Реферат по предмету "Разное"


Iii. Смысл жизни, акме – возрастной аспект смыслы я-концепции подростка

Раздел III. Смысл жизни, акме – возрастной аспектСМЫСЛЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА Т.А. Попова, г. Москва В литературе есть указания на то, что динамика иерархической структуры смысла жизни обусловлена следующими факторами: 1.социальными обстоятельствами, 2. индивидуальными и возрастными особенностями человека, 3. его субъективной активностью [2]. В.Э. Чудновский выделяет некоторые типы структур смысла жизни, в частности, структуру, которую условно можно обозначить как «конгломерат» жизненных смыслов. Это фактически «предструктура», характеризующая первоначальный этап становления смысла жизни. По мнению автора, возможны два варианта - «мирное сосуществование» и противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу [2]. Противопоставление и противодействие пока не приводит к образованию ведущего и подчиненных компонентов структуры. Автор считает, что модель подобной структуры можно обнаружить в самосознании подростка. В самосознании подростков, несомненно, присутствуют черты конгломерата. Однако несмотря на только формирующуюся структуру мы предполагаем, что у подростков также можно наблюдать уже достаточно сформированный смысл жизни, который базируется на основных элементах Я-концепции, дающей фундамент для смысложизненных ориентаций. Гипотезой исследования стало предположение о том, что Я-концепция включает в себя пусть еще только формирующуюся, неустойчивую, но тем не менее целостную структуру смысложизненных ориентаций. Проведенный нами эксперимент и изучение становления Я-концепции подростка, позволяет сделать некоторые предположения: Я-концепция включает в себя, согласно теории Р.Бернса, множественность Я [1]. Это аспекты Я -Я-физическое, Я-социальное, Я-эмоциональное, Я-умственное, от того как формируется, какие этапы проходит Я-концепция зависит каким смыслом наполняется жизнь человека. Я-концепция как динамическая система представлений о себе, имеет отчетливо выраженный поведенческий аспект, который проявляется, в частности, и в процессе экономической социализации. Будут ли предпринимателя, бизнесмена вдохновлять имена П.М. Третьякова, русского мецената, основателя художественной галереи, С.И. Щукина, вложившего свои средства в создание Московского Психологического Института, или он (предприниматель, бизнесмен), позволит себе ради собственной выгоды обмануть (подставить) компаньона, а может быть любыми средствами устранить конкурента - это во многом обусловлено особенностями сформированной Я-концепции. Э. Фромм пишет, что людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция иметь – обладать – в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению; вторая тенденция – быть, а значит, отдавать, жертвовать собой – обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими [3]. Согласно Р.Бернсу Я-концепция — динамическая система, представляющая собой совокупность установок на себя — когнитивных, эмоционально-аффективных и поведенческих [1]. Однако это не просто совокупность установок, - основу Я-концепции составляет иерархическая структура, и очень многое зависит от того, какие компоненты занимают «верхние этажи» данной иерархии. Мы исходим из предположения о том, что направленность и характер процесса социализации существенно зависят от сформированности смысложизненного аспекта Я-концепции индивида. Согласно современным представлениям, именно смысложизненные ориентации во многом определяют способность человека стать относительно независимым от непосредственных ситуационных воздействий внешней среды и сиюмитных интересов и влечений человека [2]. Является ли главным смыслом жизни иметь или быть, от этого в решающей степени зависит экономическая социализация человека: становление его Я-социального, включающего в себя Я-материальное и Я-экономическое. Известно, что интенсивное становление Я-концепции происходит в подростковом возрасте. Целью нашего исследования было изучение возрастного аспекта процесса становления Я-концепции и роли смысложизненных ориентаций в этом процессе. В исследовании приняли участие 179 школьников, в возрасте 12-15 лет. Был проведен формирующий эксперимент, с использованием комплекса методик, направленных на изучение качеств личности: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, анкета " О смысле жизни" В.