Реферат по предмету "Разное"


V. культуроведческие и литературоведеческие проблемы смысла жизни и акме

РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕПОЭЗИЯ - ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО ВИДЕНИЯ Т.А. Полозова, г. МоскваСамым великим даром, ниспосланным человеку Богом (Разумом Вселенной, Сознанием Космоса), является потенциальная возможность, частично реализуемая способность духовно-чувственного прозрения, интуитивно-эстетического приобщения и ценностно-смыслового осмысления его созидательной активности, целей творения сущего. На протяжении всей человеческой истории максимальное качество самоактуализации такой способности субъектно достигалось им через искусство, через приобщение к созиданию красоты и гармонии на акмеологическом уровне возможностей индивидуально неповторимого человеческого сердца и разума. Если прав В.И. Вернадский, другие космологи и на­шу планету действительно окружает ноосфера, сфера разума и духа, особое энергоинформационное пространство, то самым подвижным, качественно одухотворенно-осмысленным элементом этой сферы является искусство: поэзия света, чувства, мысли, поэзия слова, кисти, резца, движения, ... Оно рождается в душе человека и по мере культурогенного смешения рас, племен и народов заполняет все обитаемые уголки земного мира, обретая качества его гло­бального видения, эстетического осмысления, провидческого прозрения и глубинного психологического воздействия на умы и сердца вновь рожденных жителей планеты Земля. Велика роль безымянных певцов, в песнях и былинах поэтизирующих народные чаяния, помыслы и знаменитых поэтов - выразителей духовного мира народов. А. Блок называл поэта сыном гармонии. Отвечая на вопрос, что такое гармония он писал: «Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок - космос, в противоположность беспо­рядку - хаосу». По мысли А. Блока, на поэта возложены три ответственности, три дела. Во-первых, освободить звуки от родной безначальной стихии, в которой они пребывают. Во-вторых, привести эти зву­ки в гармонию. В-третьих, внести гармонию во внешний мир.1 Это значит, поэт призван, используя возможности гармонии света, вибраций цвета, звуков, слов, чувств, движений созидать, через посредство своих произведений участвовать в становлении, сохранении и воспроизведении того духовного ядра народа, которое определяет культуру общества, его идеалы, детерминационную целепредопределенность его волевых устремлений. Нести такую великую ответственность тяжело, неслучайно в истории становления культуры народов Земли так редко встречаются такие как А.С. Пушкин. Он впитал в себя все соки и духовно-эстетические прозрения русской Земли, русской по­эзии, отразил их сущность в своих произведениях и определил новое «лицо» русской культуры. Предметом подобного уровня поэзии, с точки зрения явления глобального, имеющего мировое значение, являются три неразрывно связанные между собой стихии: космическая, природно-земная и социальная. Они системно синтезируют, синергетически проявляют человека. Через их триединую призму народный поэт смотрит на человека, а через него на Мир и его будущее. Через нее он решает и вечную проблему отдельного человека - для чего он на этой земле. Через нее выходит за пределы видимого, обычного, входит в пространство вечности, в космические высоты мироздания, оставаясь при этом сыном, вскормленным силой отеческой земли. Неслучайно в поэзии А.С. Пушкина постоянно присутствует мироощущение, что сверхъестественное, необычное, неразгадан­ное всегда рядом. Оно скрыто в обычном, привычном, обыденном. Сиянием любви и выразительной мелодичностью, гармонией музыки красоты природного естества человека пронизано всё творчество А.С. Пушкина. Запредельность качественных познавательных возможностей человеческих чувств в нём проявлена во всей ее полноте и неповторимости субъектного интуитивного прочтения и осознания, индивидуализированного духовно-эстетического озвучивания, осмысления. Неслучайно пушкинский гений в лирике актуализирован и в способности растворять одну форму художественного творчества в других, тем самым усиливать воздействие на сознание, на пробуждение духовных чувств, на тягу к возвышенному, прекрасному. Вспомним слова В.Г. Белинского о стихотворении «Ночной эфир»: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, зву­ки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?»2 В исследовании природной и социальной стихий А.