Àëåêñàíäð ÂÀÑÈËÅÂÑÊÈÉ,ïðåäñåäàòåëü Îáùåðîññèéñêîãî ïðîôñîþçà æèçíåîáåñïå÷åíèÿнеблагополучие в водоснабжении — угроза национальной безопасностиСегодня заметно активизировалась деятельность государства, частного бизнеса, политических партий, общественных организаций и других институтов гражданского общества в решении непростых проблем реформирования и модернизации систем водоснабжения населения страны.Как известно, Всероссийская политическая партия «Единая Россия» недавно заявила, что разработан и реализуется проект «Чистая вода», который она считает важнейшим звеном в реализации целевой задачи партии по сбережению российского народа и социально-экономического развития страны. Вот так не больше и не меньше! В эту деятельность активно включились государственные структуры. Министерство регионального развития Российской Федерации проводит специальное заседание коллегии по данному вопросу, а Росстрой, Министерство природных ресурсов и другие ведомства вовлечены в разработку новой федеральной целевой программы по обеспечению населения качественной водой и в достаточном количестве. В Государственной Думе уже рассматриваются предложения по экспорту пресной воды из России, подсчитываются многомиллиардные доходы от такого экспорта. Один из мэров вновь выступил с идеей о направлении в азиатские республики вод реки Обь. Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустам Хамитов предлагает повысить плату за воду в пять раз… С одной стороны, эта активность нас радует, хотя поводов для ее проявления ранее было более чем достаточно. Но с другой стороны — удивляет. Все эти проекты обсуждаются в условиях, когда более половины российских граждан пьют некачественную воду, санитарным нормам не соответствуют 40 процентов наземных источников воды, 17 процентов подземных, 32 процента водопроводов не имеют комплексов очистки, до 70 процентов водопроводных труб нуждается в замене, а очищение воды хлором создает канцерогенные соединения. Общероссийский профсоюз жизнеобеспечения в решении этих проблем всегда принимал активное участие, в том числе в разработке федеральной целевой программы «Обеспечение населения чистой водой» в 2003-2004 годах. Много надежд мы связывали с государством. Ведь основные причины кризисного состояния водопроводного и канализационного хозяйства породило именно государство: высокий износ основных фондов, устаревшие технологии, недофинансирование, выпадающие доходы, просроченная заработная плата и т. д. и т. п. На одной из коллегий Минрегиона России в прошлом году мы выступили с предложением об обсуждении этой темы на Общественном совете с привлечением депутатов Государственной Думы, представителей Общественной палаты, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, объединений и ассоциаций работодателей и частного бизнеса. Наш профсоюз имеет опыт организации подобных общественных слушаний и готов принять участие в организационно-техническом и методическом обеспечении такого Всероссийского форума. Однако, как и ранее, мы снова не были услышаны. За годы реформ меры, принимаемые государством, не принесли ожидаемых результатов, так как не носили комплексный характер и были декларативными. Между тем водохозяйственная проблема приобрела еще большую остроту: во многих городах водоснабжение и водоотведение продолжают деградировать, население недостаточно обеспечено питьевой водой нормативного качества и в необходимом количестве. Сегодня более 100 городов и населенных пунктов страны получают воду по графику. Значительная часть населения страны потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. Недоброкачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду потребляет население в Калмыкии, Ингушетии, Карелии, Карачаево-Черкесии, Мордовии и Чувашии, в Архангельской, Курганской, Саратовской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Кемерове. Острый дефицит питьевой воды испытывает население Приморского края, городов Новороссийска, Туапсе, Воткинска, Волхова, Гагарина, Дятькова и других населенных пунктов. Срочной модернизации или замены требует более 30 процентов мощностей водопроводов и канализационных систем. Резкое нарастание уровня аварийности в системах водоснабжения (до 80 на 100 км сети), а также износа основных фондов свидетельствует о том, что критическая точка уже пройдена. Только в текущем осенне-зимнем периоде в системах жизнеобеспечения произошло около 50 крупных аварий (срок ликвидации которых более 36 часов), от последствий которых пострадало более одного миллиона человек. Наиболее рациональным режимом работы отрасли в условиях дефицита ресурсов является недопущение перехода за критическую точку, для чего, как минимум, ежегодно необходимо менять или ремонтировать 8-10 процентов сетей. В противном случае не вложенные вовремя или вложенные в недостаточном объеме средства для воспроизводства, «возвращения» надежностных параметров системы потребуют их вложения примерно в квадратичной зависимости от недоремонта и упущенного срока. В этой связи наиболее актуальной задачей является принятие неотложных мер по ликвидации катастрофически нарастающего износа основных фондов, инженерной инфраструктуры, что напрямую отражается на качестве и надежности обслуживания населения. Являясь мировой водной державой (10 процентов запасов воды планеты), россияне до сих пор не научились обращаться с этим богатством. Мы используем для промышленных и бытовых нужд всего 2 процента от имеющихся запасов воды, но они, возвращаясь обратно в природу, отравляют оставшиеся 98 процентов. Без