Э. Чудновского, «Шкала Я-концепции» Е. Пирса, Д.Харриса, тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, опросник «Кто Я» М.Куна, Т. Макпартленда, мини-сочинения «Мое прошлое, настоящее, будущее», методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, графический тест Е.А. Максимовой «Жизненное пространство личности». Особым методом исследования был учебный курс «Могу ли я стать хозяином своей судьбы?» Цель курса — формирование у подростков отношения к собственной жизни, не как к множеству возрастных периодов, событий, ситуаций, а как к единому смысловому пространству жизни. В исследовании использовался метод контент-анализа. В ходе работы проводилось монографическое изучение особенностей становления Я-концепции у отдельных испытуемых. На следующем этапе работы был проведен диагностический эксперимент, показавший определенные изменения у испытуемых в процессе становления личности и Я-концепции. Некоторые итоги исследования. При монографическом исследовании нами было установлено, что в подростковом периоде особую важность приобретает то, какое место занимает тот или иной элемент в структуре Я-концепции. Так, например, у Насти В., на первом месте стоит Я-физическое, для девочки важнейшим фактором является внешность, но ведущим элементом становится все-таки Я-экзистенциальное, которое на вершину иерархии ставит смысложизненные ориентации. Настя В. думает о будущем, размышляет о смысле жизни, в то же время она живет и сегодняшними интересами, пытается определить свое место в жизни. У Даши Д. на первом плане – социальное Я и завышенная самооценка, смысложизненные ориентации присутствуют, но играют второстепенную роль. Полученные экспериментальные данные о том, что существует положительная корреляция (использовалась линейная корреляция Пирсона) между уровнем осмысленности жизни (ОЖ) (основной параметр «Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева) и параметрами Я-концепции. С повышением ОЖ повышается уровень самооценки, самоотношения, самоуважения, саморуководства (параметры Теста-опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, по всем параметрам r>0,005). Особо следует подчеркнуть значимость последнего показателя (саморуководство), что свидетельствует о повышении роли поведенческого аспекта Я-концепции.ОЖ положительно коррелирует с параметрами межличностных отношений — альтруизмом, дружелюбием (методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, r >0,005).Показано, что с повышением осмысленности жизни увеличивается диапазон характеристик, которые испытуемые включают в представление о собственной Я-концепции («Шкала Я-концепции» Е. Пирса, Д.Харриса, r >0,005).С повышением осмысленности жизни повышается оценка подростком своего социального статуса, а также ожидаемое отношение со стороны других людей (параметры Теста- опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева). Наиболее значимые корреляции получены между осмысленностью жизни и Я-умственным (r>0,005), когнитивной составляющей Я-концепции (r>0,005,по параметрам методик - Опросник «Кто Я» М. Куна, Т. Макпартленда, «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, «Шкала Я-концепции» Е. Пирса, Д. Харриса), т.е. смысложизненные ориентации способствуют развитию потребности в познании окружающего мира и самого себя. Получены данные по положительной корреляции осмысленности жизни и Я-физическое (r>0,005, м-ка «Самооценка» Дембо-Рубинштейн). С повышением осмысленности жизни увеличивается и количество и разнообразие характеристик, которые подростки используют при описании собственной внешности (r >0,005, опросник «Кто Я» М. Куна, Т. Макпартленда). Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования данные подтверждают предположение о том, что смысложизненные установки оказывают существенное влияние на формирование различных параметров Я-концепции, способствуют интеграции ее отдельных компонентов в целостно-иерархическую структуру. Мы планируем продолжить исследование смысложизненного аспекта Я-концепции подростка. Литература: 1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание//Пер. С англ. – М.1986. 2.Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни.//М. 2006. 3.