском небе, как выражаются петербургские остряки, нанимала комнату немка-старуха; у нее паралич отнял обе ноги, и она полутрупом лежала четвертый год у печки…» Б] «…Он шел по гнилым, трясучим доскам, лежавшим в луже, к единственному выходу на этот двор из флигеля дома, черному, нечистому, грязному, казалось, захлебнувшемуся в луже. В нижнем этаже жил бедный гробовщик. Миновав его…, Ордынов по полуразломанной, скользкой, винтообразной лестнице поднялся в верхний этаж, ощупал в темноте толстую, неуклюжую дверь, покрытую рогожными лохмотьями, нашел замок и приоткрыл ее». ^ Оба произведения написаны в конце 40–х гг., между ними разница в один год. Произведения, может быть, назовете. Если нет, хотя бы авторов.7) А] «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, − но теперешний рассказ наш окончен». Б] «С этой ночи началась для […………] совершенно новая жизнь не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним с этих пор, получало для него совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее».^ Вставить пропущенную фамилию. Романы, авторы?8) А] Заковывая холодом природу, Зима идет и тянет руки в воду. Река дрожит и, чуя смертный час, Уже открыть не может томных глаз…Б] Угрюмы облака и тучи вознеслись, Покрылися поля зеленые снегами С растущими на них различными цветами И белизною все с уныньем облеклись^ Оба стихотворения называются одинаково – «Начало зимы». Но одно написано в 1935 г, другое в 1751. Найти.9) Чернильница, бумага, перья − Все это смотрит ремеслом; Сидишь за письменным столом Живым подобьем подмастерья За цеховым его станкомВ каком веке написано, в 19 или 20?10) Век шествует путем своим [………….], В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и […………..] Отчетливей, [……………….] занята. Исчезнули при свете [………….] Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут […………..], Промышленным заботам преданы.^ Вставить пропущенные слова. Может быть, назовете автора.11) Известный русский критик [А.М. Скабичевский] передает собственные (и близких ему лиц, его ровесников) впечатления от книги: «Я нимало не преувеличу, когда скажу, что мы читали роман чуть ли не коленопреклоненно, с таким благочестием, какое не допускает ни малейшей улыбки на устах, с каким читают богослужебные книги. Влияние романа было колоссально на все наше общество. Он сыграл великую роль в русской жизни, всю передовую интеллигенцию направив на путь социализма, низведя его из заоблачных мечтаний к современной злобе дня, указав на него как на главную цель, к которой обязан стремиться каждый»^ О каком романе речь?12) «Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как–нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. ”Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!” И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. ”Способности и дарования? это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!”»^ Герой какого романа был учеником этого учителя? 13) Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,Отметивших то время роковое:Белинский жил тогда, Грановский, Гоголь жил,Еще найдется славных двое-трое –У них тогда училось всё живое...Белинский был особенно любим...Молясь твоей многострадальной тени,Учитель! перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени! ^ Автор, название произведения14) « – Ваше сиятельство, позвольте мне вам дать свое мнение: соберите их всех, дайте им знать, что вам все известно…и спросите у них совета… – Да вы думаете, им будут доступны движения благороднейшие? Поверьте, они надо мной посмеются. – Не думаю, ваше сиятельство. У русского человека, даже у того, кто похуже других, чувство справедливо».^ Роман, автор, кто кому говорит? 15) «Замечательно, что во всех других землях писатель находится в каком–то неуважении от общества, относительно своего личного характера. У нас напротив. У нас даже и тот, кто просто кропатель, а не писатель, и не только не красавец душой, но даже временами и просто подленек, во глубине России отнюдь не почитается таким. Напротив, у всех вообще, даже у тех, которые едва слышат о писателях, живет уже какое–то убеждение, что писатель есть что–то высшее, что он непременно должен быть благороден, что ему многое неприлично, что он не должен и позволить себе того, что прощается другим. В одной из наших губерний, во время дворянских выборов, один дворянин, который вместе с тем был и литератор, подал было свой голос в пользу человека, совести несколько запятнанной,− все дворяне обратились к нему тут же и его попрекнули, сказавши с укоризной: ”А еще и писатель!”» (6, 48).^ Кто автор, название произведения? 16) Передавая слова знаменитого московского актера Малого театра, П.М. Садовского, другой знаменитый актер (и писатель), И.Ф. Горбунов, рассказал, как после представления пьесы А.Н. Островского за кулисы явился некий купец и признался Садовскому: «Верите, П.М., я плакал… Ей Богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться… страсть! Спасибо, голубчик! Многие, которые из наших, может, очувствуются. Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю так – богадельню открыть»1. ^ О какой пьесе Островского шла речь? 17) «Тип Онегина именно должен был образоваться впервые в так называемом высшем обществе нашем... В этом обществе мы говорили на всех языках, праздно ездили по Европе, скучали в России и в то же время сознавали, что мы совсем не похожи на французов, немцев, англичан, что тем есть дело, а нам никакого, они у себя, а мы ─ нигде».^ Кто сказал, когда, по какому поводу?18) «Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода»i. На эти слова одного русского автора другой ответил личным письмом: «…Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора ─ меня раздражают, как человек с предрассудками ─ я оскоблен, ─ но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал. Поспорив с вами, я должен сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь ─ грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству ─ поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».^ Назовите авторов, м.б., год 19) «Для того, кто волей–неволей применился ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения ─ пустые слова. Незыблемо лишь одно единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото».^ Герой какой национальной литературы это говорит: английской, немецкой, русской, французской? Дайте доводы Может быть, назовете произведение. 20) «В предсмертном бреду Аратов называл себя Ромео после отравы, говорил о заключенном, о совершенном браке; о том, что он знает теперь, что такое наслаждение Особенно ужасна была для Платоши минута, когда Аратов, несколько придя в себя и увидав ее возле своей постели, сказал ей: – Тетя, что ты плачешь? тому, что я умереть должен? Да разве ты не знаешь, что любовь сильнее смерти? Смерть! Смерть, где жало твое? Не плакать, а радоваться должно – так же, как и я радуюсь И опять на лице умирающего засияла та блаженная улыбка, от которой так жутко становилось бедной старухе».^ Автор, произведение. 21) «…Рассудок, господа, есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями Рассудок знает только то, что успел узнать…, а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно…» (4, 471)^ Автор, произведение? 22) «Какие–то неведомые дотоле, незнакомые чувства, ему необъяснимые, пришли к нему. Как будто хотело в нем что–то пробудиться, что–то далекое, что–то заранее подавленное из детства , и как будто то, что было подавлено суровым взглядом судьбы..., хотело вырваться на волю. Стенанье изнеслось из уст его, и, наложивши обе ладони на лицо свое, скорбным голосом произнес он: ”Правда, правда”». ^ Автор, произведение, имя героя? 23) «Днем и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь…»^ Автор, произведение, имя героя? 24) Назовите не меньше десяти собак – персонажей русской литературы Х1Х–ХХ в.25) То же для лошадей., пусть не 10, но максимум.26) То же для кошек27) «В нашей женщине всё более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине всё это было выше, чем у мужчин. Это несомненно, несмотря даже на все теперешние уклонения. Женщина меньше лжет, многие даже совсем не лгут, а мужчин почти нет нелгущих,– я говорю про теперешний момент нашего общества. Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того лишь, чтоб казаться. Уж не в самом ли деле нам отсюда ждать большой помощи?» (12, 142. Курсив автора).Кто, где?28) «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное – это любовь к истине Любовь к отечеству разделяет народы, воспитывает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур Не через родину, а через истину ведет путь на небо. Правда, мы, русские, всегда мало интересовались тем, что истинно и что ложно…»Кто, где?29) «Слушай, друг мой. Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтобы править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Где же произвол одного есть закон верховный, тамо прочная связь и существовать не может: тамо есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан…».Кто, где?30) Как осенью ненастной тлеет Святая озимь,– тайно дух Над черною могилой реет, И только душ тончайший слухНезадрожавший трепет ловит Средь косных глыб,– так Русь моя Немотной смерти прекословит Глухим зачатьем бытия^ Тютчев, Фет, Некрасов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов. Выбрать нужное имя.31) «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высший уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!»«Мы всякого гения потушим в младенчестве».Кто, где?32) А]«…Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…». Б] «Моя душа подобна Мертвому морю, через которое не перелететь ни одной птице, – достигнув середины, она бессильно падает в объятья смерти». ^ Из двух отрывков один принадлежит Лермонтову. Найдите.33) «Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит во устах народных за необозримый горизонт столетий. Пуская стихии, свирепствуя сложено, разверзнут земную хлябь и поглотят великолепный сей град, откуда громкое твое пение раздавалось во все концы обширныя России; пускай яростный некий завоеватель истребит даже имя любезного твоего отечества: но доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь». Кто, о ком, где? 34) «…Господин был встречен трактирным слугою, или ………. , как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, ………. у него…….»^ Вставить пропущенные слова, откуда цитата?35) Этот европейский писатель был популярен в 1 половинеХ1Х в. его читают и сейчас. Один из его романов читал накануне дуэли с Грушницким Печорин. ^ Автор и название романа. 36) Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный, Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободныйЛемносский бог тебя сковал, Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды.^ Оба стихотворения называются одинаково, вы легко догадаетесь. Автор одного Пушкин, другого Лермонтов. Найдите и объясните.37) Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон встречался, И тесною сидели мы толпой. Чьи стихи, может быть узнаете. Одно слово в них изменено. Какое?38) В 1937 году страна отмечала 100–летнюю годовщину гибели Пушкина. Один из самых известных русских (советских) писателей в целях учебы у великого мастера написал в подражание ему небольшую повесть. 1)Название. 2) Фамилия автора. 3) из двух отрывков найти принадлежащий ему. «В бытность мою в *** армейском полку служил у нас переведенный из гвардии гусарский поручик Б. Офицеры весьма недоверчиво отнеслись к нему, полагая, что на совести его лежат многие но слишком славные поступки, приведшие его в наше унылое местечко. Простреленная и изуродованная его рука нас еще более убедила в том, что жизнь этого офицера была затемнена многими облаками. Но гусарский этот поручик прехладнокровно отнесся к нашему афронту; он дружества ни с кем не искал и держался с нами сухо и независимо; надменность была отличительной чертой его характера».«Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира ; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу . Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке…»Ответы 1) Первая строфа – из сонета А. Дельвига (1822), вторая – М. Кузмина (1903), стихи которого ближе 20-м гг. Х1Х в. Строки же Дельвига скорее напоминают изысканную стилизацию ХХ столетия под «архаику» начала Х1Х.2) «Пиковая дама» ^ А.С. Пушкина. Старуха–графиня в разговоре с Томским.3) Ф.М. Достоевский о романе «Подросток».4) Белогорская, Оренбурга, Яика. Из «Капитанской дочки» ^ А.С. Пушкина.5) А] «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Из Предисловии издателя к «Журналу Печорина» Б] А. И.Герцен во Вступлении к «Запискам одного молодого человека».6) А] ^ А. И. Герцен. «Кто виноват?», 1846. Б] Ф.М. Достоевский. «Хозяйка», 1847. 7) А] Последние слова эпилога в «Преступлении и наказании», 1866 Б] Нехлюдов. Окончание «Воскресения», 1899, Л. Толстого.8) А] Н. Заболоцкий, 1935 г Б] Н. Поповский, 1751.9) В 19. Стихи Вяземского П.А. 10) Е.А. Баратынский. Последний поэт, 1835. Пропущенные слова: железным, полезным, бесстыдней, просвещенья, поколенья11) «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.12) Чичиков.13) Н.А. Некрасов. «Медвежья охота».14) 2 том «Мертвых душ». Муразов – князю, правительственному инспектору.15) Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».16) «Бедность не порок».17) Достоевский на заседании Общества любителей российской словесности, 8 июня 1880 г, по случаю открытия памятника Пушкину в Москве.18) ^ Пушкин Чаадаеву , 1836 г., в ответ на его первое философическое письмо.19) О. де Бальзак. «Гобсек».20) И.С. Тургенев. «Клара Милич».21) ^ Ф.М. Достоевский. «Записки из подполья».22)Н.В. Гоголь. «Мертвые души», 2 том, Чичиков.23) А.П. Чехов. «Дядя Ваня», Войницкий.24) Грибоедов. Горе от ума; ^ Пушкин. Барышня–крестьянка; Тургенев. Муму, Собака; Чехов. Каштанка, Белолобый; Куприн. Белый пудель; С. Есенин. Собаке Качалова; Хармс. Иван Топорышкин; А. Толстой. Приключения Буратино; М. Пришвин. Кладовая солнца; Г.Троепольский. Белый Бим – черное ухо; Г. Владимов. Верный Руслан.25) Пушкин. Медный всадник; Лермонтов. Бела; Гоголь. Пропавшая грамота, Страшная месть, Тарас Бульба, Мертвые души; Тургенев. Конец Чертопханова; Л. Толстой. Анна Каренина; Лесков. Очарованный странник; Чехов. Тоска; 26) А. Погорельский. Лафертовская маковница; Пушкин. Дубровский; Гоголь. Майская ночь, Старосветские помещики; Чехов. Каштанка; Куприн. Ю–ю; М. Булгаков. Мастер и Маргарита; 27) Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.28) П.Я. Чаадаев. Первое философическое письмо.29) Стародум в «Недоросле» ^ Д.И. Фонвизина.30) Вяч. Иванов.31) П. Верховенский излагает систему Шигалева. «Бесы» Ф.М. Достоевского.32) Отрывок А] принадлежит Лермонтову, отрывок Б] из «Дневника обольстителя» С. Киркегора.33) ^ Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. О Ломоносове.34) «Мертвые души». Половым, какое, лицо.35) Вальтер Скотт. «Пуритане».36) «Кинжал». Первое четверостишие Лермонтова, второе Пушкина.37) Стихи Пушкина, у него «мешался», а не «встречался», что, конечно, хуже.38) «Талисман», М.М. Зощенко, ему принадлежит первый отрывок. 1 Мендельсон Н.М. Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его письмах. Изд. т–ва В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых. М., 1923, с. 71. i