кардинального решения водохозяйственной проблемы невозможны сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и решение многих социальных вопросов, связанных с повышением уровня жизни людей. По нашему мнению, неблагоприятное положение в этих системах жизнеобеспечения должно рассматриваться как угроза национальной безопасности страны. Мы продолжаем надеяться на государственную поддержку систем водоснабжения населения. Она должна быть более действенной. Если сегодня государство не готово на одноразовое и достаточное инвестирование средств, то оно должно осуществлять помощь через федеральную целевую программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», а также через подпрограмму «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» в больших объемах, чем это предусмотрено программой «Жилище». При этом необходимо пойти на жесткие меры по энергоресурсосбережению, повышению тарифов до экономически обоснованного уровня с обязательной инвестиционной составляющей, а также создать все условия для привлечения частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу. Необходимо исключить ситуацию, когда на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований тарифы устанавливаются ниже издержек на производство услуг. Федеральные и региональные власти должны компенсировать финансирование той доли, на которую был сокращен экономически обоснованный тариф, а также обеспечить поддержку малообеспеченных граждан через их персонифицированные счета. По оценкам экспертов, только за счет потребления качественной воды можно увеличить продолжительность жизни россиян на 7-10 лет. Поэтому проблема качественного водоснабжения населения приобретает национальное значение. Проект такого масштаба должен реализовываться на основе софинансирования бюджетами всех уровней. Должен быть принят закон о чистой воде, в котором необходимо определить гарантии чистоты и доступности для всего населения России, сформированы принципы рационального использования и экономии водных ресурсов, что весьма актуально для нас, так как наше водопотребление «в разы» превосходит показатели развитых стран: Москва — 400 литров, Лондон — 90, Берлин — 70 литров в сутки на человека. В настоящее время в стране есть все предпосылки для осуществления модернизации и реформирования водохозяйственного комплекса страны. На наш взгляд, в первую очередь необходимо навести порядок в учете имеющегося имущества. На всех уровнях, во всех организациях провести инвентаризацию всех объектов систем водоснабжения населения, тщательный мониторинг по определению их истинного состояния. Дефицит финансовых средств — главная проблема отрасли. В настоящее время и кредиторская, и дебиторская задолженности организаций ЖКХ превысили 300 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2008 года задолженность предприятий ЖКХ за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы составила 36,5 млрд. рублей. Сегодня более 60 процентов предприятий отрасли — банкроты. Средства, выделяемые государством на развитие жилищно-коммунального комплекса страны, не только недостаточны, но и реализуются неэффективно. В текущем году консолидированное финансирование подготовки ЖКХ к зиме планировалось в объеме 146,5 млрд. рублей, фактически же использовано 117,3 млрд. рублей (80 процентов). Финансирование ФЦП «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2007 году было предусмотрено в объеме 5 млрд. руб. Включено в план 239 объектов. По итогам года только 90 объектов (то есть 37 процентов) имеют достаточную степень готовности, чтобы быть принятыми в эксплуатацию. Таким образом, мы плодим долгострои, а финансовые средства зачастую используются нерационально. По данным Росстата, фактическая потребность в срочной замене водопроводных сетей составляет 176,5 тыс. км (33 процента от их общей протяженности), канализационных сетей — 52,5 тыс. км (30,4 поцента от всей их протяженности). Ежегодно государство с потребителей воды собирает 14 млрд. рублей. Для замены сетей, а также на строительство и модернизацию насосных станций, ремонт гидротехнических сооружений, масштабное укрепление берегов водохранилищ, расчистку мелководья в оптимальных ценах текущего года требуется 70 млрд. рублей. На наш взгляд, для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, для надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения, а также для стабильности в обществе необходимо изыскать эту сумму финансовых средств, чтобы осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль, а затем передать обновленные объекты эффективному собственнику. Оппоненты скажут, что в казне нет денег. Мы снова и снова вынуждены заявить, что такие средства есть. Их разумное использование не только не вызовет инфляцию, а принесет огромные доходы государству. В текущем году началось использование средств нового «фонда ЖКХ», созданного в соответствии с Федеральным законом «О содействии реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от 21 июля 2007 года №185-ФЗ). Необходимо обеспечить его эффективное использование. Упомянутый фонд призван до 1 января 2012 года не только решить проблему капитального ремонта жилфонда и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья (на эти цели, как известно, выделено 250 млрд. рублей из средств федерального бюджета), а также планируется выделять по 140 млрд. рублей в год из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако фактические обязательства государства в этой сфере на порядок выше. Возлагая определенные надежды на государство, мы тем не