Реферат по предмету "Разное"


«великий сын тихого дона»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ СОШ № 3 г. АКСАЯСЦЕНАРИЙ«ВЕЛИКИЙ СЫН ТИХОГО ДОНА»(К годовщине со дня рождения М.А. Шолохова.)Для учащихся 9-11 классов.Автор: Зорова Анна Сергеевна – учитель русского языка и литературы.г. Аксай 2007 г.Оформление зала: 1. Выставка книг М. Шолохова и произведений о нем. 2. Рисунки учащихся по произведениям М. Шолохова с изображением донских пейзажей.Оформление сцены: 1. Портрет М. Шолохова. 2. Декорация: изображение реки Дон, казачьего куреня.Эпиграф: Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного донского края.М. Шолохов.Цели: 1. Дать возможность учащимся глубже, полнее понять сущность произведений М.Шолохова, осмыслить, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин. 2. Углубить представления учащихся о личности писателя, о жизненных истоках его произведений. 3. На примере жизни и творчества М. Шолохова воспитывать любовь к родному краю.Слово учителя: Дорогие ребята! Каждый год, 24 мая, не только в России, но и во всем мире почитатели таланта М. Шолохова отмечают день его рождения. Это праздник всех, кто любит слово, любит книгу, это праздник всех, кто любит наш Донской край. Огромна притягательная сила писателя-автора произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Встреча с таким писателем – дополнительная возможность соприкоснуться с его талантом, глубже понять сущность его произведений. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности писателю, чье имя неразрывно связано с нашей землей – М.А. Шолохову.^ Тихо звучит песня «Ой ты, наш батюшка «Тихий Дон» ( в записи).Ведущий I: Красотой твоей я покорен, Ненаглядная даль степей! Здравствуй, Шолохов! Здравствуй, Дон! Здравствуй, слава земли моей!Ведущий II: В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Уже в ранних «Донских рассказах» проявилась способность молодого писателя видеть жизнь и человека, утверждающего себя в ней, в многоцветии характеров. Поэтому не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни.^ Сценка из рассказа «Пастух».Григорий: - Заработаем, Дунь, хлеба к осени, а там в город поедем. Я на рабфак поступлю и тебя куда-нибудь пристрою. Может, тоже на какое учение… В городе, Дуняшка, книжек много и хлеб едят чистый, без травы, не так, как у нас.Дуня: - А денег откель возьмем… ехать-то?Григорий: - Чудачка ты… Хлебом заплатят нам двадцать пудов, ну вот и деньги. Продадим по целковому за пуд, потом пшено продадим…Дуня: - Гриша, чего мы есть будем? Хлеба ничуть нету…Григорий: - У меня в сумке кусок пышки черствой остался.Дуня: - Ныне съедим, а завтра как же?Григорий: - Завтра приедут с хутора и привезут муки. Председатель обещался.Дуня: - Может, мне на хутор пойтить?Григорий: - Не надо. Табун не устерегу один. По людям заскучала, а?Дуня: - Соскучилась, Гриша, родненький. Месяц живем в степи и только раз человека видели. Тут если пожить лето, так и гутарить разучишься.Григорий: - Терпи, Дунь. Осенью в город уедем. Будем учиться с тобой, а после, как выучимся, вернемся сюда. По-ученому землю зачнем обрабатывать, а то ить темень у нас, у нас и народ спит… Неграмотные все… книжек нету…Дуня: - Нас с тобой не примут в ученье. Мы тоже темные.Григорий: - Нет, примут. Нам учиться надо, чтобы уметь управлять нашенской республикой. В городах – там власть рабочие держут, а у нас председатель станицы кулак и по хуторам председатели – богатеи.Дуня: - Я бы, Гриша, полы мыла, стирала, зарабатывала, а ты учился бы… (Тяжело вздыхает.)Чтец: Здесь на зорьке тонет в реке луна… Под луною – Дон, а над Доном – дом, а над домом – гулкая тишина, широка и раздольна, как тихий Дон… Где-то вечно не выспавшиеся поезда летят, километры заглатывая. А здесь – тишина. И, опять опоздав, солнце робко в окно заглядывает. А в окне, словно белые хлопья снега, лежат на столе, как на ниве, листы чуть белее висков человека, склонившегося над ними. Вот он поднял глаза… Вдалеке, за рекой, солнце в росы вправляет лучики… Михаил Александрович, над какой строкою сейчас Вы мучаетесь? Как Вам трудится в новом родившемся дне? Как Вам пишется, как Вам пашется? О какой еще поднятой целине миру Вами громадно расскажется?^ Д. Долинский.Сцена из романа «Поднятая целина».«Андрей Разметнов и Макар Нагульнов». (Исп. уащиесяся 11 класса)Андрей: - Здорово, Макар! С чего это от тебя сон стремиться?