Реферат по предмету "Разное"


«Мир на пути ко второй мировой войне»

Тема урока: «Мир на пути ко второй мировой войне». Учитель: Картамышева О.В. 11 класс. Базовый уровень.«Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?» эпиграф урока «Войну начинают не военные. Войну начинают политики». У. Уэстморланд. «Войны начинаются в умах людей». Из преамбулы ЮНЕСКО (1946г.)Цели урока: сформировать представление о противоречивости внешней политики европейских государств, причинах и последствиях этой политики сформировать представление о взаимосвязи внутренней и внешней политики, об агрессивном характере внешней политики фашистских государств развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов 5. развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы. Для работы на уроке учащиеся должны быть разделены на 5 групп с условным названием: «Англия», «Франция», «США», «Германия и Италия», «СССР». «Представители» каждой державы занимают свой стол, на который ставиться табличка с названием государства.^ Основные задачи, стоящие перед каждой группой:На основании анализа предложенной информации:определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войны;определить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств; дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было избежать Второй мировой войны?»Оснащение урока: атласы по курсу всеобщей истории таблички с названиями государств раздаточный материал для каждой группы (см. Приложение): а) расстановка сил в Европе в 30х гг. б) карточка с заданиями и условиями его выполнения (кейс) в) организационная памятка г) бумага для ведения записей по ходу работы на уроке д) ватманы для оформления вариантов решения проблемы. Два ученика будут выполнять роль контролеров и для них надо приготовить справку для работы и оценочные листы.^ ХОД УРОКА1 этап урока – организационный Задача учителя – подготовить учащихся к работе в группах. Для этого необходимо: подготовить рабочие места для групп разделить учащихся на группы и разместить их в классе подготовить раздаточный материал (атласы, бумагу, ручки) Все это необходимо сделать до начала урока, чтобы сразу после звонка приступить к работе. На уроке используется кейсовая технология.^ 2 этап - актуализация опорных знаний в ходе беседы с учащимися. Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока. Актуализация знаний по международным отношениям после окончания первой мировой войны в форме фронтальной беседы по итогам и последствиям 1 мировой войны.Учитель: Определите тему сегодняшнего урока? Учащиеся: МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Учитель: Изучение истории второй мировой войны имеет непреходящее значение. Вторая мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 населения земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах. Долгих шесть лет длилась эта война, самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50 млн. жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери народов бывшего СССР. На подготовку этого мирового вооруженного конфликта оказало влияние такое количество факторов, в его вызревание переплелось столько разнонаправленных событий, что даже профессиональным историкам непросто разобраться в нагромождении военно-политических и дипломатических сюжетов. Наш сегодняшний урок – попытка разобраться в предыстории второй мировой войны. Учитель: Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, вспомните, чем характеризовалось международное положение накануне войны? Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что особенности развития международных отношений сводились к следующему: Международное положение накануне войны характеризовалось: нарушением условий послевоенного урегулирования со стороны стран, проигравших I мировую войну (Германия, Италия) стремлением этих стран создать военно - политический союз для координации своих действий угрозой слома Версальско – Вашингтонской системы обострением международных отношений. Из сделанного вывода вытекает проблема, которая до сих пор волнует многих историков: «Можно ли было сохранить мир в создавшихся условиях - сохранить Версальско-Вашингтонскую систему, предусматривавшую механизм предотвращения международных конфликтов (коллективные действия против агрессора)?»^ 3 этап - усвоение нового материала в ходе самостоятельно познавательной деятельности учащихся. Перед началом работы учитель распределяет «страны» между группами. Задача учителя – организовать деятельность групп и контролеров, помогать группам и контролерам в работе, поддерживать высокий темп в работе. Этот этап урока состоит из 2-х частей.1 часть – организационная (2-3 мин). Учитель определяет роль контролеров, с их помощью раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Учащиеся знакомятся с содержанием полученных материалов и распределяют обязанности в группе. ^ Алгоритм работы в группе:1 шаг. Распределение ролей в группе:«координатор», организует работу в группе (модератор). Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. «секретарь», фиксирующий результаты работы группы; «шкипер», представляющий проект^ 2 шаг. Обсуждение полученной вводной информации, содержащийся в кейсе3 шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой5 шаг. Работа над проблемой (дискуссия)6шаг. Выработка решений проблемы7 шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.8 шаг. Подготовка доклада.^ 9 шаг. Аргументированный краткий доклад Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом: -записать цель, над которой предстоит работать группе -выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы -по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору) -сформулировать результирующее мнение, которое будет является вариантом решения поставленной цели.