МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный Цивильского района ЧР» Сценарий открытого урока в 6 классе Что такое гидросфера». -2007- Тема: «Гидросфера» Цели урока: 1. Сформировать понятие «гидросфера» 2. Показать роль гидросферы в природе22марта - Всемирный день воды Вода! Нельзя сказать, что тынеобходима29сентября- Всемирный день моря для жизни: ты сама жизнь.!Вода! Как много в этом слове для сердца нашего слилось: широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, ослепительные ледники, разноцветные облака. Тучи, туманы — это тоже вода. ^ Ребята давайте поговорим о роли, значении воды.1. Вода уникальна и ничем не заменима. На Земле нет ни одного, даже самого примитивного существа и ни одного растения, которое не имело бы воды и могло бы без нее обходиться. Вода занимает 80% массы растений и 75% веса животных. Что касается человека, то его организм остро реагирует на потерю влаги: если потеря составляет 8%, то это вызывает обморок, а если потеря составляет 10-12%, то у человека перестает биться сердце. 2. Благодаря своим свойствам вода универсальна. Она -непременный участник всех процессов. Без нее не возможна работа промышленности транспорта, строительства. Ею греют и охлаждают. Вода источник энергии и перевозчик грузов. Незаменима вода и в быту. Вода - главный санитар, который удаляет нечистоты, очищает улицы от пыли и грязи. Вот почему с полным правом можно сказать: где нет воды, там нет и жизни. 3. Вода незаменима. С каждым годом человечество использует все больше пресной воды. Чтобы вырастить 1 килограмм растительной пищи необходимо 2тысячи литров воды, в Москве расход воды в среднем на одного человека составляет 500литров в сутки. 4. Как известно, 2/3 поверхности Земли покрыты водой. Верно воды на земле очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было распределить, то планета укуталась бы 4-хкилометровым водным покрывалом. И все же человечество начинает испытывать жажду. Ведь 98% запасов приходится на соленую морскую воду, 2% - на пресную. Пресная вода распределена неравномерно. 5. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете. * » 6. Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Скажете — алмаз. Разумеется по денежной стоимости вода алмазу не соперник. Алмаз — минерал редкий. Маленькая его крупинка цениться в тысячи рублей. А вода - копейка за кубометр. Но есть и другая мера ценности. Ученые нашли алмазам замену. А вот без воды обойтись никому и никогда, и заменить ее не чем. Неудивительно, что люди всегда олицетворят воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой плодородия.^ Давайте, ребята, запишем в тетрадях дату и тему урока.Таким образом, вода в природе встречается в трех состояниях: жидком,твердом, газообразном. Воды гидросферы подразделяются на:^ ГИДРОСФЕРА (71%) воды мирового океана (98%) воды суши 'воды На Земле нет такого места, где совсем не было бы воды, даже в пустынях, где годами не выпадают осадки, в воздухе всегда содержится водяной пар. Поэтому можно сказать, что гидросфера — это непрерывная водная оболочка.2% пресной воды - это не так много, хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем вода в наших реках, озерах не убывает. Почему?Послушайте, пожалуйста, сказку. (Магнитофонная запись) «Жила-была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось ей посмотреть мир, какой он? Красивый ли? Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх, к яркому солнышку. Не успев опомниться, она оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек — своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку, и сестричкам стало холодно. Они задрожали, заплакали и полились на землю дождем.Одни капельки упали в море, другие в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она: где ее сестрички, свидится ли она с ними?Пока она горевала, ручей донес ее до большой речки, та - до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих сестер и очень обрадовалась». Так почему же капелька стала путешественницей?^ А теперь давайте послушаем дальше стихотворение И. Якимова«Круговорот»Ученики читают стихотворение.1. Чтобы не быть с географией в споре Волга впадает в Каспийское море, Но трудно прожить на Земле одиноко И воды из Волги текут в Ориноко.2. Хоть в это поверить не очень легко Но Волги вода есть в реке Лимпопо И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару3. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Таньганике, и в нашей квартире, Значит, должны понимать это все мы Реки - часть водной единой системы Но, чтоб не быть с географией в споре Волга впадает в Каспийское море.Как можно назвать путешествие капельки воды в природе? Кто же сделал наши пресные воды неиссякаемыми? (Под действием солнца происходит МКВ непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан)А теперь предлагаю изобразить в виде схемы круговорот воды в природе.Начальное звено МКВ — океан. Поскольку с его поверхности испаряется вода, а растворенные вещества остаются, В атмосферу поступает пресная вода из океана.Часть воды испаряется с поверхности океана и воздухом переносится на сушу. В атмосферу поступает и та вода, которая испаряется с поверхности суши. В атмосфере происходит конденсация водяных паров и образование облаков. В облаках начинается рост капелек воды и кристаллов льда. Они выпадают на сушу в виде атмосферных осадков. Обратно в мировой океан возвращается вода, благодаря поверхностному и поземному стоку. Мириады водяных пылинок Поднимаются над океаном Чтобы тут же в путь пуститься дальний По широтам и меридианам.Стать сгустившимися облаками Тучами, чтоб тяжестью воды Где-то падать на пески и камни, На поля и сады.ИТОГ; Каждая капля воды в гидросфере - путешественница. С ней переносятся и разные вещества, происходит обмен разных веществ, то есть все в мире взаимосвязано и находится в постоянном движении.Задание 1. Из букв составьте слово ГИДРОСФЕРА Задание 2. «Угадай и найди место». Задание 3. Прочитай пословицы, где имеется слово «вода» Задание 4. Отгадайте загадки. Вопросы: 1) Почему гидросферу считают непрерывной водной оболочкой? (вода существует в трех состояниях)2) Почему на Земле не бывает химически чистой воды? (Вода прекрасный растворитель) 3) Где встречается вода в природе? 4) В каких видах содержится вода? 5) Что называется гидросферой? 6) Какие воды входят в состав в гидросферы?ВЫВОД; Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека. Люди испытывают разнообразные чувства, соприкасаясь с водой. Значение гидросферы в жизни человечества - огромно. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал планеты.Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают. Задание 2. «Угадай и найди место»1. Подземные воды В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли Родник между ними из почвы бесплодной Журча, пробивался водою холодной, Хранимый, пол сенью зеленых листов От знойных лучей и летучих песков ... (М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»)2. Озеро * Как женщина усталая, оно Раскинулось внизу и смотрит в небо Туманится и даль поит туманом И отняло у неба весь закат... (А. Блок «Над озером»)3. Болото Вот и пришли к нему тишь и гладь Вот и смирилась пучина Озеро начало зарастать Мягкой предательской тиной. И не заметило, что у травы В цепком плену оказалась. Вздыбило волны. Но поздно, увы! В путах навеки осталось... (Тайсто Суммахен «Болото»)^ Ледники Ты идешь по кромке ледника Взгляд, не отрывая от вершины Горы спят, вдыхая облака, Выдыхая снежные лавины... (В. Высоцкий) 4. Море Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой... Прощай же,... ! Не забуду Твоей торжественной красы 6. Река О Волга!., колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит , По темно-голубым волнам, Я убегал к родной ... (Н. А. Некрасов)5. Дождь Две капли брызнули в стекло От лип душистым медом тянет И что-то к саду подошло По свежим листьям барабанит (А. Фет «Дождь»)Задание 3. Прочитай пословицы, где имеется слово «вода» - Не плюй в колодец, пригодится воды напиться - Под лежачий камень и вода не течет - Правда в огне не горит и в воде не тонет - Это еще вилами на воде написано - Не зная броду не лезь в воду - Обжегся на молоке, дует и на водуЗадание 4. Отгадайте загадки. 1) Самая большая лужа (океан) 2) Без ног бежит (река) 3) Зимой спит, а летом шумит (река) 4) По морю идет, а до берега дойдет и пропадет (волна)