РЕЗОЛЮЦИЯIV – й Международной научно-практической конференции «Экологически безопасные и гигиенически надежные пути решения обращения с медицинскими и биологическими отходами». 01 июня 2011г. г. Москва, выставочный комплекс Крокус Сити.Целью настоящей конференции является анализ состояния существующей системы по обращению с медицинскими и биологическими отходами, отходами I-IV класса опасности на территории Российской Федерации, выработка предложений по ее совершенствованию и обеспечению экологически безопасных и гигиенически надежных решений обращения с опасными отходами и ее модернизации с применением современных технологий сбора, транспортировки и уничтожения. В составе участников конференции известные ученые и авторитетные эксперты, в т.ч. два академика, два доктора наук, 8 кандидатов наук. В работе конференции приняли участие 7 представителей законодательной власти, в т.ч. представители Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Московской Городской Думы; 7 от органов исполнительной власти, 4 представителя средств массовой информации, 9 от учебно образовательных заведений, 11 от здравоохранения, 52 коммерческих представителя отечественного бизнеса. На конференцию прибыли представители из Республики Казахстан (г. Астана) и 16 субъектов Российской Федерации, в т.ч. из городов Москвы и Санкт-Петербурга, Воронежа,Дубна, Екатеринбурга, Иваново, Иркутска, Калуги, Кирова, Красноярска, Новороссийска, Омска, Петрозаводска, Рязани, Ставрополя, Тюмени, Ярославля и других муниципальных образований, представители общественных экологических организаций. Участники конференции приветствали приглашенных на конференцию организаторов и победителей Первого Межвузовского форума по экологической безопасности и с интересом выслушали их доклады. Победители Межвузовского форума награждаются грамотами депутата, заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации С.Ю. Осадчего: в номинации ЭКОСЛОВО (презентация) – Костылева Елена (Рязанский государственный университет), в номинации ^ ЭКОВИЖН (ролик, плакат) – команда РосНОУ (Российский Новый Университет), в номинации ЭКОТЕСТ – команда Рязанского государственного университета, в номинации ЭКОПРО (эссе) – Евгений Борисов (слушатель Международной школы иностранных языков Московского гуманитарного университета) в номинации Команда-победитель – команда Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Заслушав и обсудив выступления участников по актуальным вопросам совершенствования экологической политики в сфере обеспечения экологически безопасных и гигиенически надежных путей решения обращения с медицинскими и биологическими отходами конференция отмечает: На территории нашей страны накоплено более 3,5 млн. тонн медицинских отходов, из них более 2 млн. тонн (60%) – эпидемиологически безопасных отходов (класс «А»), 1,2 млн. тонн (35%) – эпидемиологически опасных отходов (класс «Б»), 40 тыс. тонн (1%) – чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов (класс «В»), 65 тыс. тонн (1,8%) – токсикологически опасных отходов (класс «Г») и 1,5 тыс. тонн (0,05) – радиоактивных отходов (класс «Д»). В связи с интенсивным развитием отечественной фармацевтической промышленности возросла актуальность обращения с отходами фармацевтической промышленности. В настоящее время в России на государственном уровне не разработаны стратегические подходы к решению задач управления отходами. Отсутствуют научно обоснованные концепция и стратегия обращения отходов, программы санитарной очистки территорий в большинстве регионов страны, разделение ответственности в этой сфере между региональными и муниципальными органами власти. И как следствие, повсеместно процветает бессистемное обращение опасных, в т.ч. медицинских и биологических отходов. Серьезной проблемой остается нехватка в муниципальных образованиях гигиенически надежных: тары, инвентаря, оборудования для сбора, временного хранения, транспортирования отходов, спец транспорта, установок для термического обеззараживания медицинских и биологических отходов. Вместе с тем, российская наука и промышленность располагают технологиями и материально-технической базой для обеспечения всеми составляющими этой сферы обращения отходов. Свое отрицательное отношение участники конференции выражают к повсеместной практике захоронения медицинских и биологических отходов на полигонах ТБО и, как следствие, увеличению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Это противоречит, закрепленному в международном праве приоритету термического уничтожения отходов над их захоронением. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с медицинскими и биологическими отходами длительный период находится в опасном для нации застое. Ситуацию усугубляет то, что из сферы действия ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» исключена тематика обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений, регулирование которых сегодня осуществляется подзаконными нормативно-правовыми актами. Но и они на практике соблюдаются не всегда и не везде. Законодательно не проводится дифференциация отходов, требующих специального регулирования (медицинских, биологических отходов, отходов фармакологии и лекарственных средств); не решена проблема обращения с лекарственными средствами с просроченными сроками реализации, конфискованными при осуществлении таможенных процедур и фальсифицированными фармацевтическими препаратами; не стимулируются хозяйствующие субъекты, осуществляющие внедрение инновационных технологий в сфере обращения с опасными отходами; не принимаются адекватные меры наказания к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением медицинских и биологических отходов. В особой мере проблема обезвреживания и утилизации медицинских отходов актуальна в связи с осуществлением государственной программы модернизации отечественной медицины.^ Конференция констатирует, что главными приоритетами современной государственной и общественной политики в сфере обращения медицинских и биологических отходов должны являться: переход на международные стандарты качества управления медицинскими и биологическими отходами; гармонизация российских нормативных актов и стандартов с международными; повышение эффективности системы государственного управления; государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами; развитие партнерских взаимоотношений между органами государственной власти и субъектами предпринимательства для совместного решения важнейших экологических проблем и осуществления инновационных прорывов в этой сфере; повышение уровня экологической культуры и активное вовлечение гражданского общества в формирование и реализацию государственной экологической политики в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами; координация усилий ученых и практиков в сфере обращения с биологическими и медицинскими отходами; разработка комплекса единых учебных программ по подготовке отечественных специалистов в России в сфере обращения с отходами, в том числе медицинскими; оптимизация уровня потребления химических дезинфекционных средств при дезинфекции медицинских отходов и акцентирование внимания на современных методах обеззараживания; разработка и утверждение централизованных систем обеззараживания медицинских и биологических отходов; разработку и производство специализированными организациями транспортных средств для перевозки медицинских и биологических отходов, отвечающих современным требованиям; установление требований в соответствующих технических регламентах по безопасности продукции, обязательных требований по утилизации продукции в конце ее жизненного цикла; выработка и совершенствование критериев оценки риска и показателей безопасности обращения с отходами, а также гигиенической оценки технологий по обезвреживанию медицинских и биологических отходов; акцентирование внимания на вопросах обращения с фармацевтическими отходами, особенно с лекарственными препаратами с истекшими сроками действия и фальсифицированными лекарственными препаратами, а также с отходами, образующимися при иммунизации населения.Участники конференции обращаютсяк Президенту Российской Федерации с призывом: придать сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами, как наиболее опасной части отходов производства и потребления, статус общегосударственного приоритета; включить в Национальный проект «Здоровье» мероприятия по формированию систем обращения и утилизации медицинских и биологических отходов лечебно-профилактических учреждений, т.к. в Программе модернизации здравоохранения, осуществляемой в 2011-2012 годах, мероприятия по этой тематике отсутствуют.Участники конференции просят^ Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: укрепить статус экологической проблематики в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами в системе общегосударственных приоритетов, как наиболее опасной части отходов производства и потребления; разработать законодательные акты, регулирующие сферу обращения медицинских и биологических отходов»; внести изменения в Федеральный закон РФ №61-ФЗ от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств», гл.11.ст.59, касающиеся порядка экологически безопасного уничтожения лекарственных средств потерявших потребительские свойства (текст изменения прилагается); внести изменения в ст.7 Федеральный закон №128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», разрешающие осуществление деятельности по обращению с отходами (при наличии лицензии) на всей территории Российской Федерации при условии предварительного уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. разработать и внести в Национальный проект «Здоровье» мероприятия, направленные на решение проблем в сфере обращения и утилизации медицинских и биологических отходов; стимулировать внедрение передовых экологически безопасных и гигиенически надежных технологий в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами введением налоговых льгот для хозяйствующих субъектов; внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера налагаемого взыскания за несанкционированное размещение, использование, обезвреживание медицинских и биологических отходов; интенсифицировать деятельность по пропаганде в СМИ, включая радио и телевидение, передовых отечественных и зарубежных методов безопасного обращения с отходами, в том числе медицинскими; активизировать сотрудничество по этим вопросам с международными организациями.Участники конференции просят ^ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации: ускорить решение вопроса о совершенствовании нормативно-методического обеспечения в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами; разработать Методику мониторинга и оценки наносимого ущерба при возникновении аварийных ситуаций в процессе сбора, временного хранения, транспортировки и обезвреживания медицинских и биологических отходов с учетом непосредственных и потенциальных последствий для здоровья человека; разработать с учетом международных нормативных актов экологическую классификацию фармацевтической продукции.Участники Конференции обращаются к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с призывом: в рамках целевых региональных программ санитарной очистки территорий предусмотреть формирование систем обращения с медицинскими и биологическими отходами; разработать практические мероприятия, направленные на поддержку малых предприятий, занимающихся обеззараживанием медицинских отходов с применением децентрализованных методов и установок; активнее осуществлять сотрудничество с общественными экологическими организациями и объединениями граждан, в том числе путем развития института общественного экологического мониторинга и контроля.*** Участники конференции выразили благодарность Региональной общественной организации «Общественный экологический контроль», ОАО «СИС-НАТУРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ», ЗАО «Экология обращения отходов», Региональному Общественному Фонду «Народный Экоальянс» за организацию и проведение IV – й Международной научно-практической конференции «Экологически безопасные и гигиенически надежные пути решения обращения с медицинскими и биологическими отходами». ^ Приложение к Резолюции IV конференцииПредлагаемые изменения в Федеральный закон № 61-ФЗ от 12 апреля 2010г.Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств1. При уничтожении лекарственных продуктов должны быть обеспечены: невозможность хищения и последующего использования не полностью уничтоженных лекарственных продуктов; минимизация рисков загрязнения воздушного и водного бассейна; минимизация рисков инфицирования и отравления человека или животных; безопасность работников, осуществляющих операции по уничтожению. 2. Уничтожение лекарственных средств, включенных в соответствующие списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляется с учетом требований законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. 3. Уничтожение лекарственных средств, не прошедших таможенное оформление и хранящихся под таможенным контролем, производится с учетом требований таможенного законодательства. 4. Уничтожение лекарственных продуктов с учетом требований пункта 1 настоящего Приложения может быть осуществлено одним из следующих способов: сжигание высокотемпературное. Представляет собой сжигание в печах, когда температура обжигаемого материала достигает 1450 С, а горящего газа - 2000°С; сжигание среднетемпературное. Используются двухкамерные печи с минимальной температурой 850°С, обеспечивающие дожигание (задержку сжигаемого материала в второй камере) в течение по крайней мере двух секунд; сжигание в открытом контейнере (низкотемпературное); захоронение в санитарно изолированных укрытиях. Укрытие представляет собой шахту, изолированную от грунтовых вод и расположенную выше уровня водоносного слоя. Оно должно быть спроектировано и сооружено надлежащим образом, расположено в тщательно выбранном месте и находиться под постоянным контролем. Ежедневное количество захороненных твердых отходов для поддержания надлежащих санитарных условий должно покрываться слоем земли; захоронение в подготовленных укрытиях. Используются выемки земли без гидроизоляции. При использовании данного способа лекарственные продукты должны быть немедленно покрыты большим объемом иных муниципальных отходов для предотвращения их расхищения; захоронение с предварительной обработкой (изоляция или нейтрализация). Изоляция представляет собой включение лекарственных продуктов в твердые блоки, изолированные оболочкой. В качестве оболочки служат пластиковые или металлические контейнеры (барабаны, бочки), используемые для перевозки материалов в других отраслях промышленности. Использованные контейнеры должны быть предварительно очищены от взрывоопасных или иных опасных материалов. Контейнеры заполняются лекарственными средствами на 75% объема; оставшийся объем заполняется каким-либо наполнителем, например, цементом или смесью цемента с известью, пенопластом или смесью битума и песка. Как правило, используется смесь цемента, извести и воды в пропорции 15:15:5 по весу. После заполнения контейнеры должны быть плотно и надежно закрыты, например, с помощью сварки. После этого контейнеры могут быть помещены в основание свалки твердых муниципальных отходов; они должны быть покрыты свежими отходами. Нейтрализация является разновидностью изоляции. Упаковочные материалы лекарственных продуктов удаляются. Лекарственные формы измельчаются с помощью промышленной мельницы или раздавливаются катком на твердой поверхности (бетон) и смешиваются с цементом, известью и водой с образованием однородной пасты. Примерная пропорция: лекарственный продукт – 65%, цемент и известь по 15%, вода 5%. Смесь добавляется к твердым муниципальным отходам; сброс в систему канализации или в проточную воду. Некоторые жидкие лекарственные средства (сиропы, инфузионные растворы) после разбавления водой могут быть слиты в канализацию в небольших количествах при условии исключения недопустимого риска нанесения вреда окружающей среде. Такая процедура должна быть растянута во времени. Вопрос о допустимых количествах должен быть согласован с органами исполнительной власти, в чью компетенцию входит контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения и охраной окружающей среды. При отсутствии функционирующей системы канализации (сельская местность, чрезвычайная ситуация) эти же лекарственные средства, также разбавленные, могут быть слиты в природные водные магистрали с проточной водой значительного дебита (в реки с быстрым течением). Недопустим слив уничтожаемых лекарственных средств в водоемы с непроточной водой; химическая декомпозиция (разрушение). Химическая декомпозиция с последующим захоронением может быть адекватным методом при условии наличия рекомендаций, разработанных и апробированных производителем активного вещества или продукта. Кроме того, данный метод требует наличия специальных реактивов и опыта применения. Пригоден для незначительных количеств противораковых средств. Иммунобиологические продукты, содержащие в своем составе живые микробные клетки или токсины, перед разрушением внутренних упаковок должны быть подвергнуты инактивации. *** ОРГКОМИТЕТ: Россия, 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.26/21, офис 73, тел/факс (495)723.6736; E-mail: public_control@mail.ru