V. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯШИМОВА О. С. Белорусский государственный экономический университет г. Минск, БеларусьПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ СТРАТЕГИИ ЕЭК ООН ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВ декабре 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 57/254 объявила период с 2005 по 2014 г. Десятилетием образования для устойчивого развития (ОУР) Организации Объединенных Наций, а совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования, состоявшееся в г. Вильнюсе 17 – 18 марта 2005 г., приняло Стратегию Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН по ОУР. В Стратегии образование для устойчивого развития определено как принципиально новый взгляд на процесс обучения, основанный на соотнесении социально-экономического благополучия с культурно-образовательными традициями и бережным отношениям к окружающей природной среде. Формирование системы ОУР требует перехода от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды. В широком значении основная цель ОУР состоит в содействии становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. Понятие устойчивого развития в его современном значении сформулировано в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссии Г. Х. Брундтланд) в 1987г.: это такое развитие, которое обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Глубинная сущность идеи устойчивого развития заключается в необходимости сохранения человечества и биосферы планеты за счет значительного уменьшения антропогенного давления на природную среду. Образование для устойчивого развития призвано: – содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии; – предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексному решению социальных, экономических и экологических проблем; – демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды; – повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию; – способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации обучающихся; – предоставлять возможности для становления бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям; активной гражданской позиции; ценностной ориентации, основанной на этике ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Стратегия ЕЭК ООН определяет четыре основных направления ОУР: 1) развитие и совершенствование базового образования; 2) переориентация существующего образования на всех уровнях для решения вопросов устойчивого развития; 3) расширение понимания и осознание обществом важности принципа устойчивости; 4) подготовка кадров. Универсальной модели ОУР не существует. ОУР – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых. ОУР выходит за пределы формального образования. В контексте проблем высшей школы основной интерес представляет исследование четвертого из перечисленных направлений ОУР – подготовка кадров, поскольку только научно обоснованная методология, базирующаяся на принципах устойчивого развития, позволит создать систему опережающего образования для подготовки специалистов третьего тысячелетия, способных решать как внутригосударственные, так и глобальные проблемы, обеспечивать выживание цивилизации и сохранение биосферы. В связи с этим важнейшим условием ОУР является экологизация высшего образования, которая подразумевает подготовку экологически ответственных специалистов разного профиля, принимающих решения в процессе своей деятельности в любой области с учетом требований экологического императива. А для этого необходимо осмысление взаимозависимости экономического, социального, политического и экологического аспектов окружающего мира, проникновение идей, понятий, принципов экологии в другие дисциплины. ОУР требует также в процессе подготовки будущих специалистов переориентации основного внимания с передачи знаний на совместное с обучаемыми исследование проблем и поиск возможных решений. Наступившая эпоха экономики знаний, или инновационной экономики, диктует необходимость совершенствования форм и методов преподавания в целях активизации процессов обучения, повышения их эффективности. Сегодня преподавателям вузов нельзя ограничиваться традиционными образовательными технологиями. На протяжении многих лет основными видами обучающих занятий были лекции и семинарские занятия, на которых преподаватель является главной действующей фигурой. Он организует учебный процесс, во время которого представляет аудитории свою интерпретацию учебного материала, студенты же выступают чаще всего пассивными реципиентами информации. Непростой переходный период развития, требования ОУР, учет современных тенденций в мировом образовательном процессе выдвигают перед высшей школой сложный комплекс целей