II. Учебная работа1. Изменение организационной структуры учебного блока в 2002/2003 учебном году В 2002-2003 учебном году существенно изменилась структура учебного блока: а) впервые произведен набор студентов на факультеты:бизнес-информатика,психология,мировая экономика,отделение деловой и политической журналистики. Общий прирост составил 379 человек. - открыт новый факультет государственного и муниципального управления, набравший 110 студентов; б) созданы: - ^ Департамент современных языков, - Департамент экономической теории;в) введены новые кафедры: на факультете экономики:макроэкономического анализа,экономики и финансов фирмы,экономической методологии и истории,высшей математики; на факультете социологии:анализа социальных институтов; на факультете мировой экономики:международного экономического регулирования и интеграции; на факультете бизнес-информатики:проектирования и автоматизации деловых процессов; общеуниверситетские кафедры:немецкого языка,военная кафедра; г) открыты перспективные магистерские программы на факультете экономики:институциональная экономика и экономическая политика, на факультете социологии:комплексный социальный анализ;Существует международная магистерская программа между ГУ-ВШЭ и Университетом Гумбольдта (Берлин-Германия), которая распространяется на факультеты экономики и менеджмента. д) выделены новые специализации на факультете права:- уголовно-правовая;- теории и истории права, сравнительное правоведение;судебной власти и организации правосудия;Общее количество студентов на начало 2002/2003 учебного года 4363: бакалавров и специалистов 3913 (3690 чел. по очной форме обучения, 223 – по очно-заочной), 176 групп; 450 магистров (19 групп).В прошедшем учебном году прошли лицензирование следующие образовательные программы: программы высшего образования:направление подготовки бакалавров 523100 Бизнес-информатика. Прошли аттестацию:направления подготовки бакалавров и магистров 520900 Политология,специальность 020200 Политология. В целях улучшения организации внеаудиторной работы со студентами, активизации их научной деятельности, психологической и педагогической поддержки студентов назначены кураторы курсов всех факультетов вуза. Разработано и утверждено положение о кураторах учебных курсов и групп.^ 2.Планирование учебного процесса Анализ выполнения учебных планов в 2002-2003 учебном году показал, что они в основном соответствовали целям и задачам поставленным Ученым советом ГУ-ВШЭ. В ходе реализации учебных программ, как и в предыдущие годы, в рабочие учебные планы вносились различные дополнения и изменения по служебным запискам заведующих кафедрами по согласованию с деканами факультетов. Так в 2002-2003 учебном году было отработано около 50 служебных записок с множеством подпунктов, касающихся следующих изменений:отмены и введения новых курсов, переносов учебных курсов с семестра на семестр или с модуля на модуль,увеличения или сокращения количества аудиторных часов, их перераспределения на лекционные и семинарские,переименования дисциплин,изменения форм контроля и количества письменных работ,перевода дисциплин из раздела курсов по выбору в раздел обязательных дисциплин и наоборот. Большой поток служебных записок с просьбой внести изменения в рабочие учебные планы был направлен в связи заполнением приложений к дипломам, когда было выявлено много разногласий в связи с изменением названий учебных дисциплин и количества учебных часов, выделенных на них.^ Анализ выполнения расписаний занятий Расписания учебных занятий в основном соответствовали рабочим учебным планам, однако, студенты ряда факультетов начинали заниматься по неутвержденным расписаниям в связи с поздним утверждением рабочих учебных планов и в связи с проблемами согласования расписаний занятий с заведующими кафедрами и ППС. В дальнейшем все факультеты придерживались утвержденных расписаний занятий, изменения вносились, в основном, в связи с приездом иностранных преподавателей или при отсутствии по причине срочных командировок ранее назначенных преподавателей. ^ Анализ текущего и итогового контроля знаний студентов, 10-балльная система оценки знаний студентов, рейтинг студентов Прием студентов в 2002/2003 учебном году составил 1265 человек, из них 861 на бюджетной основе, что на 290 человек больше, чем в предыдущем учебном году. Выпуск в 2002/2003 учебном году составил 749 человек, из них 627 на дневном отделении, 122- на вечернем. В течение учебного года осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение качества организации учебного процесса:Продолжен эксперимент по развитию модульной системы на вновь созданных факультетах. Последняя неделя модуля была освобождена от аудиторных занятий, продолжительность 3 и 5 модулей была доведена до 8 недель. По семестровой системе обучались студенты 5 курса факультета экономики, 4 и 5 курсов факультетов менеджмента, права и социологии, а также студенты магистратуры всех факультетов.