Реферат по предмету "Разное"


«Белорусский государственный университет физической культуры»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ»На правах рукописи УДК 316.466: 796.011.1РЫСЮКЕВИЧНаталья СигизмундовнаформированиЕ лидеров в сФЕРЕ СпортА: СоциОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессыМинск, 2011 Работа выполнена в Учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры» и Государственном научном институте «Институте социологии Национальной Академии наук Беларуси» Научный руководитель ^ Котляров Игорь Васильевич, доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАН Беларуси Официальные оппоненты ^ Бабосов Евгений Михайлович, академик НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом политической социологии и информационных технологий Института социологии НАН Беларуси, ^ Злотников Андрей Анатольевич, доцент кафедры философии и социологии Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого, кандидат социологических наук, доцент Оппонирующая организация ^ Белорусский государственный экономический университет, кафедра экономической социологии Института социально-гуманитарного образования Защита состоится «22» декабря 2011 г. в 14 часов на заседании совета по защите диссертаций Д 01.44.01 при ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» по адресу: г. Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2, ауд. 302. E-mail: isst@socio.bas-net.by, телефон ученого секретаря – 284-10-90.С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я. Коласа НАН Беларуси (г. Минск, ул. Сурганова, 15).Автореферат разослан « » ноября 2011 г.Ученый секретарь совета по защите диссертаций, кандидат философских наук, доцент М.И. Артюхин^ КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕСпорт в современных условиях представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности. Он давно перестал играть роль просто развлечения и превратился в реальную силу, влияющую на жизнедеятельность общества, на формирование человека как личности, на менталитет не только отдельных людей, но и социальную направленность развития целых государств. Спорт сегодня представляет собой комплекс материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются современным обществом для обеспечения активной физической деятельности людей, направленной на максимальное проявление способностей путем соревнования в заранее определенных двигательных действиях. Его общественные функции чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Спорт обладает особым социальным статусом в пересечении общественных реалий. Он является критерием моральных и физических возможностей спортсменов как лучших представителей нации и государства. Однако социальное значение спорта определяются не только тем, что он позволяет выяснить, кто сильнее, быстрее, выносливее. Победитель воплощает в спортивном результате не только личные физические возможности, но знания и опыт тренеров, интеллект, волю и уровень развития общества. Создание научной теории спорта необходимо и для решения практических задач, которые стоят в настоящее время перед белорусским спортом на международной арене, особенно в игровых видах. Речь идет, прежде всего, о тех видах спорта, которые признаны во всем мире и собирают десятки тысяч поклонников на стадионах и миллионы болельщиков у экранов телевизоров. Таковыми, по общему признанию, являются футбол, хоккей, волейбол и баскетбол. Выступление национальной сборной Республики Беларусь по хоккею, занявшей 14 место на последнем чемпионате мира и с огромным трудом оставшейся в элитной группе мирового хоккея, повергла в шок страну. Спортивные команды государства, вкладывающего огромные деньги в спорт, возводящего современные катки и стадионы (например, одну из лучших в мире «Минск-арену»), уступают командам даже небольшим по территории и населению стран, состоящих из полупрофессионалов. Объяснение противоречий между усилиями, предпринимаемыми государством, и конечными спортивными результатами, является одним из направлений деятельности различных научных отраслей знания, в частности – социологической науки. Огромный исследовательский интерес в современных условиях вызывает лидерство. В настоящее время, когда физические нагрузки спортсменов оказываются запредельными, а в напряженной борьбе за спортивные результаты счет идет на сотые доли секунды или граммы, особое значение приобретают лидерские качества спортсменов. Поэтому очень важно формировать лидерские механизмы и модели, которые будут детерминировать стремление спортсменов к победам в спортивных соревнованиях. Целенаправленное воздействие на социальные субъекты, активно занимающиеся спортом, формируют у спортсменов социально-важные личностные качества, которые определяют их отношение к обществу, другим людям, самим себе. У спортивных лидеров эти качества значительно выше, чем у рядовых спортсменов. Данные характеристики