Костромской областной институт развития образования Кафедра теории и методики воспитанияОбразовательный модульк дистанционному (заочному) этапу курсов по теме«Организация воспитательной работы в образовательном учреждении»Составитель: Миновская О.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.Нормативно-правовые основы организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Правовая культура педагога.Содержание образовательного модуля:Образование как сфера нормативно-правового регулирования.Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования.Характеристика основных международных актов по вопросам воспитания.Проблемы воспитания подрастающего поколения в федеральных документах РФ.Нормативно-правовые документы в деятельности образовательного учреждения: необходимый пакет.Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования. Конституция РФ признает за каждым человеком право на образование (статья 43). Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина составляет смысл деятельности всех органов и учреждений образования и каждого их должностного лица. Признать означает, что права принадлежат каждому на основе естественного права, он не может быть лишен своих прав произвольно. Закрепление прав и свобод в Конституции – следствие их естественного происхождения. Соблюдение означает не только уважение прав человека, согласование решений и действий с такими правами, но и создание условий для их осуществления людьми – развитие материально-технической базы, выделение финансирования, обеспечение организационной, юридической и информационной поддержки и т.д. Под защитой чаще всего подразумевается деятельность судебных и правоохранительных органов. В сфере образования защиту прав и свобод осуществляет, прежде всего, аппарат управления, который призван пресекать неправомерные действий подведомственных учреждений, а также должностных лиц, не в полной мере понимающих либо непонимающих смысла своей службы. Законодательство и нормы права несут в себе ряд функций: Информационная функция. Как и в других областях общественной жизни, в сфере образования нормы права являются источником сведений главным образом для людей, занятых решением соответствующих проблем в качестве сотрудников государственного / муниципального аппарата, либо в индивидуальном порядке (научные работники, предприниматели в сфере обучения и прочие). К этому источнику может прибегнуть любой человек. Но система норм является продолжением и конкретизацией естественного права, которое присуще человеческому сознанию. Нередко в ней отражаются общечеловеческие правила нравственного поведения. Следовательно, человек может вести себя в соответствии с нормой права в силу своей общей культуры. Ценностно-мотивационная функция. Нормативные акты должны ориентировать человека в системе ценностей среди наиболее предпочтительных с точки зрения общества. Так, среди принципов государственной политики п.5, ст. 293 ФЗ «Об образовании» называют свободу и плюрализм. Это открывает перед учебным заведением простор в выборе программ и учебно-методической литературы, в ориентации на то или иное мировоззрение. Но в то же время ст. 29 Конституции устанавливает, что запрещается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Регулирующая функция. Правовое регулирование представляет собой действие или деятельность, согласную с волей, выраженной в законе. При этом в юридической литературе называют ряд действий, совершаемых на этой стадии реализации: осуществление, исполнение и применение. Осуществляют свои права субъекты (учащиеся, абитуриенты, учебные заведения и т.д.). Исполнение обязанностей выражается в активных действиях и в бездействии. Например, каждый человек исполняет свои обязанности не нарушать права учебного заведения на осуществление учебного процесса, на его имущество, на его объекты интеллектуальной собственности. Применение права осуществляют, как это принято в общей теории права, органы, имеющие властные полномочия. Нормы применяются не только при разрешении споров между отдельными субъектами. Органы законодательной и исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией издают нормативные акты.^ Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования. Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре, помимо правовых норм и институтов, регулирующих образовательные отношения в собственном смысле слова, также нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса. Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер: федеральное законодательство, законодательство субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя основные законы государства, профильные законы (например, «Об утверждении ФЦПРО»), непрофильные законы (например, «О языках народов РФ») и подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования и науки и других министерств). Региональный уровень образовательного законодательства регулирует общие вопросы образовательной деятельности на основе Закона об образовании, общие вопросы, которые недостаточно разработаны в федеральном законодательстве, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, отношения в смежных с образованием сферах. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную правозащитную организацию.