Зеленина Тамара ИвановнаДоктор филологических наук, профессорКафедра романской филологииУтехина Алла НиколаевнаДоктор педагогических наук, профессорКафедра немецкой филологииМифтахутдинова Анастасия НиколаевнаКандидат педагогических наук, доцентКафедра второго иностранного языка и лингводидактикиУдмуртский госуниверситетг. Ижевск, РоссияНАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА (ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)Abstract The article examines the mechanism of a research and educational center functioning, focusing mainly on the results of its activitites. Key words: research and educational environment, conditions of functioning, system.Научно-образовательный центр (НОЦ) является одним из перспективных направлений интеграции науки и образования в современных российских вузах. Как правило, НОЦ образуются под научную идею, разработка которой необходима для развития научной школы, вуза или региона в целом. Основной целью центра является достижение результатов мирового уровня в рамках разработанной концепции, формирование конкурентоспособных научных коллективов. Ядро НОЦ составляют три взаимопроникающих компонента: наука, образование и внешние связи, при этом наука занимает лидирующие позиции. Существует мнение, согласно которому прерогативой НОЦ является исключительно наука. Но для чего нам нужны новые научные разработки (технологии, методики и т. д.), особенно в области педагогики, филологии и лингвистики? Для внедрения в образовательный процесс, т. е. конечный потребитель результатов научной деятельности – студенты, бакалавры, магистранты, аспиранты, а уже потом мировое научное сообщество. Говоря о внешних связях, следует отметить важность выстраивания процесса взаимодействия как внутри вуза (между кафедрами, факультетами, структурными подразделениями, другими НОЦ), так и вне его (другие вузы страны и зарубежья, научно-исследовательские институты, лаборатории и т. д.). Эти связи создают условия для эффективного развития как содержательной составляющей, так и организационной структуры НОЦ. В становлении НОЦ можно условно выделить два важных этапа:- начальный этап, на котором преобладает научная деятельность: коллектив разрабатывает научно-методологическую основу работы НОЦ, определяет основные направления научных разработок и начинает исследования;- продвинутый этап предполагает реализацию научных разработок, их внедрение в образовательный процесс. Безусловно, второй этап могут реализовать центры, результативно работающие длительное время, установившие прочные внешние связи, вышедшие на уровень финансового самообеспечения. Роль НОЦ в развитии научного потенциала вуза велика, поскольку он объединяет единомышленников для разработки одной для всех значимой цели, но задачи у каждого – свои. Центр становится проектной площадкой для разработки и реализации индивидуальной траектории развития каждого ученого отдельного факультета или вуза в целом. В настоящее время в Удмуртском государственном университете функционируют 22 научно-образовательных центра. Одной из недавно образовавшихся структур является НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве». Для любого центра при организации деятельности важное значение имеет определение методологических основ его функционирования. Цель данного НОЦ – создание научно-образовательной среды, позволяющей объединять деятельность научных школ и лабораторий в раскрытии сущности, закономерностей и принципов совершенствования иноязычного образования в условиях многоуровневой системы образования.^ Методологическими основами создания научно-образовательной среды, а значит и повышения качества иноязычного образования являются, в частности, такие современные подходы, как средовой, системный, интегративный, компетентностный, междисциплинарный. Для того чтобы НОЦ функционировал эффективно, необходимо создать такую научно-образовательную среду, которая бы способствовала становлению молодых ученых в процессе обучения студентов, бакалавров, магистрантов. Подобную среду не в состоянии создать отдельная группа ученых. Необходима работа всего коллектива. Именно среда признана потенциальным средством управления становлением личности, поскольку она учитывает национально-региональные особенности Удмуртской Республики, специфику вуза, факультета. Она создает условия для овладения компетенциями, необходимыми для включения в плодотворную научно-исследовательскую деятельность. Успех деятельности НОЦ возможен при наличии следующих условий, обеспечиваемых университетом: мотивационных, кадровых, материально-технических, научно-методических, организационных, финансовых, нормативно-правовых, информационных, которые позволяют создать научно-образовательную среду университета. Эти условия должны быть предусмотрены политикой университета и обеспечиваться, а также контролироваться ректоратом, в частности проректором по научной работе. Кратко остановимся на этих условиях.