С. Пушкин актуализирует осознание их неизбежного столкновения, как ответа природы на попытки человека узурпировать ее свободу, подчинить своей воле. Неслучайно в пушкинском мировидении рядом с этой мыслью находится другая: выстраданное опытом жизни и опредмеченное в поэзии представление о неизбежности столкновения сущностно Человеческой и социальной стихий. Народные поэты, мыслители, провозвестники будущего, такие как А.С. Пушкин, преодолели свое социокультурное время, все историко-географические расстояния. Гуманистические идеи, красота, сакральная духовность поэзии, всех видов и форм их духовно-эстетической деятельности в разных областях культуры, в науке, в образовании, в искусстве - явление не только общенациональное, но и мировое. Закономерно, общественно резонансно сегодня в России все больше людей осознают, что восстановление и укрепление величия государства невозможно без воскрешения и сакрализации ментально-духовных, эстетико-нравственных основ жизни Отчизны. Невозможно без воскрешения в сознании народа, в самосознании каждого гражданина своей Земли золотого фонда ее культурного наследия. Он проявлен во всех видах и формах эстетического творчества великих представителей культуры российской Земли. Он ждет духовно-личностного восприятия, эстетического осмысления, субъектно-действенного присвоения и последующего индивидуально-неповторимого духовно-эстетического использования в жизни каждым истинным гражданином своего Отечества. ^ ПАРАДИГМА «УСПЕХ - УПАДОК» В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ СКАЗКИ Л.А. Мулляр, г. ПятигорскМы совершаем движение к обществу “достигающего” типа, в котором индивидуальная жизнь имеет наглядно выраженную направленность на результат. Поскольку индивидуальная эффективность предопределяет возможность цивилизационного прорыва социума, то важнейшее место среди “работающих” социально-философских категорий должно занять понятие «успех», концентрирующее в себе всю социально-антропологическую парадигму современности. Обращаясь к философской постановке проблемы успеха, мы, в первую очередь, ставим задачу изучить его как социокультурный феномен посредством включения антиномии «успех - упадок» в предметное поле исследования. Поскольку понятия науки, как правило, формируются на базе живого литературного языка, имеет очевидный смысл анализ содержательно-сущностных оттенков слов «успех» и «упадок» в общелитературном языке при обосновании их в качестве рабочих абстракций. Возможные дериваты понятия «успех»: «взлет», «приближение к результату», «устремленность вверх и вперед» («триумф»), «стремительное продвижение», «спелые (зрелые) достижения». Возможные дериваты понятия «упадок»: «падение», «удаление от результата», «устремленность вниз и назад» («фиаско»), «стремительное отодвижение», «неспелые (незрелые) достижения». Философская рефлексия отношения «успех - упадок», эксплицирующего фундаментальные характеристики индивидуального существования в социокультурном пространстве, репрезентирована (в хайдеггеровском смысле) как «поворот на лесные тропы» сказочной «премудрости», где живут «эти царевичи и богатыри, эти серые волки и кощеи, эти Иваны-дураки и кони говорящие, эти Бабы-Яги и Змеи Горынычи» (И. Ильин) потому, что сказка объективирует в образах-символах обобщённые идеи о мироразмерности, открывает за полифонической пестротой объективной феноменальности ноуменальную структуру субъективного бытия. Успех в сказке может быть выражен влечением к пределу, где кончается земное, реальное бытие и начинается чудесное Инобытие. Птицы (крылья), «населяющие» сказку, осуществляют экзистенциальный взлёт духа, экстатический порыв души. Сказочный подъем означает Успех: человек окрылен той целью, к которой он испытывает духовное влечение. Неудивительно, что полету, побеждающему расстояние, тяжесть и одноплоскостность социального бытия, отводится особое место в сказке. Соловей становится символом красоты и любви («Крошка Цахес» Гофмана, «Свинопас» и «Соловей» Андерсена). Ласточка в «Дюймовочке» Андерсена, спасённая героиней, олицетворяет собой высоту духа, божественное, неземное воодушевление. Символом возвышенности бытия, устремленности к совершенству, «расширению горизонта» экзистенции являются лебеди («Гадкий утенок», «Дикие лебеди» Андерсена). Победа над материальностью, приземленностью, обыденностью есть, тем самым, победа над прими- тивностью, ограниченностью, предельностью личности. В символике сказки крылья репрезентируют Успех как восхождение к экзистенциальным высотам духа.