Фромм Э. Иметь или быть// М.,АСТ, 2007^ СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУЖБЫ СОВРЕМЕННЫМ ПОДРОСТКОМ В.Н. Лозоцева, г. Москва Новое тысячелетие ставит на повестку дня исследование важных мировоззренческих проблем, таких, как восприятие подростками и юношеством природы и сущности человеческого бытия, самого понятия «человек», его предназначения в современном мире, отношение к таким понятиям, как «общество», «семья», «коллектив», «дружба», «любовь», «личностное достоинство», включенность сознания растущего человека в поколенческую временную эстафету как в широком социокультурном аспекте, так и в сфере близкого социума. Изучение этих и других вопросов, раскрывающих особенности социального созревания ребенка, направлено на поиск механизмов созидания личности на современном этапе. С нашей точки зрения, основные психологические характеристики социального созревания связаны, прежде всего, со становлением позитивной личностной идентичности, особенностями формирования мотивационно-потребностной сферы в деятельности и общении, развитием нравственной самооценки и личностного достоинства. Практика нашей психотерапевтической работы показывает, что зачастую не только у детей, но и у взрослых не сформировано целостное видение себя в окружающем мире. Представления о себе у многих людей весьма схематичны, мозаичны и даже хаотичны. В такой ситуации перед психологом встает ответственная профессиональная задача: помочь человеку найти и развить в себе те психологические опоры, которые помогут ему гармонизировать отношения не только с окружающим миром, но, прежде всего, с самим собой. В этой связи для растущего человека очень важным является освоение средств и способов личностного самоанализа. Взрослые призваны создавать условия для развития у ребенка потребности в самоанализе, выявлять и изучать факторы, стимулирующие мотивацию самосознания и самопонимания. Нами разработана развивающая методика личностного самоанализа, о которой мы подробно рассказывали на заседаниях симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Методика представляет собой логически выстроенную систему занятий с подростками в форме психологического практикума [2, 3]. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости - индивидуально. Это не сухие назидательные лекции и нравоучения, а интерактивное взаимодействие всех участников совместной деятельности. Одна из гипотез нашего исследования заключается в предположении, что личностное достоинство является базовым и центрирующим психологическим механизмом гармоничного развития ребенка в его взаимодействии с миром сверстников, взрослых и обществом в целом. Осознание детьми феномена «личное достоинство» в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Поэтому первая часть занятий посвящена осмыслению самого понятия «человек», его сущностных и оценочных характеристик. Цель этих занятий - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни. Каждый из нас приходит в этот мир как уникальное, единственное в своем роде создание природы. Поэтому важно изучать свою индивидуальность и личное достоинство. И вместе с тем нельзя забывать о том, что каждый из нас является еще и представителем рода человеческого. Осознание растущим человеком этой ответственной миссии - залог становления не только его личного, но и личностного достоинства. Дети сочиняют стихи на темы обсуждаемых проблем, вспоминают случаи из личной жизни, когда удалось ощутить свою индивидуальность, значимость для других людей. Слагают эссе на тему: «Я - представитель рода человеческого». В творческом взаимодействии с психологом у подростка актуализируется потребность в структурировании своих мировоззренческих позиций, упорядочивается система взглядов на мир и на самого себя. При этом раскрываются индивидуальные особенности осознания не только понятия «достоинство», но и других понятий, представляющих для подростка ценность с точки зрения освоения им человеческих взаимоотношений. Дружба как социальный феномен является одной из базовых общечеловеческих ценностей. Наличие хороших и верных друзей в структуре ценностных ориентации подростков и юношества, как правило, имеют высокие показатели личностной значимости. Об этом говорят данные разных исследований [4]. Особенности восприятия дружбы растущим человеком проявляются в эмоциональном, статусно-ролевом и ценностном аспектах. Межполовые различия проявляются только в эмоциональном и статусно-ролевом аспектах, Кроме того, на восприятие дружеских отношений влияют черты личности и характерологические особенности подростков и юношей. Дружба является важным фактором социализации растущего человека и становления его идентичности. Так, в диссертационном исследовании Н.