Реферат по предмету "Разное"


«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Раздел I«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»Содержание раздела:I. Схемы и образцы синтаксического разбораСхема 1. Анализ сочетаний слов Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов Образцы анализа сочетаний слов Анализ простых словосочетанийСхема 2. Анализ простого предложения Образец анализаСхема 3. Анализ предложения по членам Образцы анализа Схема 4. Анализ семантической структуры предложенияСхема 5. Анализ коммуникативной структуры предложенияСхема 6. Анализ сложного двучленного предложения Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложенияОбразец разбора сложноподчиненного предложенияСхема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложения Схема 9. Анализ сложного многочленного предложенияСхема 10. Анализ многочленного предложения с различными видами связи Образец анализа многочленного сложноподчиненного предложенияПримечание: Схемы разбора сложного предложения составлены кандидатом филологических наук доцентом кафедры русского языка БПГУ им. В.М. Шукшина Е.В. БелогородцевойII. Материалы для самостоятельной работы по темам: Форма и значение словосочетания. Цельные словосочетания Двусоставное предложение. Главные члены Глагольные односоставные предложения Номинативные предложения. Нечленимые и неполные предложения Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической наукеСемантическая структура предложения. Типология событийных пропозиций (таблица) Функционально-коммуникативная организация предложенияIII. Контрольная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение».СХЕМЫ синтаксического разбора^ Схема анализа сочетаний слов Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова). II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные). III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения главного и зависимого слова). IV. Тип по спаянности компонентов (свободное / несвободное, фразеологически связанное). V. Вид и разновидность подчинительной связи:вид связи: согласование, управление, примыкание; способ выражения зависимого компонента; способ выражения главного компонента; степень связи: сильная, слабая; средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация; порядок компонентов: прямой, обратный. ^ Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов Выделите из текста сочинительное сочетание слов. I. Начальная форма сочетания слов (Им. п.). II. Синтаксические отношения (отношения однородности: соединительные, разделительные, противительные, градационные). III. Характер грамматической связи (грамматическое равноправие компонентов). IV. Потенциальный количественный состав (открытый / закрытый ряд). V. Средства связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). VI. Способ выражения компонентов ряда (однотипный / разнотипный).^ Образцы анализа сочетаний слов Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа, обрамленное красной бородой (М.Горький). В группе подлежащего имеются простые: обрамленные бородой, красной бородой и сложные трехкомпонентные словосочетания: эта коренастая фигура, лицо восточного типа. В группе сказуемого простые словосочетания: внимание привлекала, мое внимание. Детерминант три дня кряду – сложное словосочетание, оно относится ко всей оставшейся части предложения и находится по отношению к ней в связи свободного присоединения. Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями (по В.В.Виноградову): привлекала фигура и лицо – предикативное сочетание, фигура и лицо – сочинительное, лицо обрамленное – полупредикативное.^ Анализ простых словосочетаний красной бородой I. Начальная форма красная борода. II. Синтаксические отношения атрибутивно-качественные. III. Структурный тип по главному слову субстантивный; с учетом выражения зависимого слова субстантивно-адъективный; структурная схема: прил. + сущ. IV. По спаянности компонентов словосочетание свободное. V. Вид подчинительная связи согласование; зависимое слово уподобляется главному в ж. р., ед. ч., Тв. п. Зависимое слово выражено именем прилагательным, согласуется с главным словом, выраженным существительным в ж. р., ед. ч., Тв. п.; согласование слабое, средства связи – окончание зависимого слова.^ Схема 2. Анализ простого предложения Тип по цели высказывания (функции) (повествовательное, вопросительное, побудительное). Средства выражения.Тип по эмоциональной окрашенности (восклицательное, невосклицательное). Средства выражения.