Беспокойства и страхи подростков как препятствия социализации. Якиманская И.С., к.п.н, доцент кафедры общей психологии ОГУ, практикующий психолог Термин «социализация» (от латинского socialis — общественный) — широкоупотребителен в таких науках, как психология, социология, история, этнография, педагогика и, наконец, философия. В одних случаях в качестве основного предмета анализа феномена «социализация» являются механизмы деятельности и освоения индивидом нового социального опыта (психология); в других — социализирующие функции непосредственной личностной среды индивида (социальная психология); в третьих — сравнительно-историческое изучение процесса социализации в разных обществах и культурах (история и этнография). В нашем исследовании по преимуществу рассматриваются философские и социально-психологические аспекты социализации индивида, личности. Сразу следует подчеркнуть, что в общественной практике мы находим сегодня довольно устоявшийся тезис об «обязательности» прохождения каждым индивидом на пути к взрослости этапа социализации. Между тем, как справедливо отмечает И. С. Кон, широкая распространенность термина «социализация» не исключает неоднозначность его толкования. Наиболее часто в качестве синонима процесса социализации употребляются понятия «воспитание», «формирование личности», «развитие личности». Анализ показывает, что, несмотря на кажущуюся неоднозначность содержания, средств и целей процессов, обозначенных указанными дефинициями, возможность их точного разграничения весьма затруднена. Прежде всего, попытаемся соотнести понятия «социализация» и «воспитание». В первом приближении (предваряя точное определение дефиниции) в содержание феномена «социализация» необходимо, очевидно, включать процесс вхождения индивида в социальную среду посредством освоения им социальных норм, взаимовлияний, связей, т. е. усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Если обратиться к анализу содержания понятия «воспитание», то здесь мы фиксируем два устоявшихся в литературе и общественной практике подхода. Первый из них — так называемый «узкий» аспект этого понятия, ограничивающийся, как правило, процессом целенаправленного (программируемого) воспитательного воздействия субъекта воспитания на его объект. В современном Толковом словаре русского языка, например, термины «воспитание», «воспитать» трактуются как «...вырастить, воздействуя на духовное и физическое развитие... путем систематического воздействия, влияния... привить, внушить...». Другими словами, в этом случае под процессом воспитания подразумеваются вполне конкретные объектно-субъектные отношения во взаимодействии сотрудничающих пар: «родитель — ребенок», «учитель — ученик», «мастер — подмастерье», «школа — ученик», «училище - курсант» и др. с целью передачи и привития более младшим, неопытным вполне определенной системы представлений, понятий, ценностных ориентации, норм, навыков, умений и т. д. Субъектом воздействия выступает в большинстве своем конкретная личность или социальный институт. Условно такое понимание можно трактовать как «педагогическое». Иное содержание вкладывается в понятие «воспитание» в его «широком» смысле — «социологическом». В данном случае процесс воспитательного (социализирующего) воздействия не является лишь следствием целенаправленных усилий субъектов воспитания, а дополняется другими факторами влияния окружающей среды, носящими как регулируемый, так и спонтанный характер. Характерна в связи с этим мысль А. С. Макаренко, который отмечал в свое время, что воспитывают не только люди и явления, но и вещи. В процессе онтогенетического развития на индивида воздействует весь комплекс общественных отношений и связей (прямых и опосредованных), являющихся условием и предпосылкой усвоения им социального опыта, вхождения в социум. В отличие от первого, второй («широкий») смысл понятия «воспитание» практически выступает синонимом понятия «социализация». А как соотносятся понятия «социализация» и «развитие личности»? Так же, как и социализация ребенка, процесс превращения последнего в субъекта общественных отношений, в субъекта социальной деятельности предполагает сопутствующее этому процессу развитие личности. Последнее, естественно, связано с активностью самого индивида, с его участием в творческо-преобразовательной общественной деятельности, с усвоением и включением в систему социальных отношений и связей. Казалось бы, на первый взгляд, понятия «развитие личности» и «социализация» по своему содержанию и объему как бы совпадают, выступают синонимами за исключением имеющегося