Лабораторное занятие «Движение народников на полотнах И.Е.Репина» * Сначала произведения художника демонстрируются классу в хронологическом порядке их создания: «Под конвоем…» (1876), «Отказ от исповеди» (1879-1885), «Арест пропагандиста» (1880-1892), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884). Ребята должны предложить иную, логическую последовательность рассмотрения картин. Затем класс делится на пять групп, анализирующих содержание каждого произведения в отдельности по предложенным вопросам, а шестая группа на основе всех выступлений готовит обобщающий вывод о главной идее народнического цикла картин И.Е.Репина и о ценности работы с репродукциями художественных произведений в качестве источников исторической информации.Вопросы и задания для работы в группах.Группа 1. «Сходка» Где происходит сходка? В каких условиях она происходит? Почему так? Кто собрался на сходку? К каким слоям российского общества принадлежат собравшиеся? К какому направлению народничества принадлежат эти люди? Почему вы так думаете? Какой вопрос, по вашему мнению, обсуждают собравшиеся? Каково отношение художника к героям своей картины и их делу? Какими художественными средствами И.Е.Репин это подчеркивает? Вопросы можно сопроводить статистической таблицей «Социальный состав и численность участников революционного движения» (1870-1879 гг.) // Кириллов В., Кулагина Г. Россия во второй половине XIX века. – М., 1996. – С.80.Группа 2. «Арест пропагандиста» Где происходит действие картины? Что происходит? Кто, по вашему мнению, главное действующие лицо картины: пропагандист? полицейские? крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии И.Е.Репина? Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ? Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте? Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело? Отвечает ли художник своей картиной на вопрос о будущем народнического движения? Прогнозирует ли его дальнейшую судьбу? Какую, на ваш взгляд?Группа 3. «Отказ от исповеди» Где происходит действие картины? Кто заключенный: уголовник или политический? Почему вы так думаете? С какой целью в камеру вошел священник? Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает? Чем объясняется такое отношение заключенного к священнику (или в целом к религии)? На чьей стороне сочувствие художника? В чем оно выражено? На эскизе к этой картине И.Е.Репин сначала изобразил женщину-народницу, но потом отказался от первоначального замысла. Как вы думаете, почему героем своей картины художник все-таки сделал мужчину?Группа 4. «Под конвоем по грязной дороге» Что изображено на картине? Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем. Предположите, что ждет его в недалеком будущем. Как вы думаете, с какой целью И.Е.Репин написал эту картину? Обратите внимание на год ее создания и место в цикле картин, посвященных народнической теме. Как относится художник к прототипам героя своей картины? Почему вы так думаете?Группа 5. «Не ждали» Кто изображен на картине? Что происходит? К какому слою общества принадлежит семья, изображенная на картине? Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся? Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих? Судя по реакции семьи, ждали или не ждали дома этого человека? Рады ему или не рады? Почему у матери и жены такой озабоченный вид? Что их может тревожить? Что хотел И.Е.Репин сказать этой картиной?Группа аналитиков. Какова главная идея народнического цикла картин И.Е.Репина? Что он хотел сказать своим современникам и соотечественникам? Почему художник разрабатывал эту тему (писал картины) не в логической последовательности развития народничества (от идеи «хождения в народ» до ее провала), а в иной логике? Какой? Каково в целом отношение Репина к движению народников? В лагере сторонников, сочувствующих, нейтральных или непримиримых противников он находился? Почему вы так думаете? Можно ли картины И.Е.Репина, посвященные народникам, расценивать как исторический источник, объективное свидетельство своего времени? (Или: Чем картины И.Е.Репина, посвященные народникам, интересны и незаменимы как источник?) Каждой группе можно предложить соответствующие фрагменты книги А.Пистуновой «Богатырь русского искусства» (М., Детская литература, 1991), содержащие яркие, безоценочные описания используемых произведений.Домашнее задание: рассказ героя картины «Не ждали» о своем революционном прошлом. _______________ * Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.: ил.