^ Вопрос №3. Характеристика основных международных актов по вопросам воспитания. В контексте вопросов воспитания подрастающего поколения основными правовые акты международного образовательного законодательства являются такие документы ООН как Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам; 3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами; 4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI в. Конвенция о правах ребенка конкретизирует принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу. Она возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей. Конвенция позволяет увидеть недоработки законодательной базы в РФ относительно образования детей. В частности, в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, не упоминается. Статья 11 ФЗ, предусматривающая меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, не полностью соответствует Конвенции: не оговорено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.^ Вопрос №4. Проблемы воспитания подрастающего поколения в федеральных документах РФ. Среди наиболее важных федеральных актов назовем ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также постановление Правительства РФ «Национальная доктрина образования в РФ». В условиях модернизации образования внимание привлекает ФЗ «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования» (на 2006-2010 гг.) и приказ Минобразования и науки «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».^ Национальная доктрина образования в РФ выступает политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. Политическая и декларативная составляющая документа более весомы, чем его правовое содержание. Доктриной впервые задан вектор развития российского общества в контексте развития образования. Документ определяет задачи, стоящие перед российской системой образования, сообщает о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования, определяет единые цели воспитания и обучения, условия для сохранения единого образовательного пространства, развития демократичности государства. В доктрине отражена общегосударственная идея, лежащая в основе содержания образования и направленная на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.^ Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы имеет своей стратегической целью обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Среди стратегических задач программы первым определено совершенствование содержания и технологий образования. Для решения этой задачи предполагается в том числе: Оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей; Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования. Одним из способов ускорить модернизацию стал приоритетный национальный проект «Образование». Одна из основных задач проекта - повышение уровня воспитательной работы в школах. Среди путей реализации проекта в этом плане важны: - поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, что способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества; - поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи; - предусмотрено вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе 2.2. «Создание условий для повышения качества общего образования» сообщает, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должностать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: - провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи; - более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности; - усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; - обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей. Определенные ориентиры воспитательной работы задаются сегодня стандартами образования. В рамках проекта «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» руководителем группы разработчиков А.М. Кондаковым предложен портрет будущего выпускника — гражданина России: Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата, Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Обсуждение идей проекта осуществляется на специальном сайте www.standart.edu.ru Модернизация образования предполагает развитие региональных систем образования. ^ Концепция современной модели образования Костромской области включает разработку и реализацию проектов «Социально-значимая и общественно - полезная деятельность одаренных детей и талантливой молодежи», «Развитие инклюзивного, интегрированного образования в общеобразовательных учреждениях Костромской области», «Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих учебные заведения», «Региональная служба сопровождения замещающих семей». Эти проекты затрагивают не только вопросы образовании, но и воспитания. Кроме того, одним из ориентиров становится развитие общественно-государственные формы управления, в том числе и органов ученического соуправления / самоуправления.^ Вопрос №5. Нормативно-правовые документы в деятельности образовательного учреждения: необходимый пакет. Характеризуя необходимый пакет нормативно-правовых документов при осуществлении воспитательной работы в учреждении, представляется возможным определить такие составляющие.^ Федеральные законы являются основой при построении ориентиров и основных механизмов воспитательной работы. Именно они являются нормативной основой при разработке программных и организационных документов учреждения. С ними должны быть ознакомлены педагоги учреждения. Также большую важность для педагогов-воспитателей имеет такой международный акт как Конвенция о правах ребенка.^ Постановления, распоряжения правительства РФ предполагают, во-первых, знакомство с федеральными целевыми программами, затрагивающими проблемы воспитания: - Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2006-2010) - Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы - Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" - Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" - Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" - Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения" - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" - "Организационно-воспитательная работа с молодежью" (целевая статья) и т.д. При построении различных направлений воспитательной работы необходимо ориентироваться на приказы Минобразования и науки РФ по следующим вопросам: - перспективы развития воспитания в образовательных учреждениях РФ, - проблемы охраны здоровья, физического воспитания детей и молодежи, - вопросы гражданского воспитания подрастающего поколения, - проблемы взаимодействия образовательных учреждений с родителями, - вопросы взаимодействия государства, учреждений образования с детскими и молодежными общественными объединениями. Также эти вопросы освещаются в методических рекомендациях и информационных письмах Минобразования и науки РФ. На региональном уровне педагогам необходимо знакомится с региональными законодательными актами (например, закон Костромской области о гарантиях прав ребенка в Костромской области), приказами и рекомендациями областных и муниципальных органов управления образованием. На уровне образовательного учреждении основным документом, регламентирующим осуществление воспитательной работы становится соответствующая программа воспитательной работы. Она является составляющей частью образовательной программы учреждения, учитывает ориентиры, заданные программой развития учреждения. Программа воспитательной работы разрабатывается педагогами учреждения и принимается решением педагогического совета школы. Программа воспитательной работы может сопровождаться дополняющими ее подпрограммами (например, программой работы с семьей или программой профилактических мероприятий). При этом подпрограммы выполняются в соответствии с концепцией программы воспитательной работы. Затем программа дополняется рядом локальных актов, принятых учреждением: - акты, регламентирующие поведение членов школьного сообщества в образовательном учреждении, - акты, регулирующие деятельность органов управления и соуправления воспитательным процессом, - должностные инструкции воспитателей, - положения, регулирующие деятельность различных структур в школе (детских объединений, пришкольного лагеря, кабинета воспитательной работы и т.д.), - положения о воспитательных мероприятиях. - рабочие документы организаторов воспитательной работы (например, планы работы), - акты о стимулировании воспитательной деятельности педагогов и внеклассной и внешкольной деятельности школьников. Наконец, важный блок локальных документов составят инструкции, обеспечивающие здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ^ Задание 1. Познакомьтесь с содержанием федеральных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, как отраженные в них ориентиры и приоритеты реализуются в воспитательной программе и работе Вашего учреждения. Представьте ответ по следующей схеме: Изученные нормативные документы федерального уровня: - - Государственные ориентиры и приоритеты, которые наиболее полно реализуются в Вашем учреждении: - - Государственные ориентиры и приоритеты, реализации которых необходимо уделить больше внимания: - - ^ Задание 2. Познакомьтесь с предложенной структурой пакета нормативных документов образовательного учреждения. Проанализируйте, какие из документов международного, федерального уровня и регионального освоены и пока не освоены педагогами Вашего учреждения. А затем определите каких документов не достает среди локальных актов учреждения. Представьте ответ по следующей схеме: В ОУ применяются следующие международные акты: - - В ОУ педагоги не ознакомлены со следующими международными актами: -- В ОУ применяются следующие федеральные акты: - - В ОУ педагоги не ознакомлены со следующими федеральными актами: -- В ОУ применяются следующие региональные документы: - - В ОУ педагоги не ознакомлены со следующими региональными документами: -- В ОУ применяются следующие локальные документы и акты: - - В ОУ педагоги не разработаны следующие локальные документы и акты: -- ^ Задание 3. Определите, какие нормативно-правовые документы международного, федерального и регионального уровня должны стать основой программы воспитательной работы Вашего учреждения? Перечислите нормативные акты (необходимо полное название каждого документа): - - - - - - - ^ Список литературы для самостоятельной работы - Алферова Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. // Вестник образования, №6, 2002. - Настольная книга директора школы. (Сборник нормативных документов). – М., 2002. - Нормативно-правовые основы воспитания в современной школе: Сборник корпоративных документов / Под ред. О.С. Коршуновой; Сост. О.С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая. – Кострома, 2004. - Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006. - Плахова Л.М. Курс молодого бойца или азбука директора школы. В 3 выпусках. Вып. 1. Практ. пособие. – М., 2004. - Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008. - Фриш Г.Л. Обязательные нормативно-правовые документы общеобразовательной школы: в помощь руководителю образования. – М., 2005. - Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.Полезные ссылки: - Сайт «Патриоты России» // http://www.patriot-rf.ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html - Сайт Министерства образования и науки РФ // http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/ - Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницыhttp://www.ed.gov.ru/young_people/vospitanie_detey/http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/ (федеральные целевые программы)http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг.) - Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index