^ Для представления результатов работы рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы) выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются результаты работы Остальные группы выступают в роли слушателей и оппонентов докладчика, а затем оценивают доклад модератора.^ Критерии эффективности работы группы: 1) полнота и глубина проработки информации;2) использование разнообразных источников информации; 3) оригинальность представления; 4) участие каждого в подготовке и представлении результатов. Учитель напоминает тему и определяет цели и задачи урока.Цель урока: выяснить последствия противоречивого характера внешней политики европейских государств и дать ответ на проблемный вопрос: можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Для этого необходимо:определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войныопределить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»Для того, чтобы найти ответ на проблемный вопрос вам передается набор – кейс, который содержит необходимую информацию для решения учебной задачи. После изучения и проработки проблемы группа разрабатывает общий проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. Способ представления результатов работы представлен в кейсе. 2 часть- выполнение учащимися предложенных заданий и проверка результатов их работы. Учитель комментирует задания и содержимое кейса Задание 11.Прочитайте информацию о своей стране. 2. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.^ Дополнительные вопросы для итоговой беседыА) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами самой страны?Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими странами? Задание 2. 1.Выделить среди внешнеполитических задач страны главную. Изучить материал о других странах. 2.Найти себе союзников во внешней политике и объяснить свой выбор.(время выполнения 15 минут)Представление итога работы по форме:Для разрешения намеченной проблемы вам предстоит проанализировать содержим Дополнительные вопросы для итоговой беседыА) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада? Сформулируйте вывод по заданной проблеме (1-2 предложения): Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Регламент работы 15 минут. Проверка 10-15 мин. Контролеры оценивают работы групп, учитель оценивает наиболее удачные ответы отдельных учеников.^ Учитель подводит итог 3 этапа урока:Международные отношения накануне войны характеризовались стремлением стран, проигравших 1 мировую войну, к реваншу недоверием между странами - союзниками в первой мировой войне, углубившееся в период мирового экономического кризиса недоверием стран Запада к проводимой внешней политике СССР недооценкой мировым сообществом угрозы фашизма, который расценивался лишь как внутренняя политика в Германии, Италии утверждением силы как главного средства завоевания мирового господства.4 этап – закрепление полученных знаний (5 мин)1.Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают «Причины краха механизма предотвращения международных кризисов» неготовность к решительным действиям недооценка опасности (приход Гитлера к власти) политика умиротворения Германии американский изоляционизм 2. Учитель комментирует схему «Основные события внешней политики накануне второй мировой войны» и подводит итог урока: «Используя в качестве повода к войне устроенную самими немцами инсценировку нападения на радиостанцию в приграничном немецком городе Глейвице, 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 мин вермахт, осуществляя план «Вайс», начал боевые действия против Польши. Началась вторая мировая война». Приложение 1.Название страны:Задача. На первый взгляд ситуация в 30х гг. кажется парадоксальной. Державы, получившие наибольшие выгоды от победы в первой мировой войне – Англия и Франция, сохраняли союзнические отношения. Тесные связи оставались были у них, особенно у Англии, с США. Тем не менее, эти страны не оказывали серьезного противодействия разрушению Версальско - Вашингтонской системы своими конкурентами в Европе и Азии, даже содействовали укреплению их позиций. Советские лидеры видели причины уступчивости стран Запада в их стремлении подтолкнуть Японию, Германию и Италию к агрессии против СССР. В действительности ли дипломатия Запада стремилась избежать нового кровопролития общемирового масштаба? С какой целью она шла на уступки державам, добивающимся ревизии итогов первой мировой войны? Какое место отводилось в новой международной обстановке СССР? ^ Алгоритм действияЗадание 1.(время выполнения 15 минут) 1.Прочитайте информацию о своей стране. 2. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.Дополнительные вопросы для итоговой беседыА) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами самой страны?Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими странами?Задание 2. 1.Выделите среди внешнеполитических задач вашей страны главную. Изучите материалы о внешней политике в других странах. 2.Найдете себе союзников во внешней политики и объясните свой выбор.Представьте итог вашей работы по форме:Для разрешения намеченной проблемы вам предстоит проанализировать содержим Дополнительные вопросы для итоговой беседыА) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада? Сформулируйте вывод по заданной проблеме (1-2 предложения):Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Материалы для кейсаРасстановка сил в Европе в 20-30х гг. 20 века.