Реферат по предмету "Разное"


«Давайте наши души сохраним, ведь только так мы в этом мире сохранимся»

Творческая мастерская«Давайте наши души сохраним,ведь только так мы в этом мире сохранимся»(по повести Ч.Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)Дата проведения - 17.11.2011Место проведення – Украинская гимназияДимитровского городского совета Донецкой областиУчастники : учителя мировой литературы, учащиеся 11 класса, учащиеся 6 классаЦель проведення: формирование поликультурной компетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности , направленной на постижение проблематики и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;раскрытие гуманистического пафоса литературных произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством и торжества милосердия как сущностного начала человека;развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании; воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;.творческая самореализация участников мастерской;воспитание гуманизма, потребности деятельного добра, духовное обогащение учащихся.^ Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, ельбуки, презентации, видео и аудиоматериалы,ейдос-конспект, коллаж, рисунки-иллюстрацииВступительное слово учителя. Определение целей и задач деятельности. Уважаемые участники творческой мастерской. Путь к пониманию самих себя и окружающих людей, который мы пройдём сегодня вместе с героями Диккенса и Булгакова , будет креативным, исследовательским, возможно, неожиданным и испытующим каждого, кто вступил на него.Мы попытаемся постичь сущность человеческого «я», азбуку любви и законы творчества. Научимся читать книгу искусств и впишем туда собственные страницы, выражая себя средствами живописи, поэзии, музыки.^ Мы постигнем великое таинство человечности, чтобы, как говорил Достоевский, оставаться в этом мире ЧеловекомВсё это ожидает нас впереди, если мы присоединимся к тем, кто уже на этой дороге…Учитель ( на фоне музыки и кадров слайдфильма): Под свободными сводами вечными,Босиком, по пыльным дорогам,С обнажённо дрожащими свечамиЛюди ищут доброго Бога.Чтобы он пожалел и понялСквозь убийства, боль и обманы,Чтобы он положил ладониНа висок, как на злую рану,Чтоб увидел кричащие лица,Темень душ и глаза без света,Чтоб простил и глупца и блудницу,И священника, и поэта.Чтобы спас беглеца от погони,Чтобы дал голодающим хлеба…Может, Бог – это крест на ладони?Может, Бог-это тёмное небо?Как к нему отыскать дорогу?Чем надежды и боль измерить?Люди ищут доброго Бога,Дай им Бог найти и поверить( Ирина Ратушинская)- Пыль веков и калёное солнце зла, полынная горечь раскаяния и неутолимая жажда истины о смысле жизни… Таковы извечные спутники человеческого паломничества к Богу. Если вы готовы присоединиться к тем, кто стремиться постичь божественные , а значит нравственные законы жизни, зажгите свою свечу и постарайтесь объяснить причину вашего богоискательства в этом мире, найти ответ на вопрос, почему человеку необходима вера, чем притягательно христианство.(Первый блок заданий участникам мастерской):В поисках ответа вы ( 6 класс) можете обратиться к авторскому тексту и согласиться с позицией Ирины Ратушинской, предоставив результат своих размышлений в виде синквейна. Выделите концепт ( ключевое слово текста) и постройте смысловую пирамиду. Подберите ассоциацию к ключевому слову.Объдинившись в группы,составьте (11 класс) ассоциативные кластеры с ключевыми словами «Бог» и «человек». Сопоставьте полученные модели и определите степень проблемности подобного соотнесения.(Гости) Обращаясь к христианской тематике, русская иконопись и живопись, вели диалог с человеком о сущности Бога и смысле человеческог бытия. Просмотрите предложенные репродукции и тезисно сформулируйте открывшуюся вам истину о Боге и человеке . (Просмотр слайдфильма с музыкальным сопровождением)Подведение итогов работы групп:- Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Что значит стать Богом, что непременно должен пробудить в себе человек, чтобы не предать в самом себе божественное начало?