Педагогический совет по теме:«Здоровье и здоровьесберегающие факторы общеобразовательного учреждения».Выполнила Храмова С.В. Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Ни для кого не секрет, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным медиков, 80–90 % детей 6–7лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18–20 % – пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижена работоспособность и повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение. Всё это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс функциональной и психологической адаптации детей к школе. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем. Почему так получается? Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для 7-летнего, а тем более 6-летнего ребёнка это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей – непосильный. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Как же быть? На этот вопрос каждый ответит: «Беречь ребёнка от перегрузок». Но беречь – это не значит не учить, ограничивать необходимое развитие. Вопрос в том, как учить, не создавая дополнительных трудностей. Во первых необходимо рассмотреть причины неблагополучия учащихся.^ Причины неблагополучия здоровья учащихся стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс; неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием); невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательном учреждении является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, соответственно и разные методы и формы работы. ^ Приведем классификацию по Н.К. Смирнову1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.^ 2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры , в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.^ З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. ^ 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор. ^ 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.^ Классификация школ по здоровьесбережению По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить 3 степени приверженности школы идеям здоровьесбережения. 1. ^ Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т. п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!» 2. ^ Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушение зрения, оптимизация физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся сохранению здоровья и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе. 3. ^ Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья у них и их учителей, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех этапах, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.В нашей школе уже 3 года функционирует программа под названием «Здоровье и здоровьесберегающие факторы общеобразовательного учреждения». Главные задачи, которые мы поставили перед собой в этой программе, следующие: – не допускать ухудшения состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе; – создать условия для формирования здорового образа жизни; – достичь допустимого уровня здоровья. На основе этого были разработаны основные мероприятия по решению этих задач. В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий «День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья»; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий). Во всех школьных и классных воспитательных мероприятиях красной нитью проходит пропаганда здорового образа жизни. Проводятся классные часы по профилактике наркомании и табакокурения. Функционирует медицинский кабинет, в котором оказывается квалифицированная помощь. Алгеева Венера Александровна проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся. Хорошо развиты ^ Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), реализуемые учителями физической культуры как на уроках, так и на спортивных секциях. Благодаря труду наших физруков учащиеся школы постоянно становятся победителями различных соревнований. Обустройство пришкольного участка, озеленение классов, участие ребят в экологических проектах–это составляющие экологической здоровьесберегающей технологии. Ведется преподавание курса ОБЖ и ОЗОЖ. Учителя предметники проводят уроки оздоровительного характера (уроки на свежем воздухе, экскурсии). Создавая атмосферу заинтересованности, педагоги нашей школы стараются встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа. Помнят, что каждый ответ заслуживает уважения. На каждом уроке отношения с учащимися строятся таким образом, чтобы дать возможность школьникам самостоятельно открывать что-то новое, привлекая уже известное. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, включают в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они способны добиться победы. Ведется систематическая работа по социальной адаптации ребят из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посещаются семьи учащихся, проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями, дети из неблагополучных семей привлекаются в кружки, к подготовке и проведению мероприятий. Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная. Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – это регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. С тех пор как в своей школе мы начали больше уделять внимания здоровью детей, ввели программу «Здоровье», появились заметные положительные моменты в жизни школы. Во-первых, значительно уменьшилось количество пропусков по болезни. На уроках дети стали более раскрепощёнными и энергичными. Положительным результатом работы считаю и то, что дети, которые оканчивают начальную школу, продолжают успешно учиться в средних и старших классах, подтверждают свои знания, полученные в начальном звене. Учителя- предметники отмечают активность ребят на уроках, умение работать самостоятельно. А сейчас два педагога нашей школы поделятся собственным опытом и расскажут, как они на своих уроках реализуют программу здоровьесбережения. ( Из опыта работы: Учитель начальных классов о роли физминуток на уроках, учитель физической культуры).Раздаточный материал^ Методы, приемы и формы обучения с позиции здоровьесбережения. 1. К о м ф о р т н о е н а ч а л о и о к о н ч а н и е у р о к а, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»; в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке. 2. Проведение на уроке разнообразных в а л е о л о г и ч е с к и х п а у з, д ы х а т е л ь н о й г и м н а с т и к и, с а м о м а с с а ж а, у п р а- ж н е н и й, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости. 3. О б ъ я с н е н и е н о в о г о м а т е р и а л а с о п о р о й на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. 4. У п о р я д о ч е н и е с и с т е м ы д о м а ш н и х з а д а н и й, их дозировка, выбор, творческий характер. (Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания. 5. У ч е т и н д и в и д у а л ь н ы х с п о с о б н о с т е й и о с о б е н - н о с т е й р е б е н к а.^ Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость. 6. О п р о с только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока). 7. К а ж д ы й з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и й у р о к должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Этюды для души». 8. В к л ю ч е н и е в с о д е р ж а н и е у р о к о в «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья. 9. Л и ч н ы й п р и м е р у ч и т е л я.(Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.) 10. О р г а н и з а ц и я с а м о р е ф л е к с и и. Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.