В.Анненковой, изучавшей динамику соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности, было показано, что весьма значимой сферой, где идет бурное становление идентичности, является сфера дружбы [1]. Анализ динамики формирования идентичности по выделенным автором сферам позволил заключить, что процесс ее становления имеет флюктуирующий характер, проявляясь неравномерно в разных областях жизненного самоопределения, а также определить среди них наиболее приоритетные, где этот процесс достигает наибольшей выраженности. В сфере дружбы у большинства испытуемых отмечаются либо позитивная идентичность, либо состояние кризиса. Причем от группы старшеклассников к группе студентов относительное равновесие между тем и другим меняется в пользу более или менее достигаемой идентичности. Поворотным для становления идентичности в сфере дружеских отношений является первый год студенчества, когда число определившихся и тех, кто продолжает активно определяться, приблизительно уравнивается. В отличие от дружбы, в сфере любви явно преобладает статус кризиса по всем возрастным выборкам. Правда, к пятому студенческому курсу число определившихся и совершивших свой выбор в любви повышается. Таким образом, отсутствие в сфере межличностных отношений тех принуждающих к выбору временных сроков и прочих ограничений, которые в нашей социально-культурной ситуации характерны для самоопределения в профессиональной сфере, позволяют молодым людям продлить выбор в этой области на более длительный срок. При этом они могут длительное время пребывать в стадии диффузной идентичности или в состоянии затянувшегося кризиса. Здесь кризис понимается как процесс становления психосоциальной идентичности, для которого характерны две стороны: а) активный поиск одновременно в нескольких значимых областях жизненного самоопределения; б) усиление эгоцентризма, центрации на себе. Эти два процесса неизбежно сопровождают друг друга. Активный поиск, который начинает подросток в состоянии кризиса, сопряжен с необходимостью идентифицироваться с другими и в то же время с некоторым риском потери себя, а потому и способностью противостоять другому, отстаивать свое. В этих условиях особую и далеко не однозначную функцию выполняет феномен подросткового эгоцентризма. В одних ситуациях его функция несет скорее защитный характер, предохраняя «Я» молодого человека от чувства стыда и возможного ущерба, в других - выступает в качестве ресурса развития, открывая перед подростком новые возможности, позволяя ему сохранить и повысить самоуважение. Проиллюстрируем это конкретными высказываниями, полученными в рамках нашего исследования. Молодой человек (18 лет). - Я ясно ощутил себя индивидуальностью в 17 лет, когда понял, что человек выживает в одиночку и никто ему в этом не помощник. Но другие пытаются ему помочь. Решение же он принимает сам. Если человек всегда будет делать так, как говорят другие, то он уже не будет значимым для себя. А для других он будет значимым только как исполнитель их воли. Девочка (14 лет). Человек человеку - волк, а не брат. Человек - циник, хам, трус, негодяй, льстец. Но все мы приукрашиваем эту гадость и выступаем как милые, добрые, талантливые. А это тоже подлость. Мы - уродцы, моральные калеки, а калеки не имеют права жить и чтобы выжить, мы предаем.^ Ее стихотворение. Сегодня мне труднее, чем в бою, Хотя в такое верится едва ли. Но то, что я друзей не предаю, Не значит, что меня не предавали. Кому теперь довериться смогу И взять с собой в опасную дорогу? Не подойти ли к верному врагу? Уж он-то не изменит. Слава богу. Здесь мы имеем дело с кризисным состоянием девочки. Однако в процессе занятий при осмыслении понятия «достоинство» намечается некоторый просвет в размышлениях. Так она пишет. - Достоинство - понятие растяжимое. Это чувство собственной неповторимости, умения доказать людям, что ты можешь сделать что-то действительно доброе и мудрое. Это и умение постоять за себя, доказать свое мнение, не сбиваясь на истеричность. Достойный человек может быть в какой-то мере циником. Значит, я достойна жить. Итак, мы видим, что цинизм, возникший как защитная реакция в ответ на разочарование в человеческих взаимоотношениях, в ответ на предательство друзей, сохраняется. И будет ли он когда-нибудь преодолен, неизвестно. Ненадежность дружбы, предательство тяжело переживается многими подростками. И выходят дети из этого состояния по-разному. Вот пример попытки отыграть свои переживания в шутливом стихотворении. Произошла со мной история - Исполнилась моя мечта. Но Вам рассказывать не стоило, Так как мечта моя не та. Мной овладели вдруг терзания. Ну что же делать мне, скажи? Решила я до основания Поплавать в холод, как моржи. Какой ты все-таки чудак, Хотя ты выглядишь прекрасно. И в жизни как-то все не так. Так будь же, милый мой, Ты счастлив. Следующий пример: откровения романтичной девушки. Приятно сознавать, что в наше прагматичное время среди молодых людей встречаются и романтики. Стихотворение называется «Милый человек» Все старается вернуться На круги своя. Не могу я промахнуться В поисках тебя. Я иду тропой знакомой, Лишь смотря вперед. Если я уйду из дома, Кто меня вернет? Кто окликнет, кто зимою Выскочит на снег, крикнет: «Я пойду с тобою!» - Милый человек... Кто зимой обнимет в стужу, И отдаст пальто, И промолвит: «Мне не нужен Кроме Вас никто»... Ты, наверно, бродишь где-то И живешь в мой век. Я люблю тебя за это, - Милый человек. Все старается вернуться На круги своя. Я не вправе обмануться В поисках тебя... В данном случае просматривается тенденция становления позитивной идентичности. Активный поиск себя, своего места в этом мире происходит на фоне светлых ожиданий и веры в человека. Кстати, эта девушка принесла на занятия распечатку высказываний выдающихся деятелей культуры о сущности человеческого бытия, что может свидетельствовать об активном поиске ею жизненных идеалов. Подытоживая все вышесказанное, можно предположить, что наличие или отсутствие реальных возможностей утверждения подростком желаемой социальной позиции в системе личных отношений во многом определяют смысловые и аффективные тенденции его развития, которые будут сказываться на его будущей взрослой жизни. Сказываться как в конструктивном, так и в деструктивном аспектах. В современном обществе идет процесс становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не утвердились в общественном сознании и поведении людей. Поэтому сейчас исследователи акцентируют свое внимание на изучении ценностно-смысловых ориентиров личности молодых людей. Так, в исследовании Л.М.Семенюк [4], изучавшей развитие ценностных ориентации в старшем подростковом и юношеском возрастах, обобщенная иерархия выделенных респондентами жизненных ценностей выглядит следующим образом. Любовь - 83% Высокая зарплата - 82% Здоровье - 64% Друзья - 62% Счастливая семья - 44% Хорошая работа - 43% Уверенность в себе - 38% Независимость в убеждениях - 17% Свобода - 15% Честность - 12% Активная жизнь - 9% Образование - 9% Целеустремленность - 8% Уважение окружающих - 8% Самореализация в будущем - 6% Ответственность - 5% Польза для общества - 4% Храбрость - 4% Красота - 3% Долг - 3% Самоконтроль - 3% Альтруизм - 2% Милосердие - 2%. В процессе работы с молодыми людьми в рамках психологического практикума происходит некоторый сдвиг ранговых значений различных ценностей. «Любовь» по-прежнему остается на первом месте. Также лидируют «счастливая семейная жизнь» и «хорошая работа». «Активная жизнь», «друзья», развлечения» несколько отодвигаются на второй план и оказываются равнозначными. Такие ценности, как «счастье других» и «общественное признание» на последнем месте, на уровне самых минимальных значений. Анализируя эту иерархию жизненных предпочтений, можно предположить, что дружеские отношения воспринимаются многими молодыми людьми весьма поверхностно, на уровне подростковой «тусовочной» субъкультуры. А при таком положении дел обретение счастливой любви и счастливой семейной жизни (чего желают все респонденты) оказывается весьма проблематичным. Дружба - понятие очень емкое и в рамках данного сообщения не представляется возможным отразить все грани и все составляющие этого социального явления. Хочется