Реферат по предмету "Разное"


International Student Assessment, pisa, проводимого oecd начиная с 2000 г один раз в три года среди 15-летних школьников стран членов этой организации, и ряда других стран. Pisa независимая программа

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТЕ. САХАРОВА, ученица 10 классаСИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИВ СРЕДНИХ ШКОЛАХ ФИНЛЯНДИИПо данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в настоящее время в Финляндии лучшее в мире среднее образование и самые образованные школьники. Об этом свидетельствуют результаты международного тестирования «Программа по международной оценке учащихся» (The OECD Programme for International Student Assessment, PISA), проводимого OECD начиная с 2000 г. один раз в три года среди 15-летних школьников стран – членов этой организации, и ряда других стран. PISA – независимая программа тестирования результатов обучения школьников по математике, естественным наукам и чтению. В 2000 и 2003 гг. Финляндия заняла первое место среди более сорока участвовавших стран. В 2006 г., когда в тестировании впервые приняли участие 400 000 учеников из 576 стран, финские старшеклассники заняли первые места по математике и естественным наукам и второе место по чтению. При этом число баллов, полученных финскими школьниками по естественнонаучным знаниям в 2006 г., является самым большим за весь период проведения тестирований PISA. В отличие от России, общее среднее образование в Финляндии включает обучение в 1–9 классах базовой средней школы и в старшем звене среднего образования (1–3 классы старших средних школ и профессионально-технических училищ). При этом в старшем звене ученик может обучаться в течение не только трех, но и четырех лет, в зависимости от индивидуального учебного плана. Таким образом, в средних учебных заведениях Финляндии обучаются не только дети и подростки 7–16 лет (базовые средние школы), но и молодежь 17–19 лет (старшие средние школы и профтехучилища). Возможно, поэтому наряду с учебными дисциплинами во всех звеньях образовательного процесса в финских средних школах уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни и профилактике негативных явлений среди учащихся. Значительное место в профилактической работе занимает, в частности, профилактика алкоголизма и наркомании, которые, как известно, являются серьезными криминогенными факторами. Профилактическая работа в школах – одно из звеньев единой системы мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков среди финских старшеклассников, которая проводится на государственном, муниципальном, школьном и семейном уровнях. Традиционно до конца 1950-х гг. употребление финнами алкоголя было низким. В начале 1960-х гг. наметился рост показателей потребления алкогольных напитков, а после вступления в силу нового, более либерального, чем прежде (1932), алкогольного закона (1969), начался резкий подъем, закончившийся периодом относительной стабильности. Однако с началом экономического бума конца 1980-х гг. показатели потребления алкоголя на душу населения заметно выросли. В последнее десятилетие прошлого века, при экономической рецессии в Финляндии, употребление алкоголя снизилось, затем, на рубеже веков, вновь возросло. В 2004 г., после снижения акцизного сбора на алкогольную и табачную продукцию, употребление алкогольных напитков возросло сразу на 10% и продолжает увеличиваться. Самым популярным напитком является пиво (до реформы 1969 г. – крепкие спиртные напитки), в последние годы получили распространение вина. В молодежной среде наряду с пивом популярен местный сидр – слабоалкогольный напиток с фруктовыми ароматизаторами. Массовый характер принимает употребление алкоголя в молодежной среде несколько раз в году: на День Выпускника (Vappu), праздник Ивана Купалы (Juhannuspäiva) и, в последние годы, – на Хэллоуин. ^ Массовые гуляния финской молодежи на празднике VappuНе обходятся без алкоголя и домашние молодежные вечеринки. Ежедневное употребление алкоголя в семьях, в том числе во время приема пищи, для Финляндии не характерно; не распространены алкогольные напитки и на работе. За едой предпочтение отдается молоку и воде, на работе – кофе. Особенностью финского национального паттерна употребления алкогольных напитков является прием содержащих алкоголь напитков один раз в неделю, преимущественно в выходные дни (в пятницу или субботу, но, как правило, не в воскресенье). Лишь 10% мужчин и 2% женщин 15-69 лет употребляют алкоголь четыре-пять раз в неделю. Другая особенность – употребление больших (интоксикационных) доз алкоголя. Характерно также употребление одной-двух бутылок пива после сауны (по статистике, один из шести случаев употребления алкоголя финнами связан с посещением сауны). Наибольшие