Тип по модальности (утвердительное, отрицательное). Средства выражения отрицания.Тип по структуре (по способности к членимости – членимое, нечленимое).^ Членимое предложение Грамматическое значение предложения.Строение (формальная характеристика).Тип по характеру грамматической основы (двусоставное, односоставное).Тип по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).Тип по количеству словесно занятых позиций, или по полноте составов (полное, неполное).Тип по осложненности (неосложненное или осложненное).Формоизменение (тип парадигмы).Класс структурной схемы.Образец анализаПорывистый ветер нес легкие рваные облака (Паустовский).По цели высказывания предложение повествовательное, т.к. выражает сообщение. Интонация к концу предложения понижается.По эмоциональной окрашенности – невосклицательное.Тип по модальности – утвердительное.Тип по структуре – членимое.^ Членимое предложение Грамматическое значение предложения: сообщение о субъекте (предмете) и его предикативном признаке (действии), переходящем на объект. Субъект и объект конкретизированы определителями.Строение:По характеру грамматической основы предложение двусоставное.По наличию второстепенных членов – распространенное.По полноте состава – полное.Тип по осложненности – неосложненное.Имеет полную восьмичленную парадигму.Двухкомпонентная структурная схема (N1 – Vf), с формально уподобленными главными членами (оба главных члена имеют форму единственного числа мужского рода); номинативно-глагольная.^ Схема 3. Анализ предложения по членам Грамматическая основаДвусоставное предложение.Подлежащее, способ его выражения.Сказуемое. Тип по структуре (простое, составное, сложное). В составном и сложном сказуемом: а) составные части; б) их функция, значение; в) способ выражения.Связь между главными членами.Односоставное предложение:главный член, способ его выражения.^ Второстепенные членыПрисловные второстепенные члены (в группе подлежащего, затем в группе сказуемого).Словосочетание с анализируемым второстепенным членом.Синтаксическая функция второстепенного члена (определение, дополнение, обстоятельство, синкретичный член).Выражаемое значение.Формальная характеристика:Слово какой части речи поясняет?Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?Способ синтаксической связи с поясняемым словом (согласование, управление, примыкание).Средство связи.ДетерминантСинтаксическая функция (дополнение, обстоятельство, синкретичный член).Выражаемое значение.Формальная характеристика:Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?Синтаксическая связь с предложением.^ Образцы анализа Через два часа небо на востоке начало наливаться чистой и слабой синевой (Пауст.).Второстепенные члены Небо на востоке …на востоке – несогласованное определение.Обозначает признак со значением места.Формальные характеристики:Поясняет имя существительное.Является неморфологизованным членом, выражено именем существительным в предложном падеже.С поясняемым словом находится в связи слабого управления.Средства связи – предлог и окончание зависимого слова.Детерминант – через два часаОбстоятельство.Обстоятельство времени.1. Выражено количественно-именным сочетанием.Находится в связи свободного присоединения к предложению в целом.^ Схема 4. Анализ семантической структуры предложения Классификационная характеристика предложения:количество пропозиций и тип предложения: монопропозитивное и полипропозитивное; способ выражения пропозиции; предикативная конструкция; непредикативная конструкция (номинализация, инфинитивизация, деепричастная, причастная, адьективная конструкция).Анализ пропозиции: а) предикат:средство выражения; семантический тип: ситуативный, логический; тип по количеству мест: нуль-местный; одноместный, многоместный (сколько мест). б) распространители предиката:средства выражения; семантическая функция: агенс, конрагент, объект, медиат, инструмент, адресат, результат и др.Образец анализаРаненое дерево выделяет живицу (В.Солоухин)Полипропозитивное (1 – "дерево выделяет живицу"; 2 – "дерево ранено"; 3 – "если дерево ранено, то оно выделяет живицу").Дерево выделяет живицу а) предикативная конструкция:статальный; неоднокомпонентный (двухместный). б) дерево - левый актант со значением субъекта, имя сущ., в И.п.; живицу – правый актант с объектным значением, имя сущ., в В.п.; Раненое дерево (дерево ранено) а) прилагательное:статальный; одноместный. б) дерево – левый актант с субъектным значением, имя сущ., в И.