могут стать стержневыми, системообразующими и в формировании всесторонне развитых личностей. В настоящее время во всех сферах спорта, в различных спортивных видах требуется достаточно большое количество лидеров. Рассчитывать только на природные данные спортсменов в современных условиях уже нельзя. Постоянная потребность в лидерах приводит к необходимости целенаправленного их формирования, развития творческого потенциала личностей, формирования лидерских профессиональных, эмоциональных, социальных, функциональных качеств, параметров и характеристик. Методологию и методику формирования определенных личностных лидерских качеств можно успешно использовать как при работе со спортивными командами, так и со спортсменами, занимающимися индивидуальными видами спорта, а также при формировании лидеров в других сферах общественной жизни. Фактор лидерства в спортивных командах трудноизмерим и не всегда понятен, деятельность спортивных лидеров многопланова, многогранна, существует огромное множество ее индивидуальных проявлений. Как результат, анализ условий и реальных возможностей, создание технологий формирования лидеров спортивных команд являются очень важными. Формирование личностных качеств спортивных лидеров помогает юношам и девушкам в дальнейшем более успешно влиться во взрослую жизнь, создает предпосылки для лидерства как в спорте, так и в общественной жизни. Однако данные проблемы в современной социологии до сих пор обстоятельно не изучалась. Научных работ по этой проблематике в Беларуси явно не достаточно, что создает, с одной стороны, большое количество трудностей для тренеров, и, с другой стороны, обширное поле деятельности для научных исследований.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСвязь работы с крупными научными программами (проектами) и темами Данное исследование проводилось в рамках научно-исследовательской работы Белорусского государственного университета физической культуры в 2001 – 2006 годах «Разработка теоретико-методологических основ физического воспитания» и государственной комплексной программы научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь («Экономика и общество»)», в реализации которой принимало участие Государственное научное учреждение (ГНУ) «Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси» ( 2006 – 2010 годы).^ Цель и задачи исследованияЦель данной работы: социологическими методами исследовать феномен лидерства в сфере спорта, выявить особенности формирования личностных качеств и ценностных ориентаций лидеров в данной области. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: ● выявить характерные черты и особенности лидерства в сфере спорта; ● разработать и обосновать статусную типологию уровней спортивных лидеров по мере повышения социальности – индивидуального, группового, социально-общностного, элитарного; ● выявить основные лидерские качества и ценностные ориентации (терминальные и инструментальные) спортивных лидеров, их роль и значение для формирования лидерских позиций и на этой основе разработать социологическую модель спортивных лидеров – для себя, командных, корпоративных, суперлидеров; ● разработать и апробировать программу развития лидерских качеств спортивных лидеров различных уровней, определить условия, позволяющие эффективно использовать определенный комплекс средств целенаправленного социологического сопровождения формирования лидерских качеств спортсменов; ● разработать и провести социально-формирующий эксперимент создания личностных лидерских качеств спортсменов по созданной в ходе данного исследования методике.Объект исследования – лидеры различных уровней в сфере спорта.Предмет исследования – процессы формирования личностных качеств и ценностных ориентации лидеров различных уровней в сфере спорта.^ Положения, выносимые на защиту: 1. В современных условиях спортивное лидерство является одним из главных факторов обеспечения спортивных побед и достижений. Спортивные лидеры всех уровней (лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры) являются самодостаточными, постоянно развивающимися личностями, обладающими комплексом определенных личностных качеств и ценностных ориентаций, высоким творческим потенциалом. Их формирование является как следствием целенаправленного влияния извне, так и внутреннего саморазвития личности. На уровне «большого спорта» особое значение имеют не только такие личностные качества, как сила и выносливость, ловкость и упорство, но, прежде всего, профессионализм и интеллект, компетентность и требовательное отношение к себе и окружающим, а также ценностные ориентации, позволяющие отражать и выражать групповые требования и находить правильное направление коллективных действий. Поэтому формирование спортивных лидеров сопряжено с воспитанием определенных ценностных ориентаций, ответственностью и созданием командного духа, способностью принимать необходимые решения и держать ответ за свои действия; стремлением знать проблемы членов команды и вести их за собой в желательном направлении. 