Oлег Платонов Жизнь за царя (Правда о Григории Распутине) Предисловие Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся. Граф С. Ю. Витте, 1914 годЗаняться историей жизни Григория Ефимовича Распутина подтолкнуло менямноголетнее изучение личности последнего русского царя и его семьи. Чемближе я знакомился с документами, дневниками, перепиской этой семьи, тембольшее недоумение вызывало у меня внушаемое нам десятилетиями стандартноепредставление о Распутине как об исчадии ада, человеке абсолютно аморальноми корыстном.Этот страшный образ не вписывался в обстановку высшей духовности,нравственности, семейного лада и согласия, в которой жила семья последнегорусского царя. Со времени знакомства царской семьи с Распутиным (с октября1905 года) вплоть до своей трагической кончины царь, царица и их дети,безусловно, любили Григория и верили в него как в Божьего Человека. Наубитых царице и царских детях были надеты медальоны с изображением ГригорияРаспутина. Однажды, еще в заточении в Тобольске, царь попросил доктораДеревенко незаметно от стражи вынести шкатулку, в которой находится, как онвыразился, "самое ценное для них". Рискуя жизнью, доктор Деревенко выполнилпросьбу царя. Передавая шкатулку Николаю Александровичу, доктор спросил(думая, что там лучшие драгоценности) о ее содержимом. "Здесь самое ценноедля нас: письма Григория", - ответил царь.1До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина.Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, подруге царицы, что Россия страдаетза его убийство. Никто не мог поколебать их доверие к нему, хотя всевраждебные газетные статьи были им известны - их приносили царской семье - ивсе окружающие старались им доказать, что Распутин - дурной человек. Неследует думать, что царь и царица были наивными, обманутыми людьми. Пообязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверкидостоверности полученной о нем информации (об этом мы еще будем говорить) икаждый раз убеждались, что сказанное о Распутине - выдумки и клевета.Когда-то мне казалось, что о Распутине написано так много, что все онем известно. Действительно, преимущественно в 20-е годы вышло большоеколичество книг, брошюрок, статей о нем. Но когда я стал читать ихвнимательно, стремясь найти первоисточники того или иного факта, то раз заразом попадал в какой-то заколдованный круг. В большей части публикаций былииспользованы одни и те же скабрезные примеры. Авторы этих материалов,почитая их за достоверные доказательства, не утруждали себя ссылкой наконкретные источники. Тогда я решил проверить эти публикации по архивнымданным - изучить личный фонд Распутина и другие материалы, относящиеся кнему.И любопытная картина открылась предо мной. Оказывается, "советскаяисторическая наука" историей жизни Распутина никогда серьезно не занималась.Нет ни одной статьи, я уже не говорю о книге, где бы жизнь Распутинарассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализисточников. Все существующие ныне сочинения и статьи о Распутине являютсяпересказом - только что в разных комбинациях - одних и тех же историческихлегенд и анекдотов (исключительно в духе революционной обличительности),большая часть которых является откровенным вымыслом и фальсификацией, вродеподдельных дневников Вырубовой и стенограмм процессов над "врагами народа"1930-х годов.По сути дела, был создан миф о Распутине, миф, имеющий целью опоганитьи дискредитировать Россию, ее крестьянское духовное народное начало,которое, как мы увидим дальше, в определенном смысле олицетворял собой иРаспутин. Причем "невероятная злоба, пышущая со страниц бульварнойРаспутиниады, целиком выдавала кочегаров преисподней, которые одни толькоимеют способность добиваться столь высокого и повсеместного накала".2Создание мифа носило отчетливый антирусский характер и шло в русле такназываемого леворадикального, революционного движения, для которого любые,самые грязные, подлые и кровавые методы считались приемлемыми.Впрочем, понимание русской общественностью этой цели мифотворцев мывидим еще при жизни Распутина. В газетной полемике тех лет однирассматривали Распутина в народной традиции странничества и старчества,другие - рисовали его страшным развратником, хлыстом, пьяницей. Причемсправедливо отмечалось, что на печатные столбцы проникали главным образомлишь одни отрицательные мнения о Распутине, как правило без приведениякаких-либо конкретных фактов, в бешеном и все нарастающем потоке тонулинезамеченными попытки сказать правду о нем. Леворадикальная печать сделалавсе, чтобы возбудить в отношении к Распутину самую непримиримую ненависть вобществе."Думаем, что мы не будем далеки от истины, - писала в 1914 году газета"Московские ведомости", - если скажем, что Распутин - "газетная легенда" иРаспутин - настоящий человек из плоти и крови мало что имеют общего междусобой. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили дотого, что издали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин сталкаким-то гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень"."Кому это понадобилось? - спрашивали "Московские ведомости" и отвечали:- Во-первых, нападали левые. Эти нападки носили чисто партийный характер.Распутина отождествляли с современным режимом, его именем хотели заклеймитьсуществующий строй. Все стрелы, направленные на Распутина, на самом делелетели не в него. Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать,обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймитьРоссию. Понятно, что ко всем нападкам с этой стороны на Распутина можно идолжно было отнестись с особой недоверчивостью. Тут наши публицисты избралидля себя самую невыгодную позицию: они прикрывались именем Распутина какщитом. Всем было ясно, что они целят в руководителей политики, говоря оРаспутине, но когда до этих писак добиралась цензура, угадывавшая ихистинное намерение, они вопияли: "Вот видите, что с нами делают из-заРаспутина! Вот каков наш теперешний режим!"Но на Распутина выходили со своими обличениями и из правого лагеря.Иные обличители были действительно искренни, но были и такие, которые делалисвою карьеру на Распутине: "Вот, дескать, какова наша гражданская доблесть -мы самого Распутина не побоялись! Похвалите нас, удивитесь нашей смелости,посодействуйте нашей популярности". И левые газеты охотно выдавали своипохвальные листы таким господам, которым, впрочем, ничего другого и не былонужно.Что же получалось?Наше общество поверило в Распутина".3И эта вера продолжает поддерживаться до сих пор, ибо живы и процветаютте силы (точнее, их прямые наследники), которые в свое время создавали этотмиф и заинтересованы в его сохранении.Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданноепрепятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных,политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобызавалить дорогу возвращения к этим ценностям. Чтобы, посмотрев намифологизированного Распутина, люди в ужасе отшатывались от своего прошлого,стараясь забыть его и не возвращаться к нему.Сегодня пришло время разбирать эти и другие завалы. И сделать это можнотолько внимательным, объективным изучением подлинных фактов и документов,тщательным анализом и сопоставлением различных источников, придерживаясьстрогой исторической последовательности событий. Только так можно размотатьтот трагический, детективный клубок, которым были жизнь и смерть ГригорияРаспутина.Многие документы и материалы, приводимые в этой книге, публикуютсявпервые. Они извлечены преимущественно из архивов и фондов музеев, гдедесятилетиями хранились под особым надзором.Прежде всего, это материалы и документы из личного фонда Г. Е.Распутина, хранящиеся в ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации), -52 дела. Там же находятся дневники наружного наблюдения за Распутиным с 1912по 1916 год, в которых зафиксированы его встречи.В Тобольском и Тюменском архивах хранится ряд дел, в частности, дело пообвинению его в принадлежности к секте хлыстов, дело о покушении на него, атакже многочисленные материалы по наблюдению за его жизнью как со сторонытобольского жандармского управления, так и со стороны тобольскойконсистории.Кроме того, в книге используются результаты нашего опроса около 40старых жителей села Покровского - родины Распутина. Опрос производился поопределенной программе и позволил получить ценные сведения о его жизни.И, наконец, пора дать слово самому Григорию Ефимовичу Распутину. Оносохранилось в его книгах, хоть и небольших, но очень емких по содержанию.Оно сохранилось в беседах с ним, записанных разными журналистами. И поройнесколько его живых слов могут дать для понимания больше, чем десяткистраниц сфабрикованных против него документов. Именно поэтому отдельнымиглавками в нашей книге представлены небольшие части его работ.Обилие документов и источников, используемых в нашей книге, не должнопугать читателя. Без этого невозможно разобраться в завалах лжи и клеветы,которыми была закрыта настоящая жизнь этого человека. Мы, конечно, непретендуем на раскрытие всех загадок жизни Григория Распутина. Многое в нейостается неясного, требующего специального исследования. Но уже сегодняможно определенно сказать, что миф о Распутине, созданный антирусскимисилами, не соответствует действительности.Глава 1 ^ НАЧАЛО ПУТИГригорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уездаТобольской губернии.Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. ВСоветской исторической энциклопедии и в большинстве других советских изданийгодом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один советскийисторик не удосужился заглянуть в метрические книги церкви села Покровского,где родился и провел большую часть своей жизни этот человек. Правда, книгиэти сохранились не все, но есть полная подборка сведений о родившихся,умерших и вступивших в брак с 1862 по 1868 год.4 Листая эти ветхие,подпорченные жучком и влагой книги, прежде всего в 1862 году сталкиваемся сзаписью от 21 января о бракосочетании "Покровской слободы крестьянина ЯковаВасильева Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с девицей АннойВасильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет".Это родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия Распутиных встречается вкниге многократно. Всего в селе Покровском живет 7 семей, носящих фамилиюРаспутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто иобыкновенно имеет происхождение от слова "распутье", что, по словарю Даля:"разъездная дорога, развилина, развилы пути, место, где сходятся илирасходятся дороги, перекресток". Люди, жившие в подобных местах, нередкополучали прозвище Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилиюРаспутины.По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и АнныВасильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает.2 августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую,снова называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение всемье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года - родиласьдочь Гликерия, тоже умершая через 4 месяца "от поноса". И наконец, 17августа 1867 года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не былосуждено жить. В 1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в семьеЕ. Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным книгам Григорий Распутинне мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Более поздние метрические книгив Покровской церкви не сохранились, но зато остались заполненные бланкиВсероссийской переписи населения за 1897 год5, согласно которым ГригориюЕфимовичу Распутину в этом году 28 лет. Перепись велась очень тщательно, ипоэтому можно считать установленным год рождения Распутина - 1869-й.Село Покровское, располагающееся на берегу Туры, в котором появился насвет Григорий Распутин, возникло в самом начале освоения этих мест русскимилюдьми, на путях, отвоеванных для России Ермаком Тимофеевичем. Через негопролегал старинный сибирский тракт, связывающий центр России с самымиотдаленными городами Сибири. В этой местности между Тобольском и Тюменью шланапряженная культурная и экономическая жизнь, проходили крупнейшие торговыепути. Документы рассказывают о развитии здесь кожевенных, кузнечных,обувных, мыловаренных и котельных промыслов. В самом селе Покровском еще вXVIII веке существовало несколько мыловаренных производств.Развивалась здесь и своя школа иконописи. В XVII веке в Тюменьпереселился замечательный русский иконописец Спиридон, ставшийродоначальником местного купеческого рода Иконниковых. Рядом, в Тобольске, в1701 году возникла первая в Сибири - и одна из первых в России! -общеобразовательная школа. Тобольский митрополит Филофей организует целыйряд школ по всей Тобольской губернии, сделав их не только центрамиобразования, но и искусств, ибо в них ученики нередко устраивали театральныепредставления, показывая комедии, трагедии и драмы. В первой четверти XVIIIвека только митрополитом Филофеем было построено около трехсот церквей, принекоторых из них были созданы славяно-русские духовные школы.Жители сел Тобольской губернии, особенно тех, что стояли вдольсибирского тракта, жили зажиточно. Дома рубили крепкие, основательные,многие - в два этажа. Источники дохода были достаточные: и хлебопашество(земли было много), и охота (рядом лес), и рыболовство (река Тура кишеларыбой). Кроме того, важным источником заработка был извоз - перевозки людейи грузов по сибирскому тракту, - которым многие покровские крестьянезанимались сызмальства.В общем, в этих местах сформировался тип людей очень энергичных иактивных, к которым применима характеристика, данная в краеведческомописании середины XIX века жителям города Тюмени, что они "красивейшее племяв целой Сибири... крепкого сложения, белы, с выразительными черными глазами,стройным станом и ярким румянцем, характера живого, щеголеваты, трудолюбивы,смышлены и расторопны".6Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабогоздоровья. Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первыхчетырех детей, родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможнов обыкновенной крестьянской семье, где много детей, и, наверное, дажебаловали. Но, как единственный помощник отца, Григорий рано стал работать,сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал вземледельческих работах, помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу вType и окрестных озерах. В Покровском школы не было, и Гриша вплоть доначала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем, онничем не выделялся среди других крестьян, разве только своей болезненностью,которая в крестьянских семьях понималась как ущербность и давала повод кнасмешкам."Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире, до28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедливи искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичили рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!Много скорбей было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а явовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и малоспал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются"7.Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом.Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает сравнительнонедалеко расположенные монастыри: Абалакский, Тюменский, Тобольские;перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей гибели), а черезпять лет бросает "курить табак и пить вино". Начинается период далекихстранствий по монастырям и святым местам России.Что побудило его на этот шаг?Позднее недобросовестные журналисты будут писать, что к этому егоподтолкнул случай, когда якобы он был схвачен с поличным то ли на воровствелошадей, то ли чего-то другого. Внимательное изучение архивных документовсвидетельствует, что случай этот полностью выдуман. Мы просмотрели всепоказания о нем, которые давались во время расследования в Тобольскойконсистории. Ни один, даже самый враждебно настроенный к Распутину свидетель(а их было немало), не обвинил его в воровстве или конокрадстве.8 Неподтверждает этого "случая" и проведенный в июне 1991 года опрос около 40самых пожилых людей села Покровского (о нем позднее поговорим подробнее).