МОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского р-на Республики Марий ЭлУрок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы» (10 класс)Учитель географии высшей категории Белопасова З. Г.с. Виловатово 2008 годЦели урока:1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения;2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом;3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры учащихся.^ Тип урока: изучение новой темы.Основной дидактический метод: исследовательский.Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия.^ Дидактические средства обучения: видеопрезентации «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение литосферы», «Загрязнение гидросферы», «Загрязнение Мирового океана», таблица «Проблемы охраны окружающей среды», школьный атлас, политическая карта мира, выставка книг.Методическая литература:Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.. 2006.Нестандартные уроки географии. 9-10 классы. Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград, 2007. География Республики Марий Эл: Методическое пособие. Сост. А. А. Столяров. – Йошкар-Ола, 2007. Этапы урока.Организационный момент. 1 мин.Вступительное слово учителя. 1 мин. (На доске записана фраза Эразма Роттердамского «Мир имеет свой собственный порядок, и мы должны постараться не нарушать его»).Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит защитить проект по теме «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы». Вы должны были в течение двух недель по различным источникам информации, в том числе Интернет-ресурсам, изучить состояние окружающей среды и выявить проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы. Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит сбой, то кораблю угрожает уничтожение. Также и на нашей планете уже возникли проблемы, которые угрожают жизни. Давайте выясним, какие это проблемы и как их можно решить. ^ Изучение новой темы.Объяснение учителя. 1 мин. Мы уже знаем, что в результате взаимодействия общества и природы в течение многих тысячелетий возникли две взаимосвязанные проблемы:рационального использования природных ресурсов;охраны окружающей среды от загрязнения. Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.Задание: 2 мин. Используя текст на с. 41, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к концу XX века возросли до 100млрд тонн.).Объяснение учителя. 1 мин. Различают количественное и качественное загрязнение среды.Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.).Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем выступления от представителей мини-групп, которые работали с различными источниками информации и составили отчет о состоянии этих оболочек Земли. Основные данные по докладам запишем в таблицу, которая отражает сведения по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем. ( Учащиеся работают с готовыми распечатанными таблицами).Таблица, которую учащиеся заполняют в процессе слушания докладов: Проблема загрязнения Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решенияпроблемы Загрязнение атмосферы Загрязнение гидросферы Загрязнение литосферы Загрязнение Мирового океана ^ Выступления учащихся по предложенным темам (Выступления: один ученик работает с видеопрезентацией, другой ученик из этой же группы работает с настенной картой. Остальные учащиеся кратко, в табличной форме, записывают основную информацию). 1 подпроект «Загрязнение атмосферы». 5 мин. 2 подпроект «Загрязнение гидросферы». 5 мин. 3 подпроект «Загрязнение литосферы». 5 мин. 4 подпроект «Загрязнение Мирового океана». 5 мин. Обсуждение вопросов исследовательского проекта. 14 мин. Вопросы для обсуждения (записаны на доске): 1.Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер? 2.Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми? 3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана? 4.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?VI. Подведение итогов урока. 2 мин. 1. Проверка заполнения таблицы (после зачитывания и ответа у одного ученика выводится шаблон ответа на слайде презентации). 2. Анализ учителем проделанной работы мини-группами. VII. Домашнее задание. 1 мин. 1.Тема № 2. (По желанию - дополнительный текст.) 2. Задание в блоке добывания знаний и умений №9.VIII. Рефлексия. Вопросы: 2мин.Что вам понравилось на уроке?Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?Какие новые навыки приобрели?Приложение 1 Проблемы охраны окружающей среды (Ответы к заданию учащимся) ^ Проблема загрязнения Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решенияпроблемы Загрязнение атмосферы ^ 1. Извержения вулканов, пыльные бури.2. ТЭС, металлургия, химия, нефтехимия, цел. – бум. пром.-ть.3.Автомобильный транспорт.4. Лесные пожары 1. Аэрозольное загрязнение.^ 2.Газообразное загрязнение (кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры).4.Радиоактивное загрязнение. 1. Сокращение вредных выбросов.2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение гидросферы ^ 1. Пром.-ть ( черная и цветная металлургия, энергетика, нефте- переработка, нефтехимия, деревообр.и цел.-бум пром-ть)2. Транспорт;3. Сельское хозяйство;4. Коммунальное хозяйство. ^ 1. Физическое загрязнение – твердые отходы;2. Химическое загрязнение;3. Биологическое загрязнение. 1. Меры очистки: механическая, биологическая, физико-химическая;2. предупреждение загрязнения вод: оборотное водоснабжение, малоотходная и безотходная технология. Загрязнение литосферы ^ 1. Энергетика, металлургия, химич., цел.-бумажная пром.-ть;2. Горнодобывающая пром.-ть;3. Населенные пункты. 1. Накопление твердых отходов (бытовые и пром. -ые);2. Карьеры;3. накопление токсичных отходов;^ 4. Накопление радиоактивных отходов. 1. Уменьшение материалоемкости.2. Переработка отходов;3. Рекультивация земель. Загрязнение Мирового океана ^ 1. Нефть и нефтепродукты(танкерный флот, разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия);2. Захоронение радиоактивных отходов;3. Сельское х-во, пром.-ть, транспорт, большие города. 1. Нефтяная пленка. нефтяные комки;2. Радиоактивное загрязнение;3. Накопление вредных отходов на дне океана;4. Гибель живых организмов. 1. Запрет сброса нефтяных отходов;2. Запрет на захоронение радиоактивных отходов;3. Очистка стоков.