(Ответ: милосердие, любовь к ближнему)Таким образом найдено ключевое слово- индуктор нашей творческой мастерскойСОЗДАЁМ ОБРАЗ ДОБРА, МИЛОСЕРДИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. Каждому участнику раздаётся стикер, на котором записывается или изображается символ. Из стикеров складывается фигурка голубя как фрагмент будущого коллажа.Учитель: К проблеме богоискательства в человеке неизменно обращается литература. И это не случайно, а закономерно в силу того , что литература всегда была человековеденьем и раскрывала в каждом из нас настоящее искусством Слова… Слово же должно и нам открыть истину о человеке.Классик английской литературы Чарльз Диккенс убеждён в том, что добротворчество-главное предназначение человека в этом мире. И“каждая христианская душа, творя добро, найдёт свою жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра!”^ Современник 20 века Булгаков утверждает, что , несмотря на течение времени, люди всё те же, и милосердие иногда стучится в их души… Попробуем согласиться или оспорить выдвинутые авторами гипотезы и проверить собственные представления о человеке и божественной искре милосердия и любви, зажжённой в нём .Начнём с литературного знакомства с героем Диккенса и постижения истин о человеке, содержащихся в мыслях Иешуа Га Ноцри, казнённого некогда в Ершалаиме, и Евгения Евтушенко, практически нашего современника…(Работа по группам и индивидуально)__________________________________________________________________(Второй блок заданий)6 класс Задание №1 Используя портретную характеристику героя, заполните двухчастный дневник, фиксируя собственные ощущения, вызванные знакомством с героем ^ Текстовый материал Мои ощущения “Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу” Скрудж может быть сродни “водопроводному крану на улице”, из которого ещё “сочилась вода, и он, позабытый всеми, понемногу обрастал льдом в тоскливом одиночестве, пока не превратился в унылую скользкую глыбу” (12; 15). ^ Свои чувства и мысли изложите в электронном письме герою.11 класс ( 2 группы: одна работает с предложенными заданиями, вторая - начинает составление ейдос- конспекта по памятке:^ ПАМЯТКА для составления ейдос-конспектаЕйдос— перев. греч. - образ. Ейдос-конспект – объединение опорного конспекта (теоретических знанийи) и иллюстраций к произведению (образ)Уважаемый читатель!^ Для правильного оформлення ейдос-конспекта обрати внимание на такие правила:1.На титульной странице изображай и записывай:1)образный рисунок , который составляется из фигур, цветов , картин, асоциативно возникающих в процес се чтения произведения; 2) цитатний материал ( чёткое обоснование каждого элемента твоего рисунка цитатой из текста); 3) заголовок (формулирование названия конспекта). 2. На оборотной стороне:1)коментарии по теме (формулирование вывода о роли и значении данного произведения в творчестве писателя).2)сочинение-интерпретация текста( розмышления на основе данного , разъяснение своего видения темы и образов в произведении).^ 1. В стихотворном переложении текста « Мастера и Маргариты» Стасом Хайретдиновым одна из ключевых проблем романа представлена в следующем фрагменте: И Марк по кличке Крысобой, Палач жестокий и глухой К людским и мольбам, и страданьям, И люди, что тебя побили За речи, видимо, твои, И эта парочка убийц, Которых мы на днях схватили, Иуда, наконец, предавший Тебя за тридцать тетрадрахм, Они, что, все добры?- Выразите рассматриваемую проблему в виде цитаты из романа и, заполнив таблицу Элвермана, определите свою позицию в этом вопросе Да Проблема Нет (« Злых людей нет на свете. Все люди добрые») Гости (учителя)Прочтите стихотворение Евгения Евтушенко «Люди». О каком отношении к человеку говорит автор? Почему, по- вашему, помимо трусости Пилата и скаредности Скруджа ,оказались возможными распятие на кресте философа и одиночество скряги?Е. Евтушенко, "Людей неинтересных в мире нет"Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы—как истории планет.