^ Мотивационные условия. Создание условий для мотивации (материальной и нематериальной) молодых, не имеющих научной степени коллег, а также кандидатов наук для продолжения своей научной деятельности. ^ Кадровые условия. Поддержка кандидатов наук в процессе написания и защиты докторских исследований. Привлечение ведущих ученых России к проведению открытых лекций, семинаров, мастер-классов, вебинаров.Материально-технические. Оснащение лабораторий, лекционных аудиторий, учебно-методических центров необходимым оборудованием.Научно-методические. Предоставление доступа к электронным фондам ведущих научных библиотек России и зарубежья. Организационные. Организация регулярных методологических семинаров для молодых ученых, проведение внутриуниверситетских конкурсов, грантов, выездных семинаров. Поддержка и контроль деятельности научно-образовательных центров университета.Финансовые. Финансовая поддержка в публикации монографий и статей в журналах, рекомендованных ВАК, в участии в научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, в процессе защиты диссертаций и т. п.Нормативно-правовые. Включение научных достижений в общую нагрузку преподавателя (написание статей, монографий), финансовое поощрение за издание монографий и учебных пособий, предоставление оплачиваемого творческого отпуска с обязательным сохранением рабочего места.Информационные. Систематическое и своевременное информирование о предстоящих конкурсах, научных мероприятиях, грантовых программах, являющихся источником финансирования, тем самым оказывая поддержку развития НОЦ. Информированность библиотекой о журналах, сайтах и т. п., входящих в реестр цитируемых. Внутри самого центра должны быть реализованы следующие условия:- организационные: задача руководителя создать сплоченный, творчески мыслящий коллектив, внутри которого действует организационное ядро;- программно-прогностический: системная работа возможна только при условии стратегического планирования деятельности и прогнозирования перспектив, в том числе по привлечению молодых исследователей к внедрению результатов работы.^ Междисциплинарная интеграция является важнейшим условием проектирования целостной научно-образовательной среды в условиях иноязычного образования. Интеграция необходима на разных уровнях: - интегрирование в мировое научно-исследовательское и образовательное пространства, т. е. соответствие стандартам, принятым в иноязычном образовании на европейском уровне; - интегрирование в общекультурную и профессиональную научно-исследовательскую, образовательную и иноязычную подготовку, соответствующую требованиям ФГОС; - интегрирование на междисциплинарном уровне, составление единого научно-исследовательского и образовательного блока, объединенного едиными целями, методами и средствами, исходя из общих профессионально значимых функций современной науки и образования; - интегрирование на внутрипрофильном уровне, ориентируя научно-исследовательскую деятельность на совершенствование качества общекультурной и профессионально значимой подготовки.^ Задачи, стоящие перед НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве»: 1. Определение и обоснование теоретико-методологических основ повышения качества иноязычного образования в условиях многоуровневости. 2. Определение методологических основ междисциплинарной интеграции научных исследований в направлениях «Филология» и «Лингвистика». 3. Создание системы научно-исследовательской деятельности, способствующей: - достижению высокого качества иноязычного образования путем систематизации и построения целостного междисциплинарного содержания научно-исследовательской деятельности; - овладению будущими специалистами системой научно-исследовательских, общекультурных и профессиональных компетенций. Разработка концептуальных моделей и научно-исследовательских программ оказания практической помощи участникам научных школ и лабораторий в реализации инновационных научно-экспериментальных исследований. Реализация этих задач будет способствовать: - повышению качества обучения языкам и культурам и обеспечению эффективности, стабильности и жизнеспособности гуманитарного образования; - появлению широкого спектра новых исследовательских тем, в частности по вопросам мультилингвального образования для молодых преподавателей, студентов с научным потенциалом и зрелых исследователей в качестве перспективных тем магистерских, кандидатских и докторских диссертаций (актуальных для «филологии», «лингвистики», «педагогики», «культурологии» и других гуманитарных направлений);- интеграции научного потенциала и созданию коллективных исследовательских проектов как фактора становления научных школ по исследованию теоретических и прикладных проблем в гуманитарных