Реферат по предмету "Разное"


Iii. Цели и задачи Стратегии 17 IV

Приложение к постановлению Правительства Москвы от «____» ____________2008 г. № ______Основные направленияСтратегии Правительства Москвы по реализации государственной политикив интересах детей «Московские дети»на 2008 – 2017 гг.Содержание I. Введение 3 II. Предпосылки разработки Стратегии 4 III. Цели и задачи Стратегии 17 IV. Ключевые принципы реализации Cтратегии 19 V. Основные направления Стратегии 25Направление 1. Наилучшие условия для рождения и начала жизни (демографическая политика, дружественная к детям) 25Направление 2. Охрана здоровья и здоровый образ жизни (политика укрепления здоровья подрастающего поколения) 29Направление 3. Ребенок в семейном окружении (политика поддержки семей с детьми и заботы о семейном устройстве всех детей) 33Направление 4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей) 39Направление 5. Ребенок в образовательной среде (открытая образовательная политика, направленная на развитие потенциала всех детей) 44Направление 6. Ребенок в культурной среде (политика участия детей в культурной жизни города) 51Направление 7. Ребенок в социальном окружении (политика участия детей в жизни города и принятии решений, касающихся их жизни в семье, школе, обществе и государстве) 53Направление 8. Ребенок в мире новых технологий (политика обеспечения доступа к достижениям научно-технического прогресса и информационным технологиям для всех детей) 57Направление 9. Ребенок в городском пространстве (политика обеспечения прав и интересов детей в городской инфраструктуре и природной среде) 60Направление 10. Ребенок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки и адаптации) 63 VI. Механизм реализации Стратегии 66 VII. Научно-методическое и кадровое обеспечение реализации Стратегии 67 VIII. Информирование о результатах и ходе реализации Стратегии 69 ^ I. Введение Принимая основные направления Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008 – 2017 гг. (далее – Стратегия), Правительство Москвы исходит из своей обязанности обеспечить устойчивое и гармоничное развитие города на протяжении жизни последующих поколений. Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития – ключевая цель социальной политики государства и обязательное условие прогресса общества. Инвестиции в детство – надежная гарантия успешного, устойчивого развития региона и страны в целом, улучшения условий жизни населения, роста стоимости «человеческого капитала», возвращения России ее роли мировой научно-технологической державы. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека Организации Объединенных Наций дети имеют право на особую заботу и помощь. Правительство Москвы присоединяется к инициативе Детского фонда ООН ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям». Стратегия призвана обеспечить последовательную и эффективную реализацию этой инициативы на территории столицы Российской Федерации, наполнить конкретным содержанием принцип «Дети – наше настоящее и будущее», определить систему последовательных и взаимоувязанных мер, направленных на повышение благополучия подрастающего поколения, его успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность. В результате осуществления Стратегии Москва должна стать городом, доброжелательным к детям. Признавая, что в Москве есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, Правительство Москвы провозглашает принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города. Стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.^ II. Предпосылки разработки Стратегии Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей, по приоритетному учету интересов подрастающего поколения при принятии решений. Эти обязательства являются безусловным императивом деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.Генеральная Ассамблея ООН 10 мая 2002 г. приняла Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», в которую было включено обязательство «Изменить мир для детей и вместе с детьми». В Декларации определено, что «мир, пригодный для жизни детей, – это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде». Инициатива Детского фонда ООН ЮНИСЕФ «Города для детей» способствует реализации Конвенции о правах ребенка на уровне, имеющем наибольшее непосредственное воздействие на жизнь детей – на уровне города, в котором они живут. Основные структурные элементы, делающие город доброжелательным к детям, включают в себя: реализацию всех прав всех детей и развитие потенциала каждого ребенка; обеспечение значимого участия детей в процессе обсуждения и принятия решений, влияющих на их жизнь; создание инклюзивного толерантного общества, где дети не подвергаются дискриминации по признаку их возможностей, национальности, происхождения и т.