Упадок в сказке представлен непревзойдёнными по символичес­кой глубине образами-символами насекомых: персона «без себя», без собственного мнения и взгляда на мир - майский жук в «Дюймовочке» Андерсена; прецедент самолюбования, самодовольства, самоуверенности, для которого «навозная куча в конюшне - центр мироздания»: «Там и сыро, и тепло, и пахнет чудесно! Там климат по мне!» - навозный жук в одноименной сказке Андерсена; образ улитки как негативную самодостаточность мещанского пространства, ограниченную «счастливость»: «жили улитки тихо, мирно и очень счастливо», замкнутость на себе, в «cвоём домике», узость и упрощённость взгляда на мир «из-под лопуха» («Счастливые улитки», «Улитка и розовый куст» Андерсена). Сказочное заколдовывание, достигаемое при помощи «операторов волшебства», обеспечивает воз­можность объединения и сравнения разнокачественных и разноценностных состояний «успеха» и «упадка». Например, заколдовывание осколка­ми дьявольского зеркала и поцелуями Снежной королевы - не просто сказочное волшебство, это символ превращения, тождественного Упадку как иска­жению, искалечиванию и бытия природы («Прелестнейшие ландшафты выглядели варёным шпинатом»), и бытия души («Всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче. Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда»). Сказочное расколдовывание, выявляющее подлинный облик героя, может стать символом Успеха: персонаж прошёл через необходимые каждой личности физические и духовные испытания и выполнил задачу настоящего героя - познал самого себя, обрёл божественную часть своей души (любовь) и реализовал свой человеческий потенциал в реальном успешном поступке. В данном случае Успех - символ обретения себя, но не как этап, завершающий становление человека, а как начало пути в себя, созидание своей Я-концепции. Таковы Щелкунчик из сказки Гофмана, Карлик-нос из сказки Гауфа, Дюймовочка, Элиза и Русалочка из сказок Андерсена. Таким образом, Упадок и Успех, предъявленные сказкой, имеют глубинный философский смысл: первый как предельное «свёртывание», редукцию многих иерархических значений Человеческого к одномерности - убогости. Отсюда - «осколочность» индивидуального бытия как выражение недостаточности смысла личности, её дефектности, движение вниз; второй как величие су­ти Человеческого, способность к глубоким переживаниям, самостояние как преодоление патриархальной смиренности и абсолютной зависимости от фатальности бытия. Такое человеческое существо, динамично, многосущностно и символизирует предельное «развёртывание» индивидуального бытия, движение вверх.^ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Т.Н. Овчинникова, г. МоскваПонимая смысл жизни как конституирующее образование жизнедеятельности человека, необходимо отметить, что становление его происходит у конкретного человека в определенной культурной среде. В связи с этим понятие смысла жизни несет на себе отпечаток той культуры, в которой живет человек. Особенности же русской духовной культуры, складываясь веками, определяются как религией (православие), так и спецификой монархического (от «моно»- один, единый) строя в стране (царизм, коммунизм, антикоммунизм). В связи с этим основополагающим в русской культуре является как бы подчинение единому всеобщему началу (Богу, Царю, Идеалу) в процессе поиска индивидуальных путей его достижения. А это определяло как раньше, так и сейчас, в значительной степени, как менталитет русского народа, так и смысл жизни живущих в России людей. Основной тенденцией русской культуры, (в отличие от западной и восточной культуры), является стремление человека подчинить собственные конкретные планы и действия жизненно важной цели (или смыслу жизни). Поиск смысла жизни, или цели жизни, которая в процессе его действий определяется, становясь все более явной и определенной, ведет к самоопределению человека. Т.е., человек видит самого себя как бы «в зеркале» собственных дел и поступков. Использование для определения смысла жизни понятия «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев), которое близко по своему содержанию, (и определяется как «отношение мотива к цели»), диктует необходимость уточнения смысла используемых категорий. Введем в это определение некоторые уточнения. Используя данное им определение мотива как предмета деятельности, мы оказываемся в сфере конкретной (чаще - практической) деятельности, где предмет деятельности задан конкретно и однозначно. Двойственность же того мира, в котором живет человек (см. работы Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина. В.С. Библера и др.), заставляет нас говорить о двойственности психических процессов, - в том числе и о двойственности мотивов, - отражающих объективную реальность, - с одной стороны, и субъективный мир переживаний, - с другой. При этом вторая, субъективная сторона, может не осознаваться субъектом, воздействуя, однако, на выбор второй, объективной стороны, или того предмета деятельности, который А.Н. Леонтьевым определяется в его концепции как мотив. Т.о., одна из формирующих реальный мотив сторон (а именно, - субъективная сторона), как правило, не осознается субъектом и может быть отнесена к сфере бессознательного, скрытой от наблюдений. Необходимо также проследить развитие понятия Цели (или целенаправленной деятельности) в психологии. Столь широкое понимание цели как «представление результата, который должен быть достигнут» (см. Л.С. Выготский, а также «Словарь Выготского», 2007, с.100), и впоследствии сведенное А.Н. Леонтьевым к достижению конкретной заранее известной (планируемой заранее) цели, закрыло путь к рассмотрению всего богатства духовной жизни человека, которая не сводится к реализации в его жизни, исключительно конкретных планов.Отличие целенаправленности от планомерности, противоположный по характеру их путь развития: от общего к частному (цель) и наоборот, от частного к общему (план,) заставляет нас рассмотреть каждую из них более глубоко и подробно. Подчинение конкретного плана действий пусть даже еще не до конца определившейся Цели жизни – основной путь культурного развития русского человека с древнейших времен до наших дней. Бог, Царь (до революции), Коммунизм (и Антикоммунизм) – впоследствии., а также всеобщие Цели и идеалы являются силами, направляющими развитие общественного сознания, создающими условия для формирования смысла жизни отдельного человека. Т.о., имеет место центрация как бы на единой всеобщей воле (цели) при возможности выбирать для ее реализации собственные средства (действия по плану). Итак, стремление к Идеалу, «Божеству», как бы к Цели, которая не дана изначально, а определяется, проясняясь и конкретизируясь от общего, совсем еще не ясного, интуитивно данного, к более точному и определенному, задает основную направленность поиска необходимых средств и методов (планов) для получения нужных результатов. План же строится совершенно иначе: каждый последующий шаг строится на основании предыдущего, будучи им обусловленным, и как бы «вытекая» из него, не всегда согласуясь с жизненной Целью (смыслом жизни) . План, являясь «жесткой» конструкцией, часто заводит в тупик, уводя в сторону от имеющейся Цели или продолжая реализацию начатых действий даже в случае достижения необходимого результата. Итак, двойственность мотивации - свидетельство существования 2-х планов сознания, которые в реальной жизни существуют одновременно, попеременно изменяя степень и уровень включенности в исполнение той или иной деятельности (в зависимости от возраста, типа личности, пола, ситуации и т.п.). Изначальное принятие этой двойственности открывает возможность ее диагностики. Так, методика «Рисунок» (ОвчинниковаТ.Н., 2002) позволяет выявить двойственность мотивации, которая свидетельствует о наличии второго внутреннего плана деятельности даже у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. В этот период становления личности ребенка происходит своего рода борьба между этими двумя планами мотивации или сознания. Итак, мы видим, что при выполнении почти любой конкретной деятельности существует также второй план, план смысла жизни, который характеризует жизненно важная цель, которой и подчиняются другие более мелкие цели и задачи, способствуя ее реализации на сознательном или бессознательном уровне. В любых же иных случаях выполнение человеком конкретной деятельности осуществляется, будучи включенной в контекст его жизнедеятельности, и окрашенной смыслом этой жизнедеятельности, подчиненный смыслообразующей Цели.^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ В НАСЛЕДИИ ПОЭТОВ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА В.