Великобритания: Сохраняла лидерство по размерам зарубежных капиталовложений Вышла победительницей в первой мировой войне и участвовала в создании Лиги Наций, в Уставе которой предусматривались коллективные действия всех её членов против стран- агрессоров Сохраняла союзнические отношения с Францией, особенно близкие с США Пытались избежать нового мирового конфликта в Европе с позиции великой державы пытались решить проблему предотвращения войны с помощью политики «умиротворения агрессора», её проводником был министр иностранных дел Н. Чемберлен, вовремя недооценивший фашизм Основной конкурент в Европе – Германия Важным узлом межимпериалистического соперничества был Китай, в нем она соперничала с США и Японией Основной идеологический противник – СССР, а в 1927 г. разорвала отношения с СССР из-за гражданской войны в Китае Пытались сформировать систему союзов, при которой агрессия против неё была бы невозможной (попытки в 1934г. и 1939г.) Франция: Обладала наиболее многочисленной сухопутной армией в Западной Европе Она рассчитывала, опираясь на военную мощь, обеспечить лидирующее положение на континенте Однако эти претензии вовсе не соответствовали реальному экономическому и политическому весу в международных отношениях Была обеспокоена восстановлением мощи германской промышленности и её торговой экспансией В 1928 г. по инициативе министра иностранных дел Бриана и госсекретаря США Келлога подписали пакт о миролюбивых намерениях, об отказе от войны как орудия национальной политики В нач. 30-х гг. её позиции ухудшились в связи с угрозой безопасности со стороны Германии Начался поиск союзников против Германии В 1932 г. подписали пакт о ненападении с СССР В 1934 г. вела переговоры о создании Восточного пакта, но из-за позиции Англии и Германии он не был подписан В 1935г. правительство социалиста Блюма и министр иностранных дел Барту предложили поддержать создание системы коллективной безопасности, заключила договор с СССР о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны развал правительства Народного фронта в 1938 г. привел к тому, что Франция оказалась неспособной к самостоятельной внешней политике и стала поддерживать политику «умиротворения агрессора» очередной перелом в настроении произошел после оккупации Германией Чехословакии в 1939 г., когда политика умиротворения завела в тупик угроза войны с Германией и Италией привел к поиску путей выхода из кризиса, были предоставлены гарантии сохранения неизменности границ Польше, начались переговоры с СССР и одновременно с Германией, чтобы направить удар на востокСША становится лидером в мире по производству промышленной продукции, основным мировым кредитором во внешней политике придерживались идеи изоляционизма в мировой политике, чтобы не быть втянутым в мировую войну, стремление укрыться в «американской крепости» самая богатая страна в мире фактически устранилась от мировой политики, что резко повышало шансы агрессоров на успех межимпериалистические интересы сталкивались на Дальнем Востоке в Китае с Японией и на суше и на море стали кредитором Германии для выплаты ею репарационных платежей, а в связи с экономическим кризисом 1932 г. выплаты платежей по инициативе стран – победительниц Германия прекратила вообще. Следуя политике нейтралитета, отказалась помочь в борьбе с фашистами в Испании и Эфиопии Европейскими союзниками рассматривала Францию и Англию Следуя экономическим интересам, в 1933 г. признала СССР, и получили гарантии, что в США Компартия США не будет участвовать в КоминтернеГермания и Италия Считали себя обделенными по результатам 1 мировой войны, поэтому стремились к реваншу Пытались создавать выгодные союзы с партнерами, первыми признали СССР, заключив с ним Раппальский договор в 1922г. по которому началось быстрое восстановление вооруженных сил Германии благодаря помощи СССР С приходом к власти фашистов внешняя политика стала откровенно агрессивной: присоединит все земли, населенные немцами, намечалось завоевание «жизненного пространства» на Востоке, после установления господства в Европе, намеревались приступить к созданию мировой империи, мечтали о покорении американского континента; итальянский фашизм стремился к превращению Средиземного моря в «итальянское озеро» и созданию колониальной империи в Африке Своими союзниками считали японцев Пытались создать военно- политические союзы для координации своих действий (1936-37 гг.) В к.30-х гг. превратилась в сильнейшее государство Европы Главным противником считали коммунистов, но когда встал вопрос о возможной войне на два фронта, подписал с СССР пакт о ненападении, одновременно ведя переговоры с Англией и ФранциейСССР Благодаря политике форсированной модернизации, превратился в сильную индустриальную державу, с развитой оборонной промышленностью Будучи единственной в мире социалистической страной, вынашивал планы мировой революции, всегда считал войну с империалистическими странами неизбежной Необходимость мирного сосуществования, привела к изменению внешнеполитического курса и к заявлению, что основная цель внешней политики – всеобщее и полное разоружение (1928 г.) В то же время, в партийных документах говорилось о готовности поддержки мировой революции на Западе, проводником которой был Коминтерн Все это вызывало недоверие к внешней политике СССР Пытался укрепить международный авторитет на международной арене, в 1934 г. стал членом Лиги Наций Нарком иностранных дел М.М. Литвинов стал инициатором политики «коллективной безопасности» в Европе, т.е. сохранении неизменности границ государств, заинтересованные в этом должны были заключить между собой союз Союзником могло стать любое государство, поддерживающее эту инициативу (1935г. – договоры с Францией и Чехословакией) До 1939г. основным противником были фашистские страны Замена Литвинова М.М. на посту наркома иностранных дел В.М. Молотовым означало изменение курса внешней политики СССР и начало сближения с ГерманиейПровал политики коллективной безопасности и угроза ведения войны на два фронта подтолкнула бывших противников к подписанию пакта о ненападении в 1939 г., считая соглашения с Францией и Англией невозможными из-за того, что они, затягивая переговоры, направляют удар Гитлера на Восток


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.