надеяться, что наш симпозиум будет продолжаться, и мы сможем коснуться таких важных понятий, как «дружба народов», которое теперь подменили понятием «толерантность». Пересмотр в обществе прежних норм и правил привел к тому, что под сомнение была поставлена нравственная ценность коллективизма. Не случайно все реже сегодня в школе встречаются группы детей с высоким уровнем развития коллективистических отношений. Задача воспитания коллективистических черт личности имеет благоприятные основания именно на подростковом этапе онтогенеза, когда растущий человек стремится утвердить себя среди других людей, занять новую социально значимую позицию. Дружба, в ее высоком смысловом значении, требует от человека усилий, душевных затрат. Подростки, которые личностно не готовы к этому, преодолевают кризис, включаясь в поверхностное общение на уровне различных «тусовок». Одни могут долго пребывать в состоянии диффузной идентичности, не теряя при этом оптимизма и доброго отношения к людям. Другие, находясь в состоянии затянувшегося кризиса, культивируют в себе цинизм и негативизм. И тем, и другим нужна психологическая поддержка, чтобы затянувшийся кризис мог стать ресурсом позитивного личностного развития. Литература: 1. Анненкова Н.В. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности. Автореферат канд.дисс. – М., 2004. Лозоцева В.Н. Осмысление подростками значимости собственной жизни в процессе личностного самоанализа //Смысл жизни и акме. Материалы VIII-Х симпозиумов, т.1. - М. Смысл. 2004. с. 268-275. Лозоцева В.Н. Личностное достоинство и его становление как смысложизненная проблема подросткового и юношеского возрастов. - Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века. Монография под ред. О.В. Лишина. - М; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. с. 110-127. Семенюк Л.М. Развитие ценностных ориентации в старшем подростковом и юношеском возрастах. - Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века. Монография под ред. О.В. Лишина. – М; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. с. 225-240.^ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ А.Р. Кирпиков, г. Ижевск Понятие локуса контроля (Дж.Роттер) часто трактуется в психологии как определенная характеристика ответственности. При различных подходах, по-разному раскрывающих понятие ответственности, внутренний контроль часто понимается как показатель высокого уровня личностной зрелости. Это означает, что чем более выражен внутренний локус контроля у человека, тем более этот человек осознает и принимает ответственность за происходящие в его жизни события. Таким образом, возникает идея авторства собственной жизни, когда я причастен, осознаю и контролирую свою жизнь. И появляется иллюзия, что люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля, - являются более ответственными, а значит и более личностно зрелыми, по сравнению с другими людьми, для которых более характерен внешний локус контроля. Но ведь просто локус контроля, взятый вне конкретной ситуации и конкретных обстоятельств, еще не о чем не говорит. На наш взгляд, именно здесь вскрывается определенное противоречие, связанное с диалектикой «внутреннего» и «внешнего». Мы полагаем, что ответственность связана с понятием личностной зрелости человека и развивается и проявляется в процессе вхождения ребенка в мир других людей по мере освоения общественных отношений. Можно определить ответственность как осознание, понимание и принятие взаимосвязи поведения и деятельности человека и их последствий для него самого, других людей, общества и мира в целом. Это согласуется, например, с подходом Ж. Пиаже к пониманию природы ответственности. Стержневым моментом морального развития человека он считал переход ребенка от эгоцентрической перспективы к перспективе децентрации, когда ребенок учится включать в свой мир миры других людей и мысленно ставить себя на место другого человека. Начиная с подросткового возраста, существующие в жизни правила считаются принятыми на основе совместной договоренности и сотрудничества с другими людьми (со сверстниками или взрослыми). Ответственностью здесь является не просто подчинение внешним по отношению к человеку требованиям и «чужим» правилам, как это было ранее в детстве, а подтверждение взаимных ожиданий (их осознание, принятие