В. Чистов, г. Алматы, КазахстанИзвечная проблема всех мыслителей-философов и поэтов – поиск смысла жизни. Особенно ярко она затронута в творчестве свободолюбивых поэтов Центральной Азии периода средневековья. Стремление разобраться в тайнах человеческой души и определить оптимальные пути самосовершенствования через познание окружающего мира является основным звеном их творчества. Благотворное влияние на развитие их прогрессивных идей в этом направлении оказало созданное династией Аббасидов, мощное государство Арабский халифат, обеспечившее благоприятные условия для творческой деятельности. Священные догмы ислама провозглашали нравственное совершенствование души и обретение смысла жизни в неукоснительной вере к традициям мусульман, обеспечивающих вечное блаженство. Главной темой для размышлений поэтов средневекового Востока была доктрина обретения счастья, составляющего подлинный смысл жизни человека. В своих трактатах, поэмах, хикметах, газелях, поэты Востока анализировали психологический смысл человеческих деяний и его роль в земной жизни, которая предопределялась канонами исламской религии. По мнению академика Б.Исатова «многокрасочное изображение идеальных образов, яркое воплощение душевных волнений, точное словесное зафиксирование глубоких чувств и страстей человеческой души имеет значение для адекватного объяснения не только значения религии, мистической любви, но и вообще сферы подсознательного, особенно области реальных любовных чувств и других явлений человеческой психики». Большую популярность в IХ в. получили лирические стихи персидского поэта Абу-Абдулло Рудаки, в которых он, задумываясь над проблемами смысла жизни, с уверенностью утверждал, что уникальная способность души человека познавать мир и понимать окружающих людей, проникая в сокровенные тайники индивидуальности, определяет сущность его жизни и его потребностей. В стихах Рудаки мы находим идею смысла жизни через познание и совершенствование, ибо как утверждал он, «не получает сын в наследство талант и знания отца», а всего должен достичь сам. По мнению поэта, личное счастье каждого человека в обретении любви. Восхищаясь прекрасным полом, он призывал не «быть слепым и равнодушным к человеческой судьбе», а жить разумом и сердцем как завещали мудрецы, не унывать и не думать о плохом. В ходе своих поэтических раздумий он признавал, что мир ещё не совершенен. «Плохого в мире много, - но для благих минут живи!», - призывал он. Подобная психологическая установка настраивала людей на веру в лучшее, на поиск счастья и благополучия через общение и единение. Смысл жизни поймет лишь обладающий «вольным духом», поэтому основа счастья, обеспечивающая реальный смысл существования человека - это любовь. «Без любви – нет жизни. Она, как солнце в небе голубом», хотя и приводит порой к безрассудным действиям. Поэтому Рудаки также и предостерегает: «Спаси бог от беспечной красавицы разрушительницы веры мудрого старца». В поэзии Абу-ль Касима Фирдоуси (иранца по происхождению), автора философско-психологической эпопеи «Шахнаме» (книге о шахах), подчёркивается значимость разумного (осознанного) общения (Х век). «Лишь в разуме счастье», - утверждал поэт, заключая, что лишь благодаря ему, возможно осознать смысл жизни и поэтому «не подобает от любви страдать тому, кто миром должен обладать!» Уже во введении к поэме рассматривается путь познания, подчёркивается значимость детального изучения сущностей. «Если путь твой к познанию мира ведёт, как бы ни был он долог и труден, - вперёд! Изучая лишь ветви на дереве слов, никогда не дойдёшь до корней, до основ», - делает вывод поэт-мыслитель. «Лишь дело героя, да речь мудреца имеют огромный жизненный смысл, ибо «проходят столетья – всё выдержит смело высокое слово и доброе дело». В этом он видит смысл жизни человека. В тюркоязычной ветви поэтов Востока особо выделяется поэма Юсуфа Баласагуни, «Наука быть счастливым» («Благодатное знание»), в которой поэт сумел в образно-поэтической форме воплотить передовые для своего времени идеи о счастье человека, высказанные в философских и социально-этических трактатах известного на Востоке видного учёного Абу Насра аль-Фараби. Видный тюркский поэт ХI века подчёркивал, что «величие души – человечности суть», указывая на значимость межличностных взаимоотношений. Юсуф Баласагуни утверждал, что необходимо "сначала разумом понять, а потом уж речи говорить", ибо лишь "разумная речь не приносит вреда", ибо по "разуму только почет и доверие". Он призывал бережно с пониманием относиться к человеку, ибо, его “душа- это стеклянный сосуд, который очень хрупок”, и “если душу надломить, то и дружба и радость уйдут навсегда”, образно