показатели употребления алкоголя на душу населения: у мужчин – в возрастной группе 30-45 лет, у женщин – в группе 20-29 лет. По данным опросов, основные мотивационные факторы употребления финнами алкоголя – это желание повеселиться, поговорить, почувствовать себя раскованнее в обществе, узнать поближе окружающих, почувствовать себя легче в общении с представителями противоположного пола. Они вытекают из особенностей национального характера, отличающегося внешним спокойствием, замкнутостью, холодностью, немногословием, и направлены на преодоление этих черт. Начиная с середины 1990-х гг. в Финляндии все чаще проводятся эксперименты с употреблением наркотиков среди 15–24-летних юношей и девушек. В 2001–2003 гг. наметилось снижение данного показателя в этой возрастной группе, однако возросло число наркоманов среди 25–34-летних. Увеличение частоты экспериментов с наркотиками в середине 1990-х гг. привело к увеличению числа тяжелых наркоманов с начала 2000-х гг. Наибольшее распространение получили опиаты, в частности полусинтетический опиат бупренорфин, который почти полностью вытеснил героин из этой группы. Так, среди наркоманов, находившихся на лечении в специализированных лечебных учреждениях в 2004 г., 34% употребляли опиаты (в том числе, 27% – бупренорфин в виде наркотического анальгетика Subutex, 3% – героин, 4% – другие наркотики). Остальные 26% употребляли психостимуляторы, 15% – марихуану, 19% – наркотики в сочетании с алкоголем, 6% страдали зависимостью от снотворных препаратов и транквилизаторов. Большинство наркоманов в Финляндии имеют низкий образовательный уровень, являются безработными и/или бездомными. По последним данным, более 80% взрослого населения страны проявляют серьезную озабоченность употреблением наркотиков. 56% юношей и 68% девушек также считают наркоманию серьезной проблемой современного финского общества. Уже 12-летним финским подросткам предлагают наркотики. Причем девочки начинают экспериментировать с наркотиками раньше, чем мальчики (хотя в целом женщин среди наркоманов в Финляндии значительно меньше, чем среди мужчин). По словам девочек-подростков, пробуя употреблять наркотики, они «пытаются выделиться из общей серой массы и испытать что-то необычное». Другой распространенной причиной является увлечение старшим юношей-наркоманом. Некоторые из них стремятся заглушить наркотиками удрученное настроение или тревогу. В среде мальчиков употребление наркотиков символизирует «социальный протест, независимость» и даже «свободу». К 15–16-летнему возрасту гендерные различия выравниваются. Так, 11% финских девочек и 11% мальчиков этого возраста хотя бы один раз в жизни употребляли марихуану, из них по 8% – в течение последнего года. Однако наибольшее число предложений получить бесплатно или купить наркотик адресовано подросткам и молодежи в возрасте 15-24 лет. Они и составляют основной контингент (12% от общего числа) наркоманов, в том числе тяжелых. Принято считать, что употребление финской молодежью наркотиков и психостимуляторов связано с зарождением и развитием клубной культуры в этой стране с середины 1990-х гг. прошлого века. Однако, поскольку ночная жизнь в Финляндии не носит столь массового и бурного характера, как в ряде других европейских столиц с таким же населением (примерно полмиллиона человек), темпы роста распространения наркотиков среди молодежи нельзя назвать быстрыми. Лишь с начала 2000-х гг. в связи с распространением в Финляндии баров, ночных клубов и дискотек, специализирующихся на музыке в стиле techno, употребление наркотических средств и психостимуляторов резко возросло. Предпочтение отдается амфетамину, экстази и марихуане, к которой у финской молодежи сохраняется толерантное отношение (употребление ее в среде представителей молодежных субкультур не считается чем-то особенным). К сожалению, по статистике, каждый третий финский подросток, попробовавший хоть раз марихуану, продолжает принимать ее в дальнейшем. В связи с возвращением в Финляндии моды на рок-музыку и хэви-метал, число лиц, употребляющих наркотики в ночных клубах этого профиля, в последние годы также возросло. Посетители клубов и дискотек психоделической музыки являются еще одним контингентом наркоманов. Циркулируют наркотики и среди завсегдатаев hip-hop и r-n-b-дискотек, основную массу которых составляют иммигранты. Однако количество таких клубов не увеличивается, несмотря на рост популярности самой музыки этого направления. Для выявления вредных привычек финских школьников и динамики этой ситуации начиная с 1995 г. финляндский Центр по изучению и развитию соцобеспечения и здравоохранения STAKES проводит мониторинговое исследование Kouluterveys («Здоровье школьников») среди учащихся 8 и 9 классов (14 и 15 лет) базовых средних школ и учащихся 1 и 2 классов (16–18 лет) старших средних школ. Бюджет исследования составляет 343–370 тысяч евро в год. Исследование финансируют муниципальные органы власти, Министерство социальных вопросов и здравоохранения Финляндии и центр STAKES.