Реферат по предмету "Разное"


«Духовно-нравственное развитие детей в процессе обучения изобразительной деятельности»

МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской областиПедагогическая работа«Духовно-нравственное развитие детейв процессе обучения изобразительной деятельности»учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3» города Всеволожска Ленинградской области Рыловой Елены Серафимовныг. Всеволожск 2011 Мы – учителя работаем для наших учеников. Мы, в большинстве своём, энтузиасты, влюблённые в свою работу, одержимые идеей воспитать новое поколение граждан страны – порядочных, мыслящих, образованных, правильных, способных изменить будущее нашей страны. Мы верим в успехи своих учеников, в их способности и целеустремлённость. Мы воспитываем это. Мы даём детям знания, помогаем им найти своё место в жизни. Каждый учитель честно, добросовестно выполняет свою работу. Труд учителя тяжёлый, порой, неблагодарный. В последнее время учителю иногда приходится сталкиваться с трудностями не столько в процессе обучения детей, а в просвещении старшей половины общества – родителей. Важно, чтобы каждый учитель творчески относится к своей деятельности, был профессионалом и постоянно совершенствовал своё методическое мастерство и индивидуально подходил к каждому ученику. Важно, чтобы общество не мешало учителю, доверяло. Тогда успех обязательно будет обеспечен во всём – в достижении качества образования, в обучении учащихся, их росте, развитии и самореализации. Один из драматичных моментов в преподавании изобразительного искусства заключается в том, что духовность некоторой части общества упала, что у некоторых людей сформировалось ошибочное представление о важности и необходимости школьных предметов. Во главу угла ставятся материальные ценности, а не духовные. Поэтому родители иногда внушают детям, что они в первую очередь должны хорошо учиться по «основным» предметам – по математике, русскому языку и т.д., чтобы в последствии поступить в университет и получить хорошее образование. А «изобразительное искусство», «музыка», «технология» – «не основные» предметы, зачем стараться. Да и даются они не всем, по мнению таких «доброжелателей» - родителей. Забывают они при этом, что в самом младшем возрасте, возможно, они же сами, стараясь развить своих малышей, записывали их в различные кружки прикладного творчества, на тот момент, понимая важность этого. Да и музеи дети порой посещают не с родителями, а лишь со школьным коллективом. Мы понимаем, что школа в становлении личности человека, в развитии его, образовании и воспитании играет важную роль.Содержание образования по изобразительному искусству направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся, на развитие их духовности. И учителю важно умело использовать это. Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе. Свои способности, знания и умения ребята с удовольствием демонстрируют в своих творческих работах на уроках, на школьных олимпиадах, выставках и конкурсах детских рисунков. Главное для человека во все времена было обрести целостность внутри себя, духовность.Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые никогда не обесцениваются и являются абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует давно. Дух и производные от него — душа, духовность, духовная культура, духовные потребности, это сложные понятия философии. Тема обсуждается тысячи лет учеными, философами, религиозными служителями. Но вот так просто и доступно сказал об этом поэт.Что есть духовность?Синтез совершенства, Стремленье духа к новой высоте.Путь к Богу - утверждает духовенство. Мудрец ответит просто - путь к себе.Поэт с художником подскажут – вдохновенье.^ Певец и композитор - песнь души.Политик - совесть, физик – убежденье. И все они по-своему правы.Духовность - это творчества начало,Полет души, что ввысь устремлена,В которой звонкой песней зазвучалаКосмической гармонии струна.Духовность не имеет постулатов,В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты. (О. Рубежов) Духовный человек хорошо понимает, что все вокруг него живет и развивается по определённым законам вселенной, и ни один человек не может уйти от этих законов. Он понимает, что вся красота человеческого существования в гармонии с природой и самим собой. Великий философ И. Кант назвал две вещи, которые имеют абсолютную ценность в мире: это красота звездного неба над нами и моральный закон внутри нас. Вот этот моральный закон внутри нас и определяет нашу духовность. На протяжении всей истории человек пытается «познать себя». Он постоянно ищет истину, так как только она может открыть ему цель и смысл жизни. Духовный человек постоянно соизмеряет себя и, непостижимый для человеческого ума, мир вокруг, понимая свою полную зависимость от него. Духовного человека отличает уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и уверенность, полная гармония с самим собой и миром, в котором он живет. Духовность надо накапливать, воспитывать в себе и постоянно взращивать. Большой духовный капитал кроется в искусстве. Опытные учителя умело используют произведения искусства на уроках. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство хранят бесценные накопления. Совладельцем этого капитала может стать каждый, получая для себя большие дивиденды от посещения музеев, выставок, театров и т.п. Копилка эта открыта для всех, но, к сожалению, иногда некоторые люди предпочитает накопления материальные, затрачивая на это все свое время и здоровье. В конце жизни они приходят нередко к разочарованию, сомнениям и даже полному кризису внутреннего состояния. Духовно богатый человек постоянно пребывает в полной гармонии с самим собой, природой и всеми, кто его окружает. Свое богатство он чувствует внутри себя, оно греет его душу и выделяет его из серой массы. Всмотритесь в лица таких людей, они светятся изнутри. Людей, внесших большой вклад в развитие духовности, причисляют к святым. Это мудрость, это истина, так должно быть. Мое убеждение в том, что уроки изобразительного искусства помогают развитию человека, его становления как духовной цельной личности. Научить рисовать можно любого человека, если у того будет желание. Содержание уроков изобразительного искусства построено так, что даёт ребёнку возможность получить представление о разных видах, жанрах изобразительного искусства, о композиции, о разных техниках и приёмах изображения и самому выбрать, что ему больше нравится, к чему лежит душа и хочется творить. Рисовать надо для своего удовольствия. Начинать рисовать можно в любом возрасте и приобрести навыки рисования легко, если этого захотеть. Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать. Рисование может стать ключом от двери, за которой находится волшебный мир искусства. У детей появится желание окунуться в этот мир, обрести гармонию и обогатиться настоящим капиталом. Нужно только правильно перераспределить ценности в своей жизни. Духовность каждой конкретной личности трансформируется в духовность общества. Хочется пожелать всем мира с самим собой и здорового духовного будущего общества. Какие же педагогические условия способствуют эффективному формированию духовно-нравственной развивающей среды на занятиях изобразительным искусством? Под духовно-нравственной развивающей средой мы понимаем предметно-пространственное окружение, которое способно обеспечить социально-культурное становление личности ребенка. Большое значение имеют отношения между учителем и учеником, замечательно, когда их взаимодействие строились по принципу «не над, не рядом, а вместе!». Еще В.А. Сухомлинский призывал, чтобы школа для ребенка была «школой радости», он связывал это с личностью учителя, его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных и нравственных понятий и представлений. «Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло». В современных уроках духовность проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Нравственная духовность включает в себя соблюдение законов общественного и личного бытия, признанных человечеством как ценности. Поэтому нравственный урок можно считать явлением долга, миролюбия, честности, добра, любви, доверия и справедливости. К числу педагогических условий, способствующих формированию духовно-нравственной развивающей среды на уроках изобразительного искусства в школе можно отнести: 1.Введение в содержание занятий чтения стихов и рассказов, театральных сценок, музыкальных фрагментов – интеграция искусств. Это оживляет преподавание, развивает воображение детей, затрагивает в их душах такие струны, до которых невозможно добраться простыми рассуждениями и назиданиями. 2.Ведение в содержание урока разговора педагога о красивых и некрасивых поступках людей, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству. Это способствует формированию внутреннего мира ребенка. Детям свойственно подражать действиям других людей, поэтому рассказ учителя изобразительного искусства о подвигах воинов, о героических поступках может вдохновить детей на благородные поступки. 3.Учет особенности восприятия младшими школьниками произведений изобразительного искусства. Ведь дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты. 4.Отбор для использования в ходе занятий произведений истинно художественных, достойных внимания, способных проникнуть в душу ребенка, развить его. 5.Принятие педагогом в качестве главной цели занятий не искусствоведческий анализ произведений искусства, не рассмотрение технических приемов автора, а научить ребенка воспринимать картину как выражение человеческого отношения к жизни. 6.Использование природы в качестве воспитывающего и развивающего фактора. Если педагог поддерживает в ребенке эмоциональную связь с растительным и животным миром, то ущерб, наносимый природе, будет восприниматься как наносимый себе и другим людям. Внимательное, чуткое отношение человека ко всему, что его окружает – одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня. Преподавая детям изобразительное искусство необходимо помнить, что природа – это не только источник здоровья и материальных благ, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. 7.