д., где недопустимо насилие над детьми. Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными для Правительства Москвы. Если в 90-х годах в условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, то в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей. На сегодняшний день Правительству Москвы удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей. Вместе с тем существует большой резерв для повышения эффективности этой работы. Задачи, относящиеся к сфере детства должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов в городе, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи. Дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.1. Наилучшие условия для рожденияВ настоящее время в Москве возрастает число новорожденных. Так, если в 2000 г. в городе появились 73,1 тыс. новорожденных, то в 2006 г. их количество выросло на 20 процентов, достигнув 94,6 тысяч, а в 2007 г. превысила 100 тысяч. Падает и младенческая смертность. Показатель младенческой смертности в 2000 г. составил 11,3 на 1000 родившихся живыми, в 2006 г. – 7,9. Снижается материнская смертность: с 21,9 на 100 тыс. живорожденных в 2004 г. до 18,2 на 100 тыс. живорожденных в 2006 г. Рост числа рождений при этом объясняется рядом факторов, в том числе – и демографическим всплеском первой половины 80-х гг., федеральной и московской демографической политикой. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю ее жизнь) в Москве составляет 1,14, тогда как по России в целом – 1,3 рождений на одну женщину. При этом, только для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять заведомо не менее 2,1 рождений на одну женщину, а, возможно и несколько больше (в зависимости от различных факторов).Специалисты фиксируют заметное снижение ценности детей в общественном сознании москвичей. Так, значительно ухудшилось отношение к рождению в семье двух и трех детей, одновременно менее негативным стало восприятие бездетности. Социальной нормой в городе является однодетность, 55 процентов московских детей живут в однодетных семьях. Среднее количество членов московской семьи составляет 2,8 человека, в то время как для недопущения убыли населения семейный состав москвичей должен более чем на 50 процентов состоять из семей с тремя и более детьми.Однако приоритеты демографической политики нельзя сводить лишь к увеличению числа рождений любой ценой. Каждый родившийся ребенок должен быть желанным для родителей, семьи и общества в целом; для него должны быть сведены к минимуму риски бедности, потери здоровья, социальной дезадаптации. 2. Охрана здоровья и здоровый образ жизни Показатели младенческой и детской смертности в Москве соответствуют уровню развитых стран мира и имеют устойчивую тенденцию к снижению. За последние годы в Москве снизились показатели общей заболеваемости детей, в том числе по основным нозологическим формам, таким как болезни органов дыхания, кроветворных органов и органов пищеварения. Снизилось число детей, относящихся к III группе здоровья, приостановлен процесс увеличения числа детей-инвалидов. Достигнуты высокие показатели охвата детского населения профилактическими прививками. Вместе с тем серьезное беспокойство вызывает высокая заболеваемость детей, особенно в период школьного обучения, что нередко обуславливается перегруженностью школьных программ, неправильным и нерегулярным питанием, отсутствием навыков здорового образа жизни, состоянием окружающей среды и порой недостаточно качественной медицинской помощью. Расширяется группа часто болеющих детей. На первом месте стоят бронхолегочные заболевания: в среднем каждый ребенок за год успевает переболеть ими 7–8 раз. На второй позиции – гастроэнтерологические заболевания, которыми в разной степени страдает едва ли не каждый второй ребенок. По уровню заболеваемости детей раком Москва находится на третьем месте в России после Санкт-Петербурга и Свердловской области, при этом основной медицинской причиной детской смертности являются именно злокачественные новообразования. Достаточно велика категория детей, находящихся в так называемом пограничном состоянии, то есть имеющих риск получить инвалидность в связи с наличием различных психических и неврологических заболеваний. Согласно исследованиям ряда специалистов, в профилактической помощи в той или иной степени нуждаются до 40 процентов младших школьников. В случае неполучения подобной квалифицированной поддержки велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев – даже инвалидизации. Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение среди несовершеннолетних заболеваний, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ/СПИДа, алкогольной и наркотической зависимости, суицидальных состояний.3. Ребенок в семейном окружении. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейное устройство детей и профилактическая работа с семьями.Свыше четверти всех новорожденных в Москве рождаются у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. На каждые девять зарегистрированных браков в городе приходится более пяти официальных разводов, в результате чего свыше 18 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей. Среди всех регионов России в Москве самая высокая доля детей, получающих воспитание в семьях без одного или обоих родителей, – 34 процента.Свыше 8 тысяч московских семей с детьми до 16 лет состоят на учете по месту жительства как находящиеся в группе социального риска. 98 процентов из них составляют социальные сироты. Около трети этих детей ежегодно передаются на воспитание в специализированные учреждения для детей-сирот. Одной из основных причин кризиса института семьи являются неблагоприятные социально-экономические условия жизни. Большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, испытывают потребность в дополнительной площади. Согласно подсчетам специалистов, у семей с детьми риск бедности двукратно превышает среднестатистический показатель, увеличиваясь с рождением каждого последующего ребенка. В настоящее время уровень жизни московских семей с детьми стабилизировался, более того, наблюдается положительная динамика доходов. Так, количество детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума и получающих ежемесячные пособия, за 2004–2006 гг. сократилось более чем на 33 тыс. человек, с 42,3 до 40,4 процента от общей численности детского населения мегаполиса. При этом величина прожиточного минимума в Москве за указанный период выросла более чем в полтора раза. Сохраняет свою актуальность проблема обеспечения для всех семей с детьми равного доступа к качественным социальным, медицинским, образовательным, информационным услугам. Необходимо изменение сложившихся стереотипов в отношении к детям, оставшимся без попечения родителей, с целью обеспечения их семейного устройства. Для семей с различным экономическим и социальным статусом остается актуальной проблема «отцов и детей», а именно: слабость связи поколений, трудности в передаче ценностей и традиций, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, отсутствие понимания и общности интересов. Приоритетное внимание Правительства Москвы уделяется положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете органов опеки и попечительства в Москве в настоящее время состоят около 9,5 тысячи детей и подростков, в том числе 7,9 тыс. человек получают денежное пособие. Ежегодно около 4 тыс. детей и подростков в Москве остаются без попечения родителей. Из них около 30 процентов передаются на государственное обеспечение в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, примерно 60 процентов устраиваются в семьи (под опеку, на усыновление) и около 3 процентов возвращаются родителям. Особую тревогу вызывает проблема социального сиротства: только около 2 процентов детей-сирот, поступающих в дома ребенка, – это круглые сироты, остальные – сироты при живых родителях. Показательно, что ежегодно около 25 процентов от общей численности вновь выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, отобранные у родителей, лишенных родительских прав. При этом количество направленных в суды материалов о лишении родительских прав ежегодно увеличивается. Наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот является опека и попечительство. Только 10 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, передаются посторонним гражданам. Остальные 90 процентов попадают в семьи родственников, нередко людей преклонного возраста (бабушек и дедушек). В соответствии с Комплексной программой дополнительных мер по поддержке семей с детьми на 2007 год (Год ребенка) с 2007 года увеличены размеры денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов при усыновлении ребенка и ежемесячного пособия на воспитание ребенка в приемной семье, максимальная величина которого достигла 15 000 рублей. В то же время существующие формы временного и постоянного семейного устройства детей-сирот (усыновление, опека и попечительство, приемные, патронатные семьи) остаются недостаточно развитыми, в частности, это касается непроработанности их правовой базы. Не всегда эффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в кризисной ситуации, с целью предотвращения лишения родительских прав. Незначительно распространено восстановление родительских прав и возвращение ребенка в семью после ее социальной реабилитации.4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями Одной из социально уязвимых групп московских детей являются дети-инвалиды и дети с ограничениями жизнедеятельности. В настоящее время около 2 процентов московских детей являются инвалидами. По данным общегородской информационной системы численность детей-инвалидов в Москве на конец 2006 г. составляла 26,6 тыс. человек. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (около 40 процентов), заболевания внутренних органов (около 20 процентов), опорно-двигательного аппарата (около 4 процентов), зрения и слуха (около 6 процентов). Основная часть детей-инвалидов проживают в семьях (24,3 тыс. человек), причем 32 процента этих семей – неполные. Положение этих детей и воспитывающих их семей является весьма уязвимым. Так, появление в семье ребенка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи, зачастую вынуждая ее кардинально перестраивать образ жизни с учетом новых проблем и трудностей. Семья нередко распадается, в результате вся тяжесть содержания и воспитания такого ребенка ложится на плечи одного из родителей (как правило, матери). Уровень материального положения семей, имеющих детей-инвалидов, снижается в связи с появлением дополнительных расходов, связанных с болезнью ребенка, а также полной или частичной потерей заработка одним из родителей из-за необходимости осуществления постоянного ухода за ним. Городская инфраструктура пока еще слабо приспособлена к нуждам людей с особыми потребностями, общественное мнение во многом не готово «принять» инвалида как равноправного члена социума. Отдельной проблемой является ограничение доступа значительной части «особых» детей к полноценным образовательным услугам. В итоге дети-инвалиды и их семьи рискуют оказаться в ситуации социальной изоляции, которая усугубляется серьезными материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив достойной жизни.В соответствии с Комплексной программой дополнительных мер по поддержке семей с детьми на 2007 год (Год ребенка) с 2007 года существенно усилена поддержка семей с детьми-инвалидами. Компенсация неработающему родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом, прежде выплачивавшаяся до достижения ребенком возраста 3 лет, распространена на детей-инвалидов до 18 лет и инвалидов с детства до 23 лет. При этом размер компенсации увеличен более чем в 4 раза, сейчас он составляет 4500 рублей. Кроме того, одному из родителей, воспитывающих ребенка-инвалида до 23 лет, обучающегося в каком-либо образовательном учреждении, предусмотрена выдача «социальной карты» для бесплатного проезда, приобретения со скидкой товаров в магазинах, аптеках и т.д. Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учреждения образования, обеспечено обучение в дистанционной форме, а образовательные учреждения, работающие с детьми-инвалидами, обеспечены специализированным транспортом. Вместе с тем остаются актуальными задачи максимально полной интеграции детей-инвалидов в систему образования и общественную жизнь, дальнейшего расширения спектра и повышения качества реабилитационно-образовательных и социальных услуг, доступных всем семьям с детьми-инвалидами. С 01.07.2007 ежемесячная компенсация по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 23 лет распространена на отдельные категории работающих родителей - одиноких матерей, разведенных родителей, вдов, многодетных родителей.5. Ребенок в образовательной среде Московская школа сегодня сохраняет лучшие традиции российского и советского общего образования, обеспечивая его мировой уровень и престиж. Сеть столичных образовательных учреждений для детей насчитывает порядка 4 тысяч единиц, включая учреждения, реализующие программы общего, дошкольного, начального и среднего профессионального образования. Значительно видовое разнообразие учебных заведений, в число которых входят лицеи, гимназии, школы с этнокультурным компонентом, кадетские образовательные учреждения, «школы здоровья», коррекционные учреждения, школы для детей с девиантным поведением и т.д. Принципиальную роль в обеспечении доступности качественного образования играет программа строительства новых образовательных учреждений. Ежегодно в столице вводится в эксплуатацию около 20 школьных зданий. Начиная с 2006 г. интенсивно ведется строительство детских садов. Необходимым условием образования является обеспеченность образовательных учреждений учебным оборудованием и средствами информационных и коммуникационных технологий. Принципиальную роль здесь играет соответствующая программа, принятая Правительством Москвы в 2000 году. Ее реализация, в определенной степени, ликвидирует кризис учебного оборудования, создавшийся к концу 90-х годов. Москва является передовым регионом России и занимает достойное место в мире по направлению информатизации общего образования. В 2007 году, благодаря московским и федеральным программам все московские школы были обеспечены скоростным доступом к Интернету, получили доступ к образовательным ресурсам и сервисам.