Финляндский Центр по изучению и развитию соцобеспечения и здравоохранения STAKES, ХельсинкиУчащиеся анонимно отвечают на вопросы анкет, охватывающих проблемы экологии учебного заведения, самочувствия, здоровья и вредных привычек. Каждый этап исследования занимает два года, в течение которых поэтапно проводятся опросы старшеклассников на 90% территории страны. Например, в 2004–2005 гг. исследованием было охвачено 80% всех базовых средних школ и 69% старших средних школ, были опрошены 158 200 старшеклассников. Итоги (промежуточные и по результатам каждых двух лет) обсуждаются на ежегодных национальных конференциях, посвященных вопросам школьного здоровья. По данным этого исследования, в 2006 г. сильное опьянение хотя бы раз в месяц испытывают 26% финских старшеклассников 14-15 лет, 8% из них хотя бы раз в жизни употребляли наркотики. В Финляндии употребление алкоголя, психоактивных и наркотических веществ объединено в одну группу патологических аддикций; в стране существует единая система мер профилактики и борьбы с употреблением алкоголя и наркотиков, в том числе, среди молодежи. Начиная с 1997 г. Правительство Финляндии утвердило целый ряд государственных анти-наркотических программ, последовательно сменявших друг друга (1997–2000, 2001–2003, 2004–2007), а также целевой план совместных действий органов образования и здравоохранения на 2002–2003 гг., предусматривающий реформу школьных учебных планов. Был принят новый Акт «О базовом образовании», в соответствии с которым все средние общеобразовательные учреждения страны должны иметь в составе учебных программ предметы, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику алкоголизма, курения и наркомании. В связи с этим к 1 августа 2006 г. во всех школах страны учебные программы были соответствующим образом скорректированы. В настоящее время в 73% финских школ эти предметы изучаются в 7 классах, в 93% – в 9 классах. В большинстве школ их преподавание ведут учителя биологии, физкультуры, или домоводства. А в 35% школ дисциплины, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику негативных явлений среди молодежи, преподают учителя, имеющие специальную подготовку. Профилактическая работа в школах Финляндии характеризуется мультипрофессиональным подходом. Наряду с преподаванием дисциплин учителями большую роль в этой работе играют школьные специалисты разных профилей: медсестры, психологи, социальные работники. Принимают участие в этой работе священники и религиозные активисты. В подавляющем большинстве (93%) школ проводятся различные внеучебные мероприятия и акции антиалкогольного и антинаркотического характера. Каждая четвертая школа в Финляндии сотрудничает с международной программой Lions Quest, цель которой заключается в вовлечении родителей, школьного персонала и общества в создание условий для здорового и успешного развития детей и пропаганду здорового образа жизни. Одие из оригинальных методов профилактической работы среди школьников – использование интерактивной методики HuBu, разработанной и внедренной при участии финской неправительственной организации Elämä On Parasta Huumetta Ry, EOPH («Жизнь без наркотиков лучше») и ориентированной, главным образом, на 13–14-летних школьников. ^ Хорошо известный многим финским школьникам логотип EOPHЭто, прежде всего, поездки на «информационном» автобусе HuBu, во время которых детям в увлекательной форме разъясняют вредные последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков, препаратов для бодибилдинга, азартных игр. По статистике, автобус HuBu успел побывать в каждой четвертой финской школе. ^ Реклама интерактивного автобуса HuBuПопулярны и другие формы просветительской работы по интерактивной методике HuBu, например: анонимное тестирование с помощью специальной компьютерной программы и обсуждение его результатов с самими школьниками и их родителями на классном собрании; распространение интерактивных компьютерных программ и тематических интерактивных игр для сотовых телефонов. Усилиями EOPH в 2002 г. были созданы анонимная консультативная служба «Телефон доверия» и консультативная Интернет-служба. Наиболее часто задаваемые консультантам вопросы таковы: «Какой вред мне может принести употребление марихуаны?», «Существует ли принудительное лечение для наркоманов?», «Где можно вылечиться от наркомании?», «Что мне делать, если я подозреваю, что мой ребенок стал наркоманом?», «Откуда я могу взять стерильный шприц?» В последние годы успешно развивается сотрудничество финских школ в вопросах профилактики алкоголизма, курения