менее считаем необходимым более активно развивать государственно-частное партнерство, способствовать широкомасштабному вовлечению частного бизнеса в эту сферу. К сожалению, участие частного бизнеса в реформировании и модернизации систем водоснабжения Российской Федерации пока незначительно, но его роль весьма велика. Особого внимания заслуживает опыт работы ООО «Российские коммунальные системы», Управляющей компании «Росводоканал» и ООО «Евразийское водное партнерство». «Евразийское водное партнерство», к примеру, в 2007 году вложило в модернизацию водного хозяйства Ростова 1,1 млрд. рублей. В текущем году при подготовке своих компаний к зиме РКС инвестировали более одного миллиарда рублей на капитальный ремонт объектов теплоснабжения и водоснабжения населения. От латания дыр РКС переходит к комплексной замене изношенных сетей и оборудования, осуществляет инвестиционные проекты. В городе Брянске, например, построена котельная мощностью 12,5 МВт. Аналогичные проекты реализуются в Республике Карелия, Амурской, Свердловской, Тамбовской, Владимирской областях. Сегодня РКС работает в 12 регионах и около 200 муниципальных образованиях России. Наш профсоюз сотрудничает с этими компаниями. В современных условиях наше взаимодействие должно быть еще более активным. Совместные усилия должны быть направлены на стабильную работу компаний, повышение их конкурентоспособности, осуществление взвешенной тарифной политики. К сожалению, власти на местах в силу политической конъюнктуры устанавливают экономически необоснованные тарифы, что лишает наших работников достойных зарплат, не дают возможности формировать инвестиционные программы. Действуя сообща, мы могли бы добиться существенных перемен в водохозяйственной сфере. Острой сегодня является проблема приватизации объектов ЖКХ. При несовершенном законодательстве объекты, которые должны находиться, в муниципальной собственности (как во всем мире) для обеспечения полномочий «публичной власти», не только передаются в частную собственность, но и перепрофилируются. Власти уже признали свою ошибку, но действенных мер по наведению порядка пока не приняли. Необходимо устранить все противоречия и препятствия в действующем законодательстве для достижения цели развития водохозяйственных систем страны. Давно назрела необходимость реструктуризации долгов предприятий, создания правовых условий для проведения мер их финансового оздоровления. Сейчас разрабатываются новые мероприятия по развитию жилищной и коммунальной сфер в рамках Программы социально-экономического развития России до 2020 года. Профсоюзы поддерживают усилия государства, направленные на предоставление своим гражданам новых возможностей в решении их жилищных проблем, на качественное и стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. По нашему мнению, наиболее важными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства России являются: финансовое оздоровление предприятий; обновление основных фондов отрасли; изменение тарифной политики; подготовка и переподготовка кадров; улучшение менеджмента; государственно-частное партнерство и партнерство в области социально-трудовых отношений; осуществление мер по энергоресурсосбережению; совершенствование законодательства и формирование новых отношений собственников в жилищной сфере. По этим направлениям должны быть разработаны соответствующие подпрограммы или комплексы мероприятий. Как известно, в рамках разрабатываемой программы будет осуществляться и проект «Чистая вода», в котором предусматривается строительство очистных сооружений и других объектов на сумму 200 миллиардов рублей. Важно, чтобы контроль за качеством воды осуществляло одно ведомство, а не десяток, как сегодня. В проекте Стратегии развития страны до 2020 года проблемам охраны окружающей среды должно быть уделено больше внимания. Недавно эти проблемы рассматривались на заседании Совета безопасности. Речь шла об опережающих темпах роста токсичных отходов в стране. Достаточно сказать, что на территории России скопилось более 80 миллиардов тонн твердых отходов. Как известно, 70 процентов воды берется из поверхностных источников, в которые же и сбрасываются загрязненные стоки. На берегах рек и озер строятся коттеджи, сточные трубы которых порой выводятся напрямую в водоемы. Водоохранные зоны сокращены с 200 до 50 метров. Мы будем стремиться к усилению роли профсоюзов в решении проблем защиты окружающей среды и экологии путем осуществления в трудовых коллективах разъяснительной и воспитательной работы по этим проблемам, пропагандируя экологическую культуру поведения, как в Норвегии, Финляндии, Японии и других странах. При этом будем усиливать свое влияние на увеличение инвестирования в ресурсо- и энергосберегающие технологии, обеспечивающие сокращение вредных выбросов в атмосферу, своевременную утилизацию городских отходов. Сохранение окружающей среды должно стать частью национальной культуры страны, только в этом случае можно говорить об успехе в решении этой проблемы. Профсоюзы видят свою задачу в преодолении этого глобального вызова путем объединения усилий с государством на основе общественно-государственного партнерства, чтобы дальнейший рост экономики страны базировался на высоких экологических стандартах, экологически чистых технологиях, программах ресурсо- и энергосбережения.Для этого должны быть сформированы правовые условия общественно-государственного партнерства, подкрепляющие законодательно общественную активность профсоюзов в сфере реализации экологической политики в государстве.