Реферат по предмету "Психология"


Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической помощи

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической помощи Реферат Исполнитель: Гусалов Н.С Студент 21_ группы

Екатеринбург 2013 Содержание Введение… 1. Основы психологического консультирования….1. Понятие «психологическое консультирование»… 2. Методы психологического консультирования….3. Принципы психологического консультирования… 4. Этапы психологического консультирования….2. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии….17 Заключение….20 Список использованной литературы… 22 Введение Психологическое консультирование по проблемам ребенка с нару

шениями в развитии - комплексный, многоаспектный процесс, и в зависимости от его доминирующей цели он может проводиться разными специалистами. Это могут быть и психологи, в том случае, когда, исходя из цели, за основу принимается психологическая модель консультирования, и специалисты по коррекционной педагогике, логопеды и др когда за основу принимается педагогическая или диагностическая модель консультирования. Желательно привлекать к работе и медиков, которые могут дать оценку психофизиологическому состоянию ре

бенка. Каждый из этих специалистов обладает важными знаниями, помогающими решить ту или иную проблему, находящуюся в сфере его компетенции. Кроме того, можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов - имеется в виду как их подготовка, так и чисто формальные, организационные моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организация труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информаци

онном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями (например, о том, что такое умственная отсталость или какое-либо иное отклонение в развитии его ребенка; какие существуют специализированные учреждения и т.п.). Другой уровень консультирования - обучение клиента тем или иным навыкам, умениям - поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционной работы, а не просто снабжение его информацией. Третий уровень - помощь в активной перестройке

системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение. Необходимо отметить, что во всех вариантах консультирования (независимо от того, какого узкого профиля специалист проводит консультацию) необходимо соблюдать этические принципы и методологические подходы психологического консультирования, поскольку психологический аспект в ситуации консультирования всегда должен учитываться. Целью данной работы является рассмотрение и анализ психологического консультирования как одного из направлений оказания

психолого-педагогической помощи Задачи: - дать понятие «психологическое консультирование»; - рассмотреть методы и принципы психологического консультирования; - определить этапы психологического консультирования; - рассмотреть психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии. 1. Основы психологического консультирования 1. Понятие «психологическое консультирование» Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из п

сихотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в

себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров

США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно пре

дставляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений: 1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться

новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности. 4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом

, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: - каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; - каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; - каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. [2] Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержне

вые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. 1.2. Методы психологического консультирования

Основной метод психологического консультирования — интервью, или беседа. Умение правильно строить и проводить интервью — необходимое условие эффективности психологического консультирования. Дополнительными методами могут быть игры, дискуссии; в зависимости от конкретных целей большее или меньшее место занимают методы психодиагностики. Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нужно знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны — прием и переработку информации, взаи

модействие, взаимовосприятие. Правильно организованная беседа обеспечивает адекватное восприятие информации, полноценное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов. Прежде всего, при проведении интервью важно помнить, что наше общение идет не только на вербальном (словесном), но и на невербальном уровне. Существуют разнообразные средства общения на невербальном уровне. Основными являются следующие: 1. Оптико-кинестетическая система — жесты, мимика, пантомимика, общая моторика. Существуют так н

азываемые «открытые» позы, привлекающие другого человека; «закрытые» позы, как бы говорящие: «не подходи» (например, скрещенные на груди руки); агрессивные позы (сжатые кулаки). По этим позам можно определить состояние клиента. С другой стороны, консультант должен следить и за тем, что он сам выражает с помощью мимики, жестов, поз — например, не вступают ли его уверенные и дружелюбные слова в противоречия с неуверенной или агрессивной позой, которую он принял. При затрагивании в беседе особо

значимой для клиента темы может измениться его моторика — он как бы «застынет» или, наоборот, начнет беспокойно двигаться. Консультант не должен упускать из виду эти знаки. 2. Пара и экстралингвистическая системы, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач. Это тоже важные средства передачи информации, позволяющие определить эмоциональное состояние собеседника, его отношение к тем или иным событиям или людям.

