«Альтернативная служба» Продолжается весенний призыв в ряды Вооруженных сил РФ. До его окончания остается еще почти полтора месяца, и сегодня хочу остановиться на проблеме, которую в предыдущей статье, опубликованной в марте текущего года и посвященной весеннему призыву, затронула вскользь – это альтернативная гражданская служба. Согласно Федеральному закону «Об альтернативной службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также – если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Право на отказ от военной службы по убеждениям – общепризнанное на международном уровне и закрепленное в Конституции Российской Федерации неотъемлемое право каждого гражданина, и Россия обязалась его соблюдать при вступлении в Совет Европы. В Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной закреплено с 1991 года. Однако долгое время не было федерального закона, который регулировал бы процедуру прохождения альтернативной службы. Федеральный закон «Об альтернативной службе» был принят в 2002 году и вступил в силу 1 января 2004 года. Сегодня он существует практически в том же варианте, в котором был принят, хотя несовершенство отдельных положений было очевидно уже сразу после приятия. За четыре года работы закона (из шести прошедших с момента его принятия) проблемы реализации права граждан на альтернативную гражданскую службу не решены. Согласно статистике, молодые люди призывного возраста не спешат воспользоваться своим правом на альтернативную службу. Например, в Алтайском крае альтернативную службу выбрали семеро молодых людей, в основном по религиозным соображениям, в Самарской области набралось четверо «альтернативщиков», в Архангельской – трое. Данные по Тверской области, показывают, что на сегодняшний день за весь период действия закона – нет ни одного желающего поступить на альтернативную гражданскую службу. И это не незнание возможностей, предоставляемых законом, а, прежде всего, ряд сложностей, связанных с реализацией закона «Об альтернативной службе». Самые принципиальные положения федерального закона - это, конечно, срок службы и невозможность проходить службу по месту постоянного проживания. Срок альтернативной службы составляет с 1 января 2008 года - 21 месяц, что почти в два раза больше срока, установленного для службы по призыву, для проходящих альтернативную службу в военных организациях — 18 месяцев. Но есть сложности и с непосредственной реализацией на местах – ведь, обеспечив рабочее место вне места жительства, принимающий субъект обязан позаботиться и о жилье, и об элементарных бытовых условиях. Администрацией Тверской области принято распоряжение «О прохождении альтернативной гражданской службы в Тверской области» от 29 марта 2007 года, обязывающее областные исполнительные органы государственной власти Тверской области предоставлять предложения по перечням видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу. Тем не менее, определив возможные места для трудоустройства, Тверская область сегодня не имеет возможности обеспечить жильем потенциальных «альтернативщиков»… Закон принят. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой у граждан есть. Считаю необходимой координацию усилий всех заинтересованных в решении этой проблемы ведомств с тем, чтобы это право было реализовано. Существует мнение, что альтернативная служба – это «не патриотично», что это один из вариантов уклонения от службы по призыву. Но разве помогать больным, работая санитаром, или выполнять другую тяжелую работу – это не служба Родине, людям своей страны? А пока…. закон, призванный предоставить право выбора, необходимо совершенствовать. И в части срока альтернативной службы; и в плане возможности подать заявление о замене военной службы альтернативной в любое время, а не за полгода до призыва; а главное - альтернативная служба должна проходить по месту жительства альтернативщика, а не за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.Уполномоченный по правам человека в Тверской области И.В.Блохина