п.«Если дерево ранено, то оно выделяет живицу» – имплицитная пропозиция.^ Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения Классификационная характеристика:повествовательно – вопросительное; с линейным или ступенчатым актуальным членением.Анализ актуального членения (высказывания в целом и по ступеням):коммуникативное задание; тема и рема; средства выражения актуального членения: интонация, порядок слов, лексико-грамматические элементы, конструктивные элементы ("именительный темы, парцелляция, вставность и др.). Типы высказывания: общеинформативное – частноинформативное, общеверификативное – частноверификативное.Наличие обращения: способ выражения, функция.Образец анализаВпереди всех на нартах сидел человек в шубе с лохматым воротником. Его шапка и плечи были завалены толстым слоем снега (Н.Задорнов).Повествовательное (интонация), с линейным актуальным членением.Каков S?повышение тона и пауза на грани темы и ремы; объективные.Общеинформативное.^ Схема 6. Анализ сложного двучленного предложения Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.Основные средства связи предикативных частей: а) сочинительный союз: одноместный / неодноместный; соединительный / противительный / разделительный / пояснительный / присоединительный; дифференцирующего / недифференцирующего типа; б) интонация.Дополнительные средства связи: а) синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы); б) анафорические местоимения и местоименные наречия; в) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; г) лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы): д) общий второстепенный член или общая придаточная часть; е) неполнота одной из частей; ж) параллелизм структуры; з) порядок предикативных частей.Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).Синтаксический тип сложносочиненного предложения (общее синтаксическое значение).Подтип сложносочиненного предложения (частное синтаксическое значение).свободная / фразеологизированная (несвободная) модель.Коммуникативный тип сложносочиненного предложения: а) членимое; б) нечленимое.Функциональный тип сложносочиненного предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) повествовательно-побудительное.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.Структурная схема сложносочиненного предложения (линейная).Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложенияТип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.Тип предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контаминированной структуры. Для предложений нерасчлененной структуры указать подгруппу: а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные); б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные).Основные средства связи главного предложения и придаточной части: а) подчинительный союз:тип по структуре (простой, сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный;тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);семантический тип (семантический / асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа;стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный / принадлежащий к определенному стилю: книжный / разговорный); б) союзное слово:частеречная принадлежность;грамматическая форма; синтаксическая функция;для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного; в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры): частеречная принадлежность;тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);семантика (для изъяснительно-объектных предложений).Коррелят: а) обязательность / факультативность / невозможность; б) функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).Дополнительные средства связи: а) позиция придаточной части:препозиция / постпозиция / интерпозиция;фиксированность / нефиксированность позиции;гибкость / негибкость структуры; б) парадигма (свободная / несвободная).Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части.Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения.Фразеологизированная (несвободная) / свободная модель.Коммуникативная структура предложения: а) членимое / нечленимое; б) актуальное членение предложения.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.Структурная схема предложения (линейная).Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.Схема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложенияТип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.