и задач для формирования у студентов необходимой профессиональной, квалификационной и социальной компетенции. Этот комплекс включает: – предоставление студентам расширенного объема знаний и информации о предмете изучения и создание заинтересованности в овладении ими; – улучшение теоретической подготовки студентов и ее использование для решения конкретных прикладных задач; – развитие способностей студентов к принятию разнообразных решений, в том числе в нестандартных рыночных ситуациях; – совершенствование навыков студентов по презентации материала, работе в команде, выполнению роли ее лидера; – активизацию работы студентов по критическому и аналитическому восприятию информации; – поддержку студентов в их намерениях быть активными участниками позитивных изменений и реформ в общественно-экономической жизни страны; – способствование формированию у студентов «сквозных» знаний, навыков и качеств, необходимых для освоения других дисциплин в контексте ОУР; – расширение общего кругозора студентов, формирование у них экологического мировоззрения, соответствующего требованиям времени, для реализации идей устойчивого развития в будущей практической деятельности. Решение этих задач предполагает, в первую очередь, расширенное использование активных методов и форм обучения и аттестации знаний, успешно зарекомендовавших себя в зарубежной и отечественной образовательной практике. В частности, такими формами являются: – лекции с мультимедийной презентацией и проблемным изложением материала; – семинарские занятия с использованием активных форм: обсуждение в малых группах, дебаты, формирование исследовательских команд, ток-шоу и др.; – имитационные игры: ролевые, деловые, конфликтные, кейс-стади, SWOT-анализ и т.д.; – «полевые» занятия с выездом на конкретные хозяйственные объекты, предполагающие общение со специалистами-практиками; – регулярный текущий контроль знаний путем тестирования и «летучего» письменного контрольного опроса; – мультимедийные образовательные технологии, предполагающие оптимальную компьютеризацию учебного процесса как в лекционном курсе, так и в практических занятиях – при проведении деловых игр, решении задач, тестировании; –итоговый контроль знаний с использованием рейтинговой системы оценки знаний либо системы «зачетных баллов» (кредитов), которые учитывают результаты оценки текущей успеваемости. Совокупность перечисленных форм и методов обучения, а также использование новейших информационно-коммуникативных технологий и принципов дистанционного обучения, когда речь идет о заочном образовании, нацелены на активное участие студентов в процессе получения знаний и профессиональных навыков. Но, безусловно, каждый преподаватель волен осуществить выбор конкретных образовательных технологий исходя из своих приоритетов и стоящих перед ним целей. В Стратегии ЕЭК ООН по ОУР сказано, «чтобы быть эффективным, ОУР должно рассматриваться в двух аспектах: 1) через интеграцию тем ОУР во все соответствующие учебные дисциплины, программы и курсы; 2) через организацию занятий по конкретным тематическим программам и курсам». В этом смысле высшее экономическое и географическое образование являются наиболее благодарной и продуктивной сферой восприятия и реализации идей устойчивого развития на практике, поскольку учебные планы подготовки как экономистов, таки и географов разного профиля содержат набор дисциплин, освещающих в той или иной степени разносторонние аспекты устойчивого развития. Вместе с тем ни одна вузовская дисциплина не дает целостного представления о сути этой новой концепции человеческого развития и механизмах ее реализации. По нашему мнению, ОУР не будет эффективным, если обучающиеся не обретут такого представления, получая профессиональные знания. Эту миссию может реализовать учебный курс «Устойчивое развитие» – комплексная, обобщающая дисциплина, интегрирующая информацию о важнейших аспектах цивилизационной модели будущего, предпосылки которой человечество обязано заложить сегодня. В Белорусском государственном экономическом университете дисциплина «Устойчивое развитие» введена в образовательный процесс как спецкурс пока только для студентов новой специализации «Экономика природопользования». Цель дисциплины «Устойчивое развитие» состоит в формировании у студентов системы знаний, необходимых для обеспечения экологической и экономической безопасности общества, достижения устойчивого социо-эколого-экономического развития путем принятия грамотных научно обоснованных управленческих решений, отвечающих требованиям социально ориентированной рыночной экономики. В результате изучения курса студенты должны овладеть: – знаниями основных понятий, принципов, воззрений, составляющих