и их реализация). В рамках нашего исследования, направленного на изучение особенностей переживания одиночества у подростков, мы обнаружили, что существуют весьма сильная статистическая связь между показателями локуса контроля и спецификой переживания подростками одиночества. В исследовании приняло участие 79 подростков в возрасте 14-15 лет. По результатам нашего исследования выяснилось, что те подростки, у кого преобладает внутренний локус контроля переживают одиночество как отсутствие поддержки со стороны значимых других (Х2 = 8.10, p Это означает, что подростки с явно выраженным внутренним локусом контроля (казалось бы, более личностно зрелые) в большей степени переживают свою одинокость в связи с отсутствием близких людей (социальная форма одиночества). И подростки, которые характеризуются внешним локусом контроля, - страдают от отсутствия в их жизни смысла (экзистенциальная форма одиночества). Получается, что те подростки, которые только и приписывают свои сложности и неудачи на счет других (как бы избегая ответственности), ориентированы на поиск смыслов жизни, который не могут пока найти и вследствие этого переживают свою одинокость. Это дополняются также тем, что, изучая представления современных подростков о семейных отношениях, мы установили, что подростки в своих представлениях о будущей семье более интернальны по сравнению со взрослыми, уже имеющими опыт семейной жизни. Не имея собственного реального опыта семейной жизни, подростки полагают, что способны построить свою семейную жизнь так, как им захочется. Взрослые же, обладая разнообразным опытом семейных отношений более реалистичны в их оценке, понимая, что многое в отношениях зависит от партнера и обоюдного желания поддерживать и развивать далее эти отношения. Следует отметить, что, вероятно, существует субъективное и объективное понимание ответственности. С одной стороны, если мы говорим о «субъективной» ответственности, то существует, прежде всего, мое Я, мои интересы и моя настойчивость в достижении поставленных мною целей. С другой стороны, - когда речь идет об «объективной» ответственности то существуют реальные интересы других людей и последствия моей деятельности для других, общества и мира в целом (как впрочем, в конечном итоге, и для меня). В выделении внутреннего локуса контроля как характеристики личностно зрелого человека, на наш взгляд, существует односторонность: ответственность понимается здесь только как «долженствование» (обязательства), но при этом не учитывается вторая сторона - желание и радость человека эту ответственность взять. Вероятно, что восприятие ответственности в современном обществе в большей степени связано с понятием необходимости взрослого человека нести ответственность (тяжесть, груз, чувство вины и т.д.). При этом закономерно возникает вопрос, а почему человек не ищет сам и не радуется ответственности? Может быть, действительно решение проблемы лежит в нахождении оптимального баланса между «хочу» и «должен» в сфере человеческой жизни, а работа для этого является составляющей частью подлинной заботы мира взрослых о взрослеющих членах общества. К сожалению, на данный момент мы можем констатировать, что сегодня в понимании локуса контроля как одного из показателей ответственности лежит крайность выделения одной из сторон как лучшей, вместо понимания всей сложности природы человека и феномена ответственности. Противопоставление показателей «внутренний – внешний локус контроля», на наш взгляд, не более чем иллюзия относительно реализации желания всемогущества человека. ^ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Т.И. Пашукова, г. Москва Развитие личности в юношеском возрасте во многом определяется успешностью преодоления подросткового кризиса 14 - 14,5 лет. Этот кризис сопровождается перестройкой наиболее важных систем отношений индивида к себе, другим людям, окружающему миру в целом. Самостоятельно выработанные в подростковом периоде самооценка, уровень притязаний, развитие познавательных и саморегулятивных систем являются основой для совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь гипотетико-теоретического мышления, а также для формирования представлений о мире, о себе, своих возможностях, которые служат базой для построения планов и выработки жизненных ориентиров. Юношеский возраст поэтому и отличается качественным скачком в формировании смыслов и мировоззрения. Кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений происходят на протяжении всей юности и особенно показательны в ее первый период, который у большинства современных юношей и девушек приходится на 15-17 лет. Исследователи отмечают, что переход от подросткового к юношескому возрасту, осуществляемый в это время, связан с резкой сменой жизненной позиции. Эта смена заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, соответствия ее своему призванию, дальнейшего жизненного пути, в том числе и поиск спутника жизни, находятся в центре внимания, интересов, планов юношей и девушек [1]. Психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников определенных психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем уровень жизнетворчества, активную и созидательную жизнь. Развитие самосознания и смысложизненных ориентаций идет в это время в соответствии с пониманием собственной ценности, ценности окружающего мира, важности других людей и формированием мировоззрения. Многие юноши и девушки пристально наблюдают проявление у сверстников и у себя тех или иных черт характера, оценивают поступки людей и пытаются понять их мотивы. Наиболее активные занимаются самовоспитанием и самосовершенствованием, понимая важность эмоциональной устойчивости для собственного психического благополучия и построения желательных отношений с окружающими. Юношеский период сензитивен ко всем факторам, имеющим отношение к выработке линии жизненного пути и возможной судьбе человека. Осмысление молодежью этих факторов имеет непреходящее значение и соотносится с развивающимся в этот период мировоззрением. В зависимости от развития когнитивной сферы, высших нравственных чувств и органов чувствознания, а также от усвоенных ценностей и осмысления собственной жизни, в юношеском возрасте активно структурируется религиозное или атеистическое мировоззрение, научное или житейское. Мировоззрение – это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [4, с. 366 - 367]. Ученые выделят три основных типа мировоззрения – житейское, религиозное и научное [2; 3]. Философы пишут о философском мировоззрении, понимая чаще всего его как научное [4, с. 367]. Научное мировоззрение формируется у юношей и девушек с развитым понятийным мышлением, мышлением гипотетико-теоретическим, позволяющим выстраивать причинно-следственные зависимости [2; 5]. Научное мировоззрение не противоречит сочетанию его с религиозными чувствами и представлениями, если высокоразвита одновременно и способность индивида к чувствознанию, позволяющая ориентироваться в отдаленных причинных и корреляционных зависимостях на основе интуитивного постижения окружающей нас действительности. Под чувствознанием мы понимаем высокоразвитую функциональную систему, интегрирующую в себе познавательные способности и высшие психические чувства. Для молодых людей с развитием этих форм мировоззрения очень важными являются вопросы мироздания, мироустройства, в том числе постижение законов природы, общества и человеческого мышления. Смысложизненные ориентации у таких юношей и девушек оказываются связанными с пониманием или чувствованием этих законов, согласно чему они и пытаются выстраивать собственную судьбу. В отличие от научного и религиозного мировоззрения житейское мировоззрение позволяет легко ориентироваться и выстраивать отношения, связанные с ближайшим окружением; оно ориентирует человека на достижение материальных благ, способствует концентрации вокруг них его интересов, позволяет выстраивать соответствующие им смыслы жизни. Атеистическое мировоззрение противоположно религиозному. Оно встречается и у лиц с научным и у лиц с житейским мировоззрением, поскольку выстраивается индуктивным путем в условиях недостаточной эвристичности мышления и слабой способности индивида к чувствознанию. Мировоззрение задает соответствующий масштаб смыслов жизни. В той или иной форме оно ориентирует человека на познание мира, его законов и себя в этом мире, или же стимулирует выработку направленности на достижение исключительно жизненных благ. Литература: Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. Никонорова Л.В. Мировоззрение лично


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.