Средства связи предикативных частей: интонация;анафорические местоимения и местоименные наречия;катафорические местоимения и местоименные наречия;соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы);незамещенность синтаксической позиции в первой части; общий второстепенный член или общая придаточная часть; неполнота одной из частей;параллелизм структуры; порядок предикативных частей.Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).Дифференцированность / недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями; б) предложения с недифференцированными отношениями.Тип бессоюзного сложного предложения (общее семантическое значение).Соотносительность / несоотносительность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений.Свободная / несвободная (фразеологизированная) модель.Коммуникативный тип предложения: а) членимое; б) нечленимое; в) актуальное членение предложения.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.Структурная схема.Пунктуационный анализ.Образец разбора сложноподчиненного предложения.Дорога1, по которой ехали наши герои2, была довольно широкая.11. Предложение сложноподчиненное, двучленное. 2. Нерасчлененной структуры, собственно присловное (придаточная часть распространяет опорное слово дорога в главной части). 3. Придаточная часть присоединяется к главному союзным словом которой, выраженным относительным местоимением. Форма ж. р., ед. ч определяется формой распространяемого существительного, форма дат. п. – синтаксической функцией союзного слова в придаточной части; в предложении союзное слово является обстоятельством места. Союзное слово которой отличается наименьшей семантической специализированностью и соотносится с разными группами опорных существительных. Опорное слово – существительное дорога, придаточная часть реализует его категориальную валентность. 4. Коррелят (та) отсутствует, но факультативен; возможность его употребления обусловлена необходимостью выделения обозначаемого предмета из ряда однородных. 5. а) Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к определяемому слову; структура негибкая; б) парадигма свободная (не мотивирует синтаксического значения предложения). 6. Синтаксическое значение – атрибутивное (определительное). 7. Сложноподчиненное предложение с присубстантивно-атрибутивным придаточным, подтип – собственно-выделительный. 8. Модель свободная (нефрагеологизированная). 9. Предложение коммуникативно членимое. Придаточное, распростаняя опорное существительное, входит в состав темы, рема – была довольно широкая. 10. Предложение повествовательное. 11. Невосклицательное. 12. [±к + дорога],(с.с. которой) ^ Схема 9. Анализ сложного многочленного предложенияI. Сделать анализ многочленного сложноподчиненного предложения по следующей схеме:Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.Тип предложения по способу связи придаточных: а) последовательное подчинение (указать степени подчинения); б) соподчинение:однородное соподчинение (одночленное / присоставное; союзное / бессоюзное);неоднородное (параллельное) соподчинение (одночленное / разночленное / концентрическое); в) комбинация разных типов подчинения.Тип подчинения по характеру объединения предикативных частей: а) подчинение с включением предикативных частей; б) подчинение с комбинаторикой (линейным распространением) частей.Средства связи придаточных предложений с главным: присловный / присоставный / контаминированный характер структуры;подчинительные союзы / союзные слова;корреляты;опорные слова;позиция придаточного (фиксированная / нефиксированная);парадигма (свободная / несвободная).Синтаксическое значение и структурно-семантический тип и подтип придаточного.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.Схема многочленного предложения.Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.Схема 10. Анализ многочленного предложения с различными видами связиТип предложения по структуре.Тип предложения по количеству предикативных частей.Подтип многочленного предложения контаминированной структуры: а) многочленное предложение с сочинением и подчинением (многочленное сложносочиненное предложение с подчинением); б) многочленное предложение с сочинением и бессоюзной связью (многочленное сложносочиненное предложение с бессоюзием); в) многочленное предложение с бессоюзной связью и подчинением (многочленное бессоюзное предложение с подчинением); г) многочленное предложение с бессоюзной связью и сочинением (многочленное бессоюзное предложение с сочинением); д) многочленное предложение с комбинацией сочинения, подчинения и бессоюзной связи.