Реферат по предмету "Психология"


психологическая адаптация личности в условиях современного рынка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА Философии и психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Психология» Студент гр. ЗБМН-09-01 ¬ S0071067 п. Лучегорск мкр.2; дом2; кв44

А.И. Бевза Преподаватель ¬ М.Н. Могильная Владивосток 2010 Содержание 1. Введение….2. Психологическая адаптация личности в условиях современного рынка. Психология экономического поведения… 4 3. «Экономический человек»….4. Заключение…5. Список использованной литературы… 11 Введение Психологическая наука долгое время не уделяла должного внимания изучению поведения человека

в сфере экономики, но попытки осмыслить с психологической точки зрения эту область жизни человека впервые были предприняты уже на заре становления психологии как науки. Проблема "адаптации личности" заслуживает самого пристального внимания именно со стороны психологов. Психологическую адаптацию личности в условиях современного рынка изучает экономическая психология. Экономическая психология необходима для учёта более широкого спектра психологических факторов, так

как иначе не возможно объяснить и предсказать реальное поведение человека в хозяйственной деятельности. Человек является существом общественным и взаимодействие между людьми следует рассматривать как подходящую базу для теории экономического поведения. Изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение, потому что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье

человека. Особое внимания заслуживает изучение адаптации личности в профессиональной деятельности руководителя, с учетом специфических условий. Все люди по-разному реагируют на различные стрессы и изменения в своей деятельности – то есть отличаются по своей приспособляемости. Поэтому главной задачей экономической психологии становятся изучение и разработка такого качества как способности с целью оказания эффективного воздействия на эти способности и включения этого параметра

как одного из основных в разработку профессиональной программы специалиста любого уровня (и в первую очередь - руководителя). Адаптация - это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь". Немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

При рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Экономическая психология – дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения. Психологическая адаптация личности в условиях современного рынка. Психология экономического поведения. Родоначальником научного подхода к исследованию экономического

поведения является Джон Катон, он предложил базовую экономико-психологическую парадигму, которая в обобщённом виде даёт представление о факторах, влияющих на экономическое поведение. Согласно этой парадигме, объективное окружение (доход, имущество, особенности и возможности работы, социально-экономический статус) влияет на психические процессы и субъективное экономическое благополучие членов общества, а установки и ожидания относительно личной ситуации и экономики в целом влияют на экономическое

поведение, то есть на потребительский спрос и накопление. Антонидес разделил объективные и субъективные факторы и процессы, влияющие на психологическое поведение человека: • Объективные факторы и процессы – это то чем занимается экономическая наука. Они могут непосредственно наблюдаться, независимо измеряться и подвергаться статистическому анализу. • Субъективные факторы и процессы выявляются как непосредственно, используя опросы, психологические

тесты и интервью, так и косвенно, делая выводы на основе поведения людей, используя методы эксперимента, наблюдения. Ситуационные ограничения, включающие в себя общие экономические ограничения (бюджет, нехватка времени), влияют на экономическое поведение. Экономическое поведение влияет на личную экономическую ситуацию. Личная экономическая ситуация многих людей создаёт общее экономическое окружение. С другой стороны общее экономическое окружение влияет на личную экономическую ситуацию и на ситуационные

ограничения. Социально-демографические факторы играют важную роль в маркетинговых исследованиях и исследованиях поведения потребителей. Элементы принятия решений в субъективных факторах являются центральными, напрямую определяющими экономическое поведение. На этом этапе вся доступная информация сводится в целое, сравниваются и оцениваются варианты поведения и их последствия, возможные выгоды и затраты. Данный элемент включает в себя биологическую, социальную, когнитивную мотивацию, главным образом рассматриваемую

как расхождение между реальным и желаемым состоянием. Личностные и мотивационные факторы влияют на психические процессы. Среди психических процессов, которым в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить: 1. процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со своими представлениями и опытом. 2. формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных

объектов, людей, идей. 3. ожидания как оценки и неопределённое знание о будущих событиях и возможном их развитии. 4. когнитивные представления. 5. влияние эмоций на восприятие и оценку информации и на поведение в целом. 6. процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий. Воспринимаемые ограничения – это то, что на субъективном уровне сдерживает, сковывает, ограничивает человека, принимающего решение, например физические и психологические затраты и усилия.

Частично эти ограничения являются следствием влияния общественного мнения. Психические процессы и воспринимаемые ограничения оказывают непосредственное влияние на принятие решения. Субъективные и объективные факторы связаны между собой посредством восприятия и интерпретации окружающего мира и реализации решений в действии. Личная экономическая ситуация оказывает влияние на психические процессы, а принятые решения определяют экономическое поведение.

С одной стороны социально-экономическая среда (личные ресурсы) влияют на личность и мотивацию человека, а с другой – мотивы и личность определяют выбор места учёбы и работы (социально-экономическую среду). Психическая адаптация является результатом деятельности целостной самоуправляемой системы, имеющей при этом системную организацию. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности

адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет личности удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Поскольку адаптация - это процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким

образом, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимума, то главным критерием их классификации служит характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый адаптационный процесс. Адаптационные способности людей могут различаться из-за продвинутости их регуляторных систем. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым все более возрастает роль физического совершенствования человека.