У каждой всё особое, свое,и нет планет, похожих на нее.А если кто-то незаметно жили с этой незаметностью дружил,он интересен был среди людейсамой неинтерестностью своей.У каждого—свой тайный личный мир.Есть в мире этом самый лучший миг.Есть в мире этом самый страшный час,но это всё неведомо для нас.И если умирает человек,с ним умирает первый его снег,и первый поцелуй, и первый бой...Всё это забирает он с собой.Да, остаются книги и мосты,машины и художников холсты,да, многому остаться суждено,но что-то ведь уходит всё равно.Таков закон безжалостной игры.Не люди умирают, а миры.Людей мы помним, грешных и земных.А что мы знали, в сущности, о них?Что знаем мы про братьев, про друзей,что знаем о единственной своей?И про отца родного своегомы, зная всё, не знаем ничего.Уходят люди... Их не возвратить.Их тайные миры не возродить.И каждый раз мне хочется опятьот этой невозвратности кричать. Представление и обсуждение результатов работы групп1 На экране – кадр из мультфильма с портретом Скруджа. Ученик 6класса, выполняющий задание, читает письмо к герою. Учитель задаёт вопросы:- Возникло ли у вас желание помочь Скруджу измениться, вызвал ли он сострадание, стремление помочь растопить лёд одиночества в его душе ?Легко ли быть милосердным?Что вы при этом ощущали ? Как вы думаете, может ли героя изменить ваше письмо, ваше слово?2 Просмотр кадра кинофильма, где Иешуа произносит слова о доброте людей.( К группе 11- классников) Что , по вашему ощущает Иешуа, утверждающий,что все люди добрые, в том числе и чудовище Марк Крысобой?.Что об этом говорят глаза героя? Могут ли его слова изменить людей, действенно ли слово веры?^ 3.Гостям. « Если бы с ним поговорить, вдруг мечтательно произнёс арестант,- я уверен, что он резко изменился бы».Насколько, по – вашему, действенна сила словесного убеждения в нравственном обновлении человека? Можно ли словом пробудить человеческое сердце?ТЕЛЕВОПРОС для всех :« Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»ИТОГ : Зло, тьма, жестокость, равнодушие-это искажение и перерождение добра. Поэтому они неделимы: невозможно понять сущность добра , не испытав зло. И оказавшись в плену тьмы, человек обретает надежду на свет, нужно только преодолеть затмение. Как ни парадоксально, иногда силы тьмы, пришельцы из мира теней и духов помогают нам познать свет и истину о смысле человеческой жизни.- Посмотрим, какую роль в судьбе литературных героев сыграли потусторонние силы?---------------------------------------------------------------------------------------------------^ 6 классТретий блок заданий1 ученику. Выполните тестовые задания, указав наиболее правильный вариант ответаI. Необычные приключения происходят с героем именно в Рождественскую ночь, так как:1) праздник Рождества сам по себе чудесен рождением необычного младенца в яслях;2) в Рождество всегда происходит что-то невероятное;^ 3) Чудо рождения Христа состоит именно в том, что он приходит в мир спасти людей от их греха;4) в это день возможно исполнение любых человеческих желаний;^ 5) Рождество- христианский праздникII.Духи Рождества, призраки из прошлого, настоящего и будущего, посещают героя, чтобы:1) напугать его наказанием за совершённое в жизни зло;2) не столько напугать, сколько предупредить о последствиях жизни без Божьей искры в душе;^ 3) вознаградить Скруджа за свершённое в жизни;4) заставить его задуматься о возможности исправления причинённого зла;5) помочь утвердиться в правильности избранного способа жизниIII Скрудж стоит того, чтобы за его душу боролось добро, так как:Совершённые им злодеяния не так уж и страшны;Жестокость и скупость не преступления;^ 4)Человеку вообще свойственно меняться5) Человек, всякий человек, стоит того, чтобы за него бролись.- Соотнесите полученные ответы с буквенными соответствиями :1-Р,2-Б, 3-О,4-А,5-ГЕсли вы не ошиблись, из букв сложится слово, которое есть синонимом к слову « человек». 2,3,4,5 ученикам.