3. Организация пространства и времени. Для построения доверительных, неавторитарных отношений важно правильно организовать пространство во время консультирования. Это означает, что собеседники должны находиться на одном уровне (если консультант в пространстве расположен выше клиента, он, таким образом, как бы подчеркивает свое доминирование). Оптимальным должно быть и расстояние между консультантом и клиентом: если консультант при индивидуальном консультировании располага

ется слишком близко, вторгаясь в так называемое пространство интимного общения (примерно до 50 см), это может быть воспринято как агрессивное поведение; если слишком далеко (дальше 120 см) — как отстраненность, нежелание входить в личностный контакт. При групповом (семейном) консультировании эти правила также следует по возможности соблюдать. Кроме того, при этом виде консультирования большое значение приобретает организация времени — каждый из консультируе

мых должен находиться в непосредственном общении с консультантом примерно одинаковое время. Это нужно для того, чтобы у остальных не возникло ощущения, что консультант оказывает кому-то предпочтение или кого-то дискриминирует, а следовательно, принимает чью-то сторону (что совершенно недопустимо). При любом варианте консультирования клиента ставят в известность о продолжительности встречи («сессии») — обычно в среднем не более 2 ч, — и лишь в случае острого психологического кризиса это время может быть увеличено. Такое

ограничение во времени вносит необходимую определенность, дисциплинирует клиента, повышает его уважение к консультанту (у него, следовательно, есть и другие клиенты!). С другой стороны, оно дает ему уверенность, что отведенное время полностью посвящено ему. 4. Зрительный контакт. В ходе интервью необходимо поддерживать зрительный контакт с клиентом, причем он должен быть дозированным, т.е. не слишком длительным (долгий, пристальный взгляд может восприниматься

как агрессия) и не слишком коротким. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности клиента — для робкого, неуверенного, замкнутого человека он должен быть короче, чем для активного, напористого. В то же время активность клиента в установлении зрительного контакта помогает определить его психологические особенности. В современном психологическом консультировании в ходе интервью, как правило, применяют так называемое «эмпатическое слушание». Дословно «эмпатия» означает «чувствование внутрь». На русский язык этот

термин часто переводится как «сопереживание», но на самом деле его значение шире. Это не просто сопереживание и ни в коем случае не полное отождествление себя с клиентом; это скорее умение понимать мысли и чувства собеседника и доносить до него это понимание. Не растворяясь в клиенте, консультант тем не менее проникает в его внутренний мир, переживает и мыслит вместе с ним. При развитой эмпатии консультант проясняет и уточняет мысли и чувства клиента, а следовательно, его проблема становится более понятной. Это вовсе не означает, что

консультант обязан во всем соглашаться, разделять убеждения и мнения собеседника; просто в ходе эмпатического слушания он признает право клиента на те или иные чувства и мысли, не осуждая, а принимая их как данность. Внешне процесс эмпатического слушания выглядит как перефразирование, переформулирование, а иногда и интерпретация слов клиента. Помимо интервью используют разнообразные упражнения, игры, дискуссии, цель которых — актуализировать понимание клиентом себя, окружающих, своей проблемной ситуации. Эти методы и техники

, будучи взяты из психотерапии и психологической коррекции, сами по себе не являются специфичными именно для психологического консультирования, но несколько модифицируются соответственно его тематике (например, задаются специфические темы для дискуссий в семейном консультировании). Иногда в психологическом консультировании применяются методы психодиагностики, чаще всего — тестирование, причем тесты используются относительно простые, быстрые и удобные в обработке; допустимо и компьютерное тестирование. Тесты

используются в том случае, если для решения проблемы клиента важно учесть его индивидуальные особенности, не проявляющиеся в ходе интервью. Тестирование ни в коем случае не должно проводиться до непосредственного знакомства с клиентом (чтобы не создавать атмосферу безликой, унифицированной проверки, «экспертизы» — ведь он и так взволнован ситуацией) и не должно занимать слишком большую часть процесса консультирования. Различного рода опросники могут помочь выявить скрытые тенденции реагирования на ту или иную си

туацию, установки и ценности клиента (в детско-родительских, супружеских, производственных отношениях и пр.). Иногда рекомендуют использовать тестирование для диагностики познавательной сферы человека. Не следует, однако, переоценивать значение психодиагностики в обычной практике консультирования и тем более опираться только на результаты тестирования, подменять беседу и взаимодействие с клиентом психодиагностическими процедурами: ведь подразумевается, что клиент — психически и психологически здоровый человек. [3] В некотор

ых случаях методы психодиагностики могут быть очень важными — например, если есть основания предполагать возможность серьезных нарушений психики. Особо важную роль психодиагностическое исследование часто играет при психологическом консультировании семей, имеющих ребенка с проблемами в развитии — здесь без квалификации нарушений психики ребенка и выявления их структуры невозможна дальнейшая работа с семьей и самим ребенком. И, разумеется, в этом случае тестированием ограничиваться нельзя, нужно проводить полное, всесторон

нее и целостное психологическое исследование ребенка. 1.3. Принципы психологического консультирования В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике

. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а так

же многие другие. В некоторых странах, например в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д. [1] Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие: [1]

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь. 2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а

не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека. 3. Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может

дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспольз

уется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях. 4. Анонимность — никакая информация, сообщённа

я клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с ряд

ом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см например, феномены переноса и контрпереноса).

В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи. [4]

1.4. Этапы психологического консультирования Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. 1

. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охар

актеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль

тернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно. 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранны

х альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует

предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.). 5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план

решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. [2] Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование.

Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме. 2. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам, пост

оянно растет. Особый круг вопросов встает перед родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии – не только психически больных и умственно отсталых, но и детей с небольшими нарушениями (задержка развития, невротические реакции и т. д.). Появление в семье ребенка с какими-то отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особеннос

тях их ребенка: указать положительные и отрицательные качества, его сильные и слабые стороны. Информацию такого рода родителям лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Часто период первичного обращения родителей к специалистам относится к старшему дошкольному возрасту. Старший дошкольный возраст является как бы рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Родители начинают более пристально присматриваться к своим детям, пытаясь оценить их способности, трудолюбие, готовнос

ть к школе. Требования к детям в этот период обычно резко повышаются. Родители порой неумело пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми же трудностями, не всегда правильно реагируют и оценивают их. Нередко в этот период в семьях возникают конфликтные ситуации, вытекающие либо из непонимания одним или обоими родителями возможностей своего ребенка, либо из-за неприятия решения специалистов. Все это побуждает родителей к получению всесторонней консультации и объективной оценки как способно

стей и возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций. В нашей стране существует большое количество специализированных детских садов: логопедические, детские сады для детей с органическим поражением ЦНС, детские сады для детей с задержкой психического развития, для слабослышащих, глухих детей и т. д. Помещение ребенка в специальный детский сад не означает, что он в обязательном порядке будет обучаться и в школе того же профиля. Дошкольная работа обычно позволяет значительно продвинуть ребен

ка в развитии. Поэтому родители вправе заново оценить возможности ребенка и решить вопрос о профиле школы. Особенно это касается детей, которые посещали детские сады для детей с задержкой психического развития, органическим поражением ЦНС и логопедические. Другую большую группу родителей, обращающихся за консультацией к психологам, составляют те, чьи дети, начав обучение в массовой школе, не справляются с ее требованиями. Это ученики начальной школы, ставшие по разным причинам неуспевающими.

В этих случаях родители и школа также ставят разнообразные вопросы перед специалистами. Основной же вопрос заключается в том, чтобы определить, должен ли данный ребенок оставаться в массовой школе или его необходимо перевести в школу другого типа (вспомогательную, речевую, для слабослышащих, слабовидящих и т. д.). Заключение об уровне психического развития ребенка и определение типа школы, в которой он должен обучаться, делаются на основании заключений психоневрологов, педагога, психолога, логопеда, а при необх

одимости – окулиста и отоларинголога. Данные психологического обследования чрезвычайно важны для решения вопросов диагностики, а также для правильного построения беседы с родителями. Психологом при этом учитываются: уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности личности и деятельности ребенка. На основании всего этого ставится не только клинический диагноз, но и определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям исчерпывающ

ие рекомендации в плане обучения и воспитания их ребенка. Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования: 1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации; 2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта; 3) психологическое консультирование всех членов семьи. Анализи

руя жалобы, консультант помогает родителям точнее их сформулировать, а затем соотнести с возрастом и реальным положением ребенка: домашний ребенок или посещающий детский сад, состав семьи, дополнительные занятия ребенка и др. Важно установить: кто уделяет ребенку больше внимания, кого в семье ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания. [5] Заключение Психологические консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям,

нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов. Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы. Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить и

х достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способ

ствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования. Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования

относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению. Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принима

ть самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии. Список использованной литературы 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М 1994. 2. Кочюнас, Римантас. Основы психологического консультирования. — Москва:

Академический проект, 1999. — 240 с. 3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования М 1999. 4. Dahlberg, Charles Clay. Sexual contact between patient and therapist // Symposium on love / Ed. Mary Ellen Curtin. — New York: Human Sciences Press, 1978. — 244 с. 5. Astromeridian.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философские проблемы в романе Толстого Война и мир
Реферат Теория государства и права. Вопросы и билеты
Реферат Проблема одиночества в психологии
Реферат Классическое содержание экологии как науки о взаимодействиях в системе "организм - среда"
Реферат Особенности разрешения конфликтов в системе муниципальной службы
Реферат Тема игры в пьесе Александра Островского Лес
Реферат Пермь
Реферат Северные крестовые походы
Реферат Abstract On Communist Mannifesto Essay Research Paper
Реферат Образ лиценциата Видриеры в одноименной новелле Сервантеса
Реферат Тема поэта и поэзии в творчестве А С Пушкина
Реферат Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования
Реферат Хімічний лабораторний посуд
Реферат Греческая математика эллинистического периода
Реферат Світова культура у другій половині ХХ століття