Реферат по предмету "Разное"


«Возвращение к истокам» Оглавление

«Возвращение к истокам»ОглавлениеВведение ………………………………………………………. 2Основная часть ………………………………………………. 3Заключение …………………………………………………… 9Список использованных источников и литературы…….. 10Приложения…………………………………………………… 11 Казанский Собор до разрушения Разрушенный Казанский Собор Современный вид собора. Икона Казанской Божьей Матери. Тропарь и молитва. Социологический опрос учащихся МОУ Зуевской СО школыВведение.В настоящее время в нашей стране введен новый государственный праздник - День народного единства, который приходится на 4 ноября, на день празднования иконы Казанской Божьей Матери. Меня заинтересовало такое совпадение. Наше государство хотя и православное, но все же светское. Я обратился к своему учителю истории за разъяснением. Она сказала, что праздник новый, но имеет очень давнюю традицию своего празднования и не зря совпадает с православным праздником. А так как учитель посоветовала мне прочитать историю Смутного времени, я отправился в библиотеку, а затем и в Интернет. Когда мне все стало ясно, я подумал, интересно, а другие знают что-нибудь о новом празднике. Ведь если праздник называется День народного единства, то народ должен знать о своем празднике, его истории и традиции празднования. И я решил провести социологический опрос среди своих одноклассников и людей старшего возраста (приложение 3). Результаты социологического опроса показали, что мои одноклассники знают имена Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, но не связывают их с вновь введенным праздником. Ничего не знают ни о Дне народного единства, ни об иконе Казанской Божьей Матери. Пожилые люди хорошо знают о православной традиции празднования, но не понимают его современной идеи. Поэтому я подготовил работу и сделал компьютерную презентацию. На классном часе рассказал одноклассникам все об истории праздника Дня народного единства, о чудодейственной иконе Казанской Божьей Матери и Казанском соборе, возведённом на Красной площади в честь освобождения Москвы в 1612 году. После классного часа было проведено анкетирование моих одноклассников. Все поблагодарили за проведенную работу и предложили проводить классные часы, на которых будут рассказаны истории возникновения других праздников.^ Основная часть.Историческая обстановка. В начале XVII века Русскую землю постигло страшное бедствие, которое потомки назвали Смутным временем. После убийства сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерти бездетного Федора Иоанновича пресеклась царствующая династия Рюриковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но вскоре стали появляться Лжедмитрии- авантюристы, выдававшие себя за якобы спасшегося царевича. Их поддержали авантюристы иноземные. На Русь вторглись польско-литовские феодалы, украинская казацкая вольница, крымские и ногайские татары. После смерти царя Бориса в стране воцарились безвластие и хаос, беда разлилась по русской земле: убийства, грабежи, разбои, мятежи. Сожжены были сотни городов и сел, разорены тысячи храмов и монастырей. Поляки, литовцы и немцы захватили в сожженной, разоренной Москве ее внутренние крепости: Кремль и Китай-город, надеясь на удержание их до подхода главных польско-литовских войск. Архиепископ Арсений увидел во сне преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему, что Москва будет освобождена заступничеством за Русскую землю Казанской Божьей Матери.^ История обретения иконы Казанской Божьей матери. В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием»1. Именно тогда явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. (приложение 2) Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых2. Предполагают, что икону зарыли в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённую икону перенесли в храм. Список, сделанный с этой иконы, послали царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской. Потом начали происходить удивительные вещи: икона стала исцелять больных! После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. Это событие в православном календаре отмечается 21 июля3. ^ На краю гибели. Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. К осени 1611 г. положение России стало угрожающим. По словам В.О.Ключевского, страна представляла собой «…зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай – города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол… первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось… Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами»4. Новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Здесь Козьма Минин начал сбор средств и формирование народного ополчения. Во главе войска хотели видеть честного, опытного человека, который не запятнал бы себя службой у самозванцев и не был бы связан с поляками или шведами. Выбор пал на князя Пожарского5. Он, хотя еще и не оправился от ран, но согласился возглавить земскую рать. В эти трагические месяцы «безгосударева времени» огромную роль сыграли церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген. Он возглавил национально-религиозные силы, и первый, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности (прежде всего о православии государя и уходе «литовских людей» за пределы государства), освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению6. По распоряжению патриарха Гермогена 26 мая 1611 года «принесоша из Казани образ Пречистыя Богородицы, списанный с Казанские…. И был тот образ под Москвою до зимы… И с протопопом казанским отпустиша… в Ярославль. В то ж время прииде из Нижняго (Новгорода) князь Дмитрий Пожарский и Козьма со всею ратью (народным ополчением) и, виде ту икону… что ее помощью взяли под Москвой Новый Девичий монастырь, ратные люди велию веру начаша держати ко образу Пресвятыя Богородицы и многие чудеса от того образа быша»7. К Москве шло свежее войско польского гетмана Ходкевича. Узнав об этом, народное ополчение Минина и Пожарского поспешило на спасение столицы. С ними была и чудотворная икона, вселявшая надежду. После тяжелейшей битвы возле Москвы и разгрома войска Ходкевича ополчение предприняло 22 октября 1612 года штурм Китай-города, удерживаемого поляками. Воины, несшие с собой победоносный образ Казанской Божией Матери, захватили круглую башню между Никольскими и Ильинскими воротами и ворвались в крепость. Поляки отступили в Кремль, но, «видя свое изнеможение и глад великий, начаша уговариваться, чтоб их не погубили». Дмитрий Пожарский, приняв пленных, «послаша по городам, ни единого не убив и не ограбив их»8. В воскресенье 1 ноября 1612 г. народ радостно встречал рать ополчения, которая сдержала клятву «битися до смерти» за стольный град России. На Красной площади тогда встретились духовные реликвии русского народа, две иконы Богоматери – Казанская и Владимирская. Первая осеняла весь путь ополчения Минина и Пожарского и стала символом освобождения Москвы. Вторую торжественно вынесли из Успенского собора Кремля. По окончании молебна на Лобном месте народ и войско вступили в Кремль. Грянули долго молчавшие колокола кремлевских соборов. Весть о победе разнеслась по всей стране9. Россия восстала из пепла и унижений, ее государственность была спасена единением народа.^ Архитектурное воплощение праздника народного единства. И опять говорит предание о чудесной иконе. «По взятии ж Кремля-города князь Дмитрий Михайлович Пожарский освяти храм в своем приходе Введения Пресвятыя Богородицы на Устретенской улице и тое икону Пречистые Богородицы Казанские поставиша тут»10. Священники церкви вскоре рассказали новоизбранному царю о чудесах иконы. «Царь же Михаил Федорович… и матерь его великая старица инока Марфа Ивановна начаша к тому образу веру держати велию и повелеша праздновати дважды в году, и ход уставиша со кресты: первое – июля в 8 день… в тот день како явилася Пречистая Богородица во граде Казани, а другое празднество – месяца октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкия Иерапольского чудотворца, како очистися Московское государство. Той же образ по повелению государя царя… и по благословению… святейшего патриарха Филарета Никитича, украси многою утварию боярин князь Дмитрий Пожарский, по обету своему в лето 7133 (1625)»11. Осенью 1632 года по указу царя Пожарский построил для образа Казанской пресвятой Богородицы отдельный деревянный храм возле той Круглой башни Китай-города между Никольскими и Ильинскими воротами, которую первой отбили у неприятеля с помощью святой иконы. Вскоре эта деревянная церковь либо сгорела, либо обрушилась. Летом 1635 года на другом месте, перед Никольскими воротами Кремля мастера Семен Глебов и Наум Петров (по другой версии – царский мастер Абросим Максимов) стали строить каменную церковь для чудотворной иконы с приделом св. Аверкия Иерапольского. Основные средства на строительство храма-памятника поступили от царя, князя Пожарского и других «воинских людей». 15 октября 1636 года «был государь на освящении церкви Пресвятой Богородицы Казанские, что у земского двора на площади»12. Храм освящал патриарх Иосиф в присутствии князя Пожарского, его боевых соратников и, конечно же, при огромном скоплении народа. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века - "золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья". В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет - цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы - "щита и меча" всей России и всего христианского мира. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божьей Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч.13. Казанский собор, таким образом, действительно был главным памятником освобождения Москвы, всей России от нашествия врагов в Смутное время начала XVII века. Не случайно 200 лет спустя, в 1812 году, москвичи благословляли иконой Казанской Божьей Матери Михаила Илларионовича Кутузова на борьбу с Наполеоном, перед отъездом фельдмаршала в действующую армию. В 1918 году в соборе была запрещена служба. В 1936 году собор демонтировали. Место, где стоял Казанский собор, сравняли с землей. Куда делись его святыни, в том числе и главная - чудотворная икона Казанской Божьей Матери – было неизвестно…14Конец формы 5 июня 1990 года Моссовет нового состава по просьбе москвичей – членов общества Охраны памятников истории и культуры принял решение восстановить Казанский собор на собранные народом средства. Памятник должен был снова украсить северную часть Красной площади, как это было в старину. В 1993 году по решению московского правительства Казанский собор на Красной площади был восстановлен, став первым из столичных храмов, воссозданных из разрушенных в советский период святынь. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.Заключение. Церковь дала национально-освободительному движению национальную идею – защиту православия и восстановление православного царства. Вокруг этой идеи началась консолидация здоровых сил общества, пробудилось самосознание народа. И народ вышел победителем, сохранив национальную и государственную независимость. В конце XX – начале XXI века наша страна снова переживает «смутные времена», и именно Православная церковь выдвигает идею «православной цивилизации», возвращения к истокам нравственности, патриотизма и веры. Три величайших бедствия пережил русский народ до революции, и каждый раз, справившись с бедой, ставил возле Московского Кремля памятник в виде храма. Чтобы с ежегодной службой в храме вспоминать о горестном событии, дабы потомки не допускали подобного в будущем. Храм - памятник Святой Троицы на Рву, Казанский собор, Храм Христа Спасителя. Эти крупнейшие памятники оказались поставленными близ трех углов Московского кремля. Не было памятников величавее их и важнее, и слава Богу, сегодня, мы можем видеть их вновь как и прежде их видели предыдущие поколения. Я горжусь своей Родиной, потому что она смогла в трудные для нее дни собрать все силы и выгнать за пределы нашей страны чужеземных захватчиков. Ежегодно 8 июля и 22 октября россияне поминают Обретение иконы Казанской Божьей Матери, день освобождения Москвы и спасения православного христианства. Наши люди чтят память битв народного ополчения Минина и Пожарского. Но напоминают они не только о XVII веке, но и о нашем неспокойном времени. Ибо, как сказал древнейший мудрец: Не дай инородникам своей чести. Да не наполнятся чужницы твоих сил. Иначе труды твои окажутся в чужом дому, А ты – будешь вздыхать напоследок.^ Список использованных источников и литературы. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – XX века. М. Просвещение, 1995г. Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г. История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. Ключевский В.О. т.4, М, 1959 Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. М. Дрофа, 2001. Православный календарь 1994. Рига 1994 г. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учеб. 6-7 кл., М. Просвещение, 1996. Русь. Литературно-исторический журнал. № 10 1993 г. Христовы воины. Православный календарь 2008. Юдин В. Дни величальные. Саратов, 1992 г. Юный художник. №3 1994 г. 1 Юдин В. Дни величальные. Саратов, 1992 г. с.269. 2 Христовы воины. Православный календарь 2008, с. 62 3 Православный календарь 1994. Рига 1994 г. с.41. 4 Ключевский В.О. т.4, М, 1959 с. 154 5 История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. с.106 6 Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. М. Дрофа, 2001.с. 227 7 Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г., 179. 8 История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. с.107. 9 Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учеб. 6-7 кл., М. Просвещение, 1996 с. 146 10Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г., 178. 11 Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г. с. 179. 12 Русь. Литературно-исторический журнал. № 10 1993 г. с.71. 13 Юный художник. №3 1994 г. с.20 14 Юный художник. №3 1994 г. с. 21


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Закономерность развития техники и технологического процесса. Структура технологических систем
Реферат Учетная политика организации и методика ее составления
Реферат Кишка, Пётр
Реферат Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге
Реферат Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках
Реферат Характеристика малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе
Реферат Functions of Management
Реферат Какая странная живопись
Реферат Effects Of Conscience Essay Research Paper In
Реферат Шпора по криминологии
Реферат Операции, влияющие на величину валюты баланса
Реферат Безработица теоретические основы и проявления в практике хозяйствования
Реферат Fixing A Computer Essay Research Paper Fixing
Реферат Структура Совета Федерации
Реферат Настройка программы Microsoft Excel