Макар: - Ты чего пришел?Андрей: - Зашел погутарить. Помешал?Макар: - Помешал – не помешал, а садись, не выгонять же тебя.Андрей: - Чего это ты читаешь?Макар: - Занятие одно нашел.Андрей: - Чему же это ты обучаешься? Каким таким наукам?Макар: - Чему обучаюсь? Английскому языку.Андрей: - Че-му-у-у?Макар: - Английскому языку. Эта книжка и есть самоучитель.Андрей: - Что же ты… Уже можешь гутарить по-этому, по-ихнему?Макар: - Нет, гутарить ишо не могу, это не сразу дается, а так, ну, одним словом, по-печатному начинаю понимать. Я ить четвертый месяц учусь.Андрей: - Трудная штука?Макар: - Трудная, до невозможностев. Я за эти месяца толечко… восемь слов выучил наизусть. Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделывали. По-нашему, к примеру, «пролетариат» - и по-ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипение произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходится их говорить.Андрей: - Та-а-к. Вот оно что, учишься, значит. А к чему, Макар, тебе этот язык спонадобился?Макар: - Чудно ты спрашиваешь, Андрюха! Диву можно даться о твоей непонятливости… Я ночи насквозь спать не буду, последнего здоровья лишуся, но… язык этот выучу! На английском языке буду без нежностев гутарить с мировой контрой! Пущай гады трепещут заранее. От Макара Нагульнова им, кгм… Это им не кто-нибудь другой! От него помилования не будет. «Пил кровя из своих английских рабочих классов, из индейцев и из разных других угнетенных нациев? Ксплуатировал чужим трудом? Становися, кровяная гадюка, к стенке!» Вот и весь разговор! Эти слова я перво-наперво разучу. Чтобы мне их без запинки говорить.(Нагульнов уткнулся в самоучитель).Чтец I: По дороге от Базков до Вешек Я услышал журавлиный крик. И сказал меня к парому везший На совхозном газике старик: - Журавлиха делится печалью, Чует бесконечный перелет: Слышишь, точно при смерти Наталья Деток на прощание зовет… - Больше мы не говорим ни слова, И нужны ли здесь еще слова, Если вдруг припоминаешь снова Эту боль, что с детских лет жива, Это неприкаянное горе, Этой жизни скомканный конец…И молчишь ты, как молчал Григорий, Вспомнив скорбь обиженных сердец. И встает – страница, за страницей – Эпопея давней той войны. И притихшей кажется станица С противоположной стороны, И смолкают крики журавлихи, И пересекает наш паром Тихий Дон, давно уже не тихий В переносном смысле и в прямом.^ Н. Скрябов.Чтец II: Я знаю Шолохова лично, Так, что интимнее нельзя, Не по-житейски, не привычно, А по душам, - читатель я. Я в нем люблю свою Аксинью, Знакомый с детства «Тихий Дон», Мое Отечество – Россию, Все, что всем сердцем любит он.^ Н. Доризо. Сцена из романа «Тихий Дон».«Встреча Натальи и Аксиньи». (Исп. уч-ся 11 кл.)Наталья: - Я к тебе, Аксинья…Аксинья: - Ты чего пришла?Наталья: - Мне бы напиться… (Пауза.) Ты отбила у меня мужа… Отдай мне Григория… Ты… мне жизню сломала… Видишь я какая…Аксинья: - Мужа тебе? (Пауза.) Мужа тебе? У кого ты просишь? Зачем ты пришла? Поздно ты надумала выпрашивать!.. Поздно!..От автора: Она глумилась, вглядывалась в лицо врага Вот она – законная брошенная жена – стоит перед ней приниженная, раздавленная горем, вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей.Аксинья: - И ты пришла просить, чтоб я его бросила? Ах ты, гадюка подколодная!... Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я. Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты… (Пауза.) Мой Гришка – и никому не отдам!.. Мой! Мой! Слышишь ты? Мой! Ступай, бессовестная, ты ему не жена. Ты у дитя отца хочешь взять? Чего же ты раньше не шла? Ну, чего не шла?Наталья: - Ты своего мужа бросила… Не шуми так…Аксинья: - Кроме Гришки, нету у меня мужа. Никого нету во всем свете! Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!Наталья: Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?Аксинья: - Зачем же ты шла?Наталья: - Тоска меня пихнула.Ведущий I: М.А. Шолохов. Снова и снова мы возвращаемся к его книгам, перечитываем страницы воспоминаний о нем, пытаясь глубже понять этого человека, раскрыть загадку его таланта. Он родился в самом начале XX века, видел и пережил все его потрясения и попытался честно рассказать об этом на страницах своих книг.Ведущий II: Десять лет прошло от случайной встречи писателя с мужчиной, который вел за руку маленького мальчика, до опубликованного в газете «Правда» рассказа «Судьба человека» - первого в советской литературе рассказа о том, что происходило с людьми, попавшими во время войны в плен.^ Сценка из рассказа «Судьба человека».Мужчина: - Здорово, браток!Автор: - Здравствуй!Мужчина (мальчику): - Поздоровайся с дядей, сынок! Он, видать, такой же шофер, как твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездим, а он вот эту маленькую машину гоняет.Автор: - Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?Мальчик: - Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.Мужчина: - Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу принаравливаться… Ты что же, всю войну за баранкой?Автор: - Почти всю.Мужчина: - На фронте?Автор: - Да.Мужчина: - Ну и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?.. Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез… (Пауза.) Прощай, браток, счастливо тебе!Автор: - И тебе счастливо добраться до Кашар.Мужчина: - Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.От автора: Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина…Ведущий I: Всю свою жизнь Шолохов писал о людях, которые живут на Донской земле, - о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Веселые и грустные – эти песни всегда были с писателем. А когда было настроение, и сам пел, искусно выводя мелодию. По признанию Михаила Александровича, эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над «Тихим Доном».Ведущий II: Вы слышали, как на Дону поют Седые старики, участники походов? А видели, как горько слезы льют, Друзей припоминая и погодков? Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки, Поднимет дед с вином игристым чашу И скажет: - Будя. Будя казаки! Кум, заводи. А ну, сыграем нашу! … Поют о том, что было в старину, О тех походах и о тех печалях. И катит песня громкую волну, На водах Дона медленно качаясь. Она плывет размашисто, легко, То подымаясь, то вдруг замирая, И машут в такт казачки ей рукой, Ее в дорогу, в годы провожая… Проснутся ветры. Выгнув стебельки, Хлеба качнутся удивленно в поле… Поют о новой жизни казаки, О новом Доне и о новой доле!^ Б. Куликов.Ведущий I: И сегодня нам подарят праздник встречи с донской казачьей песней учащиеся 11-го класса.^ Звучат песни Донских казаков («Пчелочка златая» и др.).Чтец: Спутанный, стреноженный лесок. Вырубки с покосами лесничих. В солнечном луче наискосок – Ветка, паутина, ежевичник.Воздух в растопыренных корнях. Дона серебрящееся стремя. Тени на заречных зеленях. Память о казачьих куренях, Вросшая курганами во время.Вскрикнет за излучиной буксир. Ястреб оборвется в кучугуры… Выдохнувший Шолохова мир, Тело и душа литературы! В.Сидоров.Ведущий I: Он одарил нас вечным светом, Добром таланта своего. Он весь – частица нас, и в этом Залог бессмертия его!Ведущий II: Наш праздник закончен. Но мы еще не раз обратимся к книгам Шолохова, ведь в них жизнь нашей страны, наша история!Звучит песня (в записи) «Ой ты, наш батюшка Тихий Дон!»Литература: Шолохов М.А. Жизнь. Творчество. Воспоминания, Фотографии. Документы. – М.: «Планета». 1985. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Тихий Дон (ч. III, гл. XIX.). – М.: «Правда». 1980. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. Поднятая целина (кн. I). – М.: «Правда». 1980. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. – М.: «Правда». 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система воздухообмена на станциях обслуживания автомобилей
Реферат Основи економіки підприємства малого бізнесу
Реферат Анализ несостоятельности банкротства предприятия
Реферат Антонимы в современной речи
Реферат Беременность и рождение ребенка - испытание для всей семьи
Реферат Маркетингове дослідження міжнародного ринку продукту та продуктові експортні стратегії вітчизняних товаровиробників (на прикладі конкретного продукту)
Реферат Leonhard Euler Essay Research Paper Leonhard EulerEuler
Реферат Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв
Реферат Павел Корчагин и его героическое поколение в романе Н Островского Как закалялась сталь
Реферат Даурская пищуха
Реферат Вибір автоматизованої програми для ведення бухгалтерського обліку на підприємстві
Реферат Завоевательные войны Османской империи
Реферат Основи економічних вчень
Реферат Military Spending And Cost Analysis Essay Research
Реферат Учёт реализации продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками