Тема урока: «Великие географические открытия. Встреча миров».Цели: 1. Познакомить учащихся с выдающимися мореплавателями и конкистадорами. 2. Научить учащихся оценивать географические открытия и завоевания европейских держав с точки зрения европейцев и коренных жителей открытых земель тех лет и наших современников. 3. Показать последствия Великих географических открытий. 4. Содействовать формированию у учащихся интереса к географическим открытиям и воспитывать уважение к первооткрывателям. 5. Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с картой, с документами, с книгой; анализа и аргументирования; выделения главной мысли.Оборудование: учебник п.2, карта «Великие географические открытия», документы.Ход урока.1.Оргмомент. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Организация внимания.Проверка домашнего задания.Беседа с учащимися по тем: «Технические открытия». Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:- Как вы думаете, почему возникла необходимость в технических открытиях?- А какой социальный процесс способствовал техническим нововведениям?- Как вы думаете, какое изобретение оказало значительное влияние на духовную жизнь Западной Европы?- Как вы думаете, какая земля более всего интересовала европейцев?Для того, чтобы реализовать свои мечты о далеких землях, европейцы потратили немало сил для совершенствования мореплавания. Появился новый тип судов – каравелла. Каравеллы и были довольно вместительными при этом маневренными. Уже в XVIв. Стали строить галеоны, которые обладали значительной грузоподъемностью.^ Изучение нового материала.Вступительное слово учителя.- сообщить учащимся название темы урока, новые слова и поговорить о её актуальности.- на доске план урока:1. Первооткрыватели Х.Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан.2. Колонизация новых земель.3. Испанцы и португальцы в Новом Свете.4. Значение Великих географических открытий.Сегодня мы познакомимся с Великим географическими открытиями. Из курса географии вы уже знакомы с первооткрывателями, но на открытия мы взглянем с точки зрения истории.На уроке мы составим таблицу и заслушаем сообщения учащихся, которые они подготовили заранее. Дата Первооткрыватель Открытые земли ^ Сообщения учеников. Работа с картой. 1 ученик. Христофор Колумб.2 ученик. Америго Веспуччи.3 ученик. Фернан Манеллан.В ходе рассказов учащихся заполняется таблица.Вывод: Поиски в Индию привели к открытию новой части света.Колонизация новых земель.Работа с понятиями.Колонизация-(это определение учащиеся знают и дают сами определение)Конкиста- завоеваниеКонкистадор- завоевательКолония-(это определение учащиеся знают и дают сами определение)Испанцы и португальцы первые открыли новые земли и после их открытия, сразу же началась конкиста (завоевание).Запись в тетрадь:Причины завоеваний:Нехватка золота.Распространение христианства.Обогащение.Участники завоеваний:Обедневшие рыцари, солдаты.Монахи.Бедняки – крестьяне. Богатые купцы и судовладельцы.3.Испанцы и португальцы в Новом Свете.Вопрос об испанских и португальских владениях освещает учитель.И испанцы, и португальцы жестоко относились к местному населению, об этом свидетельствуют различные документы.^ Работа с документом. Испанцы на о. Гаити.«Индейцы..работали непрерывно, и над ними ставили жестоких надсмотрщиков-испанцев – и над теми, кто работал в имениях или фермах, и над теми, отправлялся на разные работы в рудники…И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая ни минуты покоя ни днем, ни ночью, что напоминали служителей ада. Они избивали индейцев палками и дубинками, давали им оплеухи, хлестали плетьми, и те никогда не слышали от них более ласкового слова, «собака»; и тогда измученные непрерывными издевательствами и грубым обращением со стороны надсмотрщиков на рудниках фермах, сознавая, что у них нет никакого будущего, кроме неминуемой смерти, уносившей их соплеменников и товарищей, Они стали убегать в леса и горы, пытаясь укрыться там, но в ответ испанцы учредили особую полицию, которая охотилась за беглыми и возвращала их обратно. …Несчастных беглых индейцев , выловленных в горах и лесах, возвращали обратно. Их привязывали к столбу и избивали с особой жестокостью, при этом избиение сопровождалось угрозами, что в случае , если он попытается сбежать еще раз, то будет забит насмерть.»Вопросы: Почему испанцы так жестоко обращались с индейцами? Индейцы вымирали в массовом количестве. Так кто же тогда бы работал на белых колонизаторов?4.Значение Великих Географических открытий.Работа с учебником. Составить план ответа на вопрос «Значение Великих Географических открытий».Учащиеся самостоятельно работают с учебником(последний пункт п.2),затем обсуждение и запись в тетрадь.5.Закрепление нового материала. Беседа с учащимися по теме: «Великие Географические открытия»Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание п.2