Никто из них не мог вспомнить, чтобы когда-то родители им рассказывали оворовстве Распутина.Тогда что же все-таки побудило Григория начать новую жизнь? Ответ навопрос - в его записках."Вся жизнь моя, - пишет он, - была болезни. Всякую весну я по сорокночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до28 лет. Вот что тем более толкнуло меня на новую жизнь (выделено мною. -О.П.). Медицина мне не помогала, со мною ночами бывало как с маленьким,мочился в постели. Киевские сродники исцелили, и Симеон ПраведныйВерхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы.Очень трудно это было все перенесть, а делать нужно было, но все-такиГосподь помогал работать, и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашнеймало спал".Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу,который создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабогоздоровья, но и невысокого роста, физически не очень силен. Жители селаПокровского, когда в 1980-е годы показывали фильм о Распутине "Агония",вначале "бежали" на него, чтобы посмотреть на своего земляка, но старики,помнившие Григория Ефимовича, как один сказали: "Совсем не похож". "Вфильме, - по мнению стариков, - огромный, высокий и страшный, а мы егопомним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, дажетщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глазавпалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом".В полицейских бумагах сохранилось множество описаний Распутина."Телосложения - обыкновенного; цвет волос - светлый шатен; лицопродолговатое; нос - умеренный; борода - кружком, темно-русая; тип -русский".9По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составесемьи своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включаливсех тогдашних членов распутинского семейства: хозяина - Ефима Яковлевича,55 лет; жену хозяина - Анну Васильевну, 57 лет: сына хозяина - ГригорияЕфимовича, 28 лет; жену сына хозяина - Прасковью Федоровну, 30 лет; внукахозяина - Дмитрия Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).Все члены семьи числились земледельцами из государственных крестьян,все были неграмотными.Глава 2 ^ ГОДЫ СТРАНСТВИЙСегодня большинству из нас трудно понять, что вкладывалось в слова"странник", "странничество" русским человеком в XIX веке. Это были понятия,с которыми жила Святая Русь, а обычай странничества носил народный характер.Еще в XVIII веке большая часть русских людей считала своим долгом пешком, скотомкой в руках, идти на поклонение в святые места России, которыми были,как правило, чтимые монастыри. Странничали богатые и бедные, князья икрестьяне, воины и цари. Правда, те, которые принадлежали к правящемуклассу, попадали в монастыри не пешком. Однако для большей части крестьяндаже в XIX веке странничество осуществлялось традиционным способом - скотомкой в руках. Еще 100 лет назад практически каждый православный русскийкрестьянин считал своею святою обязанностью совершить богомолье,паломничество к своим либо общероссийским святым или на поклон к местамсвятым. Люди шли от деревни к деревне, стучались в окошко, просили ночлега,и всегда им давали приют, кормили, поили бесплатно, ибо считалось, чтостранник - Божий человек и, помогая ему, ты участвуешь в Божьем деле сам.Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не рази не два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них были свои хозяйства,дома; возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным,опытным, по его собственным словам, странником и был Григорий Распутин. Онне бросал своего крестьянского хозяйства вплоть до смерти и, где бы ни был,как правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское.Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - строгий,серьезный, пронизывающий взгляд, одежда из грубого, крестьянского сукна,перепоясанная ремнем или просто веревкой. Из-под одежды иногда выглядывалавласяница или даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выгляделво времена своих странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги.В день странники проделывали десятки верст, несмотря на погоду. ХодокомРаспутин был хорошим, неустанным. Как сам он рассказывает. "Я шел по 40 - 50верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редкоприходилось кушать, по Тамбовской губернии - на одних картошках; не имея ссобой капитала и не собирал вовек, придется - Бог пошлет, с ночлегом пустят- тут и покушаю.Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья пополугоду и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть это делалдля опыта и испытания, нередко шел по три дня, вкушал только самую малость.В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками,как они, работал и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и убегална отдохновение на молитву".По-видимому, первым монастырем, где совершил свое богомолье ГригорийРаспутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем местена берегу Иртыша. В древности здесь стояла крепость татарского хана Кучума.Монастырь располагался в 25 верстах от Тобольска. Историю этого монастыряРаспутин часто рассказывал и в Петербурге, и в Москве. В селении Абалак жилаблагочестивая старица Мария, которой явилась в видении Богоматерь. По этомуслучаю в 1637 году протодиакон Софийского Тобольского собора написал икону,признанную чудотворной и чтимую окрестными жителями. К этой иконесовершались массовые паломничества, для богомольцев была устроена бесплатнаягостиница.