и наркомании со школами стран-соседей: Эстонии, Швеции, России (Выборг, проект «Будущее»). Широко рекламируется здоровый образ жизни в средствах массовой информации. Для усиления медийной пропаганды в течение последних 20 лет в Финляндии регулярно проводятся интерактивные тренинги для журналистов, в том числе работающих в молодежных изданиях и на молодежных теле- и радиоканалах. Эта финская инициатива получила международное признание: с целью обмена опытом в последние несколько лет практикуются выездные семинары финских мастерских для журналистов в соседних странах. В 1996 г. создана Интернет-служба AddictionLink, занимающаяся распространением информации о вреде алкоголизма и наркомании и их профилактикой. В AddictionLink имеется обширный банк информации об алкоголизме и о наркомании, в том числе полная информация об учреждениях, специализирующихся на лечении этих заболеваний; даются советы и рекомендации по добровольному и самостоятельному избавлению от патологической зависимости. Открыта детская страница, анонимная консультативная служба, в которой занято девять специалистов, и форум. В среднем сайт посещают 30 тысяч пользователей в месяц. В ближайшее время планируется создание Национальной консультативной службы по вопросам алкоголизма и наркомании, специалисты которой будут привлечены к работе в AddictionLink. Наряду с мерами общей профилактики в Финляндии разработана система так называемой селективной профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи, целевыми контингентами которой являются дети и подростки групп риска (из малоимущих и неблагополучных семей, а также из семей иммигрантов). Некоторые из них нигде ни учатся и не работают, склонны к совершению правонарушений, употребляют алкоголь и наркотики, имеют отклонения в психическом развитии. С 2001 по 2003 гг. в рамках системы мер селективной профилактики на всей территории страны было реализовано 18 различных проектов, ориентированных на учащихся средних школ, профтехучилищ и политехникумов. Так, целью проекта Nuotta была оценка эффективности персональной консультативной помощи проблемным подросткам, употребляющим наркотики в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств и не имеющих психических отклонений (употребляющим наркотики подросткам с признаками психопатологии оказывалась специализированная медицинская помощь вне рамок проекта). Проект был признан высокоэффективным: 73% из 160 выявленных и вовлеченных в проект неблагополучных подростков и представителей молодежи 17–24-летнего возраста в результате занятий с персональными консультантами резко изменили свой образ жизни, выработали правильные мотивационные установки, вернулись к учебе или социально полезному труду. Другой форме профилактики и борьбы с употреблением наркотиков среди учащихся школ и политехникумов был посвящен проект ^ Nuorten talo («Молодежный дом»). В рамках проекта устанавливались тесные связи между самими подростками, их родителями и другими членами семьи, а также профессионалами из различных муниципальных служб. В результате успешной реализации этого проекта, который охватил в общей сложности 450 детей и членов их семей, многие подростки – за счет содействия органов местной администрации их семьям – улучшили жизненные условия, отказались от вредных привычек, сформировали позитивные установки на будущее. Целью молодежного проекта ^ Nuorten juttu явилось установление и развитие контактов между старшеклассниками и студенчеством по актуальным вопросам жизни финской молодежи, а также совершенствование преподавания системы здорового образа жизни в школах. Для семейного проекта ^ Voitto kotiin («Победу – в дом») через сеть семейных центров и ассоциаций матери и ребенка было отобрано 22 семьи, имеющие неблагополучных подростков, склонных к употреблению наркотиков. Формой реализации проекта было избрано непосредственное общение семей друг с другом, в процессе которого они имели возможность поделиться общими проблемами, лучше понять своих детей, выработать наиболее приемлемые формы и методы работы c детьми в семьях. Как отмечали впоследствии взрослые участники проекта, несмотря на то, что общение в группах носило спонтанный, доверительный (а порой и игровой) характер, они вскоре с удивлением отметили серьезную практическую помощь и положительный эффект от занятий. Проект ^ Kotiin Helsinkiin («Мой дом – Хельсинки») был направлен на коррекционную работу с неблагополучными подростками из семей иммигрантов – выходцев из бывшего СССР, главным образом ингерманландцев1. Целью проекта было выявление подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, склонных к совершению противоправных действий, осуществление их доступа к социальным службам и специализированному лечению, а также повышение их