«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»доцент Е.Ю. Промоторова Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и является методологической основой современной биологии. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» преподается в течение 1 семестра на первом курсе. На изучение курса отводится 72 часа (из них: на ОДО – 18 лекционных и 18 часов (ОДО- семинарских занятий. Для самостоятельной работы по дисциплине отводится 36 часов на (ОДО). Изучение данной дисциплины заканчивается зачетом. Выполнение контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ не предусмотрено. По данной дисциплине вопросы на государственную аттестацию не выносятся. ^ Вопросы к коллоквиумам Коллоквиум 1.Назовите особенности развития детей в разные возрастные периоды:а) единство организма и окружающей среды, их взаимосвязь;б) внутренняя среда организма, гомеостаз и регуляция функции в организме;в) понятие роста и развития;г) возрастная периодизация;д) рост и пропорции тела в разных этапах развития;е) оценка физического развития детей и подростков;ж) возрастные особенности второй сигнальной системы.Коллоквиум 21. Что представляет собой половое созревание?:а) назовите стадии полового созревания;б) назовите особенности развития систем организма в подростковый и юношеский периоды;в) перечислите заболевания, передающиеся половым путем, какие мероприятия необходимо принимать для их профилактики;г) что такое СПИД, перечислите способы передачи данного заболевания, какие мероприятия необходимо принимать для профилактики СПИДа?д) что такое семья, какие бывают семьи в обществе?е) какие знаете периоды развития человека?Коллоквиум 31. В чем заключается профилактика вредных привычек?:а) какие показатели включает здоровье человека?б) какой вред оказывает курение на организм человека? в) какой вред оказывает алкоголь на здоровье детей и подростков?г) какое оказывает влияние наркотические вещества на растущий организм?д) какая связь существует между наследственностью и вредными привычками?*- Содержание текущего промежуточного контроля и методические yказания к его выполнению приведены в приложении № 4 YМК^ Перечень примерных вопросов к зачету Расскажите о строении и возрастных особенностях опорно-двигательной системы.Расскажите о работе мышц, утомляемости мышц и возрастных особенностях координации движений.Расскажите о строении и возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы.Расскажите о строении и возрастных особенностей дыхательной системы.Расскажите о строении и возрастных особенностей нервной системыРасскажите о возрастных особенностях выделительной системы.Расскажите о возрастных особенностях и строении половой системы.Каков механизм деятельности процессов возбуждения, торможения?В чем заключается рефлекторная деятельность мозга?Назовите основные функции анализаторов.Какие возрастные изменения происходят в пищеварительной системе детей и подростков?В чем разница между первой и второй сигнальной системой действительности?В чем заключается разница, между безусловно-, и условно-рефлекторной деятельности мозга?Что такой биологический ритм основных систем организма человека? Примерная тематика рефератов1.Основные вехи истории развития анатомии, физиологии и гигиены2.Ученые, внесшие вклад в развитие возрастной анатомии, физиологии и гигиены.3.Биоритмы различных систем организма в возрастном аспекте.4.Режим и качество воспитания детей и подростков.5.Внутриутробное развитие ребенка. Особенности полового созревания.6.Здоровье человека и методы его укрепления.7.Профилактика вредных привычек.8.Типы высшей нервной деятельности и поведенческие реакции.9.Возрастная периодизация.Методика проведения контрольных мероприятий Цель данных методических указаний интенсифицировать процесс усвоения учебного материала по «Возрастной анатомии и физиологии», выработать четкость изложения знаний, умение актуализировать, обобщить, проводить сравнения и умозаключения.Освоения учебного материала осуществляется в трех направлениях:аудиторные занятия;самостоятельная работа;коллоквиумы, зачеты, экзамены.План самостоятельной работы:уяснить сущность вопроса;определить главные положения;переработать лекционный конспект и внести в него дополнения из учебников;просмотреть иллюстрирующий учебный материал рисунки, схемы, графики;сделать краткую запись в виде плана, таблицы, схемы;выписать в словарь новые термины.Форма отчетности - оформление реферата.Работа над рефератом. Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.Цель написания – научиться самостоятельно отбирать, анализировать и обобщить материал, выявить общие закономерности биологических процессов.Для написания реферата необходимо:выбрать тему;используя список рекомендуемой литературы;подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);составить план реферата;сделать литературный обзор материала и написать конспект;проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;оформить реферат согласно требованиям ГОСТа;учитывая замечания преподавателя, внести исправления;представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.