Окружающая монастырь природа вызывает чувство восторга и восхищения.Когда стоишь возле высоких каменных стен монастыря и смотришь в сторонуИртыша, видишь неоглядные просторы, беспечную гладь реки, заливные луга идалекие леса с церковью на горизонте. Наверное, подобное чувство испытывалГригорий Распутин, когда был здесь.В 1918 году в этом монастыре побывала на последнем своем богомольецарская семья. Когда их привезли на пароходе в Тобольск, то оказалось, чтопомещение для их заточения еще не готово. Тогда местные власти разрешили имсовершить паломничество в Абалак. Для царской семьи это было настоящимсчастьем, ибо они знали о монастыре по рассказам Григория, который здесь засвою жизнь побывал много раз. Сегодня в монастыре царит мерзость запустения,все три церкви и другие постройки в аварийном состоянии. Но возрождениеначалось, идут реставрационные работы. Появились первыепомощники-богомольцы, женщины из разных мест Сибири. Скоро здесь будетженская обитель."В паломничестве, - потом будет рассказывать Григорий Распутин, - мнеприходилось переносить нередко всякие беды и напасти; так приходилось, чтоубийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милостьБожья! То скажут: "Одежда неладная", то в чем-нибудь да забудутся клеветникинеправды. С ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам,пошлет какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяинавозьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А виновник тотчас женаходится. Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один разнападали хищники, хотели обобрать, я им сказывал: "Это не мое, а все Божье,вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю", - им что-то особенноскажет в сердцах их, они подумают и скажут: "Откуда ты и что такое с тобой?"- "Я человек - посланный брат вам и преданный Богу".Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермскойгубернии, Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал напаломничество крестьян из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старымсибирским трактом от Тюмени на Туринск, а потом на город Верхотурье. Здесь,в живописном возвышенном месте в устье двух речек, стоял основанный еще вконце XVI века монастырь, где хранились мощи святого Симеона Верхотурского,поклониться которым приезжали богомольцы со всей России. В 1913 году вмонастыре был освящен новый огромный храм, построенный в русско-византийскомдухе, вмещавший в себя до 14 тысяч молящихся.В 1914 году ожидался приезд сюда царской семьи, причем наследник долженбыл остаться здесь на некоторое время на лечение. Для этого Распутин на своисредства (точнее, средства, пожертвованные ему на эти цели) возводиткрасивый дом, напоминающий древнерусские терема (в нем сейчас краеведческиймузей). Но началась война, все дела были отложены на неопределенный срок, азатем пришла революция. В самом начале большевики надругались над мощами св.Симеона Верхотурского. Настоятель монастыря Ксенофонт и братия сталиобличать святотатцев и за это были зверски убиты. В 20-е годы здесь былаустроена тюрьма для несовершеннолетних. Когда я здесь был в июле 1991 года,на стенах еще была натянута колючая проволока и стояли сторожевые вышки. Носовсем недавно сюда пришли монахи. Молодой игумен Тихон с братией, поканемногочисленной, своими руками восстановили одну небольшую церковь и началислужбу. В скором времени будет возрожден еще один храм, куда возвратятсямощи св. Симеона. Монахи - труженики и подвижники - мечтают восстановитьмонастырь в полной славе, сделать его таким, как в начале века, когда напоклонение святым мощам Симеона Верхотурского съезжалось сюда со всей Россииоколо 50 тысяч человек, среди которых шел и не известный тогда никомуГригорий Распутин.Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство уходаот жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего смыслачерез подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для которыхбогомолье стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он этого непринимает. "Странничество, - пишет он, - нужно только по времени - месяцами,а года, чтобы ими многие годы, то я много обошел странноприимен - тут янашел странников, которые не только годы, а целые века все ходят, ходят, идо того они, бедняжки, доходили, что враг в них посеял ересь - самое главное- осуждение, и такие стали ленивые, нерадивые, из них мало я находил, толькоиз сотни одного, но по стопам самого Христа. Мы - странники, все плохо можембороться с врагом. От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужностранничать годами, а если странничать, то нужно иметь крепость и силу наволю и быть глухим, а иногда и немым, то есть смиренным, наипаче простячком.Если это все сохранить, то неисчерпаемый тебе колодезь - источник живойводы. А в настоящее время сохранить этот источник трудненько. Нуждавсе-таки. Бог не старее и не моложе, только время другое. Страннику нужнопричащаться тем более во всяком монастыре, потому что у него большие скорби,всякие нужды. Святые Тайны обрадуют странника, как май месяц свою землю".