Уровни членения многочленного предложения.Анализ 1 уровня членения: а) характер структуры; б) средства связи компонентов; в) отношения между компонентами.Анализ 2 (3, 4 и др.) уровня членения: а) тип структуры 1-го компонента; б) средства связи в нем; в) синтаксическое значение; г) тип структуры 2-го компонента; д) средства связи в нем; е) синтаксическое значение.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.Схема многочленного предложения.Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.^ Образец анализа многочленного сложноподчиненного предложения.Инспектор объяснил1, что в конторе висит объявление о том2, положена ли нам дотация3 и можем ли мы ее получить.4Многочленное сложноподчиненное предложение, состоит из четырех предикативных частей.Предложение с комбинацией последовательного подчинения (двух степеней) и однородного одночленного соподчинения: к опорному слову в главном предложении (объяснил) присоединяется придаточное первой степени (что в конторе точно известно о том…), одно из слов которого (объявление), в свою очередь, распространяется двумя однородными придаточными, связанными сочинительной связью посредством союза и (придаточные распространяют одно слово – объявление в предшествующей части и относятся к одному структурно-семантическому типу).Предложение с включением предикативных частей.Придаточное первой степени (2-я предикативная часть) является присловным: оно распространяет опорное слово в главной части (объяснил), реализуя его лексическую валентность, и присоединяется простым синтаксическим союзом что. Коррелят факультативен (объяснил то, что). Придаточная часть находится в постпозиции по отношению к опорному изъясняемому слову, позиция фиксированная. Парадигма свободная (не мотивирует грамматического значения). Синтаксическое значение – объектное. Придаточное – изъяснительно-объектное, союзного подтипа. Придаточное второй степени подчинения (3-я предикативная часть) распространяет изъясняемое опорное существительное объявление в главной части, реализуя его лексическую валентность, и является присловным. Придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли. Коррелят факультативен. Его наличие в предложении способствует более четкому выражению объектных отношений. Придаточная часть находится в постпозиции по отношению к главной части, позиция фиксированная. Синтаксическое значение – объектное (внутреннего объекта). Предложение изъяснительно-объектное, косвенно-вопросительного подтипа. Аналогично разбирается однородно соподчиненное придаточное (4-я предикативная часть).Предложение повествовательное.Невосклицательное.[пр. объяснил ± к], (с. что …сущ объявление ± к), (с.-ч. ли) и (с.-ч. ли).Материалы для самостоятельной работы по темамТема Форма и значение словосочетанияЦельные словосочетанияЗадание 1. Прочитайте тексты. Охарактеризуйте выделенные словосочетания с точки зрения 1) лексико-грамматических свойств главного и зависимого слова, 2) вида подчинительной связи, 3) смысловых отношений между компонентами. 1. Чего только нет на песке у моря! Вон красные мокрые медузы, оставшиеся после отлива, похожие на окровавленную печенку. Есть медузы другие – с четырьмя фиолетовыми колечками посредине. 2. Конь по песку захрупал, по сырым водорослям. На море косится, глаз выворачивает, не любит моря, хочет все левее забрать, подальше от воды. Но Никишка знай себе подергивает за правый повод, знай пятками по бокам коня колотит! Покоряется конь, по самому краю воды бежит, шею согнул, пофыркивает.Задание 2. Объясните, почему выделенные соединения слов не являются словосочетаниями. 1. Я решил заняться плаваньем и стать чемпионом мира. Уже три месяца хожу в бассейн. Кроль – самый лучший стиль. Это самый стремительный стиль. Он мне очень нравится. А по вечерам я люблю мечтать. 2. Он ловил рыбу и радовался одиночеству, спал в палатке, но и ночью внезапно просыпался, раздувал огонь, кипятил кофе и, посвистывая, ждал рассвета. А днем купался в теплой реке, плавал на ту сторону, лазил в камышах, дышал болотными запахами, потом опять бросался в воду, отмывался и, накупавшись, блаженно лежал на солнце. Так он провел два дня и две ночи, а на третий, к вечеру, загорелый, похудевший, легкий, с двумя щуками в рюкзаке вышел на шоссе, закурил и стал ждать московского автобуса (По Ю.П.Казакову).Задание 3. Из данных текстов выпишите словосочетания с определительными, объектными, обстоятельственными и комплетивными отношениями. Выделите главное слово. Поставьте вопрос к зависимому слову. 