Стремление найти индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь всякий ребенок от природы талантлив, и основная задача учителя – помочь таланту раскрыться. В рисунке дети закрепляют духовно пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в том, что произведения изобразительного искусства, классическая музыка, художественная литература и театр способны максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Духовность человека обращена к его морально-нравственному комплексу. В основе её лежит стремление осознать идеалы человечности и попытка человека открыть для себя смысл бытия. Каждая человеческая способность может развиться, если обучать человека с детства. Почти каждый из нас рисует, многие поют, пытаются сочинять стихи, но не каждый способен создать произведение искусства. Художником, творцом жизни в любой области можно стать только тогда, когда, обладая талантом и мастерством, обладаешь отзывчивой душой, пылким сердцем, острым умом, ясным видением. Гармония души и ремесла даёт полнокровное искусство. Мир, который нас окружает, сложен и многообразен. Художник выражает своё личное отношение ко всему, с чем он сталкивается, открывая истину, постигая тайну жизни. Смысл искусства заключается не в том, чтобы создавать произведения, а в том, чтобы в этих произведениях запечатлеть человека, который душой и сердцем воспринимает мир, познаёт его как любящее существо, страдает и мучается сомнениями, и вся жизнь которого есть горение ради других людей. Всё это очень важно. Но самое важное для каждого на этой земле - стать ЧЕЛОВЕКОМ – порядочным, духовно богатым, живущим по принципам морали. Есть на земле такие ёмкие по смыслу и значительные по содержанию слова: ДОБРО, ЗЛО, КРАСОТА, ИСТИНА. В них заложен глубокий смысл человеческой жизни. Человек-художник смотрит на жизнь через призму красоты, добра и истины. Искусство всегда обращалось к теме любви к Родине, так как это священное чувство дорого каждому человеку, живущему в своей стране и разделяющему её судьбу. Патриотизм – одно из наивысших чувств людей, и он воспевался поэтами и композиторами, писателями и живописцами. Искусство начинается с нашего отношения к жизни, с нашего чувства, с нашего сердца, с нашего обострённого ума. Начало искусства – в душе и мыслях каждого человека, живущего яркой, полнокровной жизнью. Оно – в горении. И этот зажжённый огонь согревает других людей теплом человечности, жаждой познания, чувством любви. Смысл этого горения – поиск истины, добра, красоты, так необходимо всем нам. Эти понятия формируются в человеке каждый день с детских лет в семье, затем в школе. Многие темы предмета «Изобразительное искусство» воспитывают духовность, помогают молодому человеку задумываться о добре и зле, искать решения сложных задач. Творческие люди – счастливые люди. Мы хотим видеть детей счастливыми. И какое мы им дадим представление о счастье, как научим их жить полной насыщенной жизнью, такими и будут мечты и счастье целого поколения. Одна сторона счастья – это радость человеческого общения, взаимопонимания. Способность сопереживания – это фундамент любого понимания человека человеком. Вторая сторона счастья – это счастье творческого труда, в котором проявляется личность художника, не важно, какой бы профессией не занимался человек. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним задачи и проблемы. Постоянно нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений вещей. Мыслящий человек уже наперёд знает или предполагает, что у него получится. Он решает задачу в уме на основе своего и чужого опыта. Мы учим детей мыслить, постоянно развивая их способности. В развитии способностей незаменимы изобразительная, декоративная и конструктивная деятельность. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы: глаз - мозг – рука, то есть как системы мышления. Изобразительное искусство связано с формированием образного мышления. Чтобы создать что-то на бумаге, нужно заранее видеть, представлять зрительный прообраз. Основная роль образного мышления – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Создание образа по представлению осуществляется, как правило, при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. Очень важно вырастить людей, способных творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества. Основным рычагом творчества является развитое воображение – высшая форма образного мышления. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, то есть чувствовать, видеть потенциал развития явления или возможности, заключённые в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. У каждого человека свой индивидуальный путь развития. Но при развитии детей существуют и общие закономерности. Развитие личностных психологических свойств совершается в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребёнком жизненных и учебных задач. Человек рождается с задатками к познавательной деятельности. Но уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от характера восприятия ребёнка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию интеллектуальных способностей. В изобразительной деятельности важно научить ребёнка представлять. Представлять – это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать это наглядно, а не просто знать. Мы с ребятами рисуем. Для меня очень важно научить детей представлять каждую будущую композицию, пропускать её через свои эмоции, через свои мысли, а не просто мастерски рисовать то, что когда-либо они уже видели. Каждая композиция должна быть особенная, неповторимая, прожитая ребёнком. Тогда обязательно будет результат. Идеал, к которому стремится каждый учитель, воспитать творческих людей. Особо существенными моментами в процессе творчества являются увлечённость и устремлённость. Творческая задача детей заключается в поисках максимально выразительной формы для каждой композиции. Предрасположенность к творчеству – это высшее проявление человеческого сознания. Направленность на решение задачи придаёт мышлению проблемный, поисковый характер. Способность мыслить правильно, целенаправленно и добиваться определённых результатов не появляется сама собой. Она вырабатывается, развивается в жизни, в общении человека с окружающими его людьми. Мышление возникает при проблеме, задаче, вопросе как движение от неизвестного, непонятного к знакомому. Поэтому учителю очень важно правильно сформулировать задачу. Это значит сделать первый шаг к её решению. Искусство учит и спектр этого обучения широк. Любое обучение – это формирование навыков и умений. Нравственно-эстетические задачи в изобразительном искусстве – это высший уровень развития ребёнка. Все потенциалы личности, особенно духовные, развиваются медленно, незаметно. Художественное мышление, сознание в своём формировании требует также длительного общения с искусством, навыка восприятия духовного опыта конкретного художника, понимания искусства. В единстве с содержанием развитие художественных навыков служат созданию художественного образа. Художественный образ может возникнуть только в процессе творчества. Художественный образ должен быть в каждой композиции. Это наивысший пилотаж. Полезно учиться понимать, видеть этот художественный образ в произведениях великих художников. Например, за изображением дерева увидеть ту мысль, ради которой было это дерево изображено, и именно так изображено, а не иначе. Тогда происходит у детей осознание своей композиции, понимание, что нельзя изображать что-либо просто так. Каждая деталь должна выражать мысль художника. В композиции не должно быть лишних случайных изображений. Композиция – это единое целое, раскрывающее мысль художника. Поэтому, прежде чем приступать к созданию композиции, у ребёнка должно быть полное представление о теме, о том, что он хочет сказать своей работой. Поэтому каждая практическая работа начинается с накапливания материала, знаний по теме. В школе №3 города Всеволожска проводится большая работа в области художественного творческого развития учащихся. Все грани этой деятельности важны, взаимосвязаны, исторически сложились, играют значимую роль в воспитательном процессе школы. Преподавателем изобразительного искусства разработана концепция художественной творческой деятельности школы. Таблица 1. Концепцией программы по изобразительному искусству является формирование в учащихся художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, формирование понимания роли искусства в жизни людей, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством, развитие его индивидуальности, развитие его духовности. Замечательно, когда у ребёнка есть способности к предмету. Тогда его можно легко вывести на выполнение сложных творческих работ, придать толчок к саморазвитию. А это именно то, к чему стремится педагог. Есть в школе дети менее способные. Их рост, их развитие нужно смотреть от роста их самих, от первоначальных их результатов. Важно убедить детей, что всё им по плечу, что всему можно научиться. В итоге у детей появляется уверенность в своих силах, возможностях, повышается их самооценка. И, как правило, все дети успевают по предмету, все дети успешны. Задача педагога посредством предмета «Изобразительное искусство» заинтересовывать и увлечь детей, формировать у детей познавательный интерес к предмету, помогать усвоить учащимся грамоту изобразительного искусства. Мы всегда переживаем за успешность каждого ученика, понимаем приоритетность развития уверенности, индивидуальности личности каждого ребёнка, его художественного и духовного развития. В первую очередь ребёнок должен стать человеком, сопереживающим, сочувствующим, а уж потом – художником. Художник не может творить, когда его душа пуста, а сердце холодно. Нужно научить ребёнка каждую работу полюбить, пропускать через свои чувства. Тогда и другие люди поймут, что хотел сказать автор через свою работу. Тогда обязательно будет результат. В школе №3 мы выстроили концепцию работы по художественному образованию детей на основе тесной взаимосвязи образовательной программы на уроках и внеурочной деятельности учащихся. В урочное время педагог ведёт всех своих учеников к знаниям, используя личностно-ориентированный подход. Все дети способны - каждый на своём уровне. Дети должны быть успешны. Индивидуальный подход, задания по способностям, дифференциация помогают детям в их становлении, в их росте и развитии. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Внеурочная деятельность по преподаваемому предмету «Изобразительное искусство» осуществляется преподавателем в следующих формах: Таблица 2. На протяжении более десяти лет для учащихся МОУ СОШ №3 работает на базе школы кружок – студия «Вдохновение», основная цель которого – развивать творческие способности учащихся, направлять и активизировать их творческую энергию через практическую деятельность, поддерживать активную жизненную позицию, участие в конкурсах, выставках. Преподаватель занимается всей образовательной художественной работой в школе сама, поэтому ей легче выявить одарённых, способных детей и предложить им дополнительно заниматься во второй половине дня. Дети идут на это с удовольствием. Хотя, чаще дополнительно заниматься приходят обычные дети, которых нужно вывести на определённый уровень, помочь им стать успешными. В студии созданы комфортные условия для достижения ребёнком высокого уровня развития личности, для развития его творческого потенциала, для обеспечения положительных изменений в развитии детей, отвечающих признакам одарённости. В своей деятельности на кружке дети продолжают художественное образование и серьёзно отрабатывают навыки и умения, закрепляя полученные знания. Они без труда овладевают приёмами осознанного решения творческих задач, с удовольствием создают тематические композиции и принимают участие в конкурсах и выставках детского творчества. Таблица 3^ Приоритетные задачи кружкаПовышение эффективности обучения учащихся достигается учителем за счёт владения современными педагогическими технологиями, личностно-ориентированным подходом к каждому ученику. Таблица 4.^ Т Творческое развитие ворческое развитие детей ^ Таблица 5.Изобразительная деятельность учащихсяи творчествоСтало хорошей традицией детям нашей школы участвовать во многих районных, городских, региональных конкурсах детских рисунков. Мы участвуем в районном фестивале Православной культуры – в конкурсах «Волшебный мир рождества», «Пасхальные узоры», в районном конкурсе «Я гражданин», «Зелёные острова Всеволожского района», «Природы чудное мгновенье», в региональном конкурсе «Природа – дом твой. Береги его!», в областных конкурсах «Уроки добра», «Уроки доблести и чести», «Уроки верности и любви», в нескольких конкурсах от Русского музея «В некотором царстве, в некотором государстве», «Слава героям войны!». Многие дети школы становятся призёрами, победителями и лауреатами конкурсов детского творчества. Некоторые детские работы победителей конкурсов вы можете увидеть здесь.^ Региональный конкурс «Природа – дом твой. Береги его!» Василевская Илона Чемберёва Аня Люст Виктория Кубышкина Вера Угольникова Мария Боровикова Анастасия Василевская Илона Кубышкина ВераСовместными усилиями творческих детей школы №3 города Всеволожска мы создали к конкурсу «Уроки верности и любви» «Икону о житии Святой Ксении Петербургской». Каждый ребёнок создавал конкретную композицию, изучая тему, собирая необходимый материал, вкладывая свои мысли и переживания. 1. Кубышкина Вера 14 лет «Бесконечная любовь»; 2. Боровикова Настя 13 лет «Встреча Ксении Петербургской с любимым мужем на небесах» 3. Угольникова Маша 12 лет «Жизнь во имя любви»; 4. Смирнова Кристина 10 лет «Молитва Ксении Блаженной за здравие»; 5. Макарова Елизавета 11 лет «Ксения Блаженная – небесная покровительница Петербурга». 6. Вишерская Вероника 10 лет «Лепестки души Ксении Петербургской». 7. Чемберёва Аня 11 лет «Помощь Ксении Петербургской нуждающимся»; 8. Василевская Илона 12 лет «Благодарная память». Когда же мы решили посмотреть, что у нас получилось, разложили работы и увидели, что мы создали единое целое и каждый внёс лепту в общее дело. Результат получился удивительный. Значит мы на правильном путиИкона о житии Святой Ксении Блаженной. Здесь дети показали основные стороны жизни Святой Ксении Петербургской: её дела, мысли, заботы. Работа художественного направления в МОУ «СОШ №3» г. Всеволожска


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ревізія як метод фінансового контролю
Реферат Пути интеграции банковской системы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему
Реферат Гейне
Реферат Гидрометеорологическая характеристика в районе плавания на переходе Фритаун Сьерра-Леоне
Реферат Причины и своеобразие Февральской революции
Реферат Отношения России и ВТО на современном этапе
Реферат курсовая работа цеха измельчения руды
Реферат Посадові інструкції бухгалтерів. Відповідальність бухгалтера
Реферат Расчет себестоимости продукции попередельным методом учета затрат
Реферат Лікарські рослини і рослинна сировина, що містять камеді
Реферат Организация средств размещения в гостинице
Реферат Експортний потенціал України та її регіонів
Реферат Imperial Rome Essay Research Paper During the
Реферат Братья и сестры Бестужевы
Реферат Основные аспекты и проблемы обеспечения безопасности транспортных процессов цепей поставок