акцентирования в первом случае — на активность личности, во втором — на преобразующую человеческую природу роль социальной среды и адресность направленности ее воздействия на личность. Вместе с тем было бы неверным ставить знак равенства между процессами развития индивида (личности) и его социализацией. Как справедливо подчеркивает Г. М. Андреева, понимание процесса развития личности в активном его взаимодействии с социальной средой предполагает, что «каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение...» без опасения его абсолютизации и недооценки другого компонента. Раскрытие сущности и содержания процесса социализации индивида отнюдь «не снимает проблемы развития личности, а напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активным субъект». Если обратиться к разведению понятий «социализация» и «формирование личности», то следует подчеркнуть, что процесс формирования личности по своему содержанию в одном случае идентифицируется с понятием «воспитание» (в «узком» толковании этого феномена), предполагающим индивида в качестве объекта воспитательного (формирующего) воздействия, в другом — с «развитием личности», с активным участием ее в становлении собственного «Я». Психологи небезосновательно начало (зарождение) этого процесса у индивида в онтогенезе связывают с ранним детским возрастом, когда ребенок, стремясь к познанию того, что находится за границами его непосредственного мироощущения, начинает действовать под влиянием абстрактных образов воображения. Вступление на путь формирования собственной личности (самоформирования) сопровождается, как правило, преодолением ребенком прямого или опосредованного сопротивления взрослых или, другими словами, перехода его на путь эмансипации «из-под их власти». Уместным будет подчеркнуть, что феномен «преодоления сопротивления», носящий на первых этапах социализации внешний характер, впоследствии дополняется необходимостью преодоления внутренних препятствий, связанных с подавлением некоторых своих желаний, побуждений во имя достижения ценностей, символизирующих и обеспечивающих формирующейся (развивающейся) личности достижение поставленных целей, жизненных ориентиров и планов. Сегодня в литературе мы можем встретить достаточно много различных дефиниций понятия «социализация личности» в ее философско-социологическом истолковании. Следует подчеркнуть, что предложенные в 60—80-е годы нашими отечественными исследователями определения в той или иной мере являются модификациями (порой без принципиально разнящихся базовых положений и соответствующего раскрытия их содержания) дефиниций, данных западными социологами, в частности, Г. Тардом, Т. Парсонсом, Р. Тернером и др. Учитывая сказанное выше, в качестве рабочего определения мы, солидаризируясь с Г. М. Андреевой, будем понимать феномен СОЦИАЛИЗАЦИИ в качестве двустороннего процесса, включающего в себя как усвоение (интернализацию) индивидом социального опыта посредством вхождения в социальную среду и систему общественных отношений (социальных связей), так и его активную деятельность по воспроизводству этой системы . Социализация индивида в процессе онтогенеза включает в себя прохождение ряда возрастных социально-психологических периодов, отражающих особенности освоения им окружающей социальной действительности. И хотя процесс социализации сопровождает человека на протяжении всей его сознательной жизни, наиболее интенсивно он идет в молодежном возрасте, на этапе физического и социально-психологического созревания индивида. В рамках нашего исследования процесс социализации характеризуется через ее препятствия в представлениях подростков. Эти препятствия обозначаются нами как проблемы, страхи. Мы включили в сферу проблем многие параметры: реакции взрослых на негативное поведение подростка (как он их оценивает), формы его поведения с незнакомыми людьми, отрицательные формы поведения, встречающиеся у сверстников, степень удовлетворенности своей внешностью. Таким образом, препятствия социализации рассматриваются нами многопланово – когнитивно (обозначаются словами, обдумываются), аффективно (переживаются как страхи, беспокойства), конативно (поведенческие – конкретные поступки, приписываемые себе и сверстникам). Подросткам в анкете было предложено выбрать из списка проблем те, которые беспокоят их больше всего. Чаще всего по всей выборке встречаются проблемы взаимоотношений со сверстниками(23,35%) и проблемы с родителями (22,05%). Распределение частот выборов по остальным проблемам примерно одинаково (около 10%). Наименьшая (по значению) частота встречаемости у