2. Статус спортивного лидера по мере повышения социальности имеет следующие уровни: первый – индивидуальный, отражающий личностные особенности процессов формирования членов спортивных команд в командных видах спорта, выраженные в умениях, способностях, ощущениях, мышлении, эмоциях, других индивидуальных проявлениях и зависящие как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, интенсивности и качества спортивных тренировок, второй – групповой – отражающий групповой социальный опыт, знания, навыки и привычки, имеющие социальный характер и формирующиеся в процессе совместной командной деятельности, коллективного общения и обучения, третий – социально-общностный, внутренний стержень которого составляют ценности и ценностные ориентации, благодаря которым спортивный лидер выходит за пределы спортивной команды, на высоком уровне выполняет лидерские функции вне спортивной площадки или футбольного поля; четвертый (высший) – элитарный, который детерминирован высшими требованиями спортивного развития. На каждом уровне социального статуса спортивных лидеров имеются специфические типы лидеров (соответственно) – лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры. 3. Спортивный лидер – это социальный субъект, который благодаря своим ярко выраженным личностным качествам и ценностным ориентациям, авторитету и стремлению быть полезным с точки зрения группового интереса, отношению к членам команды и тренировочной деятельности, оказывает постоянное и эффективное влияние на деятельность спортивного коллектива, пользуется активной поддержкой его членов, признается ими в качестве ведущего и при помощи различных мотивационных факторов способен повести команду за собой в наиболее сложных спортивных и жизненных ситуациях. Ценности и ценностные ориентации спортивных лидеров различных уровней в процессе социализации приобретают качества реально действующих мотивов и источников конкретной деятельности, ведут к формированию и развитию лидеров различных уровней, переходу их в процессе последовательного развития от одного качественного состояния к другому. Внутренние мотивы лидеров, побуждающие их к конкретным действиям, всегда соотносятся с их личностной системой ценностей. В то же время деятельность лидеров всех уровней детерминируется их ценностными ориентациями. 4. Социологическая модель лидеров в сфере спорта может включать в себя следующие компоненты: мотивацию как детерминацию спортивной деятельности; личностные качества лидера (авторитет, профессионализм, коммуникативные способности, уверенность в себе, требовательность к себе и другим), его инструментальные характеристики (трудолюбие; образованность, исполнительность и дисциплинированность, высокие запросы и требования к жизни; амбициозность и воля к победе) и терминальные ценности (активная и деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, уважение окружающих; самореализация;), определяющие неповторимость и уникальность лидеров различных уровней – для себя, командных, корпоративных, суперлидеров. По мере формирования личностных качеств и ценностных ориентаций, повышения эффективности деятельности стимуляционно-мотивационного механизма члены спортивной команды приобретают новое лидерское качество и переходят с одного уровня на другой, в конечном итоге, могут стать общественным деятелем и суперлидером. 5. Формирование личностных качеств и ценностных ориентаций спортивных лидеров различных уровней может выступать как часть целостного организованного целенаправленного влияния различных социальных структур и включать в себя специфические факторы и условия, обеспечивающие его эффективность. Технологии (алгоритм) формирования спортивных лидеров представляют собой целенаправленный процесс систематического воздействия на индивидов определенных действий и условий и конкретных социальных, экономических, политических, идеологических, культурных, образовательных и других факторов, направленных на достижение заранее поставленных целей, формирование конкретных личностных качеств и ценностных ориентаций. Целенаправленное организованное влияние на формирование личностных качеств спортивных лидеров различных уровней должно носить поэтапный характер и быть неразрывно связано с процессом их приобщения к системе определенных ценностей и содействия вхождению в спортивную и профессиональную деятельность. 6. Лидеры всех уровней (лидеры для себя, спортивные, корпоративные, суперлидеры) – это открытые системы, объекты социального моделирования как деятельности по целенаправленному изменению социальной реальности для достижения поставленных целей. Методы классического моделирования в открытых системах, как правило, не срабатывают. Для создания подобных социальных моделей нужны специфические методы моделирования, своеобразные подходы, способные отражать сущность изменений, происходящих в сложных социальных системах. Результатом модельной деятельности открытых систем не может быть модель со строго заданными конечными параметрами. Поэтому, когда речь идет о формировании спортивных лидеров, это означает только моделирование траектории их развития. Данный теоретический подход подтверждают конкретные практические действия и конечные результаты социально-формирующего эксперимента. ^ Личный вклад соискателя Диссертация является целостным самостоятельным исследованием, выполненным на основе обширного теоретического и эмпирического материала, проведенного автором анализа трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследуемой проблематике, собственных социологических исследований. В ходе работы над диссертацией соискателем: 1. Сформулирована авторская типология спортивных лидеров различных уровней с их ранжированием по различным основаниям. 2. Предложен новый подход к определению социального статуса спортивных лидеров, характеризующийся его положением в окружающем мире и представляющий собой набор уровней по различным ранговым основаниям – индивидуальный, групповой, социально-общностный, элитарный. 3. Выявлены и систематизированы теоретические предпосылки формирования личностных качеств спортивных лидеров различных уровней (лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры). 4. Определен комплекс качеств, составляющих личностное основание для формирования лидерства у представителей различных спортивных команд и социальных групп. 5. Определена специфика формирования личностных качеств спортивных лидеров различных уровней (лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры). 6. Разработана концепция целенаправленного формирования личностных качеств спортивных лидеров различных уровней. 7. Разработана и апробирована программа развития лидерских качеств спортсменов различных уровней и квалификации. 8. На основе идентификации целей лидера, спортивного сообщества и общества в целом исследовано соотношение между дефинициями «спортивный лидер», «лидер для себя», «командный лидер», «корпоративный лидер», дано их авторское определение как социологических категорий, с учетом этого выявлены факторы формирования спортивных лидеров. 9. Разработана социологическая модель спортивных лидеров, включающая мотивацию как детерминацию спортивной деятельности; личностные качества лидеров, их интегральные характеристики и терминальные ценности, определяющие ведущее место лидеров в социуме, их неповторимость и уникальность. Теоретически эксплицированы и эмпирически обоснованы четыре основные модели спортивных лидеров, ориентированных на существенные спортивные достижения и создание необходимых для этого факторов и условий. 10. Разработана методология, методика и технология формирования личностных качеств лидеров в сфере спорта, ориентированных на реализацию важнейшей стратегической цели – победы в ответственных спортивных соревнованиях.^ Апробация результатов диссертации. Результаты исследований, включенные в диссертацию, были представлены на следующих научных конференциях: III научной сессии АФВиС Республики Беларусь по итогам научно-исследовательской работы за 1997 год и 52-й студенческой научной конференции «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту». (Минск, 1998 г.); Международной научной конференции «Социальная и политическая ситуация в Беларуси: реальность, проблемы и перспективы» (Минск, 18 февраля 1998г.); Международной научно-практической конференции «Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь» (Минск, 19 ноября 1998 года), заседания Международного «круглого стола» «Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь» (Минск, 22 апреля 1999 г.); Республиканской студенческой научной конференции «Современный мир глазами студенческой молодёжи» (Минск, 21 октября 1999 г.); IV научной сессии АФВиС Республики Беларусь по итогам научно-исследовательской работы за 1998 год и 53-й студенческой научной конференции «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» (Минск, 2000 г.); заседания Международного «круглого стола» на тему «Уполномоченный по правам человека – важнейшее звено в национальной системе защиты прав человека». (Брест, 2000 г.); Международной научной конференции «Современный политический и социально-экономический процесс в Беларуси, России и Украине: состояние, проблемы, перспективы. Между прошлым и будущим» (Минск, 10-11 мая 2000 г.); Международной научной конференции и Международного «круглого стола» «Проблемы и перспективы социально-экономического и политического развития Беларуси, России, Украины» (Минск, 29-30 марта 2001 года); Международной научно-практической конференции «Политическая система Беларуси: достижения, проблемы, возможности совершенствования» (Минск, 2000 г.); Республиканской научно-практической конференции «Государственность на Беларуси: генезис и