сопоставлял он. Душа и ее силы неисчерпаемы “ как море душа человека бездонна”, “ в ней жемчуг познания”, который дает понимание сути человеческого бытия. Человек постоянно направляет свои душевные силы к познанию смысла и мудрости жизни. При этом, главным качеством человека является “сердечность и ум”. Развивая прогрессивные психологические идеи аль-Фараби о душе и душевных силах, Баласагуни особо выделяя разум, который поднимает человека на высшую ступень развития природы. Он также выдвинул тезис о сознании человека, тесно связывая его с разумом, на который необходимо опираться во всех поступках и действиях. “Рассудку, сознанью, уму не перечь”, подчеркивал он. В художественной форме поэт показывал взаимовлияние личности и общества, подобно аль-Фараби, обрисовал образ мудрого правителя добродетельного города, указывал на значение обретение высоких нравственных качеств, тесно увязывая с самосовершенствованием и самовоспитанием человека.^ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ В НАСЛЕДИИ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА В.В. Чистов, г. Алматы, КазахстанСтремление к познанию смысла жизни сопровождало научную мысль на протяжении многих тысячелетий. Наиболее яркое воплощение оно получило в период расцвета и становления феодальных отношений в трудах мыслителей средневекового Востока (в IX-X вв.). Данный период развития передовой научной мысли охарактеризован академиком М.М.Хайруллаевым, как эпоха восточного Ренессанса, который намного опередил западный и наметил весьма значимые тенденции в развитии свободолюбия и стремления более глубоко познать сущность жизни. Благодаря созданию единого арабоязычного государства (Арабский халифат), произошло сплочение всех народов Востока, что благоприятствовало укреплению и развитию национально-религиозных школ медресе и становлению межличностных взаимоотношений, способствуя сплочению многочисленных народов Востока под эгидой исламской религии. По мнению Дж.Бернала «мусульманский мир переживал период блистательного расцвета», ибо «мусульманские учёные создали живую и развивающуюся науку, постоянно заимствуя опыт неэллинских стран – Персии, Индии, Китая». Главной темой для размышлений передовых мыслителей средневекового Востока была доктрина обретения счастья, олицетворяющая смысл жизни. Как отмечают И.М. Фильштинский и Б.Я.Шидфар «несмотря на существенные различия в уровне общественной жизни, национальных традициях и исторической судьбе, в результате сложного и длительного процесса взаимовлияния, а в конечном итоге, синтеза культур, втянутых в орбиту ислама народов, создаётся единая, общая для ряда народов мусульманская культура, определившая на многие века их мировоззрение, традиции, жизненный уклад, нравственные нормы и идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения», что обеспечивало единую психологическую установку познания смысла жизни через непоколебимые каноны ислама. Уже в IX веке в арабском халифате получили известность и популярность трактаты видного философа Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди (800-879), известного на Западе как Алхиндус. Прокомментировав многие работы античных авторов, а также сирийцев, персов, арабов и тюрков, ученый попытался раскрыть сущность смысла жизни с дуалистических позиций. Он создал единую научно-философскую систему, отражающую достижения многих народов в единый комплекс научного познания, первой ступенью, которой является логика и математика, а на второй находятся естественные науки, открывающие пути к пониманию смысла человеческой жизни. Сопоставляя научные данные с ведущими положениями Корана, аль-Кинди предпринял попытку объединить науку с религией, призывая рассматривать окружающий мир в точном соответствии с постулатами ислама, указывающими на добродетельный образ жизни. Среди многочисленных трактатов аль-Кинди, можно особо выделить трактаты «О смысле разума», «О разуме взрослых», «О сущности души». Важнейшей частью чувственной сферы человека, по нению аль-Кинди, является любовь, которая рассматривается мыслителем как потребность души обретать совершенство в результате воссоединения. Сила любви - суть жизни. Именно она порождает творческую активность и побуждает к деятельности, придающей смысл жизни человека. Прилагая старания (т.