грамотности в вопросах здорового образа жизни и уровня владения финским языком. Проект осуществлялся в виде двух субпроектов с 1999 по 2003 гг., в течение которых было выявлено почти 100 неблагополучных подростков-иммигрантов и установлен контакт с их семьями. В рамках проекта был создан телефон доверия, веб-проект, велась просветительская работа через местные русскоязычные средства массовой информации. Только в 2003 г. от подростков поступило более 300 звонков по телефону доверия, сделано 800 визитов к врачам, психологам, русскоязычным экспертам-консультантам. Восемь подростков прошли курс лечения от наркомании в одном из наркологических стационаров Ленинградской области. Успешная реализация этих и других проектов доказала на практике, что чем раньше начата профилактическая и коррекционная работа с подростками, тем она эффективнее. Большое значение имеет также мультипрофессиональный подход и привлечение к участию в проекте не только самого подростка, но и его родителей и других членов семьи. Несколько лет назад финляндский Центр STAKES разработал и предложил муниципалитетам для внедрения проект по мерам борьбы с алкоголизмом Pakka, в котором большое внимание уделяется молодежи. Начиная с 2004 г. этот проект реализуется в регионах Центральной (Ювяскюля) и Южной (Хамеенлинна) Финляндии; подведение итогов запланировано на 2008 г. В рамках проекта молодежь принимает участие в различных соревнованиях (например, «Класс без сигареты», «Класс без наркотиков», «Класс без алкоголя») и других мероприятиях по формированию здорового образа жизни. В школах на родительских собраниях проводятся психологические тренинги для родителей с целью формирования у них негативных установок по отношению к употреблению спиртных напитков в семье, в присутствии детей. Для целевого контингента лиц проводятся форумы, семинары и информационные акции. Проект широко освещается местными средствами массовой информации, а также через Интернет. Для координации действий созданы специальные рабочие группы, включающие представителей муниципальных властей, полиции, предприятий торговли (в том числе, сети магазинов Alko, продающих алкогольные напитки), оптовых поставщиков алкогольной продукции, ресторанной сети. Организуются тренинги для работников торговли и ресторанного бизнеса, местные власти ужесточили контроль над выдачей лицензий на торговлю алкогольной продукцией. Комплекс этих и других мероприятий, предусмотренных проектом Pakka, привел, в частности, к сокращению продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. ^ Группа активистов проекта PakkaНаиболее широкомасштабный и комплексный проект по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и вредными привычками среди молодежи существует в столице Финляндии – Хельсинки. Этот уникальный проект был разработан Городским департаментом социальных служб Хельсинки в 1994 г. для борьбы с ростом числа случаев наркомании в северной части города (Маунула) и назывался Klaari Pohjoinen – «Чистый Север». Вначале он был рассчитан на период до конца 2002 г., но в связи с высокой эффективностью неоднократно продлевался, расширялся и укрупнялся. С 1999 г. проект охватывает весь Хельсинки и носит название Klaari Helsinki – «Чистый Хельсинки». В настоящее время проект Klaari под руководством Департамента социальных служб объединяет усилия целого ряда городских департаментов: образования, по делам молодежи, здравоохранения, по вопросам спорта, взрослого образования и культуры, – а также органов полиции Хельсинки, Федерации церковных общин и ряда неправительственных организаций. Общий бюджет проекта составляет 500 000 – 1 000 000 евро, ежегодный бюджет – 100 000 – 500 000 евро. Цель проекта Klaari – формирование у детей и молодежи свободного от наркотиков и других видов зависимости образа жизни, профилактика и борьба со всеми видами патологической зависимости (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Средство достижения этой цели – создание единой сети взаимодействия между представителями местных органов власти, полицией, профессионалами, волонтерами, родителями и детьми. В проекте участвуют десятки прошедших специальную подготовку тренеров, учителей, специалистов по работе с молодежью, с наркоманами, а также психологи, социальные работники, врачи, медсестры, юристы, полицейские и священники. Один раз в два месяца проводятся заседания мультипрофессиональной группы менеджеров, на которых подводятся итоги работы и утверждается план новых мероприятий. Главными целевыми контингентами проекта являются дети и подростки 10-19 лет, их родители, а также профессионалы, так или иначе вовлеченные в работу с детьми. Методы работы с детьми наиболее разнообразны: от распространения значков и постеров с девизами, призывающими противостоять