областях научного знания; - формированию профессиональной компетентности у студентов и молодых преподавателей, что позволит им стать не только высококвалифицированными профессионалами в филологии, межкультурной коммуникации и языковой педагогике, но и овладеть системой общекультурных и профессиональных компетенций, развиваемых в процессе мультилингвального образования. Одним из основных этапов научного исследования школы или лаборатории является формулировка общей темы коллективного исследования. Тема коллективного исследования соответствует цели, концепции центра. Все темы научных работ, проводимых в рамках коллективного исследования, входят как составные части в общую тему НОЦ и становятся составными частями программы исследований. Цели же отдельных исследований могут рассматриваться как задачи. В задачи руководства научных школ и лабораторий входят: - овладение руководителем методологией научного исследования; - обучение исследователей методологии проведения научного исследования; - планирование комплекса научных исследований, необходимых на данном этапе; - организация и помощь в планировании индивидуальных исследований каждого участника научного коллектива; - обеспечение контроля выполнения всех планов; - обобщение полученных результатов; - планирование и организация публикаций и внедрение полученных результатов.^ Составление планов научно-исследовательской работы школы. Работа планируется как можно более дробно по срокам, чтобы иметь возможность на каждом этапе обсуждать получаемые результаты, контролировать ход выполнения работы. Желательно, чтобы в годовых планах каждый исполнитель представлял какие-либо отчетные материалы ежеквартально. Работа планируется таким образом, чтобы каждый член исследовательского коллектива видел в деятельности свое определенное место и те виды работы, которые он должен выполнить персонально. План позволяет увидеть перспективу и результат научной деятельности, он включает следующие разделы: 1. Научно-организационная работа. В этом разделе планируются учебные семинары по повышению квалификации научных работников. 2. Издательская деятельность. В этом разделе отражаются все работы, которые намечаются к публикации, и сроки их издания. 3. Деятельность по внедрению полученных результатов в практику образования. Деятельность руководителя исследовательского проекта заключается в контроле за выполнением планов и регулярном обсуждении полученных результатов. В рамках НОЦ каждый ученый, при консультировании руководителем, проектирует свое исследование в соответствии со следующей схемой: идея – выявление противоречия – постановка проблемы – определение объекта и предмета исследования – формулирование его цели – построение научной гипотезы – определение задач исследования – планирование исследования (составление временного графика необходимых работ) – проведение исследования и оформление результатов. Основными критериями качества работы НОЦ могут послужить следующие аспекты: 1. Проводимые исследования должны быть не только фундаментального, но и прикладного характера. Конечный итог – внедрение разработок в образовательный процесс. 2. Конкретные научные результаты должны соответствовать российскому и международному уровням. 3. Работа НОЦ осуществляется в соответствии с методологически обоснованной программой исследования, в которой каждый из членов видит свое направление работы и понимает свою миссию в достижении общей цели. 4. В процессе исследований каждый представитель центра использует современные теоретические и экспериментальные методы исследования. 5. Исследования необходимо нацеливать на коммерциализацию, т. е. НОЦ должен стремиться к самофинансированию посредством участия в грантовых разработках, в выполнении заказов государства, бизнеса и населения. 6. На базе разработок НОЦ создаются новые учебные курсы в соответствии с ФГОС ВПО как для бакалавров, так и для магистрантов, а также для системы дополнительного образования. 7. Предполагается внушительное количество научных публикаций, защита кандидатских и докторских диссертаций. Оформление результатов исследования осуществляется в виде публичных докладов, выступлений (на методологических семинарах, конференциях, симпозиумах, научных съездах), рефератов, научных статей, тезисов, научных отчетов, монографий, методических пособий. Сеть внедрения полученных результатов в практику постепенно разрастается за счет коллег из соседних вузов, предприятий, фирм. Этот внедренческий аспект деятельности руководитель исследовательского коллектива должен постоянно держать в поле зрения, поскольку конечной целью научно-исследовательской работы является развитие практики. Таким образом, повышение качества образования состоит в упорядочении коллективной научно-исследовательской деятельности в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.