е. волевые усилия) индивид на основе представлений и размышлений делает выбор желаемого. В волевых поступках проявляется мудрость, основанная на познании сути вещей и уверенности в их истинности. Наиболее полного воплощения идея обретения счастья через развитие мыслящей силы, которая ведет к познанию смысла жизни человека, рассматривается в трактатах выдающегося ученого-энциклопедиста Х вв. Абу Насра аль-Фараби (870-950). Выдвинутая им гипотеза убедительно гласит: «Человек может обрести совершенство, к которому он предназначен по своей природе», что убедительно доказывало идею возможности счастливой жизни человека на Земле. В своих трактатах «Указание пути к счастью», «О взглядах жителей добродетельного города», мыслитель раскрыл смысл действий человека, направленных на совершенствование души через обретение добропорядочного нрава и знаний. Человеку присуща «разумная сила, благодаря которой он мыслит, рассуждает, усваивает науки и искусства, различает в поступках прекрасное и безобразное». Учёный сделал заключение о том, что чувства – это «мир творения», в то время как разум – это «мир веления», базирующийся на логическом осмыслении происходящего, позволяющего сдерживать свои чувства и низменные страсти, а не поддаваться им, утверждая, тем самым, свое человеческое достоинство. Отправной точкой философско-психологического учения аль-Фараби была гносеологическая теория мыслителя об отсутствии врожденного разума. Человек не рождается всезнающим и мудрым, а лишь предрасположен к совершенствованию своего интеллекта (мыслящей силы). Эта гипотеза ученого не была по достоинству оценена современниками. Лишь в XV веке ее подхватил Д. Давани, а в ХVII-XVIII вв. она была вновь "открыта" в трудах Джона Локка утверждавшего, что человек рождается "tabula rasa" и его развитие зависит от воспитания и обучения. Лишь приобретение знаний способствует совершенствованию человека и приближению его к Первопричине (Первому Сущему), познанию смысла и роли своей жизни на Земле, ибо лишь тот, кто познал науки, становится мудрым и бессмертным, хотя его тело и умирает, душа освобождается от своего временного бытия и возвращается в лоно деятельного разума, отрешенного от материи т. е. обретает вечное бытие, соединяясь с космическим «мировым» разумом. Познавая мир, люди приобретают свои особые качества в совершении тех или иных действий и каждый обретает «характерные для него свойства», при этом формируется характер, представляющий собой «совокупность добродетелей», которые обретает, познающая смысл жизни, душа.^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СУФИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ Э.Т. Совитова, г. КазаньОдним из наиболее популярных методов психологического влияния и педагогического воспитания человека в суфийской традиции являются притчи. Иносказательная форма, обрамленная тонкостью восточной суфийской мысли может быть полезна для современных методов в педагогике и психологии. Непрерывные нравственно – религиозные искания суфиев, повышенный интерес к психологическим, педагогическим, этическим и эстетическим проблемам свойственен как наставнику (муршиду), так и его ученику (муриду) (Курбанмамадов А., 1967). Суфийская педагогическая мысль не исчерпывается образно – метафорическим пластом, но составляет значительный вклад ее сокровищницы (Фрейдмен Д., Фрейсер Р., 1999). Тираспольский Л. в своей работе « Суфизм и Западная культура» отмечает: « Притчи и аллегории служили обычным «учебным материалом» на Пути. Многие истории о Ходже Насреддине, а также легенды из «Тысячи и одной ночи» - суфийского происхождения. Суфии выработали специальный символический язык, включающий сотни терминов, благодаря которому могли выражать тончайшие переживания и концепции, не имеющие обычных словесных эквивалентов» (Тираспольский Л., 1998). Суфийские притчи, легенды, метафорические этюды успешно используются современными психологами, психотерапевтами различных школ и направлений, а также педагогами в профессиональной практике для метафорической передачи информации (Хаткевич М., 1997). Так и в суфийской традиции какая – либо история из уст учителя (муршида) рассказывается ученику (муриду) с целью расширить его понимание, видение ситуации, направить его поведение в определенное русло (Фрейдмен Д, Фрейсер р, 1999). Например, в « Граале мудрости», где собраны суфийские истории, притчи и метафоры упоминается Ш.