содержание концепции устойчивого человеческого развития; – представлениями о сущности глобальных проблем, решение которых необходимо для достижения устойчивого развития; – содержанием институциональных и экономических механизмов перехода к устойчивому развитию; – навыками научного анализа целевых ориентиров устойчивого развития (качества жизни, экономической эффективности, экологической безопасности). В процессе освоения программы курса студенты узнают о мировоззренческих, социально-экономических и экологических предпосылках формирования парадигмы устойчивого развития; ключевых событиях, этапах, международных форумах и документах, заложивших основы цивилизационной модели устойчивого развития; о сущности, критериях и индикаторах устойчивого развития; об основных положениях и задачах Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и т. д. Изучение курса даст возможность студентам приобрести навыки учета экологического фактора в индикаторах человеческого, социального и экономического развития; расчетов экономической ценности природы; применения на практике методики определения экономических показателей антропогенного воздействия на окружающую среду, экоэффективности и других индикаторов экологической устойчивости и др. Все это позволит использовать полученные знания и навыки в дальнейшей практической деятельности в целях реализации стоящих перед обществом задач экологизации и обеспечения устойчивости социально-экономического развития. Включение курса «Устойчивое развитие» в качестве обязательной дисциплины социально-гуманитарного блока учебных планов всех вузов будет способствовать устранению существующего пробела в формировании мировоззрения современного специалиста, который препятствует достижению в полной мере целей ОУР. Разработанный в Республике Беларусь Национальный план действий по реализации Стратегии ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития на 2001–2014 гг. предусматривает широкий спектр мероприятий по дальнейшему продвижению принципов и ценностей устойчивого развития через систему непрерывного образования и распространение информации об идеологии устойчивого развития посредством публикаций исследований белорусских и зарубежных специалистов, материалов научно-практических конференций, популяризации принципов устойчивого развития при участии общественных организаций. В Плане значительное место отведено разработке комплекса мер по научно-методическому обеспечению специальных программ по ОУР; организации комплексных научных исследований в области ОУР и устойчивого развития; мониторингу учебных планов и программ всех уровней формального образования на их соответствие принципам и идеологии устойчивого развития; необходимости включения по возможности в учебные курсы ключевых тем по устойчивому развитию. План предусматривает также перечень мер по повышению квалификации специалистов системы образования в области ОУР, расширение информационного обеспечения ОУР через СМИ, развитие международных контактов с профессиональным сообществом в области ОУР, изучение международного опыта в этой области, обеспечение государственной поддержки в формировании материально-технической базы ОУР. ^ КИРВЕЛЬ И. И., КИРВЕЛЬ П. И. Белорусский университет информатики и радиоэлектроники г. Минск, БеларусьФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ^ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙПравильным будет считать, что экологические проблемы возникли там и тогда, где и когда человек начал активно вмешиваться в жизнь природы, навязывая искусственные элементы. Жестокие законы прогресса диктуют особое поведение человеческого существа в условиях надвигающейся экологической катастрофы. Современная экология – универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты и, возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Задача современного человека – попытаться хотя бы сохранить те остатки, которые еще не затронула прожорливая цивилизация. Уже сейчас мы понимаем, что жизнь (не только человека) сама по себе достойна того, чтобы ее охранять. Но чтобы управлять окружающей средой, ее нужно знать, то есть представлять, как те или иные ее изменения отражаются на человеке и обществе, к каким последствиям ведут. Мы уже не досчитываемся в природе Беларуси около 40 видов растений и 20 видов животных, исчезнувших безвозвратно. Кто знает, какие-то из исчезнувших растений и могли бы помочь человеку в его повседневной борьбе с болезнями века. Не потеряли ли мы драгоценный эликсир здоровья вместе с исчезнувшими живыми организмами? Дать ответ на этот вопрос мы пока не можем. Проблемы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и энергосбережения не могут быть успешно решены усилиями лишь одних государственных институтов. Одним из важнейших условий реализации политики государства является вовлечение широкой общественности из числа современной студенческой молодежи в процесс решения природоохранных вопросов и принятия экологических решений. Сегодня подготовка высококвалифицированных специалистов выпускников технических высших учебных заведений (ВУЗов) не мыслит себя без формирования у них экологической культуры. Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на разумную этику, а духовные потребности доминируют над материальными. Реализация этой идеи возможна лишь при условии принятия каждым гражданином идеи самосовершенствования как пути достижения цели. Определение экологической культуры как одного из проявлений культуры вообще указывает на необходимость экологизации культуры ВУЗа. Показатель экологической культуры, определяемый как личностное качество, ориентирует ВУЗовский процесс на формирование личности будущего специалиста в основном через экологические знания. Сущность экологической культуры с педагогической точки зрения – это взаимодействие человека и окружающей среды, студента и пространства ВУЗа. Одной из важнейших задач формирования экологического мировоззрения у студентов технических ВУЗов является развитие экологической этики. Сила этики в добровольной обязательности благих доводов в ответ на экологический кризис. Экологическая этика – это ответственность каждого члена общества перед другими за состояние и качество среды обитания. Ответственность эта носит как государственный, так и вполне индивидуальный характер. Индивидуум с высшим техническим образованием должен понимать основные законы экоэтики: «минимизируй максимальный ущерб», «не рви, не руби то, что тобою не посажено». ХХI в. поставил перед нами новые ориентиры. Это прежде всего приоритеты экологии и нравственности. Стремление блокировать неблагоприятные изменения планеты хотя бы в ХХI в. (максимально сокращать вредные выбросы, активно разрабатывать промышленные фильтры, переходить на альтернативные, экологически чистые виды энергии) – все это необходимо развивать у современного студенческого технического потенциала страны. Студентам технических ВУЗов нужно объяснять, как современный технический прогресс может нарушить устойчивость самых сложных и жизненно важных экосистем. И тогда станет понятно, что ликвидация экологической безграмотности требует разносторонней поддержки экологической образованности и просто грамотных людей, в том числе людей в высшим техническим образованием. Однако, наряду с усиливающейся пропагандой экологических знаний, существует и ряд недочетов: требует совершенствования нормативно-правовая база в сфере экологического образования и просвещения; недостаточно целевое финансирование экологического образования; недостаточно используется зарубежный опыт. Программы дисциплин различных ВУЗов имеют свои особенности и существенные различия, что обусловливает проблемы, связанные с академической мобильностью студентов, обменом учебно-методическими материалами, учебной литературой и специалистами. Достижение этой цели требует повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, обеспечения системного характера экологического воспитания и образования в ВУЗе. Следует особо подчеркнуть, что экологическое образование утверждается не только в стенах учебных заведений, но и в семье, окружении. Цель экологического образования – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны. Это подразумевает следующее: – формирование у каждого студента понимания необходимости «долгосрочного устойчивого развития человеческого общества»; – формирование нового образа мышления; – формирование значимости у каждого гражданина «инструментов выживания человечества». Условием понятия «устойчивое развитие» является стратегия, обеспечивающая сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений. В соответствии с этим определением, принципы устойчивого развития заключаются в следующем: – сохранение биологического разнообразия; – использование возобновляемых ресурсов в пределах их прироста; – совершенствование управления природопользованием; – внедрение экологически чистых технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и др.; – изменение структур потребления и производства и многое другое. Стратегические цели устойчивого развития Беларуси должны включать жизненно важные внутригосударственные интересы. В 2005 г. ООН объявило начало 10-летия по образованию в интересах устойчивого развития. В основу его положено безусловное требование органичного сочетания социальных, экономических и экологических аспектов в развитии человечества как обязательное условия для его выживания. Достичь этого требования пока не удается ни теоретически, ни практически, что прямо указано в документах Рио +10, Всемирного саммита по устойчивому развитию, проходившему в Йоханнесбурге в 2001 г. Достижение данных целей осуществляется через метод «ЗОП» (Знание – Отношение – Поведение), который включает: теорию; опыт; оценку; действие. Перспективными в экологическом образовании становятся организация научно-исследовательской деятельности студентов, проведение научно-практических конференций («Экологическая безопасность», «Экология» и др.) среди студентов ВУЗов. Данная практика расширяет у студентов объем сведений об окружающей среде; учит современную студенческую молодежь видеть, оценивать различные проявления антропогенного фактора и делать выводы о результатах действия человека на окружающую среду; способствует воспитанию экологической культуры как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом; позволяет видеть и оценивать собственную значимость в решении насущных экологических проблем страны. Помимо лекционных и практических занятий, необходимо проведение лабораторных работ по дисциплине, так как альтернативы непосредственным наблюдениям за изменением состояния окружающей среды нет. Чего не было в эмпирических знаниях, того не будет в сознании. С помощью наблюдений формируются образы-представления, на них основе – понятия, составляющие каркас любой науки и учебного предмета. Игнорирование исследований как метода обучения порождает формальные знания, лишенные какого-либо содержания. В педагогической деятельности преподавателям необходимо руководствоваться принципом, смысл которого следующий: «Чтобы помочь кому-либо, я должен, конечно, понимать больше, чем он, но что наиболее важно, я должен понимать то, что понимает он». В рамках укрепления национальной экономики, повышения ее эффективности необходимо: 1) расширить внедрение современных экологически безопасных технологий при строгом выполнении экологических ограничений; 2) создать эффективную экологически ориентированную экономику, обеспечивающую экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, рост производственного потенциала в пределах хозяйственной емкости экосистем. Поэтому особую значимость представляет экологизация образовательного процесса в технических ВУЗах. Важной особенностью является то, что студенты, наряду со знаниями технических вопросов, четко должны представлять, каким образом, как, когда, где и какими путями этот технический процесс будет оказывать «экологический стресс» на окружающую среду. Таким образом, расширяются гуманитарные рамки технического высшего образования. Следовательно, экологическое мировоззрение должно стать динамической системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности перспективы. Пришло время оценить систему образования не только как необходимость нового мышления и понимания окружающей среды, но и как новую норму поведения в обществе в условиях современного развития технологий. Только через постоянное воздействие на сознание людей закрепляются рациональные формы поведения в обществе. Особенно актуальными в результате нынешней сложившейся экономической обстановки с энергоресурсами являются вопросы энергосбережения, решать которые призваны именно выпускники технических высших учебных заведений страны. Специфика преподавания экологических дисциплин в технических ВУЗах заключается в необходимости и возможности привлечь будущих специалистов – инженеров к обсуждению таких тем, как: – экологические проблемы энергетики; – малая гидроэнергетика; – ветроэнергетика; – методы очистки сточных вод; – очистные сооружения и их экономическая эффективность; – влияние промышленности на окружающую среду; – использование малоотходных и безопасных современных технологий; – нетрадиционные источники энергии; – энергосбережение в зданиях и сооружениях. Интеграция экологического и технического обучения проявляется в следующих направлениях: радиобиология; промышленная экология; моделирование и управление экологическими системами; утилизация и переработка отходов производства и потребления; прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; информационные технологии в защите окружающей среды; методы контроля качества окружающей среды и экологическое приборостроение; эксплуатация гидромелиоративных систем; управление водохозяйственными системами и др. Строительство гидротехнических сооружений, оптимизация выбора месторасположения строящихся ТЭЦ, химических и радиационных объектов повышенной опасности, а также техническое оснащение производственных предприятий и внедрение новых технологий требуют экологической грамотности от нынешних студентов – будущих специалистов и реформаторов