В странствовании Григорий измозжает свою плоть до того, что емуначинают являться видения. "Злодей враг завидовал всему моему доброму делу,то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг втумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдругисчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришьиз-за леску и вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!"Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своихчеловеческих слабостях. Порой его охватывают "помыслы нечестивые, усталостьнеописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная". Но Григорийпонимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это даетсянелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстноежелание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти вцерковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье. "Приблизишься кселу, звон раздается, своими прыткими ногами и частой походкой уже в храм.Вот мне первую мысль враг задает: то стань на паперти, собирай жертвы -дорога далекая, денег много надо, где возьмешь, то помолись, чтобы тебявзяли обедать и накормили послаще. Хвать безумной головой, уже херувимскийстих поют, а я еще не был, не предстоял, не соединялся с Господом! Да я небуду больше! Так мне пришлось с этими помыслами бороться целые года".Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество вкиевские монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то частьэтого расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили крестьяне насвоих телегах, однако основной путь Григорий шел пешком. Вставая рано нарассвете, выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к деревне, отмонастыря к монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или что в путизарабатывал поденной работой. Ночевал где придется, куда положат: и в избе,и в сарае, и на сеновале, а бывало, и в чистом поле на кочке: "Березонькапод боком и зорьку не проспишь".Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорийсохранил на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед нимкупола киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянскимтрудом, но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себенебольшую пещерку и в течение восьми лет уходил туда между обеднями изаутренями молиться. "Я удалялся туда и там мне было вкусно, то естьприятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все тампроводил".В начале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно, духовнозрелый человек, "опытный странник", как он сам себя называет. Полторадесятка лет странствий и духовных поисков превратили его в человека,умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного датьполезный совет. И это притягивало к нему людей. Сначала небольшое числокрестьян из окрестных деревень приходило к нему, позднее слава об опытномстраннике распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, онвсех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинаетчитать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почтинаизусть, толкует его для всех желающих.Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутинапока нет еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России живутлюди, подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев, готовыедать духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из "сильных" мира сего,и те, кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне или люди изгородских низов. Позднее, когда его многочисленные недоброжелатели сталиискать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не удалось его найти, ипришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем месте). Нет ниодного убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок жизни Григорийсовершил какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в это времяформируется привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного учителя,человека, слава которого достигнет столицы.Глава 3 ^ ТРАДИЦИИ СВЯТОЙ РУСИОбраз жизни и взгляды Григория Распутина не представляли собой ничегонеобычного. Напротив, они полностью укладывались в традиционноемировоззрение русского народа, воплощенное в понятие "Святая Русь", высокиедуховно-нравственные ценности которой открываются для нас сегодня вправославной этике добра, любви, нестяжательства, русской иконе и храмовомзодчестве, трудолюбии как добродетели, взаимопомощи и самоуправлении русскойобщины и артели - в общем, в той структуре бытия, где духовно-нравственныеценности жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь,не потребление, а преображение души. Для русского человека, жившего этиммировоззрением, земная жизнь - дорога к Богу и Царствию Небесному, вдвижении к Богу - смысл земного существования. Отсюда и большое значениестранничества как движения по этому пути, поиски истины в суете бытия.Самое большое место в народном сознании занимали представления о душе,стыде, грехе, совести, любви, доброте, справедливости, правде. "Душа всему -мера", - говорили наши предки. "Душа всего дороже". Жить по душе - этозначит быть добрым и любить ближнего своего. "Никогда не бойся делать доброи за добро всегда попадешь в честь", - часто говорил Распутин."Душа душу знает". "Душа с душой беседует, а сердце сердцу вестьподает". "Мы с ним живем душа в душу", - часто говаривали русские люди.За добро, за любовь нужно стоять горой, чтобы прожить жизнь по-доброму,по правде, достойно. "Не в силе Бог, а в правде" - эта мысль проходит