Реферат по предмету "Разное"


место античности в истории

ГОСКИНО РОССИИСанкт-Петербургский Государственный Университет Кино и ТелевиденияРеферат по культурологии на тему “ МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ”Выполнила: студентка заочного отделения экономического факультета группы № 2 Цветкова В.А. Проверил: Санкт-Петербург 1999 г.- 2 - О Г Л А В Л Е Н И ЕВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.............................................................. 6 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА................................................................12 3. АНТИЧНАЯ НАУКА...............................................................................16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................22.- 3 -В В Е Д Е Н И ЕВо многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра- зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля- ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры. В научной литературе существуют различные определения цивилиза- ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите- ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур. Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж- данский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис- теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто- рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита- ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по- нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу- ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор- ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-- 4 -ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци- альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но- вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це- лостность экономической, социально-классовой, политической и духов- ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до- вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию "культура". В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль- тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве- щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи- сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест- венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась". В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако из этого не следует, что один термин может полностью за- менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза- ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.- 5 -Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс- нения - какую культуру мы имеем ввиду". По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду- ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз- нания. Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу- ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно- водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде- лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа- витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи- ях государственной организацией.- 6 -В истории человечества принято различать следующие основные ти- пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская. Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре- менной эпохи. Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви- тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ- него Рима.1.  К У Л Ь Т У Р А  Д Р Е В Н Е Й  Г Р Е Ц И ИГреция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес- салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага- сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж- ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре- ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки- да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ- ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи- 7 -ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо- чайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого из- вестняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе - из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим- пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка- ра, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс- тво, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к се- митской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи- тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого на- рода, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл- ладу и прилегающие острова. Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцвет- шая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением- 8 -критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремес- ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца- ми. Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми- кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.). Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль- туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя- нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации. Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне- сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять- 9 -в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра- жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах. До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы- ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво- лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли- нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI- II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован- ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита. В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст- вовало о высоком развитии их науки и культуры. Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По- сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су-- 10 -ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев- су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то- му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога. Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес- честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо- ко современные. Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не- обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од- новременно несет просветленье и т. д. Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос- тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода- ренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано- вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб- солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не- вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был- 11 -постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?". Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по- коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс- тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусс- тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи- тание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не- лицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму. Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетать- ся аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае воз- можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста. В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения - в Кноссе удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.- 12 -IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче- ние риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис- тов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо- лее многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива- ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусс- тво IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., предс- тавленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.2.  К У Л Ь Т У Р А  Д Р Е В Н Е Г О  Р И М АПриродные условия на Апеннинском полуострове в древности мало отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер- ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов- 13 -древнейшие обитатели страны еще на знали, а финиковую пальму и гра- нат распространили там только карфагеняне. В сравнении с Грецией Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн- скими винами. Но как и в Греции, обработка земли требовала и здесь огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо- ченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением. Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме- таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь- ко в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В обработке металлов больших успехов добились те же этруски. Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сираку- зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал 23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество про- тивника заставило римлян перейти к строительству собственного воен- ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную. Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые терри- тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу- дарство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники,- 14 -солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим крупнейшей финансовой величиной античного мира. Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи за- воеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н. э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов с захватом добычи и рабов. В рабство продавали десятки тысяч чело- век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс- кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше, чем 5 километров в день. Культура Древнего Рима, в основном представляла собой переме- шанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви- дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы. Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник. Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ- зию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчест- ве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма- 15 -нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив- ших в ту пору вызов всесильному Карфагену. Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью цари- ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус- тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул- канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало- жила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось созда- вать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра- мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой. Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох- ранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров. Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С тра- дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо- писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос- той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями- 16 -и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях. В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе- диться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мрамор- ные портреты Помпея и Цезаря.3.  А Н Т И Ч Н А Я  Н А У К АИсходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматри- вать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как система развивающего знания отличается от всех явлений культуры прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т. е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя- зи и отношения. Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира. Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры. Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда- 17 -зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотерми- ческий характер. В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раск- рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма, существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в по- зиции современной биологии и медицины. Но эти знания обликаются в неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы условно назвать символической формой представления на- учного знания. И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания, стали разрабатываться категории научного мышления. Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи- ла той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теорети- ческого - как философского, так и научного - мышления. Если в боль- шинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общ- ностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом. Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному аго-- 18 -ну, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов логического доказательства. Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих го- родах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское уста- новление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению опреде- ленных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внут- ренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ио- нийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира. Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения гре- ческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит нес- колько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые осо- бенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обна- ружила этот туннель.- 19 -Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, тре- бовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в про- видении геодезических измерений. Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать гео- метрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две рав- ные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольни- ка равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало де- дуктивной математике - той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосско- го, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих уче- ных очень мало использовались в повседневной жизни. Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Дейс- твительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гени- ального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени. Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того обра- за мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики.- 20 -Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искус- стве. Как было указано выше, основным методом греческой науки было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в антич- ности получила астрономия. Действительно, что могло быть более дос- тойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему зна- менитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал:"чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка". Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и за- нимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. гречес- кая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой ин- тернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обхо- диться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римс- кого ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являв- шееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, заме-- 21 -чательных историков, блестящих ораторов.З А К Л Ю Ч Е Н И ЕСледовательно, культура или цивилизация в широком этнографичес- ком смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобож- денного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи- тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель- ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь- ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес- тии являются современными. На почве античной культуры впервые появилась и стали развивать- ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная фило- софия и на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки
Реферат Стратегия и тактика кадрового менеджмента
Реферат Аракчеев Алексей Андреевич - "всесильный временщик"
Реферат История операционных систем семейства Windows
Реферат Радиолокационное устройство предупреждения аварийных ситуаций при движении по трассе
Реферат Can You Believe TV Ratings Essay Research
Реферат Роль Великобритании в мировой экономике и политике
Реферат История родов
Реферат Человек и природа (проблематика и система образов в повести Ч. Айтматова «Плаха»)
Реферат Разработка базовой конструкторской документации на женское нарядное платье для изготовления в условиях ЗАО "Домино" на индивидуального потребителя с учетом его внешнего облика
Реферат Множественность преступлений и ее отличия от единых сложных преступ
Реферат ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ билеты по конституционному праву РФ - по курсу, по конституционному праву - государственные, по уголовному праву - по курсу. Всё за 2002 год - свеженькое на момент закачки.
Реферат Методы поиска отказов
Реферат Экзистенциализм. Проблема развития экзистенциальной сферы школьников
Реферат Роль женских общественных организаций в решении социальных проблем в Российской Федерации (на примере Алтайского края)