С 1 декабря 2002 года введен в действие новый порядок расчета и реализации системы зачетных единиц (кредитов) и студенческих рейтингов ГУ-ВШЭ. Итоги рейтингования студентов регулярно вывешивались на сайт ГУ-ВШЭ. Разработано и введено новое положение о назначении академических стипендий лучшим студентам по результатам рейтингования. Увеличен размер социальных стипендий и введены повышенные академические стипендии. Восемь студентов получили именные стипендии:Президентские – 3 человека: Иванова Е.Е, 5 курс ф-та права, Федоров А.В. 1 курс магистратуры ф-та менеджмента, Шульгин С.Г. 3 курс аспирантуры;Правительственные – 3 человека: Шишкин М.А. 1 курс магистратуры ф-та экономики, Балдина М.М. 2 курс магистратуры ф-та менеджмента, Мазаев Н.Н. 1 курс магистратуры ф-та менеджмента;Министерства экономического развития и торговли РФ – 2 человека: Дворцов Р.Е. 5 курс ф-та права, Шеклеина И.Ю. 5 курс ф-та экономики. С целью сокращения численности ППС использовались новые нормы планирования нагрузки:на проверку курсовой работы вместо 10 часов планировалось 5 часов, планировалась 1 письменную работу на 24 аудиторных часа, вместо 16, поддерживалась инициатива по привлечению к преподаванию магистров и аспирантов.Повышена доля письменных форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Так на конец 2002/2003 учебного года эти показатели таковы:факультет экономики письменных зачетов - 36 (63%) письменных экзаменов – 40 (50%)факультет менеджмента письменных зачетов – 75 (60%) письменных экзаменов – 59 (75%)факультет социологии письменных зачетов - 43 (86%) письменных экзаменов – 33 (94%)факультет прикладной политологии письменных зачетов – 24 (32%) письменных экзаменов – 29 (38%)факультет права письменных зачетов – 8 (16%) письменных экзаменов – 5 (19%)факультет мировой экономики письменных зачетов – 5 (55%) письменных экзаменов – 3 (45%)факультет психологии письменных зачетов – 0 (0%) письменных экзаменов – 2 (66%)факультет бизнес-информатики письменных зачетов – 3 (50%) письменных экзаменов – 7 (55%)Выпущен и утвержден ректором документ по процедуре апелляции студентов по итогам рубежного контроля, приказ об обязательных присутственных часах для штатных и внештатных преподавателей ГУ-ВШЭ с установлением минимального объема часов. В приказе о подготовке к новому 2003/2004 учебному году определен минимальный объем недельной аудиторной нагрузки ППС (профессор 4 часа, доцент 6 часов, ст. преподаватель, преподаватель и ассистент 8 часов). Введение 10-и балльной оценки знаний студентов значительно повлияло на результаты рейтинга студентов. На факультете экономики (бакалавриат) оценку «10» по обязательным дисциплинам от общего количества оценок имеют 18% - студенты 1 курса, 24% - студенты 2-го курса, 15% - студенты 3-го курса, 30% - студенты 4 курса (приложение ). В вузе продолжается рост требовательности к уровню знаний, что видно по динамике роста числа отчисленных студентов по сравнению с прошлым учебным годом (приложение ). Вместе с тем, отчисление идет в основном по математическим и экономическим дисциплинам, по английскому языку, о чем свидетельствуют следующие данные:Дисциплины, по которым студенты имели наибольшее количество задолженностей: Факультет экономики:линейная алгебра, макроэкономика, микроэкономика, институциональная экономика;Факультет менеджмента высшая математика, организационное поведение;Факультет права: конституционное право России, финансовое право, институциональная экономика;Факультет бизнес-информатики английский язык, микроэкономика;Факультет социологии: алгебра и анализ, английский язык, история социологии, анализ социологических данных;Факультет психологии: математика; Отделение деловой и политической журналистики политическая история.^ Организация практики в 2002-2003 учебном году.Организация практики в прошедшем учебном году имела свою специфику в связи с участием части студентов в проведении переписи населения в сроки с 6 по 19 октября 2002г. Студенты совершали предварительные обходы, вручали листовки, комплектовали документы и проводили непосредственную работу по переписи. На факультете прикладной политологии студентам 3 курса (50 чел.) и 1 курса магистратуры (7 чел.) в качестве учебной практики было засчитано участие во Всероссийской переписи населения. На факультете социологии в переписи участвовало 63 (68%) студента 3 курса и 65 (93%) студентов 4 курса. На факультете на перепись населения было направлено 240 студентов с 3 и 4-го курсов. Руководители практик работали в тесном контакте с руководителями переписных участков и ответственными сотрудниками Мосгоркомстата и муниципалитетов. В 2002-2003 учебном году более 80% студентов проходили учебную и преддипломную практику в различных организациях и фирмах города Москвы и Подмосковья (министерства, институты, департаменты, суды и прокуратура, агентства, различные фонды и центры, банки, акционерные общества, страховые компании), которые определяли выпускающие кафедры факультетов в зависимости от профиля подготовки студентов.