Физическое совершенство – понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное. Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью и устойчивостью в служебной и повседневной деятельности. Его организм отличается наилучшим развитием и состоянием взаимосвязи его функций, органов и систем друг с другом и окружающей средой. Это наилучшее состояние определяется в связи с возрастом человека и имеет оптимальную характеристику

для каждого периода его жизни. Физическое совершенство может быть достигнуто в том случае, если человек сохраняет здоровье в течение своей жизни. Здоровье - это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. Так как все мы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много.

К примеру, в системе "человек–среда" уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. При любом нарушении сбалансированности "человек–среда" недостаточность психических или физических

ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога обозначается как: 1) ощущение неопределенной угрозы, 2) чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, 3) неопределенное беспокойство, – представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли.

С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Эффективность психологической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия.

При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднения в построении неформального общения и нарушения механической адаптации отмечаются значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Положительная оценка личностных качеств окружающих в большинстве случаев сочетается с эффективной психологической адаптацией, а отрицательная оценка таких же качеств сопровождается нарушениями, то есть адаптация проходит

медленнее. Эффективная психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Каждый человек, вступающий в новую для себя организацию, неизбежно проходит более или менее длительный процесс адаптации. В полной мере это относится и к новому руководителю, однако здесь происходит как бы двойная адаптация: с одной стороны – это обычная адаптация человека, попавшего в непривычные, новые для него условия существования, а с другой – она обусловлена специфичностью руководящей деятельности

и взаимоотношений начальника с подчинёнными. Процесс адаптации руководителя коллектива заслуживает отдельного внимания, поскольку ему нужно одновременно приспосабливаться к новым условиям своей профессиональной деятельности, новому коллективу, новой технике, действию необычных факторов обитаемости на фоне высокой ответственности за порученное дело. Такая адаптация носит многоплановый, полифункциональный характер. От успешности адаптации руководителя во многом зависит не только эффективность его личной работы, но

и авторитет руководителя в целом, а также эффективность деятельности руководимого им коллектива. Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Сопоставим основные ожидания индивида и группы, членом которой он становится. К ожиданиям индивида относятся: 1. принятие смысла и значимости своей работы;

2. интерес и творчество в своей работе; 3. степень независимости и самостоятельности в своей работе; 4. включенность своей работы в более широкий контекст жизни учреждения (по части безопасности и комфорта); 5. принятие себя и признание как полноправного члена коллектива; 6. поощрения и оплата труда сообразно вкладу в общий результат социальной защищенности и гарантий; 7. условия для роста и самореализации. Естественно, для каждого человека комбинации этих ожиданий будут

выстроены в разной последовательности в зависимости от соотношения в основных группах потребностей и общей направленности его личности. Основные ожидания организации сводятся к следующему: 1. в организацию приходит специалист, обладающий соответствующей квалификацией, и с ним можно вести профессиональный разговор. Как специалист он будет способствовать успешному функционированию и развитию организации; 2. социальную общность людей пополнит еще одна личность, обладающая определенными качествами;

3. в организацию приходит человек, который готов разделить и принять ее ценности и нормативы жизни; 4. организация приобретает еще одного сторонника ее интересов. Как от работника-исполнителя определенной функции, ожидается, что он будет трудиться с полной отдачей на высоком качественном уровне. Занимая определенное место в системе формальных и неформальных отношений, человек возьмет на себя определенные обязательства и ответственность.

Разумеется, что ожидания группы во многом определяются уровнем ее развития и единения. Однако переплетение взаимных ожиданий всегда влияет на адаптивные процессы вхождения нового человека в организацию. От того, как сбалансированы эти ожидания, зависят последующие выборы и решения. Задача управления и механизмов саморегуляции состоит в том, чтобы помочь человеку занять достойное место в коллективе, органично состыковав спектр взаимных ожиданий.

Важными факторами, улучшающими психологическую адаптацию в коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психологической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека. Экономическое поведение – поведение людей, в котором имеют место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

Экономическая психология изучает решения, предпочтения и влияющие на них факторы, а также последствия этих решений в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют потребности человека, принимающего решения. Кроме того, она изучает влияние внешних экономических феноменов на поведение человека и его благосостояние. Эти исследования проводятся на разных уровнях: от уровня домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макро-уровня. «Экономический человек». Единого, «классического» определения модели человека в современной

экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов: цели человека, средства для достижения этих целей, а так же информацию или знания о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от

естественного отбора. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной и экономической форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и “очеловечивается” социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питьё и т.д. На мой взгляд, очень вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам. Наша биология, наши гены определяют наше поведение, но человек не может вырваться за пределы

своей биологической природы, даже если бы очень сильно захотел. На вопрос: «Какой же фактор наиболее важный в развитии современного человека: биологический, социальный или экономический?», до сих пор ведут споры философы и ученые и не могут прийти к единому мнению. Я считаю, что все изменения происходящие в обществе, происходят в результате коренных преобразований в материальной сфере, прежде всего в экономических отношениях людей.