проблемы «отсутствие модных вещей и личных денег»(9,9%), но различия не очень существенны. Можно предположить, что за исключением двух доминирующих проблем, исследуемая выборка делится примерно поровну. Список проблем мальчиков-подростков отличается от девочек. Для мальчиков выделяется приоритет проблем связанных с родителями, как в отношениях с ними(22,49%-мальчики, 21,54% девочки), так и между отцом и матерью(12,65% и 8,84%). ^ Проблемы подростков, беспокоящие больше всего У девочек несколько больше выборов по проблемам отношений со сверстниками(22,99% и 23,88%), неразделенной влюбленности (10,44% и 13,82%), материальных трудностей в семье (11,04% и 16,16%) Итак, проблемы мальчиков семейные, а девочек – личные и материальные. Проблемы, свойственные исследуемой выборке динамичны, их встречаемость различна в 14,15,16,и 17 лет, в 7,8, и 9 классах. Большинство проблем изменяются неравномерно, стойкую динамику на возрастание можно заметить у негативных переживаний отношений между родителями (9,93% до 12,50%), неразделенной влюбленности (9,66% до 13,32%), материальных трудностей в семье (11,49% до 16,60%). Обратная динамика (то есть значения уменьшаются) у переживаний отношений к родителям(22,24% до 12,50%), отношений со сверстниками (26,65% до 9,72%). То есть можно говорить о том, что содержание проблем с возрастом меняется, переживание проблем семьи трансформируется в переживание собственных, личных проблем. Для воспитанников разных образовательных учреждений списки проблем различаются. У подростков, живущих в детских домах – выбираются проблемы непонимание окружающих(25,49%), отношения со сверстниками(23,53%), отношения с родителями(19,61%). Дети даже живущие без родителей решают для себя проблему отношения с ними. Относительно мало выбирается проблема материальные трудности в семье(1,96%) – дети мало озабочены материальными проблемами, не соприкасаются с ними. Воспитанниками интернатов выбираются проблемы материальные трудности в семье (25,78%), отношения со сверстниками (21,88%), относительно мало выбирается неразделенная любовь (3,91%). Данные свидетельствуют, что проблемы экономической некомпетентности родителей более всего переживается именно воспитанниками интернатов. Сфера эмоциональных отношений их волнует относительно мало. Подростки, живущие в своих семьях выбирают упомянутые ранее две проблемы – отношения с родителями и отношения со сверстниками(22,52%, 23,51% соответственно). Следует заметить, что большая разность в выборах проблем свойственна выборкам воспитанников детских домов и интернатов, у подростков, воспитывающихся в семьях, частоты распределены относительно равномерно. Можно предположить, что этот факт связан с несколько избыточной центрацией воспитанников интернатов и детских домов на проблемах определенного типа и некомпетентность в других сферах. Каковы же отношения с взрослыми, какие действия они предпринимают по отношению к подросткам, если те нарушают нормы поведения? ^ Формы наказаний, применяемые к подросткам: Чаще всего, по самооценке подростков, их ругают(41,75%) или серьезно разговаривают (38,75%), реже никак не реагируют или применяют физические наказания (3% и 3,5% соответственно). Мальчиков и девочек наказывают по-разному. Для одних (мальчиков) чаще применяется лишение удовольствий (16,57% и 12,30%) и физические наказания (4,72% и 2,34%), для других (девочки) чаще ругают (39,66% и 43,70%). Интересно, что серьезно разговаривают и с теми и с другими одинаково (38,86% и 38,82%). Таким образом, для мальчиков родители предпочитают косвенные и физические наказания, для девочек – вербальные, интуитивно соответствую половой дифференциации. С возрастом доля разных форм наказаний изменяется. Уменьшаются формы «ругают» (от 43,47% до 34,72%) и «физически наказывают» (от 3,49% до 1,39%), увеличивается доля трех остальных форм – ведут серьезный разговор (37,13% до 43, 06%), лишают удовольствий (от 15,53% до 19,44%) и никак не реагируют (от 2,57% до 4,17%). Таким образом, Фомы наказаний для более младших подростков – ругают, а для более старших – ведут серьезный разговор, очевидно, показывает динамику детско-родительских отношений в сторону большей осознанности и сотрудничества. Интересны различия форм наказания по видам обучения подростков. Для воспитанников интернатов в приоритете ругают за проступки (46,88%, у других групп на 3-4% меньше), физические наказания они тоже отмечают больше, чем остальные категории (4,69%, у других групп на 2-3 % меньше). Подростки из детских домов чаще других отмечают, что взрослые ведут серьезный разговор (39,22%, у других групп на 2-3 % меньше) или лишают удовольствий (21,57%, у других групп на 7-8 % меньше). Одни из важных препятствий социализации – страхи человека, с одной стороны они стимулируют различного рода рискованные, агрессивные реакции, с другой – порождают пассивность и замкнутость. Мы предприняли попытку понять содержание страхов, задав вопрос: «Скоро ты окончишь школу и начнешь самостоятельную жизнь. Чего ты больше всего боишься?» ^ Основные страхи современных подростков Больше всего подростки бояться плохой, неудачно сложившейся жизни(30,50%), остаться без друзей (24,80%) и не найти работу (24,25%). Меньше всего страхи связаны с попаданием в армию (4,35%), привыканием к новому коллективу (8,05%) и общением с незнакомыми людьми (8,50%). Относительно высока доля страха заболеть СПИДом (17,20%). Несомненно, страхи связаны с непредсказуемостью изменений окружающего мира, осознанием подростками своей неготовности к этим изменениям. Страхи мальчиков и девочек различаются, у мальчиков – страх остаться без друзей (30,02%, у девочек – 19,72%), потерять жилье (17,97%, у девочек – 8,84%), стать наркоманом (19,38%, у девочек - 6,81%), заболеть СПИДом (23,29%, у девочек – 11,08%), попасть в армию (8,13%, у девочек – 0,61%). Страхи мальчиков-подростков – это страхи действия, конкретные и реальные. Девочки боятся плохой, неудачно сложившейся жизни (34,76%, у мальчиков – 26,61%), что не смогут найти работу (28,56%, у мальчиков 19,58%), что без поддержки взрослого человека не смогут разобраться во многих жизненных ситуациях (14,53%, у мальчиков – 7,53%). Очевидна большая зависимость и подчиненность девочек, их страхи более эмоциональные, чем действенные. С возрастом динамика страхов неочевидна, заметно некоторое снижение страха остаться без друзей (27,39% до 23, 61%) и потерять жилье и стать «бомжем» (15,90% до 6,94%), стать наркоманом (17,60% до 9,92%), заболеть СПИДом (22,75% до 14,13%). По-видимому, такое положение связано с возрастающей самостоятельностью детей, их планами на будущее, а с другой стороны, большей просвещенностью в сексуальных и других сферах. Конечно, настораживает уменьшение страха, ведь его заменяет риск, азарт, или потеря интереса к подобным проблемам. Обнаружилось, что подростки, проживающие вне семьи, имеют больше страхов, чем подростки в семьях. Больше всего бояться воспитанники интернатов, из частоты выборов форм страха превышают все остальные значения, у воспитанников детских домов выделяется страх незнакомых людей(31,37%, у остальных меньше на 2-5%), остаться без друзей (11,76%, у остальных меньше на 1-3 %). Как же подростки пытаются справиться со своими страхами, какие действия, поступки они для этого используют? ^ Формы знакомства с незнакомыми группами, применяемые подростками: Явно испытывая страх и беспокойство перед незнакомой компанией, подростки чаще первыми не вступают в разговор (36,40%) или пытаются сразу привлечь к себе внимание каким-нибудь интересным рассказом (28,25%). Реже всего выбирается конструктивная форма входа в компанию, подразумевающая высокую степень самосоответствия (11,35%) – представлюсь и если увижу, что не произвел особого впечатления, все равно разговор буду продолжать. Интересно, что предпочтительная форма поведения при знакомстве не отличается у мальчиков и девочек (36,14% и 36,48% соответственно), различий по этим формам поведения, связанных с полом практически не обнаруживается. Можно предположить, что мы имеем дело с устойчивой установкой на форму знакомства – либо сразу завоевать интерес собеседника, либо ждать, когда тебя заметят. В любом случае, поведение подростка определяются реакцией партнеров по общению. Интересно, что с возрастом проблемы с началом контакта нарастают (от 15,35% до 20,83%), более старшему подростку сложно разговаривать, если его не заметили сразу. Зато уменьшаются проблемы застенчивости – (37,50% до 27,78%) , подростки меньше молчат и ждут, пока их заметят. По абсолютному значению как раз застенчивость доминирует у воспитанников интернатов и детских домов (42,97% и 50,98 % соответственно), у подростков из семей она меньше (35,46%). Для семейных детей характерно большее разнообразие форм поведения при первом знакомстве. В наших представлениях подростковый возраст часто связан с «плохим» поведением, активно демонстрируемым детьми. А считают ли они эти формы поведения негативными, насколько часто они, по мнению респондентов, встречаются?