1.Густели хмурые сумерки. Рывками налетал сырой ветер. Небо было закрыто тучей. В конце широкой улицы, за краем тучи, лежала желтая полоска зари. Павел Петрович ходил перед домом, опустив голову, засунув руки в карманы плаща. 2. На заливных лугах косят богатую траву и складывают сено в стога. Пестрые коровы пасутся там и подходят к речке напиться. Золотой пар стоит над левым берегом. На правом, высоком берегу лежит город. С восточной стороны его полукругом обнимает роща.Задание 4. Запишите предложения. Подчеркните в них цельные словосочетания как члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены.1. До отправления поезда осталось пять минут. 2. В зрелом возрасте я много раз наблюдал восход солнца. 3. Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой. 4. Дома ученики выполнили только часть задания. 5. По дороге нам встретился юноша с загорелым лицом.Тема Двусоставное предложение Главные членыЗадание 1: Укажите, какими частями речи выражено в предложении подлежащее. Каково лексическое значение слов и словосочетаний, выступающих в роли подлежащего? Что дает им возможность употребляться в функции подлежащего? I. 1. Шли два приятеля вечернею порой (Кр.). 2. Я сам кляну свое рожденье (Гр.). 3. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (П). 4. Как мало нас от битвы уцелело! (П). 5. Написать его биографию было бы делом его друзей (П.). 6. Около тысячи человек спали вместе (Г.). 7. Каждый из нас станет на краю площадки (Л.). 8. Печальное нам смешно, смешное грустно. 9. Громкое "Благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!" огласило поляну (Акс.). 10. Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его нагнутой фигуре (Т.). 11. Половина неба было закрыта низкой темной тучей (Л.Т.). 12. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину. 13. Что нового покажет мне Москва. Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах (Гр.). 14. В фигуре капитана было мало не только воинственного, но и красивого; в ней выражалось так много равнодушия ко всему окружающему (Л.Т.). 15. Ничего не сказать теперь значило оскорбить ее. 16. Мы с вами старые друзья… (Ч.). II. (контрольное) 1. Со мною происходит нечто странное. 2. Этак всякий может петь. 3. Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок (Ч.). 4. Встали и Воропаев с Корытовым. 5. Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой. 6. Подойти к брату было страшно. 7. Мы с ним лежим на песке у громадного камня. 8. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени. 9.Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.).Задание 2: Укажите, чем выражено простое и осложненное глагольное сказуемое в предложениях:1. В синем небе звезды блещут (П.). 2. Тут он было вышел, но остановился в дверях (П). 3. Пускай они оставят Годунова (П). 4. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.). 5. Тут Рыцарь прыг в седло и бросил повода (Кр.). 6. Отец-то мой ему и полюбись (Т.). 7. Вот, батенька, адъютант-то наш прорвался так прорвался (Л.Т.). 8. Стрелять не стреляет, а ружье держит (Г.). 9. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку и созорничал (Остр.). 10. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах (П.). 11. Пойду доложу (Каз.). 12. Сапожник бился, бился … (Кр.).Задание 3: Выясните, чем выражено составное глагольное сказуемое в предложениях. Укажите, что представляет собой вспомогательная часть этого сказуемого (глагол со значением: 1) начала, продолжения, конца действия или 2) возможность, необходимость, желательность действия либо краткое прилагательное или устойчивое сочетание с указанными значениями).1. Мартышка вздумала трудиться (К.). 2. В одиночестве способен жить не всякий (Кр.). 3. Он был не в состоянии думать о своих делах. 4. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне (П.). 5. Владимир начинал сильно беспокоиться (П.). 6. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. 7. Путешественники еще сделали усилие пройти несколько вперед (Г.). 8. Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.). 9. Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (Т.).10. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.).Задание 4: Укажите, какой глагол выступает в роли связи и какими частями речи выражена именная часть сказуемого.1. Он был ловок, хищен, силен, жесток (М.Г.). 2. У нас в разговоре с ней и голос мягче, и шутки легче (М.Г.). 