Цели урока: учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания. Ход урока.1. Организационный момент.2. Введение в тему. - Какие прочитанные о морозе произведения вы помните? ( Н.Некрасов « Не ветер бушует над бором…», русские народные сказки «Морозко», «Два мороза») - Сегодня мы будем анализировать сказку Владимира Федоровича Одоевского « Мороз Иванович» 3. ^ Работа над сказкой.а ) Беседа по 1-й части сказки. - Как звали девочек? ( Рукодельница, Ленивица). - Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел- , т.е. все умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень) - Прочитайте, как проходил день Рукодельницы. - А чем занималась Ленивица ежедневно? Прочитайте. - Когда мы говорим « считать мух «? (Когда бездельничают или ротозейничают.) - В прямом или переносном смысле употребил это выражение автор? ( В прямом.) - Какая беда случилась с Рукодельницей? ( Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец). - Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил? ( Пирожок попросил достать его из печи. Яблочки на яблони попросили потрясти.) -Как Рукодельница могла вернуть свое ведро? (За него она должна была три дня прослужить Морозу). - Легко ли было девочке взбивать перину деду? Почему?( Руки ее окостенели, пальчики побелели). б) Выборочное чтение. - Какие вопросы задавала девочка Морозу? Прочитайте, как дедушка ответил на них. - Прочитайте, как отблагодарил Мороз Рукодельницу. - Что наказывала нянюшка Ленивице?4. Физкультминутка5. Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру Рукодельницы…» до слов «Старик и в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил…» – Выберите со страниц 205-206 Все слова Мороза Ивановича и прочитайте их. -В каких словах выражена главная мысль сказки? ( «Какова твоя работа, такова и награда»).^ 6. Работа с иллюстрациями к сказке. -Расположите картинки по порядку событий происходящих в сказке. - Найдите строки из сказки , которые можно написать под иллюстрациями.7. Сравнение двух главных героинь сказки. - Сравните главных героинь. Вам поможет задание №2 в учебнике на странице 207. – Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «Шутки ради, а что в наставленье»?8. Домашнее задание. Поделить сказку на части и озаглавить их.