перспективы» (Брест; 30 января 2002 г.); ХIV Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Минск, 11 декабря 2005 г.); ХV Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Минск, 6 июня 2006 г.); ХVI Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Минск, 16-17 июня 2007 г.); ХI Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Минск, 10-12 октября 2007 г.); II Международном научно-методическом семинаре «Физическая культура студентов – основа их последующей успешной профессиональной деятельности» (Минск, 6 февраля 2008 г.); Международной научно-теоретической конференции «Место и роль Национального собрания Республики Беларусь в конституционной системе разделения властей” (Минск, 16 декабря 2008 г.); Республиканской научно-теоретической конференции «Организация здорового образа жизни в зависимости от профессиональной деятельности» (Минск, 27 мая 2009 г.); ХVIII Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Минск, 30-31 мая 2009г.); Международной научно-практической конференции «Социальное знание и белорусское общество» (Минск, 4-5 ноября 2009г.); Международной научно-практической конференции «Народы, культуры и социальные процессы на пограничье» (Гродно, 22–23 февраля 2010 г.); IV Международной научно-практической конференции «Политология: единство в разнообразии. Республика Беларусь в глобализирующемся мире» (Гродно, 13-14 мая 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей» (Жировичи, 27 мая 2010), ХХ Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Минск, 20 мая 2011 г.). Диссертация обсуждена на методологическом семинаре аспирантов Института социологии НАН Беларуси.^ Опубликованность результатов диссертации Основные положения и результаты диссертации опубликованы в 34 научных работах, в том числе, 9 статьях в журналах, 1 – в научных сборниках, 24 - в сборниках тезисов и материалов международных, республиканских и межвузовских научных конференций. Основные итоги диссертационного исследования опубликованы в 8 научных статьях, соответствующих пункту 18 Положения о присуждении ученых степеней и званий в Республике Беларусь, объем – 3,6 п.л. Общий объем опубликованных материалов составляет 8,1 п.л.^ Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем диссертации составляет 115 печатных страниц. В работу включены 10 таблиц, 4 графика и 6 приложений. Объем, занимаемый таблицами, рисунками и формулами: 10 страниц. Объем, занимаемый приложениями: 72 страницы. Список литературы включает 294 источника (включая публикаций соискателя), из них 58 – на иностранных языках.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении диссертационной работы обоснован выбор соискателем темы исследования, показана необходимость социологического изучения процессов формирования спортивных лидеров различных уровней, раскрывается важность изучения данной проблемы. В общей характеристике работы отражена связь диссертации с крупными научными программами и проектами, поставлены цели и задачи диссертационного исследования, определены его объект и предмет, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показан личный вклад соискателя в разработку изучаемой проблемы, предложены методика и программа внедрения результатов исследования. В главе ^ 1 «Теоретико-методологические основы исследования лидерства», состоящей из двух разделов, лидерство рассматривается как социальный феномен, анализируются этапы социологического изучения лидерства, обосновывается необходимость дальнейших исследований в данной сфере, изучается структура лидерства как социального института, исследуются его социальные функции. В разделе ^ 1.1 «Генезис основных теорий лидерства: критико-библиографический подход» проводится анализ основных подходов к исследованию лидерства, предлагается критический обзор основных его теорий, их генезис, исследуются основные личностные лидерские качества и параметры в различные исторические периоды времени. Природе лидерства значительное внимание уделяли многие мыслителей прошлого – Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Т. Карлейль, Ф. Ницше, 3. Фрейд и другие. Предлагается обзор исследования лидерства классиками социологической науки Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным, Н. Михайловским, К. Марксом. Особое внимание уделено теории черт как первооснове изучения влияния личностных характеристик на поведение социальных субъектов. Одной из разновидностей классической теории черт стала концепция харизматического лидерства. М. Вебер рассматривал харизму как комплекс специфических лидерских качеств, данных человеку от природы, а харизматический лидер согласно его концепции благодаря своим личностным характеристикам способен оказывать эффективное влияние на членов социальной группы, трудового коллектива или спортивной команды. Исследователи стали постепенно вместо поиска основных личностных черт уделять особое внимание поведению лидеров и их