Реферат по предмету "Разное"


«Предмет философии. Философия и мировоззрение. Философия и наука»

ГОССТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГосударственное образовательное учреждение Московский КолледжГрадостроительства и ПредпринимательстваЗаочное отделениеРефератпо теме «Предмет философии. Философия и мировоззрение. Философия и наука»Преподаватель: Никульшин В. Д. Студент: ………………… Группа: СЭЗС – 31 Москва - 2005Содержание:I.Предмет философии……………………………………… II. Философия и мировоззрение………………………… III. Философия и наука…………………………………………… Заключение……………………………………………………… Список используемой литературы……………………………^ Предмет философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), а с древнеиндийского – видение истины («даршака»). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. Этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Таким образом, философия в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой душ и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию. Возникновение философии в VI в. до н.э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни, это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).^ Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, составляют четыре основных раздела: онтология, (учение о бытие), гносеология (учение опознании), человек, общество.^ Философия и мировоззрение. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции. Возникновению философии способствовали объективные и субъек­тивные предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:1). Объективные предпосылки: а).Социально-политические: -общественное разделение труда; -систематическое производство материальных благ, содер­жательно изменившее человека и поставившее его в прин­ципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием; -разделение общества на классы; -возникновение государств, городов- мегаполисов с демок­ратической формой государственного устройства (Афины , Спарта); б) Культурно-исторические: -создание письменности; -возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины); -возникновение и развитие различных видов искусства; -возникновение образовательных учреждений (ликеи, ака­демии); -наличие в обществе мифологии и религии как здоровых на­чал культуры.2) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.^ 1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения. Этот духовный процесс имел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 гг. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший много необычного.^ В этот период: -в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы; -в Индии - возникли Упанишады, жил Будда; -в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; -в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; -в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Пармени­да, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и ме­ханика Архимеда. Всё, что связано с этими именами, возникло почти од­новременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира Уже древние философы указали на два источника из кото­рых "рождается" философия: а) ^ Способность удивляться. Древнегреческий философ Арис­тотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духов­ный мир личности, тем сильнее развита у ней эта спо­собность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непре­рывная работа мысли. "Мыслю - следовательно, сущест­вую", - говорил великий философ и учёный Декарт (XVII в.). б) Переживание. Человеческое отношение к миру (и к самому се­бе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий фило­соф V век до нашей эры) вдохновляющим гением филосо­фии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование. Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Существует ли он вечно или когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности? Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Каждого человека, несомненно, волнует и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильно было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. Что же такое мировоззрение?Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи; 2) ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то обобщенные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека могут входить представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением; 3) морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента; 4) практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное. 1. ^ Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок. 2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.^ Черты философского мировоззрения: 1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. 2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппа­рат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии - не образы, не картинки, а катего­рии. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соот­ветствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. 4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содер­жатся размышления над собственными представлениями о ми­ре и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднократно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, характер профессиональной деятельности и многое другое. Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Но этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний и действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов 9данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, иных стран Востока, а также для древней Греции).Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).^ Философия и наука. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. Слово «отпочкование» не совсем точно характеризует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теоретического освоения знания – конкретных наук, но и обретение философией своего нового облика, изменение предмета, метода и функций философии. В европейской культуре этот процесс проходил в два этапа. Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику – науку о правильном мышлении, психологию – науку о душе, физику – науку о природе, метафизику (собственно философию) – учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И он не преувеличивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретической зрелости между философией и другими науками. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в 16 – 17 вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., - философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональ­ности.1. Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: а). Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; б). Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); в). В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Эти претензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фия не противоположна науке, но и полностью не сводима к ней. Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает нау­ку и философию.Общее и различное в философии и науке. 1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука - только на часть опыта. Т.е., а) Для философии отличительным признаком является ос­мысление мирового целого, единства окружающего ми­ра, что крайне важно для специалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого. б) В науке: качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознании набо­ром научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительнос­ти. 2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.Различие: а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку. Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений. б) А философия, опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются в гуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым. 3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу. а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология. б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её ес­тественное состояние, позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно "вписывает" в неё человека. От­ношение человека к миру - вечный предмет филосо­фии. Ницше сказал о философском знании, что оно "человеческое, слишком человеческое".4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.Различие: а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно, т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д. Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах" своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело. б) В философии: преемственность имеет два аспекта: ● Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продол­жена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческому гению критики.Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению". ● Как ценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют свою значимость во време­ни. Этим философия сродни искусству. Великий философ, как и великий художник - это выразители своего времени, и именно в этом их творчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей. 5) Общее: Философия существует и развивается как мировое знание, хотя создаются конкретными предшественниками тех или иных народов. а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии и т.д.). б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные филосо­фии. Русская, немецкая, французская философии - понятия не только допустимые, но и совершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшим образом выражают "душу" наро­да, его внутренний духовный опыт. 6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатам приходят разные учёные). Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.^ В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля никто написать бы не смог). Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научных знаний. И связано это, прежде всего с опреде­лением предмета исследования философии. 2. ^ Философия как наука. Распространена и противоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой. В истории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии как науки: староантичное, традиционное, современ­ное. 1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. ^ Его можно квалифицировать как "протознание (первоз­нание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки - вся действительность. В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук. 2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господс­твующая и руководящая наука. Философия - наука наук. Устано­вившееся за ней название "метафизика" (то, что "после физи­ки") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем. 3) Современное понимание философии складывалось: -по мере накопления специальных научных знаний; -выработки конкретных приёмов исследования; -развития представлений о закономерностях отдельных облас­тей природы; -в ходе процесса дифференциации теоретического знания. Становление философии как самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания. В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.^ В общем смысле:Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­рат методов исследования. 1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживая природа, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая самого человека.2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта (например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но: -у ботаники предмет - растительный мир -у зоологии - животный мир). Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.1) Определения онтологического типа: -Философия - это наука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления; -Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира; -Философия - это наука о всеобщих началах сущего; -Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)2) Определения антропологического типа: -Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существо­вании. "Культура ума есть философия" - (Цицерон) Мы же остановимся на первом определении Философия - это наука о всеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления. Как и всякая наука, философия имеет свою структуру, порож­дённую её проблемным полем.1. Онтология или теория бытия.Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия: -существует ли субстанция бытия и какова она; -что есть движение, пространство, время; -что такое сознание и как оно возникло; -какое место занимает в мире человек, какова его природа; -существует ли цель мирового развития; -существуют ли законы природы и т.д. Для обозначения источника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможность^ БЫТЬ, наличество­вать, являться и возникло понятие БЫТИ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Цветовые эпитеты в поэзии Б. Окуджавы
Реферат Тело текста. Заметки о прозе Владимира Сорокина
Реферат "Английский" роман Казуо Ишигуры
Реферат Державне регулювання економіки 4
Реферат Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (Н.С.Лесков. "Тупейный художник").
Реферат Тит Макций Плавт
Реферат Тарас Шевченко
Реферат Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж. Р. Р. Толкина)
Реферат "Чайка" А.П.Чехова
Реферат Социальный конфликт в деревне в период коллективизации (по роману Б. Можаева «Мужики и бабы»)
Реферат Человек и природа (По балладе И. В. Гете "Лесной царь")
Реферат О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А Пушкина
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5
Реферат Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
Реферат Миф и реальность в романе Д. Апдайка "Кентавр"