^ Негативные формы поведения, встречающиеся у сверстников (по мнению подростков) Обнаружилось, что часто встречающиеся негативные формы поведения более всего связаны со школой – срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания(40,85%) и курение (42,30%). Менее всего подростки отмечают употребление наркотиков (1,40%) и воровство (3,35%). Негативные формы поведения друзей мальчиков разнообразнее, чем у девочек. Они отмечают употребление алкоголя (20,48%, у девочек 15,14%), курение(48,29%, у девочек – 36,59%), раннее начало половой жизни (11,14%, у девочек – 5,89%), хулиганство (18,88%, у девочек – 9,35%), драки (12,45%, у девочек – 6,40%). Девочки отличаются неподчинением критике взрослых (18,60%, у мальчиков – 11,45%) и ношением вызывающей одежды(12,20%, у мальчиков – 5,92%). С возрастом уменьшаются срывы уроков (от 40,99% до 33,33%) и хулиганство (15,63% до 8,33%), и увеличивается употребление алкоголя (от 15,63% до 22,22%), грубость, сквернословие (16,52% до 22,28%), , курение(33,05% до 47,55%), неподчинение критике взрослых (13,73% до 18,74%) и отрицательное отношение к учебе (13,09% до 18,34%). Можно заметить, что внешние, явные формы нарушений сменяются скрытыми, нелегальными, известными только узкому кругу. Интересно, что больше всего форм нарушений у сверстников отмечают воспитанники детских домов и интернатов (разница с подростками из семей – 3-8%). Может быть они отличаются меньшей терпимостью к поступкам окружающих, в силу особенностей воспитания и некоторой изолированности. Беспокойства и страхи подростков имеют одним из возможных источников неприятие своего тела, неудовольствие внешностью. Для проверки этого предположения мы спросили у респондентов насколько они удовлетворены своей внешностью, и если неудовлетворенны, то как чувствуют себя. ^ Удовлетворенность внешностью Оказалось, что большая часть детей довольны своим внешним видом(78,25%). Причем мальчики более удовлетворены, чем девочки (84,14% и 70,43%). Обнаружилось, что с возрастом удовлетворенность внешностью снижается не намного(83,69% до 77,31%), причем более недовольны воспитанники детских домов (92,35%, разница 2-4%). ^ Переживания подростков в связи с неудовольствием внешним видом Большая часть подростков уверена, что проблемы с внешностью преходящи, выбирают вариант ответа «мне все равно, как я выгляжу, главное – уверенность в себе» (11,30%). Менее всего, по мнению детей, их внешность обеспечивает неуспех в выбранной профессии(2,00%). Девочки в связи с своей внешностью чувствуют себя более противоречиво, чем мальчики. Они связывают свою неуверенность именно с внешним видом (9,55%, у мальчиков – 5,02%), и ждут, когда повзрослеют (9,86%, у мальчиков – 5,42%). С возрастом переживание недостатков своей внешности имеет тенденцию к некоторому увеличению (2-3%). Осознавание недостатков внешности более характерно для воспитанников детских домов (разница с другими категориями – 2-7%). Итак, некоторые выводу по теме беспокойства и страхов оренбургских подростков: 1. Чаще всего по всей выборке встречаются проблемы взаимоотношений со сверстниками и проблемы с родителями. Распределение частот выборов по остальным проблемам примерно одинаково. Наименьшая (по значению) частота встречаемости у проблемы «отсутствие модных вещей и личных денег», но различия не очень существенны. 2. Чаще всего, по самооценке подростков, их ругают или серьезно разговаривают, реже никак не реагируют или применяют физические наказания. 3. Больше всего подростки бояться плохой, неудачно сложившейся жизни, остаться без друзей и не найти работу. Меньше всего страхи связаны с попаданием в армию, привыканием к новому коллективу и общением с незнакомыми людьми. Относительно высока доля страха заболеть СПИДом. 4. Явно испытывая страх и беспокойство перед незнакомой компанией, подростки чаще первыми не вступают в разговор или пытаются сразу привлечь к себе внимание каким-нибудь интересным рассказом. Реже всего выбирается конструктивная форма входа в компанию, подразумевающая высокую степень самосоответствия – представлюсь и если увижу, что не произвел особого впечатления, все равно разговор буду продолжать. 5. Обнаружилось, что часто встречающиеся негативные формы поведения более всего связаны со школой – срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания и курение. Менее всего подростки отмечают употребление наркотиков и воровство. 6. Оказалось, что большая часть детей довольны своим внешним видом. Большая часть подростков уверена, что проблемы с внешностью преходящи, выбирают вариант ответа «мне все равно, как я выгляжу, главное – уверенность в себе». Менее всего, по мнению детей, их внешность обеспечивает неуспех в выбранной профессии