Студенты факультета права участвовали в судебных заседаниях, приобретали навыки составления правовых документов, применяли правовые программы («Гарант», «Консультант» и др.), собирали необходимые материалы для выпускной квалификационной работы. Студенты факультета прикладной политологии в прошедшем учебном был значительно расширен перечень организаций, в которых студенты успешно проходили практику, это Международный фонд защиты животных, Фонд экономических исследований «Новая экономика», МОСГОС экспертизе, Имиджленд PR, на радио «Эхо Москвы».По результатам прохождения практики студенты представили дневники прохождения практики, отчеты и отзывы руководителей практики от кафедры и от организации. Многие студенты во время прохождения практики зарекомендовали себя профессионально грамотными, квалифицированными специалистами, умеющими применять новейшие компьютерные технологии, знание английского языка, многие получили возможность остаться работать постоянно в организациях, принявших их на практику. Основной задачей на 2003-2004 учебный год продолжает оставаться работа по организации системы прохождения практики во внешних организациях, которая должна существенно сократить количество часов на проведение практики на кафедрах.^ Итоги государственной аттестации выпускников показывают, что результаты итогового государственного экзамена в среднем по факультетам достаточно стабильны и составляют около 80% - отличные и хорошие результаты и 20% - удовлетворительные (приложение ). Результаты защиты ВКР тоже достаточно стабильны: “отличных” и “хороших” оценок около 85 % . В магистратуре “отличных” и “хороших” оценок по результатам защиты магистерских диссертаций - 94%. Количество выпускников (специалистов), сдавших госэкзамены на «отлично» в 2002 году 41,7%, а в 2003 - 34% (на 7,7% меньше), защитившихся соответственно 61,5% и 55% (на 6,5% меньше). Получили неудовлетворительные оценки за госэкзамен в 2002 г. - 1,2% выпускников, в 2003 – 3,7%, что на 2,5% больше по сравнению с прошлым годом, а защитились в 2003 г. специалисты лучше, чем в прошлом на 1,7%.В целом по результатам итоговой государственной аттестации выпускников можно сделать вывод о высоком уровне подготовки студентов ГУ-ВШЭ. Выпускники вуза показали достаточно глубокие знания по специальностям, актуальным для развития экономики России, использование компьютерных технологий в учебном процессе. В подавляющем большинстве дипломных работ присутствует элемент инноваций научно-исследовательского характера. Такие работы помимо высокой оценки рекомендованы к участию в конкурсе студенческих научных работ. По заключению государственной экзаменационной комиссии уровень подготовки студентов соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам университета.^ Подведение итогов успеваемости Динамика успеваемости студентов по (приложение № ) показывает, что успеваемость до пересдачи задолженностей следующая: на “отлично” учатся до 26% студентов, на “ хорошо” – 30% студентов, на “удовлетворительно”-25%. Таким образом, на “хорошо” и “отлично” учатся 55% студентов (данные на 30.09.03., т.е. до окончания срока пересдачи задолженностей). По итогам рубежного и итогового контроля задолжники составляют около 30%. По сравнению с прошлым учебным годом бакалавры и специалисты закончили учебный годна «отлично»: 2002г. –14%, 2003г. – 25% на «хорошо» и «отлично» 2002г. – 32%, 2003г. – 30% на «удовлетворительно» 2002г. – 22%, 2003г. – 40% имеют задолженности до пересдач 2002г. – 32%. 2003г. – 28%магистры на «отлично»: 2002г. –18%, 2003г. – 34% на «хорошо» и «отлично» 2002г. – 22%, 2003г. – 34% на «удовлетворительно» 2002г. – 39%, 2003г. – 25% имеют задолженности до пересдач 2002г. – 21%. 2003г. – 23% Больше всего «отличных» оценок на факультетах психологии, права и прикладной политологии (магистратура). Больше всего «неудовлетворительных» оценок на факультетах мировой экономики, бизнес-информатики, отделении деловой и политической журналистики. Количество задолжников до пересдач увеличилось по сравнению с прошлым годом на 161 человек (3,3%), после пересдач на 40 человек (1,9%). Отчисленных студентов по сравнению с прошлым годом больше на 29 человек (0,2%). Больше всего отчислено студентов с факультета менеджмента (7%). Рост численности студентов, имеющих академические задолженности, во многом обусловлен введением модульной системы организации учебного процесса, в том числе введением новых форм контроля и учета их результатов при формировании итоговой оценки.