Реферат по предмету "Разное"


«Жизнь – бесконечное познанье »

«Жизнь – бесконечное познанье... » Педагогические приемы организации чтенияв деятельности библиотекаря и педагога  Галицких Елена Олеговна – доктор педагогических наук, зав. кафедрой новейшей литературы и методики ее преподавания, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров    Когда я думаю о всех тех книгах,которые мне осталось прочесть,я считаю себя счастливцем. Жюль Ренар  В своих усилиях деятельность и педагога, и библиотекаря имеет одно направление – она обращена к ребенку читающему и пишущему, спрашивающему и размышляющему, ищущему и открывающему.^ Организация чтения школьников требует от библиотекаря и педагога творческого подхода и постоянного поиска новых приемов деятельности. Ю.М. Лотман, завершая свою статью «Учитель на пороге двадцать первого века», размышляет о том, каким ему видится процесс обучения: «Классные и лекционные занятия будут перемежаться с длительными беседами один на один у приборов, в библиотеке или просто в парке, где учитель будет соединять в себе ученого и психолога, культуру и порядочность»1. Современного библиотекаря можно назвать «проводником по книжным джунглям», потому что он может помочь читателям выбрать путь, направление чтения, а дальше – «жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди» (М. Волошин). Но для этого необходимо знать интересы и предпочтения школьников, чтобы указать дорогу и помочь сделать правильный выбор. Поэтому библиотекарь может быть и интересным собеседником, с которым можно обсудить прочитанное и пережитое, и неутомимым подвижником, знающим радость открытия нового, и хорошим другом, который может бескорыстно помочь в пути по книжному миру, и ему можно доверить свои мечты и ожидания. Библиотекарю, работающему с детьми, нужны и педагогические, и психологические, и методические, и филологические знания, чтобы встреча с ним для ребенка становилась событием, ситуацией понимающего бытия, разговором двух со-беседников, диалогом читателей. Работа с библиотекарями на семинарах, курсах повышения квалификации, литературных чтениях дала возможность создать «копилку» педагогических приемов, дающих возможность решать следующие интегративные задачи в школьных и городских библиотеках для детей: • интегрировать усилия педагогов, классных руководителей и библиотекарей, стремящихся включить и сохранить книгу в учебной и досуговой деятельности школьников; • создать атмосферу творческого чтения, уважения к книге; • сформировать культуру работы с книгой; • создать условия для свободного, личностно значимого, вдохновляющего чтения; • включить всех желающих в творческое педагогическое сообщество читателей-энтузиастов, читателей-библиофилов, читателей-информаторов, читателей-писателей; • обогатить читательские интересы педагогов и школьников. Регулярные семинары с библиотекарями по изучению функций, методов, стилей, психологии процесса чтения расширяют их представления о концептуальных подходах к организации чтения. Многие проблемы, книжные новинки обсуждаются в дискуссионном режиме, который дает возможность библиотекарям осмыслить прочитанное, обогатить свои представления о современном литературном процессе, соотнести свое представление с мнением литературной и читательской критики2. Но наиболее востребованными у библиотекарей стали методические знания, позволяющие расширить каждому свой опыт общения с читателями, активизировать деятельность библиотеки в разных направлениях. Расположим способы включения детей в процесс чтения и обсуждения прочитанного по рейтингу их востребованности библиотекарями и педагогами в их практической деятельности. (В процессе анализа этого перечня желательно сразу отметить те приемы, которые уже Вам известны, и выделить те, которые еще не вошли в практический опыт Вашей работы). 1. «Афиши» прочитанных книг. Они оформляются читателями на листах формата А-4; на «афишах» фиксируются фамилия автора, название, жанр книги, самая интересная мысль книги и оценка-призыв читателя. Принцип оформления «афиши» звучит так: «В жизни всегда есть место творчеству!» «Афиши» собираются после их обсуждения и просмотра в большой творческий портфель-альманах читателей библиотеки. И если кто-то затрудняется в выборе книги, то может этот альманах полистать и сориентироваться в своем выборе. 2. Проведение читательских семинаров в технологии развития критического мышления через чтение и письмо3, на которых каждый рассказывает о любимой книге, зачитывает лучшую страницу и пишет свой отзыв о книге. С такого семинара каждый уносит мечту о встрече с новой книгой, о которой узнал от своего одноклассника или педагога. 3. Проведение пресс-конференций с авторитетными читателями: писателями, педагогами, родителями, которые отвечают на вопросы участников конференции-корреспондентов школьных и городских газет. – Если бы Вы знали, что книга, которую Вы читаете, – последняя в вашей жизни, что бы Вы выбрали? – Назовите три прочитанных Вами за последние полгода книги? – Согласны ли Вы с мнением о том, что человек есть то, что он читает? – Какой вопрос Вы бы хотели задать своему любимому писателю? – Что значит быть творческим читателем? – Разделяете ли вы точку зрения Л.Улицкой, которая считает, что «любовную связь между человеком и книгой не заменит ничто» и что, «если бы люди больше читали, они бы лучше говорили»? – Какие книги для Вас стали поводом для самостоятельных размышлений, подарили «наслаждение мыслью», «удовольствие интеллектуальное»4? 4.Составление интеллект-карт свободного чтения, которые отражают читательский кругозор читателя5. 5. Проведение дебатов по проблемам чтения. Например, на обсуждение была вынесена тема: «Свобода чтения: права или обязанности?». Мы обсуждали хартию прав ребенка, предложенную современным французским писателем Даниэлем Пеннаком, который сам долгие годы работал словесником в школах и лицеях. В этой хартии сказано, что «за каждым школьником безусловно сохраняется: 1) право вообще не читать; 2) право читать, перескакивая со страницы на страницу; 3) право отложить книгу, не дочитав ее до конца; 4) право прочитать позже то, что читать не хотелось; 5) право читать все, что угодно, без каких-либо ограничений; 6) право читать, где угодно; 7) право читать втихаря; 8) право читать вслух, а не только про себя; 8) право не слушать все наши нравоучения»6. Согласитесь, что здесь есть, что обсуждать и о чем спорить. 6. ^ Мастерские творческого чтения. Их опыт представлен в книге Е.О.Галицких «От сердца к сердцу», содержание и опыт мастерской «Как слово наше отзовется» описаны подробно7. 7. Организация работы «Читального зала» (сообщества свободных читателей), в котором обсуждаются самые интересные статьи из периодических изданий самых разных направлений. Преимущество этого способа чтения в том, что в «Читальный зал» приходят педагоги, родители и дети разных возрастов и обсуждают прочитанное на равных. 8. ^ Диалоги читателя и автора. В этих воображаемых диалогах выстраивается процесс понимания через время, через разный опыт чтения, жизненный и духовный опыт. Так, Виктор Лихоносов считает, что Бунин раскрыл в нем тишину созерцания собственной души. Каждый, пришедший в библиотеку, может построить воображаемый диалог с любимым автором и написать свои размышления о прочитанном в форме диалога с автором в таком творческом задании: «Для всякого истинного чтения характерен поэтический и одновременно крайне субъективный подход. Книги (назовите автора) могут быть прочитаны как (найдите нужное сравнение)»8. 9. ^ Мастерские создания читательских дневников, в которых формируется навык культуры чтения, происходит обучение искусству ведения читательского дневника. Опыт создания читательского дневника, выставки читательских дневников, их анализ дают возможность детям учиться друг у друга. 10. ^ Заседания редакции «журналистов», которые готовят компьютерные презентации по самым актуальным темам жизни общества, культуры, школы, своих одноклассников. На этих заседаниях происходит обмен информацией, каждый участник предлагает свои материалы с журналистским анализом (самые интересные мысли выделяются) и готовится их компьютерная презентация для библиотеки. Каждый читатель может посмотреть презентацию на компьютере. 11.^ Создание пространства обсуждени


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта строительства цеха электролиза никеля
Реферат Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Реферат Анализ использования цвета в печатных СМИ города Иркутска
Реферат Мемориальная доска в память о гомосексуалах, жертвах национал-социализма Рисиера ди Сан Савва
Реферат Изучение затухающих электромагнитных колебаний 2
Реферат Типы организационных структур
Реферат Правовой статус должностных лиц таможенных органов России
Реферат Future Of Catholic Education Essay Research Paper
Реферат 26. 12. 2011 г. Прейскурант №5 с 01. 01. 2012 г на услуги рекламного агентства по графическому дизайну
Реферат Іван Багряний Людина біжить над прірвою
Реферат Hamlets Problem Essay Research Paper Hamlets Problem
Реферат Природні ресурси та корисні копалини Землі
Реферат Людовик IX король Франции
Реферат Жажда Света (О Н.С. Лескове)
Реферат Цей дивний світ уяви