Ведь действительно, люди стремятся сначала обеспечить себя едой, жилищем, одеждой, а следовательно, происходит всё большее изменение экономических отношений, их развитие, т.к. каждое общество хочет создать крепкую и быстро развивающуюся экономику. Каждый человек вступает с другими в многообразные экономические отношения. Он производит товары и услуги, получая за них вознаграждение; владеет большей или меньшей собственностью; выступает в роли продавца или покупателя.

Деньги позволяют ему получать долю материальных и духовных благ, создаваемых обществом. В человеке, как в фокусе, сходятся невидимые нити экономических связей и отношений. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на человека накладывают отпечаток – одни больше, другие меньше – самые разные факторы. Трудовая деятельность – является субстанцией, составляющей сущность экономического человека, осуществляемая всегда в рамках общественного производства.

Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью не вступая прямо или опосредованно в экономические отношения, совокупность которых и образует экономическое общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются экономические отношения людей. В той степени, в какой индивид осваивает и реализует всю совокупность экономических и общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Экономический человек – это существо и производящее,

и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр экономических отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он в одно и то же время является и объектом и субъектом экономических отношений. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек – это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество – это «сам человек в его общественных и экономических

отношениях». Общественный характер присущ всему движению; как само экономическое общество производит экономического человека как человека, так и он производит экономическое общество. Деятельность и пользование её плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы существует только для общественного экономического человека.

Только в обществе природа является для экономического человека звеном, связывающим человека с человеком, их жизнью друг для друга, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Экономическое общество есть законченное сущностное единство экономического человека с природой. Вне деятельности, социальных, экономических отношений и общения человек просто не может стать человеком.

Но экономический человек не сводим к своей сущности, так как в своём реальном проявлении сущность обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своём выражении и не исчерпывается сущностью. Существование экономического человека невозможно вне системы общественных и экономических отношений, составляющих его сущность. Существование – это всегда индивидуальное существование.

Индивид – это всегда личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытиём личности, её свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное существование – это бытиё в обществе, стремление утвердиться в нём и принять его законы. Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он всё в большей

степени становится человеком. Заключение. Экономическая психология возникла в результате осознания этого непреложного факта и является в настоящее время хотя и относительно молодым, но быстро развивающимся направлением междисциплинарных исследований. Экономическая психология – одно из направлений, которое стремится внедрить знания психологической науки в экономические исследования. Не претендуя на кардинальные изменения в экономической теории, экономическая психология предлагает

учитывать при разработке экономических подходов психологию человека, внедряя психологические знания и терминологию в исследования экономического поведения. В основном сообщество представителей этого направления составляют экономисты и психологи. Отвечая на запросы практики, они стремятся понять и описать поведение реальных людей, а не теоретического «экономического человека», в реальной жизни. Вторым таким направлением является социоэкономика.

Социоэкономику можно определить как тип экономики, опирающийся при объяснении закономерностей экономического поведения на психологические, социологические, культурные и антропологические знания об индивидуальном и социальном поведении, о процессах принятия решения и процессах сравнения, нормах и ценностях. Последнее время экономисты стали признавать, что в реальной жизни имеет место вариативность индивидуального поведения. В психологической науке нет единой, всеми принимаемой теории.

Психологические теории нужны скорее для того, чтобы интерпретировать конкретные эмпирические данные. Не умаляя роль экономических факторов в экономическом поведении людей, психологи обращают внимание на то, что достаточно часто их воздействие преломляется через психологию человека, и без знания о влиянии тех или иных психологических факторов невозможно объяснить и предсказать поведение людей в реальных экономических ситуациях. Список использованной литературы.

1. Автономов В.С. Очерки экономической антропологии. Москва 1999г. 2. Реан А.А. Психологическая адаптация личности. Санкт-Петербург 2006г. 3. Проблемы социально-психологической адаптации населения. Под ред. Гилинская. Москва 1999г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование Древнерусского государства 3
Реферат Криміналістика
Реферат Розвиток Давньоруської держави
Реферат Nora Vs Antigone Essay Research Paper Both
Реферат Profiles In American Enterprise Essay Research Paper
Реферат American Enterprise It
Реферат Введение в Интернет и безопасность в нем
Реферат The Correlation Between Contemporary Transit And T
Реферат Проблемы безопасности и надежности в информационных сетях
Реферат 1 (Дискуссия для старшеклассников)
Реферат 22 вересня 2011 у лоіппо відбувся семінар-практикум методистів рай(міськ)методкабінетів, які відповідають за науково-методичний супровід навчання іноземних мов, "Дистанційне навчання іноземних мов"
Реферат Налоговые правонарушения и ответственность за них
Реферат Техника содержания и кормления домашнего скота
Реферат Классификация раб силы по эк-кой активности и статусу занятости.
Реферат Педагогическая и производственная практика студентов специальности 040201 Социология