Копп. В своей книге: «Гуру: метафоры психотерапевта» определяет в притче метафору как средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области, и тем самым проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее. Таким образом, метафора представляет собой иносказательный способ репрезентации чего-либо. Он исследовал различные метафорические смыслы притч, и его концепция метафоры как многоуровнего источника «нового света, бросаемого на старые темы» с пользой применяется в терапевтических целях. Такой подход близок к обучению через притчу в суфийской традиции. Приведем пример метафорической формы передачи знания из сокровищницы суфийской поэзии Д.Руми: Алмазы ценятся благодаря своей прочности и надежности. При этом алмаз, являясь одной из форм устойчивого существования вещества, образуется из менее прочного углерода. Способность алмаза противостоять внешним воздействиям формируется благодаря энергии – долгого нахождения под высоким давлением в недрах земли. В процессе этого алмаз как бы запасается энергией, у него меняется структура кристаллической решетки, он обретает прочность и устойчивость, отличающие его от аморфных веществ. В результате алмаз способен противостоять давлению других веществ, а при соответствующей обработке превращается в бриллиант. Так и психика человека, тренированного и сильного имеет стойкость в отношении, как внешних раздражителей, так и внутренних конфликтов. Любые трудности, с которыми человек сталкивается в своей жизни, он может направить на свое укрепление или разрушение (Фраджиром Р., 1987) . Таким образом, можно отметить значимость психологических и педагогических методов воспитания суфийской традиции. Суфизм можно рассматривать как притчу или метафору, рождающую новый взгляд на то или иное явление в области современной педагогики и практической психологии, позволяющее с большими возможностями отнестись к проблеме человека.^ «КУТ-СЮР» КАК МОДЕЛЬ Я-КОНЦЕПЦИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА САХА Т.С. Осипова, г. Санкт-ПетербургЯ-концепция (self-concept) – это система представлений человека о самом себе, которое возникает в процессе социального взаимодействия с окружающей средой на основе собственных представлений. Я-концепция является результатом психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям психическое приобретение. Первоначально Я-концепция зависима от внешних влияний, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Появление Я концепции связано с объективацией, самореализацией личности в формах жизни (Славская А.Н.) Принципиальное содержание жизненной стратегии (К. А. Абульханова-Славская) состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что и приносит подлинное удовлетворение человеку. Я – концепция включает в обобщенном виде совокупность притязаний личности: ее требования, ожидания от жизни, ее собственные намерения, устремления, цели и требования к самой себе. Я концепция – формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к самоактуализации мотивирующий стимул развития Я-концепции. Ядром Я-концепции является духовность (Барышникова И.В.), раскрывающаяся в диалектике сознательного и бессознательного, эволюции и инволюции, настоящего в сгустке прошлого и будущего, восходящую каждый раз в процессе актуализации на новый виток. Духовность формирует мировоззренческий и духовно-нравственный аспекты Я-концепции. Когда люди развиваются внутри определенной культурной среды, последняя формирует, ограничивает и обусловливает их ощущение «Я» таким образом, что Я-концепция «имеет смысл» внутри именно этой культурной среды (D. Matsumoto). Если Я-концепции интегрируют и о


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Размещение ветряных и водяных мельниц Рязанской губернии (первая половина XX в.)
Реферат Администрация президента
Реферат Forensic Science Essay Research Paper Forensic Science
Реферат 15. рекомендации студенту по выполнению контрольных работ
Реферат Remembering All Essay Research Paper I once
Реферат Кейс-стади как эффективный метод формирования социальной компетентности студентов вузов культуры и искусств
Реферат Этнический состав Омской области. Народы, религия, культура, размещение
Реферат Церковь Александра Невского Рига
Реферат «Влияние различных веществ на рост и развитие растений»
Реферат Мотивация персонала и качество предоставления услуг предприятия гостеприимства
Реферат Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)
Реферат Уроки в інтегральній технології навчання за В. Гузеєвим
Реферат Автоматизированные информационные системы 3
Реферат Психолингвистические аспекты понимания речи
Реферат Построение онтологии предметной области