Заполните свободные лакуны схемы « Путешествие Скруджа с Духом минувшего рождества . Результат выполнения работы отправьте ученику №6Детство героя:одинокое рождествоОтрочество героя:сестра забирает его домойЮность героя:Рождество у ФиззиугаЗрелость Скруджа:отказ от любимой девушкиЧувствовал:----------(боль, грусть , одиночество)Чувствовал:----------(радость, благодарность) Чувствовал:----------(радость, счастье, благодарность) Чувствовал:----------(невозможность любить) Пожалел,-----(что не дал ничего мальчику, певшму рождественскую песню) Вспомнил,-----(что сестра умерла, а о её сыне он забыл) Понял, ---(что есть что – то важнее денег, захотел сказать приятное клерку) Пожалел,----(что нет любви и семьи Ощутил:---(сожаление о несвершённом добреОщутил:---(боль, невозможность вернуть прошлоеОщутил:---- (стыд, сочувствие)Ощутил:---(стыд)6 ученику: Проверив результаты работы товарищей, сделайте вывод об испытанных Скруджем эмоциях и пробуждённых ими ощущениях( Ответ: Путешествие с Духом минувшего рождества заставило неумолимого Скруджа плакать, смеяться, испытывать чувство стыда за свои поступки, жалеть о добрых делах, которые мог бы совершить. Словом, пробудило в нём человеческие чувства, напомнило о настоящем в жизни)^ 7 ученику.Есть ли божественная искра в Скрудже, творящем зло? ( Просмотр нарезки мультфильма.Звук через наушники. Ответить устно.Ученикам 8-9. Вчитайтесь в слова Скруджа: «Я буду уважать рождество в сердце своём и беречь память о нём весь год. Я искуплю Прошлое Настоящим и Будущим, и память о духах всегда будет жить во мне». Поразмышляйте над прочитанным и , придя к определённым выводам, закончите предложенную фразу: «Настоящее, сегодняшняя жизнь дана человеку для того, чтобы……»( Каждый отсылает вариант ответа учителю. Один из ответов зачитывается вслух )При проверке тестового задания у ученика №1 учитель сравнивает уроки, извлечённые Скруджем из встречи с духами и опыт, приобретённый учениками класса при размышлении над авторским текстом)^ Ученику №10. Прочтите стихотворение, предложите свой вариант окончания строфы:Золото темнеет, листья тожеС тою разницей, что золото всегдаНами ценится вдвойне дороже,Нежели опавшая листва.Разучившись слышать голос сердца,Скрудж его меняет на металл.Для него , конечно же , дороже--------------------------------------( Золото живого лепестка).Он давно не ценит радость встречи,^ Теплоту любви и чудеса.И лишь духи говорят о вечном,Приближая к чистым небесам.11 класс.Оцените предложенные трактовки миссии Воланда в романе и определите наиболее точно, на ваш взгляд, соответствующую авторской позиции:« Воланд- карающий меч в руках правосудия»( Лакшин)« Воланд даёт этическую оценку явлениям жизни и может увидеть и оценить в ней то немногое, что по- настоящему велико, истинно и нетленно»(Л.Яновская)«Воланд высмеивает то, что отступилось от добра, изолгалось, нравственно оскудело. Он восстанавливает пошатнувшееся равновесие между добром и злом»( В Доманский)Воланд- союзник света.^ Гости - Было ли обращение Маргариты за помощью к Воланду отступлением от Света и добра? Сопоставьте свою позицию с мнением Алины Симоновой: МаргаритеАлина СимоноваМаргарита Николавна! Мне бы Вашего терпенья:Чтоб оно перетянуло,словно нитью, жизнь мою.^ Мне бы Вашего уменья - после полного затменьяНе ступить, как ни тонула б, на чужую колею.Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...^ Жить мечтой неисполнимой... Отвечать, что все прекрасно...И уйти! И быть счастливой! Чуда ждать... Но не просить.Незабвенная доныне, в чем, скажите, Ваша тайна?Ведь не город, и не имя, не цветы ж всему виной!..^ Почему, моей гордыне вопреки, почти реальноТо, как царственно, бесстыже, Вы несетесь надо мной?!Нет! Во мне живет не зависть. Нет, во мне живет не зависть, -Человеческая жалость к осознавшей силу зла!^ Чудо-крема не касаясь, душу сохранить пытаясь,Я бы к дьяволу, спасаясь, ни за что бы... Не пошла?- Стронницей света или тьмы выступает героиня Булгакова в предложенном кинофрагменте?Насколько точно, по- вашему передан подлинный характер героини в музыкальном фрагменте(Веня Дркин « Маргарита») ?^ Какую роль сыграли в судьбе героини потусторонние силы? Изменила ли Маргариту встреча с Воландом?Вывод:Учитель обращает внимание на то, что миссия потусторонних сил в двух художественных текстах во многом идентична. К месту вспомнить эпиграф к роману (« я – часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает лишь благое») и акцентирует внимание на том, что мистика более «настояща», чем реальность, она выполняет роль врачевания и обращения заблудшей человеческой души тогда, когда в реальной жизни не находится того, что могло бы помочь человеку.__________________________________________________________________Творческие задания ( 11 класс):Вспомните ситуации, когда в романе торжествует милосердие Найдите символическое выражение этих ситуаций . Запишите на холсте. Впишите как можно больше собственных добрых дел, совершённых в недавнем прошлом.^ Просмотр видеоролика- нарезки из фильма)При комментарии учитель обратит внимание на то, что данный предмет мог быть платком, наброшенным на лицо нежеланного ребёнка, но сегодня стал летописью добротворчества , и свершённое доброи скупило зло, даровало прощение не только Фриде, но и многим нуждающимся в нём.^ 6 класс : Перечислите добрые дела обновлённого Скруджа , построив модель(ученики1-5). Отправьте ответ учителюУченики 6-10 Внесите изменения в его портрет( дети работают с портретом Скруджа. Нарисованы контуры лица Вносят коррективы ( рисуют глаза, улыбку, брови)Сравнивают с кинематографическим и мультипликационным вариантом.^ Гости. «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит» В этих словах Маргариты -истина любви или формула милосердия?Итог: Нас всех изменило пережитое в творческом пространстве поиска, раскаяния, обретения, любви и милосердия. Действительно, люди всё те же, и милосердие настойчиво стучится в наши души, пробуждая в нас настоящее, меняя к лучшему.Звучит песня Светланы Копыловой ,под которую участники студии в технике мокрой апликации изготовляют символы,выражающие новое понимание милосердия, добра…Заканчивается изготовление общего коллажа.Комментируются ейдос- конспекты, «прочитывается коллаж»Учитель читает собственное стихотворение, подводя итог работы:^ Как часто в суете существованьяСебя мы обделяем тишиной,Минутами, мгновеньями познаньяТого, что называем красотой.Нередко ложным поклоняясь кумирам,Не замечаем мы в калейдоскопе днейГармонию и совершенство мира,И отраженье вечности в душе своей.И как порой неуловимы нити,Связующие жизнь, любовь и свет.И как должны с тобою дорожить мыГореньем звёзд и отблеском планет…Хранить тепло от дружеских пожатий,Сердечность задушевных наших встреч.И избежать двусмысленность понятий, От холодности души уберечь.И пусть же чистою свечой сгорая,Любовь и вера наш освятят век.Быть может, от того добрее станетИ сердцем зорче гордый человек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда 2
Реферат Гармонизация стандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации
Реферат Режим труда и отдыха и лечебно-профилактические мероприятия при использовании персональных ЭВМ
Реферат Государственный бюджет РФ и проблемы внешнего долга
Реферат Характеристика произношения дошкольников старшего возраста с нарушением слуха
Реферат Профессиональная этика журналиста
Реферат Image Retrieval Techniques Essay Research Paper
Реферат Комплексный анализ Российского государственного исторического архива (РГИА)
Реферат Расчет теплового баланса парового котла
Реферат How To Play Easy Guitar Essay Research
Реферат To Fee Or Not To Fee Essay
Реферат Администрация города нижневартовска управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Реферат Запровадження магістерської програми "Педагогіка вищої школи" як передумова до підготовки кваліфікованих викладачів відповідно до вимог Болонського процесу
Реферат Агентский договор понятие содержание признаки
Реферат 25-27 октября 2010 г состоялся визит в Индию белорусской делегации во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В. И. Семашко