экономики и хозяйства страны. Будущее должно строиться на принципах гармоничного единства человека и природы при главенствующем положении в этой системе человеческого разума. Решение современных экологических проблем – это главная задача человека, если он хочет сохранить за собой эпитет «разумного». Именно разумного, гуманного, отношения к себе требует сейчас природа. Необходимо помнить, что если окружающая среда как саморегулирующаяся система будет функционировать и в отсутствие человечества, то человек, даже обладая высокоразвитым научным и техническим потенциалом, неминуемо погибнет без гармоничного единства с окружающей его природой. Остается надеяться, что однополярные действия в области современной науки и техники не превратят нашу Землю в сферу безжизненности.^ КАРОПА Г. М. Гомельський державний університет ім. Ф. Скорини м. Гомель, БілорусьКОРОТУН С. И. Національний університет водного господарства та природокористування м. Рівне, Україна^ ПРОБЛЕМНІ ПИТАННЯ ТЕОРІЇ СТІЙКОГО РОЗВИТКУДоповідь Міжнародної комісії з навколишнього середовища і розвитку «Наше спільне майбутнє», опублікований в 1987 р., висунув завдання «примирити» навколишнє середовище і далекий від принципів стійкості розвиток сучасної світової спільноти. Згідно даному документу, для того, щоб бути стійким, розвиток повинен задовольняти потреби нинішніх поколінь, не підриваючи здатності прийдешніх поколінь задовольняти свої власні потреби [1]. Стійкий розвиток, що характеризується багатьма соціальними, економічними, екологічними і культурними аспектами, передбачає, що чисельність населення і економічна система залишаються відносно постійними і співвідносяться з продуктивною здатністю екологічної системи планети Земля [1, 2, 3]. ^ Стійкий розвиток – це (рисунок 1): 1. Екологічно стійкий розвиток. Передумовами стійкого розвитку є: а) біологічна різноманітність локальних, регіональних і глобальних екологічних систем; би) відносно обмежена економічна діяльність в природній середі, що здійснюється з урахуванням лімітованих ресурсів і можливостей самопідтримання останньої.^ 2. Соціально справедливий розвиток. Стійкий розвиток надає людям рівні можливості і права на досягнення відповідних життєвих умов, зберігаючи рівну міру відповідальності за рішення, які приймаються в їх країнах і глобальному співтоваристві в цілому.^ 3. Інтелектуально і етично вільний розвиток. Стійкий розвиток надає людям необмежені можливості для інтелектуальної активності, етичної зрілості, підтримки і процвітання культурної різноманітності, збереження етичної спадкоємності поколінь [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Важливою віхою в розробці концепції стійкого розвитку (СР) стала конференція розділів держав і урядів, що відбулася в 1992 р. в Ріо-де-Жанейро (Бразилія). Ця конференція, проведена під егідою Організації Об’єднаних націй, підкреслила надзвичайну актуальність даної проблеми і підтвердила принципи доповіді «Наше спільне майбутнє». Особливістю конференції з'явилося широке представництво недержавних організацій, що вносять суттєвий внесок до екологічної політики своїх країн і реального подолання глобальних екологічних криз. Основним документом, прийнятим за підсумками роботи конференції, стала «Повістка дій на XXI століття». Термін «стійкість» зазвичай використовується в наступних двох значеннях: – по-перше, як технічний термін, вживаний при аналізі певних біологічних систем [1, 8, 9, 10, 11]; – по-друге, як прагматичне твердження для надзвичайно розпливчатої і слабо структурованої нової філософії розвитку сучасного світу [1, 2, 11]. Д Рисунок 1 – Структура стійкого розвиткуруге значення є більш поширеним. Розкриттю його змісту присвячені матеріали багатьох міжнародних конференцій, семінарів і форумів, що проводяться як по лінії ООН, так і по лінії державних, громадських і неурядових організацій [1, 2, 5]. У даній статті ми маємо справу з другим значенням терміну «стійкий розвиток». «Стійкий розвиток» протягом вже декількох десятиліть залишається надзвичайно модною і популярною метафорою. Цей термін постійно використовується в засобах масової інформації, звучить в ході роботи міжнародних конференцій і симпозіумів, застосовується в науковій і науково-популярній літературі. Однак значення цього терміну було і залишається якщо не амбітним, то, принаймні, дуже розпливчатим і затьмареним ідеологічними забобонами. Поняття «Стійкий розвиток» не має загальноприйнятих ознак і об'єктивних критеріїв, переобтяжено ціннісними (бажаними, але не дійсними) допущеннями. Сучасна інтерпретація цього терміну не передбачає чітких тимчасових і просторових рамок, ієрархічної залежності, а також ігнорує реальні умови життя і діяльності конкретних людей в країнах з різним рівнем соціально-економічного розвитку. Крім того, термін «стійкий розвиток» часто використовується в політичних цілях, що також не сприяє його строгому науковому визначенню. Цей термін з однаковим успіхом застосовується як лідерами західних демократій, так і авторитарними правителями східних диктатур. Основи концепції СР кореняться у сфері біологічних наук і, зокрема, в теоріях екологічних систем, взаємодії видів і природної еволюції природи. Це поняття недооцінює специфічні особливості соціальних, економічних і політичних систем, ігнорує такі соціальні явища, як наявність в будь-якому товаристві різних протиборчих інтересів, мотивів і конфліктів, що є важливими двигунами суспільного і культурного розвитку. З географічної точки зору в статті будуть показані деякі суттєві прогалини і суперечності в методології і теорії СР, а також підкреслена неприпустимість механічного застосування методів традиційної біології до аналізу комплексних соціально-економічних і геоекологічних проблем. У формі 10 тез ми маємо намір показати, що концепція СР через свою невизначеність і ідеологічну насиченість є непридатною для розуміння і об'єктивної інтерпретації соціально-культурних систем. Хоча ми не ставимо під сумнів той факт, що цій теорії властиві всі достоїнства, якими може володіти вчення про творіння: переконлива сила, поетична краса і вражаюча велич. Теза 1. Те, що є стійким для нинішніх поколінь людей, зовсім необов'язково буде стійким для майбутніх поколінь, і навпаки. Одним з упущень теорії СР є відсутність яких-небудь чітких тимчасових рамок і історичних перспектив. Не зовсім ясно, про який історичний період або відрізок часу тут йде мова. Про період індивідуального людського життя? Про життя одного покоління людей? Про історичну перспективу біологічного виду Homo Sapiens? Про час існуванні біосфери? Багато поколінь людей в Європі і Північній Америці були не в змозі протягом багатьох століть не лише істотно поліпшити, але і підтримати на допустимому рівні матеріальні умови свого життя. Їх навколишнє природне середовище ніколи не було оптимальним і було завжди забруднене в багатьох принципово важливих стосунках. Тепер же їх нащадки живуть незрівнянно багатше, вони краще утворені і характеризуються тривалішим і здоровішим життям. На початку індустріальної революції європейці страждали від неймовірного забруднення повітря, токсичних відходів виробництва (свинець, сіра, вуглекислий газ і ін.) і незадовільних санітарно-гігієнічних умов в містах. Сучасні жителі Західної Європи і Північної Америки мають відносно чисте екологічне середовище, придатне для споживання воду, розвинену систему утилізації промислових і побутових відходів, допустимі санітарні умови в міських і сільських поселеннях. Сучасні європейці мають чисте, не затягнуте смогом небо, а інколи і придатні для купання річки і озера. Історія людської цивілізації показує, що досить часто попереднім поколінням доводиться виконувати деяку «брудну» («чорнову») роботу (наприклад, рання індустріалізація, промислова революція і ін.) з тим, щоб наступні покоління змогли сконцентрувати свої зусилля на рішенні «чистіших» і «просунутих» завдань (наприклад, охорона навколишнього середовища, загальна середня або вища освіта, комп'ютеризація і так далі). Підприємці і економісти всіх країн світу знають, що для отримання деякого прибутку в майбутньому треба вже в сьогоденні вкласти у виробництво певні матеріально-фінансові і людські ресурси. Необхідні не тільки гроші, але і людські фактори – мотивація, воля, інтерес і, звичайно, бажання змінити світ на кращий. Отже, це цілком правильна стратегія – як би «позичити» деяку кількість природних ресурсів, у тому числі і деяку кількість земельних угідь, біологічних і водних ресурсів у майбутніх поколінь. Адже завдяки такий позиці, сучасні покоління не тільки зроблять своє життя багатшим і здоровішим, але і створять такий фундамент, на основі якого майбутнім поколінням буде набагато простіше знайти свій власний (справедливіший, більш екологічно правильний) стиль життя, у тому числі і в області взаємодії з природою. Динаміка суспільно-історичного розвитку визначається не лише стартовими біогеофізичними умовами кожного покоління. У вирішальній мірі вона формується соціальною і культурно-історичною спадщиною, сукупністю накопиченого наукового і життєвого знання, раніше виробленим досвідом вирішення конкретних соціально-економічних проблем. Сучасна цивілізація – це далеко не граничне зло для навколишнього природного середовища. Вона всього лише певний етап еволюції біосфери. Безсумнівно, сучасне людство володіє величезним руйнівним потенціалом. Проте, воно також характеризу