Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением иностранного языка»Проектная деятельность учащихся 9-х классов на занятиях элективного курса по математике «Графики функций» в рамках предпрофильной подготовкиУчитель математики: Балабанова Н. Г.2011 год г. о. Электросталь Московской области Введение элективного курса «Графики функций» в рамках предпрофильной подготовки является необходимым элементом для перехода общеобразовательного процесса на профильное обучение учащихся. Программа данного курса составлена на основе типовой программы по алгебре в 7-9 классах, утверждённой Министерством Образования Р.Ф., адаптированной на профильное обучение. Элективный курс «Графики функций» относится к ориентирующим, поэтому позволяет девятиклассникам оценить свои возможности и знания по алгебре. Цель курса: Дать систематическое изложение методов построения графиков функций. Сформировать умение применять графический способ при решении уравнений, неравенств, систем и других задач. Научить учащихся «читать» графики функций.Для достижения поставленной цели поставлена следующая практическая задача. Изучив данный курс, девятиклассники:а) сумеют строить графики функций по формуле,б) смогут грамотно провести исследование функции,в) овладеют графическими способами решения различных уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, а также других задач, например, с параметрами.^ Основная задача: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений по данной теме, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения в старшей школе и подготовки учащихся для сдачи государственной итоговой аттестации по математике. Тематическое планирование, исходя из 1 часа в неделю, составлено так: 12 часов теоретических, 15 часов практических и 7 часов отведено на проектную деятельность. На практических занятиях элективного курса целесообразнее применять групповую форму работы по 4 человека в группе. Получив задание, после обсуждения, один ученик из группы рассказывает решение предложенной задачи всем учащимся. Большой интерес, как правило, вызывает у учащихся тема «Дробно-рациональная функция». Каждый учащийся выполняет творческую работу по этой теме. На итоговом занятии ребята увлеченно делились друг с другом своими исследованиями дробно-линейной функции по графику. Для работы над проектами учащимся была предложена тема «Применение графиков в жизнедеятельности человека». Форма работы парная. По окончании курса - защита ученических проектов.^ Примерное тематическое планирование элективного курса в 9классе «Графики функций» (1 час в неделю, всего 34 часа) № Раздел, тема Теоретич. Практич. Проектн.Исследов.Творческ. Всего ^ I. Основные понятия о функции 3 1 Функциональная зависимостьОбласть определения и множество значений функций 1 2 Способы задания функции. График функции. 1 1 ^ II. Исследование функций при построении графиков 6 1 Порядок исследование функций 1 2 Степенные функции 1 1 3 Дробно-рациональная функция 1 1 1 ^ III. Преобразования графиков функций 12 1 Преобразования координатной плоскости 2 2 Функции, содержащие знак модуля 1 3 3 Построение графиков сложных функций 1 3 2 ^ IV. Графическое решение уравнений, неравенств и систем 13 1 Решение уравнений и систем уравнений 1 2 2 Решение неравенств и систем неравенств 1 2 3 Решение задач с параметрами 1 2 2 Защита курсовых проектов 2 Итого 12 15 7 34 Основными задачами любого ученического проекта я считаю: Получение академических знаний. Личностный рост учащихся для социализации и адаптации в современном обществе. Я выделяю два аспекта ученического проекта: внешний (реферат, ролик и др.). внутренний (компетенции, которые получили учащиеся). По числу участников при работе над темой проекта выделяю: – фронтальную исследовательскую работу; – индивидуальную исследовательскую деятельность; – мини-групповую деятельность.^ Фронтальная исследовательская работа, по моему мнению, это когда над проектом работает вся группа элективного курса в течение года. Все ученики работают над одним большим проектом под названием « Применение графиков в жизнедеятельности человека». Ряд учащихся индивидуально или, объединившись в мини-группы, реализуют собственные мини-проекты, с которыми выступают на итоговом занятии элективного курса, на школьной научно-практической конференции (например, «Графики в медицине», «Графики в экономике», «Графики в метеорологии» и др.). В индивидуальной исследовательской работе можно выделить следующие этапы: 1) Организационный (первоначально в индивидуальной беседе с учителем девятиклассник выбирает тему своей работы, определяется цель). 2) Планирование работы (выбирается примерная «траектория» достижения цели, учитель помогает учащемуся в выборе нужной литературы и источника информации, учитывая возможность постоянных консультаций). 3) Выполнение работы в течение запланированного времени. 4) Оформление работы. 5) Защита темы на итоговом занятии. Примеры нескольких тем творческих и исследовательских работ учащихся: Исследование дробно-рациональной функции по графику. Построение графика дробно-линейной функции, содержащей модуль. В мини-групповой деятельности можно выделить следующие этапы: 1) Погружение в проект (постановка проблемы, определение целей). 2) Планирование (указываются сроки, выбирается тип проекта и определяется, в каком виде будет «конечный продукт»). 3) ^ Осуществление деятельности (поиск информации, обработка информации, составление конспекта). 4) Представление результата (выступление на заседаниях НОУ школы). Формы представления своих работ учащиеся в основном выбирают письменные и презентации. 5) Оценивание. Оценивание происходит по направлениям: - оценка содержания, - оценка оформления, - оценка защиты. 6) Рефлексия. Учащимся предлагается написать пять строк: Одно существительное (например, проект). Два прилагательных (например, исследовательский, нужный и др.). Три действия существительного (например, развивает, обучает, сближает и др.). Одно предложение воспитывающего характера (например, «один ум хорошо, а два лучше»). Написать эссе: «Проект – это…».