Подведение итогов текущего контроля выявило ряд недостатков по методике приема экзаменов и зачетов: - в ряде случаев преподаватели принимают экзамены или зачеты без ведомости или индивидуального экзаменационного листа, допускаются исправления или дописываются фамилии в экзаменационные ведомости; - преподаватели несвоевременно выставляют оценки по письменным зачетам и экзаменам в зачетные книжки и с опозданием сдают ведомости в деканат; - преподаватели опаздывают на экзамены и зачеты, переносят их, не ставя в известность деканат; - имели место замены преподавателей на экзаменах или самостоятельное объединение экзамена по дисциплине с другим факультетом, - многие кафедры не имеют единого подхода к допуску студентов к экзаменам.^ Анализ выполнения учебной работы кафедр, штатный состав ППС кафедр Количество штатного профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 122 человека (28 профессоров, 50 доцентов, 26 ст. преподавателей, 18 преподавателей и ассистентов). В 2002/2003 учебном году в вузе работали 493 штатных преподавателя, из них 66% преподавателей имеют ученую степень или ученое звание. Анализ годовых отчетов кафедр показал, что ряд кафедр перевыполнили учебную нагрузку (фондового рынка и финансового менеджмента, математической экономики и эконометрики, английского языка на факультетах менеджмента и права, общего и стратегического менеджмента, теории права и сравнительного правоведения), в то же время 13 кафедр значительно недовыполнили запланированную на 2002-2003 учебный год нагрузку (финансового права, государственного управления и экономики общественного сектора, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики фирмы), что составило более 15 ставок в перерасчете на 700 часов по средней ставке доцента. Некоторые кафедры несвоевременно представляют отчеты по учебной работе (кафедра международных экономических отношений, методов сбора и анализа социологической информации, деловой и политической журналистики, медиа-менеджмента и медиа-бизнеса, информационной политики и информационных исследований).Контроль В 2002-2003 учебном году были проведены комплексные проверки Факультетов: права, прикладной политологии, МИЭФ;Кафедр: фондового рынка и финансового менеджмента, экономической теории, общего и стратегического менеджмента, общей социологии, финансового и банковского права, английского языка при факультетах права и политологии, публичной политики, региональной экономики и экономической географии. В ходе проверок был выявлен ряд замечаний и предложен ряд рекомендаций по устранению недостатков. По результатам проверок были составлены акты с указанием на недостатки в работе факультетов и кафедр.При проверке деканатов факультетов выяснилось, что не все преподаватели руководствуются новым «Положением о формах контроля знаний студентов в ГУ-ВШЭ», многие преподаватели не заполняют рабочие ведомости для подведения результатов промежуточного и итогового контроля. Большинство преподавателей не владеют методикой проставления баллов в 10-и балльной системе, а это имеет большое значение при назначении студентов на стипендию по новому положению. Не все преподаватели информируют студентов о роли текущих форм контроля, а также о том, когда и в какой форме будет проводиться итоговая аттестация по данному курсу, каковы требования к ее успешному прохождению, а также методику формирования результирующей оценки.Регулярно проводились проверки посещаемости студентами занятий в связи с началом учебного года, семестра и модуля. Все это позволило руководству вуза лучше узнать подлинное положение дел в подразделениях ГУ-ВШЭ и оперативно провести мероприятия по устранению выявленных недостатков.^ Проблемы 2002-2003 учебного года и задачи на следующий учебный год.Были зафиксированы случаи срыва занятий по вине кафедр, зав. кафедрами не успевали заменить преподавателей или предупредить деканаты об отсутствии преподавателя. Отмечены опоздания преподавателей на работу от 10 до 30 минут. Зачеты и экзамены проводились в последнюю неделю модуля в отведенные для семинаров и лекций часы. Проведение зачетов и экзаменов одновременно с ведением учебных занятий создавало значительные трудности для студентов и для организации учебного процесса. С отменой учебных занятий на последней неделе каждого модуля эта проблема будет решена в этом учебном году.