Вместе с тем усложнение и дифференциация социального заказа московской системе образования пока опережают процессы ее модернизации. Остается актуальной проблема образовательного неравенства детей из различных социальных слоев. Сохраняются группы детей, не охваченных образовательными услугами и охваченных ими в недостаточной степени, такие как дети-инвалиды и дети с особыми потребностями, безнадзорные дети. В целом необходимо обеспечить максимальное соответствие предоставляемых в Москве образовательных услуг интересам и потребностям детей, запросам семей, требованиям общества и глобальной экономики.«Демографическая яма» в числе детей, рожденных в разные годы, начиная с 1990 года сказывается и будет продолжать сказываться на занятости работников системы образования, эффективности использования площадей образовательных учреждений и т. д. Весьма острой является на сегодняшний день проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях города.Важную роль в обеспечении интеллектуального будущего Москвы и России играет система работы с одаренными детьми, охватывающая сотни тысяч учащихся, участвующих в олимпиадах, кружках, обучающихся в лучших московских профильных школах. Для победителей всероссийских и международных олимпиад город создает особые условия обучения и олимпийской подготовки.При этом общая экономическая и социальная ситуация в стране продолжает воздействовать на школу в направлении снижения ценности образования, прежде всего – в математических и естественно-научных дисциплинах, продолжает сказываться падение престижа педагогической профессии, возникшее в период крайнего материального неблагополучия педагогов.Важнейшую комплексную задачу решает сегодня система начального и среднего профессионального образования, определяя, наряду с общим образованием, место молодого человека в экономике города, выполняя социальный заказ региона и в то же время гарантируя выпускнику, что он будет востребован, получит достойную работу. Все это требует непрерывной модернизации системы профессионального образования, которая должна быть более радикальной и быстро реагирующей на социальные запросы города, чем модернизация, идущая в общем образовании. Значительное внимание Правительством Москвы уделяется образованию и социально-культурной адаптации детей-мигрантов. В настоящее время в образовательных учреждениях Москвы обучаются, по самым осторожным оценкам, около 25 тыс. таких детей. Для большинства из них характерны слабое знание русского языка, отсутствие достаточных для социализации знаний об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций, норм поведения в быту. Эффективность социально-психологической и культурно-языковой адаптации детей-мигрантов снижают психологически небезопасная образовательная среда, отсутствие специальных психолого-педагогических технологий, направленных на помощь в освоении необходимых поведенческих навыков, эмоциональный дискомфорт педагогов и низкий уровень их правовой культуры. В целях создания условий для интеграции таких детей в образовательную среду Москвы работают 243 группы по изучению русского языка на базе 152 образовательных учреждений всех учебных округов. В этих группах обучаются около 3 тысяч детей. Организована подготовка учителей русского языка для работы с детьми-мигрантами; разработаны рекомендации по обучению детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком; подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Учимся говорить по-русски» для учащихся начальных классов. В то же время необходимо проводить дальнейшую работу по расширению охвата данной группы детей различными формами культурно-образовательной и психолого-педагогической поддержки, вести системный учет, мониторинг и анализ положения детей-мигрантов в российской столице.