взаимодействию с последователями и окружающей средой. Среди концепций этого направления – теории поведенческие, мотивационные, обмена и трансактного анализа и другие. Появились и ситуационные концепции, которые не отрицали роль личностных качеств, но не абсолютизировали их, отдавая приоритет в объяснении лидерства социальным обстоятельствам. В разделе ^ 1.2 «Современные подходы к лидерству: теоретико-методологический и структурно-функциональный анализ» на основе социологических исследований анализируются современные подходы к лидерству, обосновывается методология авторского исследования спортивного лидерства. С середины 70-х годов прошлого столетия в научной мысли выделилось несколько направлений разработки теории лидерства. Среди них – философское, уделяющее основное внимание его рассмотрению в контексте макросоциальных процессов в обществе, ценностным аспектам лидерства, социологическое, изучающее место и роль лидерства в функционировании общественного организма, психологическое, рассматривающее психологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношение в современных условиях, прагматическое, предлагающее конкретные действия по достижению поставленных лидерами и перед ними задач, бихевиористское, направленное на выявление желательных или обязательных личностных качеств лидера, политическое, изучающее методы, способы и технологии формирования и выдвижения лидеров, руководителей и вождей тех или иных политических структур – партий, организаций или движений. Лидерство в активной взаимосвязи с социальной структурой рассматривали Х. Герт, О. Кэрол, А. Турен, Е. Уэсбург. Ценностные и этические аспекты лидерства проанализированы в исследованиях П. Коэстенбаума, К. Ходжкинсона, К. Уолтон, Э. Шэйна. Идеи харизмы и харизматического лидерства, разработанные М Вебером, продолжены в работах Й. Бенсмана, Э. Вилнера, Р. Итвела, К. Гиртца, Р. Глассмана, У. Мерфи, К. Фридриха, Э. Шилза, Ш. Эйзенштадта, Д. Эммета. Механизм мотивации лидеров активно изучался А. Бирманом, В. Врумом, Ф. Герцбергером, С. Джиббом, А. Маслоу. В Республике Беларусь проблемы лидерства активно изучали Е.М. Бабосов, В.В. Бущик, А.И. Веруш, И.В. Котляров и другие. В конце прошлого столетия широкое распространение получили лидерские теории «кредита доверия», «эмоционального интеллекта», «двигателя лидерства», атрибутивного лидерства, трансакционного и трансформационного (преобразующего) лидерства, «первичного или эмоционального» лидерства, опосредованного лидерства, распределенного лидерства, «суперлидерства» и другие. Одной из самых популярных в конце прошлого столетия стала теория лидерского капитала как разновидности социального. Лидерский капитал, как считают Д. Гоулман, К. Гринт, Л. Стаут, Б. Трэйси, Д. Фэйворс, это совокупность личностных качеств, позволяющих лидеру целенаправленно влиять на окружающих и эффективно вести их за собой. Исследователи особое внимание уделяют решению многочисленных проблем, мешающих лидерству стать компонентом, востребованным во всех случаях жизни, особое внимание обращается на личностные качества и характеристики лидеров. В то же время ученые Школы менеджмента при Сиракузском университете Г. Геммил и Д. Оакли создали теорию лидерства как социального мифа отчуждения. Они утверждают, что лидерства как социального феномена не существует, что люди привыкли действовать в соответствии с ритуалами, что приводит к построению виртуальных конструкций, созданию мифа, именуемого «лидерством». Автор данного исследования делает вывод, что, что лидерство как общественный феномен существует и выполняет важные социальные функции. Однако, несмотря на многообразие лидерских парадигм, в настоящее время отсутствует общепринятая теория лидерства. Важно продолжать исследования в данной области, положив в их основу модернизированную теорию лидерских качеств. Несмотря на то, что ученые столкнулись со значительными сложностями при определении согласованного набора важнейших лидерских характеристик, многие исследователи считают, что лидеры существенно отличаются от других людей, прежде всего, личностными качествами и ценностными ориентациями. В главе^ 2 «Спортивное лидерство как социальный феномен: методология и методика анализа и формировани Лидеры для себя, командные, корпоративные лидеры, суперлидеры обладают комплексом общих, «одинаковых» личностных качеств и ценностных ориентаций, которые у лидеров разных уровней имеют различные качественные и количественные параметры и характеристики. Целенаправленное влияние на эти качества способствует повышению определенных эмпирических показателей, и, как результат, объект социально-формирующего воздействия переходит от одного качественного состояния в другое, на следующий лидерский уровень, и может стать известным молодежным деятелем и суперлидером. Результаты исследований, проводимых по методике М. Рокича и Б. Баса, подтвердили сформированность у испытуемых спортсменов определенной системы ценностей, приоритетами которой являются индивидуальные ценности и ценности профессионального самоопределения, а также интеллектуальные личностные ценности спортивных лидеров. Так, на несколько позиций поднялись вверх такие лидерские ценности, как эффективность в делах, трудолюбие, образованность, исполнительность и дисциплинированность, высокие запросы и требования к жизни, амбициозность и воля к победе, общественное признание, уважение окружающих, уверенность в себе, внутренняя гармония, наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь, самореализация, активная, деятельная жизнь. Имеется определенное положительное движение по некоторым другим терминальным и инструментальным ценностям, относящимся к основным личностным параметрам спортивных лидеров. Таким образом, можно утверждать, что наметился определенный сдвиг к новому качественному личностному состоянию, переход отдельных членов экспериментальной группы с уровня «лидер для себя» на уровень «командный лидер». У студентов Минского института управления, которые активно занимаются спортом и участвуют в работе спортивных секций, наметился переход от уровня «командный лидер» к уровню «корпоративный лидер». У них улучшились ранговые показатели, характеризующие личностные лидерские характеристики и ценности этого качественного состояния, что подтверждает продуктивность проведенных автором теоретических и эмпирических исследований в области формирования спортивных лидеров. ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновные научные результаты диссертации 1. Многочисленные теории лидерства, начиная от «теории великого человека» до многих современных концепций типа «лидерства как мифа» Г. Темилла и Д. Оакли, не учитывают многие современные реалии, мотивационные механизмы социальных действий, терминальные и инструментальные ценности социальных субъектов и требуют пересмотра важных концептуальных подходов и ввода новых элементов. Необходимо продолжать исследования в области лидерства, положив в их основу модернизированную теорию лидерских качеств. Тем более, что, несмотря на то, что ученые столкнулись со сложностью при определении согласованного набора важнейших характеристик, присущих всем лидерам, многие исследователи считают, что лидеры существенно отличаются от других людей, прежде всего, личностными качествами и ценностными ориентациями. 2. Спортивные лидеры являются постоянно развивающимися личностями, обладающими набором определенных личностных качеств и ценностных ориентаций. Формирование лидеров является как следствием целенаправленного воздействия извне, так и внутреннего индивидуального подхода и творчества. На уровне «большого спорта» в командных видах спорта огромное значение имеют не только такие личностные качества, как сила и выносливость, ловкость и упорство, интеллект и авторитет, способность быстро принимать решения и улавливать настроение членов команды, умение отражать общие командные требования и вести за собой, сколько ценностные ориентации, позволяющие находить правильное направление коллективного развития и движения. Поэтому формирование лидеров сопряжено не с насилием и принуждением, а с авторитетом и ответственностью, способностью принятия необходимых решений и готовностью вести за собой людей в экстремальных ситуациях в правильном направлении. 3. Статус спортивного лидера по мере повышения социальности имеет следующие уровни: первый – индивидуальный, отражающий личностные особенности процессов формирования членов спортивных команд в командных видах спорта, выраженные в умениях, способностях, ощущениях, мышлении, эмоциях, других индивидуальных проявлениях и зависящие как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, интенсивности и качества спортивных тренировок, второй – групповой – отражающий групповой социальный опыт, знания, навыки и привычки, имеющие социальный характер и формирующиеся в процессе совместной командной деятельности, коллективного общения и обучения, третий – социально-общностный, внутренний стержень которого составляют ценности и ценностные ориентации, благодаря которым спортивный лидер выходит за пределы спортивной команды, на высоком уровне выполняет лидерские функции вне спортивной площадки или футбольного поля; четвертый (высший) – элитарный, который детерминирован высшими требованиями спортивного развития. На каждом уровне социального статуса спортивных лидеров имеются специфические типы лидеров (соответственно) – лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры. 4. Спортивный лидер – это социальный субъект, который благодаря своим ярко выраженным личностным качествам и ценностным ориентациям, авторитету и стремлению быть полезным с точки зрения группового интереса, отношению к членам команды и тренировочной деятельности, оказывает постоянное и эффективное влиян


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.