3. Я был в восхищении от старого чабана и его морали (М.Г.). 4. Деревья были словно из золота на темно синем небе (А.Н.Т.). 5. Присутствие его казалось очень к месту (Фед.). 6. Бульвар назывался Липками (Фед.). 7. Дверь тамбура стоит настежь (Фед.). 8. В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше (Пауст.). 9. Город был под угрозой (Соб.). 10. Конечно, это большое искусство – дать (Соб.). 11. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Каз.). 12. Командиру все в привычку. 13. Он сидел неподвижен и слегка барабанил пальцами (Г.). 14. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне (Г.). 15. У него-то вот я кучером и ездил (Т.). 16. Отец и мальчик сидят теперь без нее, голодные.Задание 5: Укажите, к какому типу относятся следующие сказуемые: бежал, бежал; знай себе читает; надо было сказать; хотел было пойти; так и не дождался; хотел быть летчиком; вернулся усталым.Задание 6: Укажите, чем выражено сложное сказуемое в предложениях.1. Вы ни перед кем виноваты быть не можете. 2. Речи должны быть кратки. 3. Арина Петровна видела все это и должна была оставаться безмолвной свидетельницей расхищения. 4. Она начала пробираться пешая. 5. Он старался быть гостеприимным. 6. С этого князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.^ Тема Глагольные односоставные предложенияЗадание 1: Дополните пару синонимичным предложением:^ Я люблю музыку. – Ко мне кто-то пришел. – Приятно пахнет черемуха. – Что-то воет в трубе. – Задание 2: Определите, за какими разновидностями ОП закрепились следующие формы главного члена. 1-го л. ед. ч. – 2-го л. ед ч. – 3-го л. ед.ч. – 1-го л. мн.ч. – 2-го л. мн.ч. – 3-го л. мн.ч. – Задание 3: Из следующих предложений выпишите определенно-личные предложения и определенно-личные части сложных предложений.^ Запомни мой совет:Жалеть о том не надо,Чего уж больше нет. (С.Я.Маршак)Тесней садись у огня, А я начну рассказ, Пусть вы не знаете меня,А я не знаю вас. (Баллада о Робине Гуде,пер. И.Ивановского)Молитесь на ночь, чтобы вамВдруг не проснуться знаменитым. (А.А. Ахматова)Если я заболею,К врачам обращаться не стану.Обращаюсь к друзьям(не сочтите, что это в бреду):постелите мне степь,занавесьте мне окна туманом,в изголовье поставьте ночную звезду. (Я.В.Смеляков)Задание 4: Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создается неопределенность лица в этих синтаксических конструкциях. Обратите внимание на роль второстепенного члена и значение глагола, выступающего в роли сказуемого н-л предложений.1. В Москве когда-то говорили, что Шаляпин дружит с писателями в пику Собинову, который соперничал с ним в славе… 2. Возили меня в очень разнообразные дома, но в каждом из них я претерпевал что-нибудь достойное Джерома. Под жениха запрягли пару, по невесту – одиночку (По Бунину).1. Вологда, Елец, Киров, Калязин – можно назвать еще немало русских городов, где плетут кружева. Плетут, как десятки, сотни лет назад. 2. Побережье Австралии имеет дурную славу. Говорили, что там живут злые акулы, акулы-людоеды… Чтобы акул стало меньше, их начинали усиленно ловить. Сперва платили премию за каждую пойманную рыбину, потом организовали акулий промысел (Из газет).1. В покрытом сверкающим снегом льду пешнями прорубили глубокие, наполнявшиеся водой лунки, выгребали из лунок на снег осколки прозрачного голубоватого льда. 2. Мне рассказали, что видели глухарей в большом лесу, и показали дорогу (По И.Соколову-Микитову).Задание 5. Запишите номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы. Д


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение интервалов притока и поглощения с помощью дебитомеров
Реферат Литература - Акушерство (кровотечения в последовом и раннем послеродовом
Реферат Статистические методы исследования 2
Реферат Опасные и вредные факторы производства
Реферат Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Реферат Инвестиционная деятельность предприятия 2 Сущность виды
Реферат ОСОБЛИВОСТІ СУЧАСНОГО ЕТАПУ РОЗВИТКУ ЧОРНОЇ МЕТАЛУРГІЇ В УКРАЇНІ
Реферат Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Реферат Адвокатская тайна
Реферат Совершенствование технологии изготовления вкладыш пустотообразователя на основе полипропилена
Реферат Washington Irving And His Works Essay Research
Реферат Планування стадії і процедури аудиту 2
Реферат Шифросистемы с открытым ключом. Их возможности и применение
Реферат Education And Psych Essay Research Paper Psychology
Реферат Прогнозирование в менеджменте: цели, формы, методы