алкоголю, сигаретам и наркотикам, до вовлечения в спортивные и другие секции «полезного досуга» и выездных лагерей. Родители проходят специальные тренинги, после чего, как правило, продолжают работать волонтерами в рамках проекта. Работники детских образовательных, спортивных и досуговых учреждений принимают участие в работе специальных семинаров и мастерских, во время которых повышают свою профессиональную квалификацию, а главное – учатся лучше понимать и грамотнее общаться с детьми, быть способными оказать им помощь в кризисной ситуации и удержать от экспериментов с психоактивными веществами. ^ Логотип проекта Klaari Проекты Klaari Pohjoinen и Klaari Helsinki оказались настолько эффективными, что если в период их разработки ставилась задача создания в Хельсинки специализированной клиники для лечения молодых наркоманов, то через несколько лет необходимость в подобной клинике перестала существовать. Хорошо продуманная инфраструктура, детальное планирование и адекватное финансирование мероприятий проекта на всех его этапах позволяют специалистам различных профессий выявлять наркоманов и вести с ними индивидуальную работу без госпитализации в стационар, а следовательно, без ущерба для их учебы и социальной адаптации. В настоящее время можно говорить об успехе системы профилактических мероприятий по борьбе с распространением алкоголя и наркотиков в среде финской школьной молодежи. По данным широкомасштабного мониторингового исследования Kouluterveys, за последние 12 лет число учеников 8 и 9 классов финских средних школ, которые употребляют алкоголь хотя бы один раз в месяц, снизилось на 8%, а пробовавших наркотики хотя бы один раз в жизни – на 3%. Постепенно сокращается число подростков 15–24 лет, употребляющих наркотики: если в 1998 г. они составляли 3,4% от общего числа новых наркоманов, то в 2004 г. – только 2%. По мнению главы международного отделения Университета Хельсинки М. Лаитинена, секрет успеха финской образовательной системы состоит в том, что это именно система. «Это означает, что все аспекты инновационной цепочки хорошо продуманы, спланированы и внедрены, а разные звенья этой цепочки легко совместимы друг с другом», – объясняет М. Лаитинен. Другой причиной успеха финской системы среднего образования принято считать ее эгалитарный характер (переход от селективной к эгалитарной модели образования произошел в Финляндии в 1970-е гг.). Общее среднее образование в Финляндии доступно и единообразно для всех учеников, независимо от их национальности, происхождения, социального, культурного, интеллектуального уровня или физических способностей, принадлежности к разным языковым группам. По данным OECD, в Финляндии, в отличие от многих стран мира, различия между уровнем преподавания в разных школах одного региона, как и различия между школами из разных регионов страны минимальны (менее 5%) и даже не зависят от профиля школы. Приведенные в статье факты и материалы свидетельствуют о том, что наряду с образовательными детерминантами в системе школьного образования большое внимание уделено формированию здорового образа жизни, отказу от вредных привычек и, следовательно, снижению уровня правонарушений в среде финской молодежи. Позитивный опыт Финляндии, ставшей в последние годы безусловным лидером в сфере среднего образования, заслуживает не только пристального изучения, но и заимствования и распространения. 1 Финно-угорская этническая группа, проживающая на территории современной Ленинградской области (историческое название территории между Ладожским озером и Финским заливом – Ингерманландия).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника
Реферат Aquifer Essay Research Paper The aquifer that
Реферат История автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП)
Реферат 2 етапу Всеукраїнської олімпіади з біології для учнів 8 класу, 2009/2010 навчальний рік та відповіді на них Тести група А. Правильна відповідь на кожне завдання цього розділу – 1 бал, вона позначається зірочкою (* )
Реферат Любовная поэзия Овидия
Реферат Водний транспорт, лісосплав, рибне господарство як учасники водогосподарського комплексу
Реферат Атель избалованы по окончанию основного академического курса у них начинается клиническая интернатура, позволяющая получить хоть какую первичную специализацию
Реферат Питання з історії культури
Реферат Бальнеология и курорты России
Реферат Системы документации. Правила составления документов
Реферат Організація служби прийому та розміщення гостей на прикладі готелю Русь 2
Реферат Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки гли
Реферат Проблема загрязнения Мирового океана
Реферат Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью
Реферат V всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы экологии Южного Урала»