Стратегическая перспектива развития столичного образования видится в реализации принципа открытости городской образовательной среды. Открытое образование – это образование, в котором преодолевается внешне заданный контекст любого конкретного образовательного учреждения, соответствующий строго регламентированной учебной программе и организации всего учебно-воспитательного процесса. В системе открытого образования каждый элемент социальной и культурной среды города может нести на себе образовательные функции и являться ресурсом в построении индивидуальной образовательной программы. Для реализации принципа открытости недостаточно широкого разнообразия образовательных предложений и услуг: необходимо иметь четкий способ выбора этих предложений для включения в индивидуальную образовательную программу. Только при этом условии хаотичное пространство разнородных образовательных услуг города выступит для человека ресурсом его собственного образовательного движения. Наконец, в рамках общеобразовательной проблематики необходима модернизация целей, содержания и технологий образования. Соответствующие решения должны приниматься на федеральном уровне, но фактически инициироваться, во многом формироваться и реализовываться в Москве.6. Ребенок в культурной среде Важнейшим условием развития ребенка выступает доступ к ценностям культуры, своевременное и полноценное приобщение к культурному наследию своего города, страны, человечества. Московский мегаполис предоставляет проживающим в нем молодым людям самые широкие возможности для приобщения к культурным ценностям, активного участия в культурной жизни, творчества и самовыражения. Правительство Москвы придает исключительное значение обеспечению широкого и равного доступа к достижениям культуры для всех юных жителей города. 90 процентов мероприятий для детей и подростков проводятся учреждениями культуры на бесплатной основе. Так, только в 2006 году в центрах культуры и досуга и клубных учреждениях города открыто 126 новых бесплатных клубных формирований различной направленности: театральные, танцевальные и вокальные студии, кружки художественных ремесел и прикладного искусства, скульптуры, живописи, графики и т.д. Число детей и подростков, вовлеченных в занятия клубных объединений, по сравнению с 2005 годом увеличилось более чем на 90 тыс. человек. В 2006 году бесплатно посетили музеи и выставочные залы города 147,3 тыс. учащихся. Библиотечным обслуживанием в столице охвачены 820 тыс. детей и подростков. На базе детских библиотек Москвы действует более 300 кружков и клубов по интересам, в которых занимаются свыше 5,5 тыс. детей. Ежегодно детские театры Москвы посещают около 1 млн. юных зрителей. Однако на сегодня эти возможности используются далеко не в полном объеме. Обеспокоенность специалистов и общественности вызывает сокращение участия детей в культурной жизни города. Обращает на себя внимание снижение качества и аудитории молодежных СМИ, уменьшение масштаба молодежных культурных инициатив и проектов, падение интереса детей и подростков к истории и культуре Москвы и России, чтению художественной и научно-популярной литературы, посещению музеев, выставок, театров. Очевидно, необходимо искать новые формы вовлечения подрастающего поколения в постижение культурного наследия, культуросозидательную деятельность. Богатейший культурный потенциал Москвы должен быть гораздо более эффективно задействован в личностном развитии и становлении каждого юного жителя города. При этом важно обеспечить интерактивный характер всех культурных программ и проектов, направленных на детскую аудиторию, учет интересов и мнений самих детей, их активную роль в постижении культурного наследия и создании новых продуктов культуры.7. Ребенок в социальном окружении Социальное окружение играет весьма существенную роль в развитии ребенка и его интеграции в общество. Ребенок стремится, чтобы его голос был услышан, а его действия оказались важными и полезными для окружающих, то есть стремится стать субъектом общественной жизни, а не объектом социально-педагогических воздействий. Помочь ему в этом стремлении – значит решить задачу позитивной социализации, успешного вхождения в общество, формирования установок гражданской культуры.Важной составляющей эффективной политики в сфере детства является создание условий, при которых дети имеют возможность активно участвовать на различных уровнях принятия касающихся их решений – от обсуждения до реализации, становясь, таким образом, равноправными партнерами взрослых. Одна из форм такого участия – участие учащихся в управлении образовательным учреждением (иногда называемое «самоуправлением»), которое активно развивается в школах Москвы. Другой формой является участие в детском общественном движении, которое представлено в Москве почти 600 детскими общественными объединениями. Причины распространенности асоциальных явлений, антиобщественного поведения среди молодежи во многом связаны с негативной социализацией, когда «потенциал участия» ребенка оказывается невостребованным окружающими. Чувствуя себя отвергнутым, он ищет возможности самоутверждения в социальном эпатаже, маргинальных общественных группах. Наиболее эффективным средством профилактики отклоняющегося поведения является поддержка и развитие социальной активности детей. Значимыми направлениями политики социализации подрастающего поколения являются помощь в профессиональной ориентации, получении первого опыта трудовой деятельности, содействие во временном трудоустройстве подростков и учащейся молодежи. Это позволяет молодым людям правильно использовать свой трудовой потенциал, найти свое место на рынке труда города. В 2006 году в Московскую службу занятости обратились около 40 тыс. подростков, из них нашли работу 32,6 тыс. человек, получили профориентационные и психологические консультации 33,4 тыс. человек.Вместе с тем потенциал участия детей в общественной жизни Москвы, трудовой и социально ориентированной деятельности на сегодняшний день востребован далеко не в полной мере. Окружающий детей социум нередко не оказывает позитивного влияния на процесс их развития и взросления, а подчас такое влияние становится негативным. Местное сообщество, власти зачастую устраняются от решения задач социализации подрастающего поколения, включения детей в социально значимую деятельность, процесс выработки и принятия решений.Десятки тысяч московских детей и подростков – участники детских общественных объединений. Однако их социальная активность не всегда встречает понимание и поддержку в органах государственной власти города. Сдерживающими факторами выступают слаборазвитая правовая база деятельности этих объединений и их взрослых организаторов, недостаточная компетентность взрослых во взаимодействии с детскими общественными объединениями, не развитая в должной мере материально-техническая и инструктивно-методическая базы. Устойчивый стереотип – взгляд на ребенка только как на объект воспитания.8. Ребенок в мире новых технологий. Передача интеллектуального потенциала. Кадры для реализации Стратегии. Особенно важным данное направление является в ближайшее десятилетие в силу того, что в области науки и технологии Россия находится в «демографической яме интеллектуального воспроизводства» намного более глубокой, чем демографическая яма воспроизводства физического. Падение уровня жизни учителей, исчезновение ощущения социальной стабильности, фактически предопределили снижение уровня выпускников, поступающих в педагогические вузы. Социальная инерция в этом отношении продолжается и сейчас. Сегодня в Москве сосредоточено более трети российского научного потенциала, в том числе: 22% научных организаций, почти треть от общей численности научных работников в стране, более половины докторов наук, свыше 44 % кандидатов наук, 19% студентов. В условиях стремительного научно-технического прогресса, формирования глобального информационного общества и экономики, основанной на знаниях, исключительное значение приобретают обеспечение раннего вхождения детей в мир науки и технологии, повышение технологической и информационной компетентности подрастающего поколения, приобщение возможно большего числа молодых людей к научно-техническому творчеству. Успешное продвижение в данном направлении означает повышение конкурентоспособности подрастающего поколения на региональном, национальном и глобальном рынках труда, рост «человеческого капитала» московского мегаполиса.9. Ребенок в городском пространстве Среда мегаполиса оказывает большое воздействие на жизнь, развитие и благополучие детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы инфраструктуры города были дружественными к ребенку, комфортными и безопасными, способствовали успешному развитию и социализации детей. Это касается подъездов жилых домов, дворовых пространств, улиц и зон отдыха, транспорта, организаций и учреждений. Особое значение для благоприятного развития детей имеют экология города, его природная среда, общение с представителями городской фауны. Однако бурный рост технической инфраструктуры нередко сопровождается сокращением площадей зеленых насаждений, ухудшением экологической обстановки. Поэтому чрезвычайно важно сохранить Москву в качестве «зеленого города для детей». Вместе с тем ребенок в природно-техногенной среде города должен выступать не только как объект заботы и защиты, но и как активный субъект преобразования этой ^ III. Цели и задачи Стратегии В центре Стратегии находятся ребенок, его интересы, права и потребности. Генеральная цель Стратегии заключается в формировании и реализации в городе Москве социально-экономической, информационно-культурной и инфраструктурно-технологической политики, направленной на комплексное обеспечение прав и интересов детства, создание наилучши


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :