«Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития». Учитель информатики лицея «Дубна» Барминская Любовь Генриховна В 2004-2005 учебном году мне посчастливилось вести занятия «Городского научного общества учащихся» по программированию. Поэтому могу сказать с полной ответственностью, что интерес дубненских школьников к углубленному изучению программирования огромен. Я думаю, причиной этого является общий высокий интеллектуальный уровень жителей наукограда, а также перспектива создания в нашем городе Российского Центра Программирования. Таким образом, необходимость развития преподавания в школе в рамках предмета «информатики» именно программистской составляющей этого курса не вызывает сомнений. Методология и принципы программирования в современном мире меняются не просто быстро – стремительно! И если пять-десять лет назад курса алгоритмического программирования в школе было вполне достаточно, то сегодня настало время знакомить школьников с основами новейших технологий. А именно, с объектно-ориентированным (ООП) и визуальным программированием. Мною была разработана и опробована в процессе обучения конкрентная программа преподавания ООП в средней школе. Эта программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся. Результатом разработок стал учебник, призванный помочь учителям информатики в преподавании основ программирования в визуальной объектно-ориентированной среде Delphi7. Следует заметить, что этот учебник дает возможность одаренным и трудолюбивым старшеклассниками самостоятельно изучать курс. Таким образом, воплощается в жизнь концепция индивидуального подхода к обучению, ведь учащийся проходит темы и делает самостоятельные работы с той скоростью, которая подходит лично ему. Кроме того, учебник оснащен специальным справочным разделом, помогающим выполнять конкретные практические работы. И все-таки, необходимо подчеркнуть, что наилучших результатов можно добиться при занятиях школьников под руководством грамотного, квалифицированного педагога. В становлении такой личности и поможет предлагаемый учебник. В теоретической части курса основной упор делается на формирование представлений о сущности объектов, их свойств и методов, развитии навыков алгоритмического мышления, являющегося необходимой частью научного взгляда на мир. Практическая часть курса направлена на освоение навыков использования средств ООП, являющихся значимым не только для формирования умений программирования, социализации школьников, последующей профессиональной деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.Целью использования предлагаемой методики является освоение углубленных, далеко выходящих за рамки школьной программы, знаний, в области программирования; овладение умениями работать с различными объектами и их свойствами. Планировать свои действия, ставить цель и добиваться желаемых результатов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. В ходе освоения методики преподавания ООП преподаватели получат знания и навыки работы с самой современной системой визуального программирования Delphi 7, что позволит повысить качество образования в средней школе. Есть надежда, что в недалеком будущем, любой школьник города Дубны сможет углубленно изучать нужные ему предметы в той школе, где он учится, или даже дома, не тратя время и силы на дорогу. Вторым аспектом проведенной работы является разветвленная система тестов по программированию на языке Паскаль. На данный момент создан достаточно сложный тест для проверки знаний детей, посещавших научное объединение. Он представляет большой интерес для всех, кто собирается серьезно заниматься программированием и переходить к изучению Delphi. Ведется работа по составлению тестов для городского мониторинга знаний по информатике на уровне необходимого минимума.Приложение 1.Оглавление учебника по Delphi.Урок 1 Объектно-ориентированное программирование. Урок 2. Основные понятия ООП. Интерфейс Delphi. Урок 3. Первая программа «Hello World». Практическая работа №1 . «Hello World» или из чего состоит проект. Практическая работа №2 Практическая работа №3 Практическая работа №4 практическая работа №5 Практическая работа №6 Самостоятельные работы по Delphi. Урок 4. Отладка программы и обработка исключительных ситуаций в Delphi. Урок 5. Графика в Delphi. Практическая работа. "Графика" Примеры.Справочник. События главной формы.Работа с компонентами Объект TStrings. Методы объекта TCanvas.Свойства карандаша. Стили выпадающих списков.Приложение для учителя. Методическое пособие по использованию учебника Уроки Delphi 7. Игры для программирования на Delphi. Вопросы к зачету. Приложение 2. Аннотация учебника.Электронный учебник (дистанционное обучение).Уроки Delphi для школьников. Автор курса: преподаватель лицея "Дубна" Барминская Л.Г. Учебник предназначен как для учителей информатики средней школы, так и для самостоятельного изучения одаренными и трудолюбивыми старшеклассниками. Курс состоит из небольшого количества теоретического материала, называемого "уроки" и массы практических работ, которые НАДО выполнить САМОСТОЯТЕЛЬНО, чтобы чему-нибудь научиться.