Работа с литературными источниками. Ознакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами.В первую очередь изучить педагогическую, методическую, научную, периодическую литературу, содержащую теоретические основы проблемы. Затем познакомиться с литературными источниками, раскрывающими более узкие и частные вопросы.Детально проработать публикации (если таковые есть) преподавателей кафедры посвященной данной теме.Составить собственную библиографическую картотеку.Работа при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену. Внимательно прочитать вопрос.Составить план и при необходимости конспект вопроса.Вспомнить основные термины, понятия, закономерности и законы по теме.Найти соответствующие наглядные пособия (таблицы, схемы, микро- и макропрепараты и т. д.) , имеющиеся в учебном кабинете.Подтвердить ответ схематическими рисунками и примерами.6. Сделать Доклад на практических и специальных тематических занятиях.7. Использовать материал в школе, на уроке или внеклассных мероприятиях.Рекомендуемая литератураОсновная:Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека. -М.: Медицинская книга Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003.-528 с. (стр. 113-114).Аизман Р.И., Ширшова В.М.. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие.- Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2002.-138 с.Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология: Пособие для сдачи экзамена.- М.: Высшее образование, 2006.- 192 с.Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. М.: Aсademia, 2000-416 с.Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 456 с: ил.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека:Учебник для студентов образовательных учреждений.-М: Издат. центр. «Академия», 2005.-384 с.Ильин Ф. Е. «Возрастная физиология и школьная гигиена».- Учебное пособие.- Тобольск 1999.- 100 с.ДополнительнаяВеликанова Л.К. Физиологические основы психологии.- Новосибирск: НГПУ, 2000.- 74.Губарева Л. И. Экология человека: Практикум для вузов.- М.: Изд. ВЛАДОС, 2005.- 112с. Дубровинская Н.В. , Фарбер Д.А, Безруких М. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000.- 144 сФизиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Аизмана, А.Я. Герпер.- Новосибирск: Лада, 2002.-522 с.Ильин Ф.Е., Даринский Ю.А. Физиология человека и животных: Учебно-методический комплекс.- Тобольск: ТГПИ им Д.И.Менделеева, 2004.-50 с.Ильин Ф.Е., Трошина А.И., Промоторова Е.Ю., Алемасова Н.В. Выполнение выпускных квалификационных, курсовых и контрольных работ по биологии: Методическое пособие.- Тобольск: ТГПИ им Д.И.Менделеева, 2007.-96 с.Литература к лабораторным занятиям1. Батуев А.С., Никитина И.П., Журавлев В.Л., Соколова Н.Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебн. пособие / Под ред. А.С. Батуева.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.- 348 с.2. Ильин Ф.Е., Даринский Ю.А. Общая возрастная физиология. Руководство к лабораторно-практическим работам.- С-Пб.- Изд-во РГПУ Им Герцена.- 2004.- 126 с.3.. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 128 с.4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учебное пособие /Н. Н. Алипов и др.- М.: Изд. Центр: «Академия».- 2005.- 336 с.График контроля за самостоятельной работой студентов по возрастной анатомии, физиологии и гигиене в 1 семестре 2008 –2009 уч. года Неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1. Подготовка доклада на тему: «Онто-и филогенез10.09.08. в 14.00 ауд. 39 Подготовка реферата на тему: «Анализаторы»8.10.08. в 14.00ауд. 39 Подготовка к коллоквиуму на тему: «Строение скелета человека»5.11.08. в 14.00 ауд. 39 Подготовка сообщений на тему: «Оценка здоровья детей и подростков»3.12.08. в 14.00 ауд. 39 2 Подготовка сообщений на тему: «Наследственные заболевания»17.09.08. в 14.00 ауд. 39 Подготовка к коллоквиуму на тему: «Обмен веществ»15.10.08. в 1.00ауд. 39 Подготовка реферата на тему: «Строение головного мозга»12.11.08. в 14.00 ауд. 39 Опрос на тему: «Методы оценки физического развития»10.12.08. в 14.00 ауд. 39 3 Подготовка реферата на тему: «Влияние абиотических и антропогенных факторов на организм человека»24.09.07. в 14.00 ауд. 39 Опрос на тему: «Адаптация»22.10.08. в 14.00ауд. 39 Подготовка доклада на тему: «Высшая нервная деятельность детей и подростков»19.11.08. в 14.00ауд. 39 Тестирование17.12.08. в 14.00 ауд. 3915.12.07. в 14.00 ауд. 39 4. 01.10.08. в 14.00 ауд. 39 Подготовка сообщений на тему: Оценка состояния обмена веществ и энергии человека29.10.08. в 14.00ауд. 39 Опрос на тему: Типы высшей нервной деятельности26.11.08. в 14.00ауд. 39 Тестирование24.12.08. в 14.00 ауд. 3922.12.07. в 14.00 ауд. 39