Психодиагностика ПЛАН 1. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет 2. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина 3. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной сиходиагностической системы 4. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет 5. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике 6.
Диагностика личностных факторов принятия решений 7. Список литературы В данной контрольной работе представлен обзор статей по психодиагностике, которые были опубликованы в журналах Вопросы психологии за 1994 год. 1. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет. В статье представлены результаты исследования различий индивидуального темпаудобного и максимального
темпа работы на узком возрастном контингенте близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные 35 пар-МЗ и дизиготные 29 пар-ДЗ 7-8 лет и одиночнорожденные того же возраста 29 чел все первоклассники, все правши. Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик простые автоматизмы - 1. Темпинг-1 Т-1 - постукивание карандашом по столу 10 с.
Фиксируется количество ударов. 2. Темпинг-2 Т-2 - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем 10 с. Фиксируется число нажатий. 3. Скалка Скл - катание круглого карандаша ладонью по столу взад и вперед 10 с. Фиксируется число парных движений. методики, требующие развитие тонкой моторики пальцев руки и зрительно-двигательной координации. 4. Стержни Стр - вставить 16 стержней в гнезда игра Сою фиксируется время выполнения. 5. Нанизывание Низ.
На вставленные стержни 4 надеть 32 круглые шарики игра Реверси. Фиксируется время. 6. Фишки Фш - перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время. 7. Письмо Мсм - пишется ряд диагностических палочек на клетчатой бумаге в течение 20 с. Фиксируется количество написанных палочек. 8. Артикуляция Арт - порядковый счет в слух от 1 до 50. Фиксируется время.
В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в единообразных единицах - количестве однотипных движений или действий в минуту. Эксперимент строился так, что вначале предлагалось все задание выполнить в удобном темпе, приятном для ребенка. Чтобы избежать ориентировки на включение секундомера, время фиксировалось незаметно. После давалось задание выполнить то же самое в максимально возможном темпе при включенном секундомере. методики, на измерение сенсорного темпа 9.
Метроном - измеряется предпочитаемый ритм звуковых щелчков метронома частота ударов от 40 до 220 мин. Методика была заимствована из работы Фришайзен-Келлер. Сравнение группы по средним величинам показало, что значимые различия здесь отсутствуют. Таким образом, по параметрам темпа близнецы не отличаются от одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ. На группе детей 7-8 лет не удалось подтвердить данные
Фришайзен-Келлер о значительном влиянии генотипа на удобный темп темпинга. Отчетливые наследственные влияния обнаружены только для максимального темпа движений. Такое расхождение в результатах скорее всего связано с разницей в возрастном составе испытуемых. В настоящее время известно, что генотип - средовые отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от возраста, а в работе Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень широк.
По данным корреляционного анализа, показатели удобного и максимального темпа выполнения простых двигательных автоматизмов практически не связаны друг с другом. В основе удобного и максимального темпа выполнения бо-лее сложных движений, требующих развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, видимо, лежит единый фактор, связанный с уровнем общего двигательного развития. 2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина
В данной статье обсуждается два направления 1 теоре-тико-методологический анализ диагностики как специфического вида познания 2 выявление характеристик психодигностики как практический деятельности и научной дисциплины. Диагностика в современной методолгической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта
осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования. Диагностика - это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта
под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования. Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них. С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его
диагностической деятельности лежит интуиция. Подавляющая часть исследователей и практических работ-ников, исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством. В диагностике как научной дисциплине в большинстве ра-бот применительно к системам человек-человек принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела - семиотический, технический, логический и деонто-логический. Семиотический - содержит описание признаков, характе-ризующих нормальное
состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов, признаков болезней. В техническом дается характеристика методов методик и средств обследования объекта диагностики. В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам симптомам внутренних состояний объекта диагностики. В деонтологическом - принципы общения с больным и врачебная практика.
Психодиагностика как деятельность есть процесс распо-знавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе из-вестной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого человека или группы под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для
обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта. Структуру психодиагностики как научной дисциплины об-разует совокупность четырех взаимосвязанных теорий объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза. 3. Трофимова И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы.
Настоящая статья посвящена необходимости и проблемам разработки экспертной системы в области психодиагностики и прогнозирования поведения человека. В настоящее время создано большое количество разно-образных диагностических инструментов, способных зарегистри-ровать фактически любое описанное заказчиком свойство чело-века, однако даже получив результаты диагностики относи-тельно интересующих его свойств, как диагност, так и заказ-чик зачастую плохо представляют себе, какого поведения сле-дует ожидать от обследуемого, в чем
проявляется или не про-является эти его свойства. Постановка большинства практи-ческих задач предполагает на выходе не просто описательную характеристику особенностей обследуемых здесь и теперь, но и прогноз поведения этих людей в различных ситуациях, желательно на длительный срок. Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности
человека к вы-полнению деятельности, которой он будет заниматься непосред-ственно после диагностики при массовом наборе в армию, поз-же - при приеме на работу, на учебу. Подобная аттеста-ционная диагностика так же необходима на практике, как и долгосрочная у многих фирм нет времени на ожидание вхож-дения кандидата в должность и возможности фактического финансирования его обучения на рабочем месте в период аттестации. Основное внимание уделяется анализу поведения, резуль-
татов, полученных в момент испытаний, и очень слабо исполь-зуется информация о прошлом опыте человека биографический метод, анализ документов, продуктов деятельности обсле-дуемого. Это увлечение только наличным состоянием человека не случайно оно связанно с неспособностью психологов использовать получаемую информацию, с трудностями ее формализации, интерпретации и сравнительного анализа. Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на этапе интерпретации результатов и составления
заключения и рекомендации. Соответственно, на этом этапе важна как психологическая компетентность, так и глубина теоретического анализа результатов, что по определению будет различаться и различается у разных специалистов. Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий 1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний книги, информация, полученная от экспертов, методики.
Данная статья является одним из итогов этого этапа. 2. Концептуализация - на этой стадии формируется структура полученных знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов отношения между понятиями, структура инфор-мации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача ста-дии концептуализации - разработка неформального описания знаний о предметной области в виде
карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области. 3. Формализация - строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве - логические методы исчисление предикатов 1-го порядка, продукционные модели с прямым, обратным и смешанным методами вывода, семантические сети, фреймы,
объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др. 4. Реализация - для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства - оболочки экспертной системы. Задача этой стадии - разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства. 5. Тестирование - оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения
в соответствие с реальными запросами пользователей система анализируется на удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода, эффек-тивность реализованной стратегии управления решением задачи, корректность базы знаний - ее полноту и непротиворечивость главная задача стадии - выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях. 4. Щебланова Е.И Аверина И.С Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет.
В статье обсуждается проблема диагностики уровня ин-теллектуального развития детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой проблемы часто бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования. Для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта условий 1. Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить
всем детям равные возможности. 2. Оценка разных сторон интеллекта, что уменьшит влияние его натасканности. 3. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени. Цель работы авторов состояла в разработке и апробации методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществлялась на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей
- KFT 1-3 K. Хеллера с сотрудниками. Показателями сложности заданий служило количество правильных ответов на них, полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее 100 человек. МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности и содержанию формах А и Б. Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение выполнение двух заданий, аналогичных
тестовым. Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. 1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, из словарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором ботинок статуя. 2 субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями больше-меньше, выше-ниже, старше-моложе и.т.д.
В первых заданиях соотношения однозначны, в последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего. 3 субтест выявляет уровень логического мышления, ана-литико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкрет-ных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов. 4 субтест направлен на диагностику математических спо-собностей. В него включены математические задания на сообра-зительность, в которых использован различный материал
ариф-метические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т.д. Для выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычи-тание. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т.д.
В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или заполнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием. При планировании тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий, но и время для раздачи и объяснения материала. Общее время выполнения теста составляет 20-30 минут. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями данными собеседования
с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т.д. Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более высокий уровень обобщения понятий, более развитую речь, большую осведомленность и т.д. Однако уровень творческого мышления, как и следовало ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития. Поэтому при использовании
МЭДИС рекомендуется отбирать детей не только с высокими, но и со средними для данного возраста показателями и обязательно дополнять тестирование собеседованием с ребенком. 5. Бурлачук Л.Ф Коржова Е.Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике. Авторы статьи оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня в психодиагностике, как кризисную. Методическое обеспечение психодиагностических исследование продолжает существенно опережать их практический
уровень. Происходит это в условиях полного отсутствия нормативно-правовой основы деятельности, а следовательно, профессионально-этического контроля за этим процессом. Психодиагностический метод позволяет выделить специ-фические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, специфику ситуации - как социальную взаимодействие психолога и обследуемого, так и стимульную например, с разной степенью структурированности и т.д.
Психодигностический метод, кроме того включает и специфический измерительный инструментарий, обладающий собственными характеристиками, заданной теорией измерения психических явлений психометрией. Необходимо отделить создание и развитие проективных техник диагностики личности от попыток интерпретации получаемых данных с различных теоретических позиций. Следует исходить из того факта, что разные средства познания с неизбежностью приводят к различным описаниям
одного и того же объекта к формированию относительно независимых предметов познания. Теория измеренной индивидуальности занимает промежу-точное положение между глобальными психологическими теориями психоанализ, теория деятельности и пр. и рабочими микротеориями. Тем самым теория измеренной индиви-дуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системе психологического познания. 6. Корнилова Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений
Целью данной статьи является представление результатов разработки методики, направленной на диагностику готовности к риску и рациональности как личностных регуляторов принятия решений. Методика оформлена в разных процедурных видах под общим названием ЛФР - личностные факторы решений. Диагностика факторов личностной и ситуационной тревож-ности осуществлялась с помощью методики Спилберга. Как и предполагалось, факторы личностной тревожности и нерешительности
оказались значительно связаны. Высоким показателем готовности к риску соответствуют такие личностные черты, как склонность к авантюре, социальная смелость, решительность, тяга к сильным ощущениям высокая сила Супер-эго одновременно совестливость, упорство, чувство ответственности, моралистичность, волевой самоконтроль, высокая интеграция чувства Я при этом отсутствуют сензитивность в противовес реалистичности и жесткости мышления открытость и легкость в общении, эмоциональная устойчивость и неуступчивость активность
беспечность и воодушевленность. Высоким показателем рациональности - соответствует высокий уровень интеллекта, подозрительность, развитое воображение, проницательность, расчетливость хитрость, искушенность, озабоченность, склонность к чувству вины радикализм свобода мысли, самодостаточность ориентировка на собственные решения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет Вопросы психологии, 1994, 1. 2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина
Вопросы психологии, 1994, 2. 3. Трофимова И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы Вопросы психологии, 1994, 3. 4. Щебланова Е.И Аверина И.С Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет Вопросы психологии, 1994, 4. 5. Бурлачук Л.Ф Коржова Е.Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике
Вопросы психологии, 1994, 5. 6. Корнилова Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений Вопросы психологии, 1994, 6.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |